Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Файлы: 1 файл

ДР Адаптация детей-сирот в СПО (посл).doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Технологии и методики реализации программы:

– диагностические процедуры;

– групповые занятия на базе учебных заведений;

– ролевая и моделирующая игра;

– анализ ситуаций;

– лекции;

– индивидуальные очные консультации.

На учебных занятиях (теоретических и практических) предусмотрены следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная (в виде самостоятельных заданий, либо под руководством педагога дополнительного образования), фронтальная (беседа, отработка приема); групповая (разделение учащихся на группы по 2-3 человека), а также познавательные конкурсы, деловые и ролевые игры, экскурсии на предприятия. Внедрены элементы превентивного обучения, тренинги.

Учебно-производственная деятельность дает хорошие результаты, так как предполагает использование многообразия форм и методов, системность проведения учебных занятий по определенному графику, где результатом деятельности обучающегося станут не только знания, умения и навыки, но и групповое, личностное взаимодействие.

Ожидаемый результат.

1. Коррекция  психо-эмоционального состояния  выпускников детских домов.

2. Повышение  социальной адаптивности и активности  выпускников, уровня готовности  их к самостоятельной жизни.

3. Приобщение к здоровому образу жизни.

4. Повышение  способности устанавливать продуктивные  конструктивные отношения при  взаимодействии с другими людьми.

 

2.4. Анализ результатов реализации  программы социально-педагогической  деятельности по адаптации детей-сирот  в условиях среднего профессионального образования

 

Задачей последнего этапа исследования был анализ результаты реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

Прохождение адаптационного периода студентов первого курса 2013 года базировалось на основе разработанной нами программы по адаптации студентов-сирот в условиях СПО. В исследовании принимали участие 10 студентов-сирот, участвовавших в программе.

Представленная программа реализовывалась в условиях Сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова в течение 2013-2014 учебного года продолжает. Она охватила 21 студента из числа детей-сирот, поступивших на первый курс колледжа. За этот период нами были получены следующие результаты. Обучающиеся приобрели знания о своих правах и обязанностях, о последствиях наказания за нарушение закона, о многообразии социальных ролей, о молодежных движениях, распространенных как на территории России, так и за рубежом, о правилах построения межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми, о способах оказания первой медицинской и психологической помощи и др. В ходе реализации программы обучающие приобрели следующие умения и навыки: рациональное распределение своего бюджета, приготовление бутербродов, умение сервировать стол, встречать гостей, распознавать и оценивать опасные ситуации, регулировать свои эмоциональные состояния, строить свое поведение в соответствии с социальной ролью, определять свое хобби (рисование, вязание, макраме) и др.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

    • в новую социальную среду;
    • в учебно-познавательный процесс;
    • в новую систему отношений.

Включенность в новую социальную среду можно оценить по тому, насколько активно или пассивно участвуют студенты в общественной жизни и внеаудиторных мероприятиях колледжа (см. Таблицу 6).

Таблица 6 – Сводная таблица участия студентов-сирот во внеаудиторных мероприятиях

Виды мероприятий

В конференциях

В концертах

В конкурсах

В оформлении плакатов и альбомов

В акциях за здоровый образ жизни

Количество участников

19%

28%

9,5%

33%

38%


 

По итогам анкетирования 71% студентов-сирот участвовали во внеаудиторных мероприятиях учебного заведения, что свидетельствует о высокой социальной активности и включенности в новую социальную среду.

От мотивации к обучению зависит насколько успешно студенты адаптируются к учебно-познавательному процессу. Изучение мотивации к учебной деятельности студентов-сирот после прохождения программы исследовалось с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин)».

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) представляет собой многошкальную методику. Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Результаты исследования по данной методике позволили сделать следующие выводы. Преобладающими мотивами учения среди студентов являются «престиж», «творческая самореализация» и «учебно-познавательная деятельность (содержание учения)».

Итак, как видно из результатов исследования, для большинства студентов ведущим мотивом является мотив самосовершенствования и самоопределения (28,5) и мотив достижения успеха (23,8%). Значимым для студентов также мотив учебно-познавательной деятельности (содержание учения) (23,8%). Мотива «избегание неудач» были ведущим для 3 студентов (14,2%). Среди подростков значимым в качестве мотива учения оказался также сам процесс учения (9,5%). Небезынтересным является тот факт, практически у всех студентов среди выбранных мотивов учения обязательно присутствует мотив «достижение успеха» или «благополучии».

Таким образом, на основании полученных данных, можно утверждать, что мотивационный уровень студентов-сирот является средним для 77%. С 23% студентов необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации.

