Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Технологии и методики реализации программы:
– диагностические процедуры;
– групповые занятия на базе учебных заведений;
– ролевая и моделирующая игра;
– анализ ситуаций;
– лекции;
– индивидуальные очные консультации.
На учебных занятиях (теоретических и практических) предусмотрены следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная (в виде самостоятельных заданий, либо под руководством педагога дополнительного образования), фронтальная (беседа, отработка приема); групповая (разделение учащихся на группы по 2-3 человека), а также познавательные конкурсы, деловые и ролевые игры, экскурсии на предприятия. Внедрены элементы превентивного обучения, тренинги.
Учебно-производственная деятельность дает хорошие результаты, так как предполагает использование многообразия форм и методов, системность проведения учебных занятий по определенному графику, где результатом деятельности обучающегося станут не только знания, умения и навыки, но и групповое, личностное взаимодействие.
Ожидаемый результат.
1. Коррекция
психо-эмоционального
2. Повышение
социальной адаптивности и
3. Приобщение к здоровому образу жизни.
4. Повышение
способности устанавливать
Задачей последнего этапа исследования был анализ результаты реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования
Прохождение адаптационного периода студентов первого курса 2013 года базировалось на основе разработанной нами программы по адаптации студентов-сирот в условиях СПО. В исследовании принимали участие 10 студентов-сирот, участвовавших в программе.
Представленная программа реализовывалась в условиях Сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова в течение 2013-2014 учебного года продолжает. Она охватила 21 студента из числа детей-сирот, поступивших на первый курс колледжа. За этот период нами были получены следующие результаты. Обучающиеся приобрели знания о своих правах и обязанностях, о последствиях наказания за нарушение закона, о многообразии социальных ролей, о молодежных движениях, распространенных как на территории России, так и за рубежом, о правилах построения межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми, о способах оказания первой медицинской и психологической помощи и др. В ходе реализации программы обучающие приобрели следующие умения и навыки: рациональное распределение своего бюджета, приготовление бутербродов, умение сервировать стол, встречать гостей, распознавать и оценивать опасные ситуации, регулировать свои эмоциональные состояния, строить свое поведение в соответствии с социальной ролью, определять свое хобби (рисование, вязание, макраме) и др.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
Включенность в новую социальную среду можно оценить по тому, насколько активно или пассивно участвуют студенты в общественной жизни и внеаудиторных мероприятиях колледжа (см. Таблицу 6).
Виды мероприятий |
В конференциях |
В концертах |
В конкурсах |
В оформлении плакатов и альбомов |
В акциях за здоровый образ жизни |
Количество участников |
19% |
28% |
9,5% |
33% |
38% |
По итогам анкетирования 71% студентов-сирот участвовали во внеаудиторных мероприятиях учебного заведения, что свидетельствует о высокой социальной активности и включенности в новую социальную среду.
От мотивации к обучению зависит насколько успешно студенты адаптируются к учебно-познавательному процессу. Изучение мотивации к учебной деятельности студентов-сирот после прохождения программы исследовалось с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин)».
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) представляет собой многошкальную методику. Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы.
Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Результаты исследования по данной методике позволили сделать следующие выводы. Преобладающими мотивами учения среди студентов являются «престиж», «творческая самореализация» и «учебно-познавательная деятельность (содержание учения)».
Итак, как видно из результатов исследования, для большинства студентов ведущим мотивом является мотив самосовершенствования и самоопределения (28,5) и мотив достижения успеха (23,8%). Значимым для студентов также мотив учебно-познавательной деятельности (содержание учения) (23,8%). Мотива «избегание неудач» были ведущим для 3 студентов (14,2%). Среди подростков значимым в качестве мотива учения оказался также сам процесс учения (9,5%). Небезынтересным является тот факт, практически у всех студентов среди выбранных мотивов учения обязательно присутствует мотив «достижение успеха» или «благополучии».
Таким образом, на основании полученных данных, можно утверждать, что мотивационный уровень студентов-сирот является средним для 77%. С 23% студентов необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации.
И, наконец, включенность студентов в новую систему отношений зависит от личностных психологических особенностей каждого студента, предыдущего опыта общения в коллективе.
Изучение личностных особенностей студентов проводилось при помощи методики Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Кроме того, проводилось социометрическое исследование и определение степени комфортности нахождения в коллективе каждого студента-сироты.
Исследование эмоционального состояния студентов-сирот и внутригрупповых отношений показало, что наличие высокой степени тревожности и ярко выраженной потребности в общении учащихся первого курса в сочетании с низким индексом агрессивности способствовало внутригрупповому сплочению. Так же в рамках программы по адаптации были проведены мероприятия, направленные на формирование сплоченности в коллективе.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что реализация программы способствует включению обучающихся в деятельность, в общение, во взаимодействие, творчество, поиск. Были созданы условия для развития и раскрытия потенциала обучающихся за счет интереса к различным видам социально-психологической и творческой деятельности, благодаря чему у ребят появилась возможность реализовать себя как личность.
Итак, разработанная программа социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования, включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов-сирот.
Эффективную адаптацию студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают следующие организационно-педагогические условия:
Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтверждает эффективность представленной программы.
Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.
Выводы по второй главе:
Изучение состояния работы по социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова показал, что работа с детьми данной категории ведется по нескольким направлениям: обучающиеся включаются в воспитательный процесс, где, учитывая индивидуальные особенности, определена роль каждого, активно привлекаются к внеклассным мероприятиям. Одновременно проводится диагностика учащихся и на основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника, совместно с психологом, анализируются данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.
Вместе с тем, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в учебном заведении, в настоящее время существует множество проблем, среди которых основными являются проблема профессионального обучения (нежелание или неготовность детей-сирот к нему) и проблема создания семьи.
Проведенное нами исследование особенностей социально-педагогической адаптации детей сирот позволило выделить следующие особенности: абсолютная неприспособленность к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.) и, как следствие, высокий уровень тревожности (либо «чрезмерное спокойствие»). низкий уровень адаптированности, слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости социально-педагогической работы с данной категорией студентов, необходима программа по социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты» с учетом их индивидуальных особенностей, с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации.
На основе полученных данных была разработана социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования. Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтверждает эффективность представленной программы. Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.
Анализ теоретической литературы показал, что адаптация – понятие чрезвычайно широкое и включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. В педагогической науке выделяют несколько подходов к изучению проблемы адаптации, в русле каждого из которых, дается определение адаптации, указываются основные факторы ее успешного протекания, анализируются причины и факторы дезадаптации. В рамках настоящего исследования социально-педагогическая адаптация детей-сирот рассматривалась как целенаправленный процесс, ориентированный на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.
Период обучения в профессиональном училище, колледже рассматривается как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни и имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся. К таким особенностям можно отнести несформированность готовности к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как: не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.
Изучение состояния работы по социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова показал, что работа с детьми данной категории ведется по нескольким направлениям: обучающиеся включаются в воспитательный процесс, где, учитывая индивидуальные особенности, определена роль каждого, активно привлекаются к внеклассным мероприятиям. Одновременно проводится диагностика учащихся и на основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника, совместно с психологом, анализируются данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.
Вместе с тем, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в учебном заведении, в настоящее время существует множество проблем, среди которых основными являются проблема профессионального обучения (нежелание или неготовность детей-сирот к нему) и проблема создания семьи.
С целью выявления особенностей социальной адаптации детей-сирот в условиях колледжа в октябре-ноябре 2011 года на базе Сельскохозяйственного института сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова было проведено эмпирическое исследование, подверждающие данные теоретических источников об особеннотсях социально-педагогической адаптации детей-сирот. Данные эмпирического исследования показали, что выпускники интернатов, детских домов, поступившие в колледж, как правило, оказываются неподготовленные к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не знают элементарных бытовых вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своей комнате, чем заниматься в свободное время. Эти студенты характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими их ровесниками и педагогами, иждивенчеством. В учебных группах они обособляются и, как правило, доверительные отношения строят с такими же учащимися-сиротами.