Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
С физиологической точки зрения адаптация означает перестройку динамического стереотипа поведения. И.П. Павлов отмечал, что условия жизни, среда есть внешний стереотип, который создает систему постоянно действующих, повторяющихся раздражителей, формирующих в коре мозга человека систему устойчивых связей, то есть внутренний стереотип. Он не может быть неизменным. Составляющие его нервные связи носят временный характер. Чем существеннее отличаются внешние условия жизни, в которых находится человек, от тех, в которые он попадает, тем сильнее должны изменяться прежние нервные связи, ломаться старые привычки, формы поведения. Если новые условия его жизни незначительно отличаются от прежних и старый стереотип соответствует новым внешним воздействиям, то вступает в действие закон суммирования временных нервных связей. Новые воздействия не вступают в противоречие со старыми следами, оставшимися в коре головного мозга, и поэтому легко сживаются с ними (суммируются), постепенно усложняя имеющуюся систему временных нервных связей (цит. по [54]).
Если обстановка значительно отличается от прежнего образа жизни человека и новые требования противоречат сложившимся нервным связям, то начинают действовать законы корригирования, или отмены старых образований и стереотипов, часто сопровождающиеся внутренними конфликтами.
Когда человек попадает в новые условия, то происходит не только личностная адаптация, но и адаптация коллектива к своему новому члену. Поэтому социально-психологическую адаптацию следует рассматривать как систему, в которой изменение одного звена неизбежно влечет за собой изменение других.
И.П. Павлов считал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима определенная минимальная сумма раздражений, идущих в головной мозг (цит. по [54]).
В трудах Л.С. Выготского показано, что процесс адаптации человека имеет тесную связь с культурно-историческими условиями его жизни [13]. Л.С. Выготский отмечал, что поведение человека, так же как и его личность, формируется в процессе взаимодействия с окружающими человека людьми и предметами. Данное взаимодействие опосредует культурное развитие человека. Известно, что адаптацию можно разложить на три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. На каждый из этих компонентов оказывается влияние не только со стороны внутренней, но и в большей степени со стороны внешней среды. В отношениях между стимулом (из внешней или внутренней среды) и реакцией человека (поведенческим актом) выделяется промежуточный стимул (средний стимул, знак), который опосредует поведение. «Характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь остальной процесс... Нейтральный стимул при возникшем препятствии приобретает функцию знака, и с этого момента структура операции принимает существенно иной вид» [13, С. 45]. Если рассматривать данную проблему в контексте взаимоотношений, то необходимо отметить, что «знаком» может быть какое-либо высказывание, акт поведения и тому подобное, то есть отмечается влияние других людей на поведенческие проявления и чувства человека.
Л.С. Выготский отмечал, что поведение человека, так же как и его личность, формируется в процессе взаимодействия с окружающими человека людьми и предметами. Данное взаимодействие опосредует культурное развитие человека. Известно, что адаптацию можно разложить на три основных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. На каждый из этих компонентов оказывается влияние не только со стороны внутренней, но и в большей степени со стороны внешней среды. В отношениях между стимулом (из внешней или внутренней среды) и реакцией человека (поведенческим актом) выделяется промежуточный стимул (средний стимул, знак), который опосредует поведение. «Характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь остальной процесс... Нейтральный стимул при возникшем препятствии приобретает функцию знака, и с этого момента структура операции принимает существенно иной вид» [13, С. 34]. Если рассматривать данную проблему в контексте взаимоотношений, то необходимо отметить, что «знаком» может быть какое-либо высказывание, акт поведения и тому подобное, то есть отмечается влияние других людей на поведенческие проявления и чувства человека.
Л.С. Выготский отмечает важность овладения собой и своим поведением, при этом овладение поведением представляет собой опосредованный процесс, который всегда осуществляется через известные вспомогательные стимулы, в качестве которых, как правило, выступают поощрение или наказание со стороны ближайшего окружения либо самого человека. Кроме того, самым характерным для овладения собой и собственным поведением является выбор. Условия выбора очень заметно осложняют и затрудняют протекание процесса овладения: у субъекта возникают нерешительность, колебания, взвешивание мотивов, попытка их уравнивания. Иногда выбор затягивается и становится в высшей степени затруднительным, в этом случае человек может обратиться за помощью к своему ближайшему окружению. Сделав выбор, человек обогащает свой внутренний мир, овладевает новыми необходимыми ему знаниями, умениями и навыками, которые позволяют ему успешно адаптироваться к новым для нет условиям [13].