И, наконец, включенность студентов в новую систему отношений зависит от личностных психологических особенностей каждого студента, предыдущего опыта общения в коллективе.

Изучение личностных особенностей студентов проводилось при помощи методики Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Кроме того, проводилось социометрическое исследование и определение степени комфортности нахождения в коллективе каждого студента-сироты.

Исследование эмоционального состояния студентов-сирот и внутригрупповых отношений показало, что наличие высокой степени тревожности и ярко выраженной потребности в общении учащихся первого курса в сочетании с низким индексом агрессивности способствовало внутригрупповому сплочению. Так же в рамках программы по адаптации были проведены мероприятия, направленные на формирование сплоченности в коллективе.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что реализация программы способствует включению обучающихся в деятельность, в общение, во взаимодействие, творчество, поиск. Были созданы условия для развития и раскрытия потенциала обучающихся за счет интереса к различным видам социально-психологической и творческой деятельности, благодаря чему у ребят появилась возможность реализовать себя как личность.

Итак, разработанная программа социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования, включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов-сирот.

Эффективную адаптацию студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают следующие организационно-педагогические условия:

    • педагогическое взаимодействие преподавателей, классных руководителей, специалистов психологической службы в ходе процесса адаптации,
    • внедрение программы по адаптации первокурсников к условиям ССУЗа, разработка методического обеспечения для реализации программы,
    • организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума,
    • осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении;
    • учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов-сирот;
    • создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебной групп.

Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтверждает эффективность представленной программы.

Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.

 

 

 

Выводы по второй главе:

 

Изучение состояния работы по социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова показал, что работа с детьми данной категории ведется по нескольким направлениям: обучающиеся включаются в воспитательный процесс, где, учитывая индивидуальные особенности, определена роль каждого, активно привлекаются к внеклассным мероприятиям. Одновременно проводится диагностика учащихся и на основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника, совместно с психологом, анализируются данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.

Вместе с тем, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в учебном заведении, в настоящее время существует множество проблем, среди которых основными являются проблема профессионального обучения (нежелание или неготовность детей-сирот к нему) и проблема создания семьи.

Проведенное нами исследование особенностей социально-педагогической адаптации детей сирот позволило выделить следующие особенности: абсолютная неприспособленность к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.) и, как следствие, высокий уровень тревожности (либо «чрезмерное спокойствие»). низкий уровень адаптированности, слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости социально-педагогической работы с данной категорией студентов, необходима программа по социальной адаптации студентов, относящихся к категории «дети-сироты» с учетом их индивидуальных особенностей, с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации.

На основе полученных данных была разработана социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования. Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтверждает эффективность представленной программы. Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.

 

Заключение

 

Анализ теоретической литературы показал, что адаптация – понятие чрезвычайно широкое и включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. В педагогической науке выделяют несколько подходов к изучению проблемы адаптации, в русле каждого из которых, дается определение адаптации, указываются основные факторы ее успешного протекания, анализируются причины и факторы дезадаптации. В рамках настоящего исследования социально-педагогическая адаптация детей-сирот рассматривалась как целенаправленный процесс, ориентированный на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.

Период обучения в профессиональном училище, колледже рассматривается как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни и имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся. К таким особенностям можно отнести несформированность готовности к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как: не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.

Изучение состояния работы по социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова показал, что работа с детьми данной категории ведется по нескольким направлениям: обучающиеся включаются в воспитательный процесс, где, учитывая индивидуальные особенности, определена роль каждого, активно привлекаются к внеклассным мероприятиям. Одновременно проводится диагностика учащихся и на основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника, совместно с психологом, анализируются данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.

Вместе с тем, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в учебном заведении, в настоящее время существует множество проблем, среди которых основными являются проблема профессионального обучения (нежелание или неготовность детей-сирот к нему) и проблема создания семьи.

С целью выявления особенностей социальной адаптации детей-сирот в условиях колледжа в октябре-ноябре 2011 года на базе Сельскохозяйственного института сельскохозяйственного колледжа ХГУ им Н.Ф. Катанова было проведено эмпирическое исследование, подверждающие данные теоретических источников об особеннотсях социально-педагогической адаптации детей-сирот. Данные эмпирического исследования показали, что выпускники интернатов, детских домов, поступившие в колледж, как правило, оказываются неподготовленные к самостоятельной жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не знают элементарных бытовых вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распорядиться деньгами, как следить за чистотой в своей комнате, чем заниматься в свободное время. Эти студенты характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими их ровесниками и педагогами, иждивенчеством. В учебных группах они обособляются и, как правило, доверительные отношения строят с такими же учащимися-сиротами.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования