Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Средний ранговый балл рассчитывался по формуле: средний ранг = сумма ранговых баллов: количество испытуемых.
Ценности |
Баллы | |
Средний ранг |
Групповой ранг | |
1. Ценности семейной жизни |
2,00 |
1 |
2. Ценности общественной жизни |
2,46 |
2 |
3. Ценности обучения и |
3,08 |
3 |
4. Духовные ценности |
3,31 |
4 |
5. Ценности профессиональной |
3,69 |
5 |
Следовательно, в системе ценностей-целей для детей-сирот наиболее значимы ценности личной и общественной жизни, а профессиональные и образовательные ценности наименее значимы.
Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей образуют четыре блока ценностей – этические ценности (воспитанность, жизнерадостность, честность), ценности профессионального самоопределения (ответственность, исполнительность, рационализм), индивидуальные ценности (независимость, толерантность), интеллектуальные ценности (образованность, широта взглядов).
Ценности |
Баллы | |
Средний ранг |
Групповой ранг | |
1. Индивидуальные ценности |
1,9 |
1 |
2. Интеллектуальные ценности |
2,2 |
2 |
3. Ценности профессионального |
3,42 |
3 |
4. Этические ценности |
3,64 |
4 |
В системе ценностей-средств для данной категории детей наибольшую значимость имеют индивидуальные ценности, а профессиональные ценности также занимают последние места.
Анализ результатов диагностики ценностных ориентаций показывает, что при осуществлении социально-педагогической деятельности необходимо оптимизировать значимость ценностей профессиональной самореализации.
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить ряд проблем в процессе адаптации студентов, относящихся к категории детей-сирот в условиях колледжа:
Таким образом, уровень адаптации большинства студентов-сирот диагностирован как низкий и средний. Низкий уровень адаптированности студентов данной категории, на наш взгляд является следствием неприспособленности к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.). Отсюда вытекают слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости социально-педагогической работы с данной категорией студентов, необходима программа по социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты» с учетом их индивидуальных особенностей, с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации.
Профессиональные колледжи реализуют значимую социально компенсирующую функцию, работая с молодежью с трудным детством. Практически каждый из них берет на себя решение задач адаптации, особенно обездоленных учащихся-сирот.
Проведенный анализ теоретических источников, а также данные эмпирического исследования показали, что выпускники интернатов, детских домов, поступившие в колледж, как правило, оказываются неподготовленные к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не знают элементарных бытовых вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своей комнате, чем заниматься в свободное время. Эти студенты характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими их ровесниками и педагогами, иждивенчеством. В учебных группах они обособляются и, как правило, доверительные отношения строят с такими же учащимися-сиротами. Следует отметить, что дети-сироты, профессиональный выбор делают неосознанно, а иногда этот выбор делают за них, не объясняя значимость данного решения. В дальнейшем, при обучении в колледже ребенок видит, что выбранная профессия не отвечает его ожиданиям, разочаровывается в ней и зачастую совсем прекращает обучение. Либо получает диплом, но не работает по специальности.
Как показывает опыт, пребывание в интернатных учреждениях накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение рада лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения. Выходя из стен учреждения, в самостоятельную жизнь, на вид взрослые и независимые на вид юноши и девушки становятся совершенно беспомощными перед возникающими трудностями. Это, прежде всего несформврованности потребности трудиться, определенные сложности в построении отношений с другими людьми, низкая собственная активность.
Усвоенные за годы проживания в детском доме «правила», в новой социальной ситуации оказываются малоэффективными, или неприемлемыми.
В связи с этим, подростков в этот период жизни отличает неуверенность в себе, беспокойство о завтрашнем дне, в достижении профессиональных планов. Очень часто выпускники с трудом строят отношения с другими людьми, предпочитая держаться обособленной группой.
Период пребывания детей-сирот в учреждениях профессионального образования следует рассматривать в качестве периода необходимого повышения потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот в процессе их социализации в условиях обучения в колледже.
Пояснительная записка. Число детей, оставшихся без попечения родителей в последнее время возрастает. Некоторую часть своей жизни дети находятся под опекой, поддержкой и заботой государства. При выходе из детского дома многие из них впервые в своей жизни сталкиваются с «нормальными» условиями жизни.
Как показывает опыт, пребывание в интернатных учреждениях накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение ряда лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения. Выходя из стен учреждения, в самостоятельную жизнь, на вид взрослые и независимые юноши и девушки становятся совершенно беспомощными перед возникающими проблемами. Это, прежде всего информированности потребности трудиться, неумение строить отношения с людьми, низкая собственная активность.
Данная программа направлена на приобретение выпускниками практических навыков и повышение уровня готовности к самостоятельной жизни. Овладение знаниями, умениями эффективного социального поведения, форсированной оптимизации коммуникативных возможностей человека, необходимых в дальнейшей жизни выпускника.
Цель программы: осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов-сирот к образовательно-воспитательному процессу в колледже.
Задачи программы:
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в колледже осуществляется в 3 этапа.
I этап (сентябрь, октябрь)
Задачи этапа:
II этап (ноябрь, декабрь)
Задачи этапа:
III этап (январь, июнь)
Задачи этапа:
Реализация программы предусматривает следующие направления:
Психологическое направление предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, и включает изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование мотивации к обучению, освоению профессии. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения студентов, определяются условия успешного обучения.
Деятельность педагога-психолога и классных руководителей осуществляется по следующим направлениям:
Работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.
Деятельность в социальном направлении предполагает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, формированию социального опыта: решение проблем связанных с получением жилья, обустройством быта, организация летнего отдыха, выплата пособий и стипендий, организация питания и досуга, охрана и защита прав; формирование здорового образа жизни.
Педагогическое направление обеспечивает педагогические условия для самореализации личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в образовательной среде ССУЗа, предполагает систематическое отслеживание педагогического статуса студента и динамики его успеваемости в процессе профессионального обучения и производственной практики. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики; предполагается оказание помощи студентам в овладении знаниями, умениями, навыками в процессе обучения, в прохождении производственной практики, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.
Профессиональная адаптация представляет собой приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация детей-сирот направлена на социализацию детей-сирот к условиям СПО через организацию специальных занятий, лекции, тренингов, мастер-классов по развитию различных адаптационных компетенций; встречи с выпускниками колледжа и др.
Социально-педагогическая деятельность по профессиональной адаптации способствует развитию профессионального самоопределения, формированию качества конкурентоспособного специалиста.
Задачи и механизм их решения для каждого направления представлены в Приложении В.