Таким образом, при межличностном взаимодействии другой человек, согласно мнению Л.С. Выготского, может выступать промежуточным (вспомогательным) стимулом (знаком), который опосредует процесс овладения необходимыми для успешной адаптации знаниями и умениями.
Ф.Б. Березин отмечает, что исследование изменений в системе «человек – среда», приводящих к ухудшению ее сбалансированности, как фактора, вызывающего эмоциональный стресс и повышающего риск нарушений психологической адаптации, позволяет поставить вопрос о том, какие именно изменения наиболее значимы и оказывают наибольшее влияние на процесс психологической адаптации человека в новой, необыкновенной или даже экстремальной среде. Для психологической адаптации особое значение приобретает соответствие адаптивных механизмов индивидуума требованиям социальных условий, в частности того микросоциального окружения, в котором протекает повседневная деятельность человека и с которым связаны его интересы [7].
Поскольку установки, отношения, ролевые структуры представляют собой важные уровни интеграции поведения, нарушение их адекватности при изменениях в системе «человек – среда» неизбежно сопровождается ухудшением качества психологической адаптации. Указанные изменения могут неблагоприятно влиять на целостность сложившихся представлений индивидуума о собственной личности, то есть на Я-концепцию, сохранение или целесообразное изменение которой является существенной предпосылкой построения интегрированного адаптивного поведения.
И.Г. Зайнышев под адаптацией понимает процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации – это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность – это сущностная сторона человека, его качественная характеристика [23, с. 37].
Отечественные исследователи выделяют различные виды адаптации. И.Г. Зайнышев [23] рассматривает управленческую, социальную, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.
В социологическом словаре следующим образом рассматривается понятие «социальная адаптация». Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [32, с.6].
В психологическом словаре на основе обобщения исследований дается следующее определение понятию «социальная адаптация»: это интегративный показатель состояния человека, отражающий его способности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообусловливанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [52, с.13].
По мнению И.Ю. Кулагиной, социальная адаптация из всех видов адаптации наиболее активно проявляется в подростковом возрасте, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций групп, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы [33].
В работе детьми-сиротами важно определить не только социальную, но и психическую адаптацию. Это связано с тем, что социальная адаптация напрямую зависит от адаптации психической. Только психически адаптированный человек способен адаптироваться социально. Другими словами, при некомфортной психологической обстановке и высокой тревожности невозможно говорить о гармоничном развитии [11].
М.В. Максимова считает, что социально-психологическая адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития [35].
Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.
Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации [33].
Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% – психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения [38].
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Адаптированность личности – степень приспособленности ее к условиям жизни и деятельности. Адаптированность личности может быть: внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями – происходит полная, генерализованная адаптация личности); внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности); смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность [32].
При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.
Дезадаптированность личности – характеристика, противоположная адаптированности. Обычно выделяют несколько типов дезадаптированности личности: устойчивую ситуативную дезадаптированность, характеризующуюся отсутствием у личности механизмов адаптации присутствием желания, но неумением адаптироваться (это чаще всего происходит с людьми, находящимися в группе, но изолированными от нее; следствием данного явления может быть защитный комплекс, приводящий к иллюзорному восприятию своего места в группе); временную дезадаптированность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; общую устойчивую дезадаптированность, представляющую собой состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы психики [32].
Наряду с термином «адаптация» используется и термин «переадаптация», понимающийся как процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную и т. п. При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Адаптация и переадаптация различаются лишь степенью перестройки личности. Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом. Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности. Так, например, переход человека из гражданских, мирных условий его жизнедеятельности к военным обычно сопровождается не только адаптацией, но и переадаптацией его психики. При возвращении к мирной жизни у таких военнослужащих происходит их реадаптация, и нередко с серьезными психологическими последствиями [31].