Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Файлы: 1 файл

ДР Адаптация детей-сирот в СПО (посл).doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Исследование также позволило выделить следующие особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях профессионального обучения в колледже: абсолютная неприспособленность к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.) и, как следствие, высокий уровень тревожности (либо «чрезмерное спокойствие»). низкий уровень адаптированности, слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим.

На основе полученных данных была разработана программа социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования, включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов-сирот.

Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтверждает эффективность представленной программы. Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.

Вместе с тем, следует отметить, что проведенное исследование не разрешило всех проблем, связанных с адаптацией детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, кроме того, анализ полученных результатов позволил наметить перспективы изучения процесса социально-педагогической адаптации студентов из числа сирот на 2, 3, 4 курсах обучения в колледже.

 

Библиографический список

 

 

  1. Астоянц, М. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? М. Астоянц // Социальная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 40-41.
  2. Байер, Е. Жизнеустройство детей-сирот / Е. Байер, С. Воробьев, О. Латышев // Социальная педагогика. – 2006. – №3. – С. 118-121.
  3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.
  4. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье», 2004. – 235 с.
  5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2004. – 129 с.
  6. Беляков, В.В. Деятельность общественных организаций России по оказанию помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот / В.В. Беляков // Внешкольник. - 1998 .- №3. - С. 13-15.
  7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
  8. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого наказания, 2007. – 176 с
  9. Большая Советская энциклопедия. В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – Т. 1 – С. 84.
  10. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния / В. Брутман // Народное образование. – 2004. – №9-10. – С. 18-22.
  11. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. -2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2006. – 440 с.
  12. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006.- 144 с.
  13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  14. Газарян А. Социальная адаптация детей-сирот: краткий обзор вопроса / А. Газарян // Социс. – 2006. – №10. – С. 18-19.
  15. Гусарова, Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей / Г. Гусарова // Российское образование: Официальные вести. – 2001. – №1-2. – С. 94-96.
  16. Гусев, А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома / А. Гусев // Учитель. – 2003. – №6. – С. 12-15.
  17. Данилова, З.Г. Ключевой фактор социализации учащегося профессионального колледжа / З.Г. Данилова. // Информационный и научно-методический сборник. Воспитательная система. М.: Изд-во «НПО Воспитательная система». 2007. – №8. – С. 39-42.
  18. Данилова, З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе среднего профессионального образования: монография / З.Г. Данилова. – М.: Издательство НИИРПО, 2008. – 212 с.
  19. Данилова, З.Г. Разработка модели ресоциализации детей-сирот в колледже / З.Г. Данилова // Научно-методический сборник. Проблемы ресоциализации детей-сирот системе профессионального образования. – М.: Издательство ФИРО, 2008. – С. 13-18.
  20. Дементьева И.Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С.69-72.
  21. Дементьева, И.Б. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика. – 2003. – №2. – С. 64 – 73.
  22. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999. – 184 с.
  23. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  24. Иванова, Н.П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей / Н.П. Иванова //Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. – М.: Гардарики, 2009. – С. 71-75.
  25. Калитеевская, Е. Р., Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.И. Бороднина // Вопросы психологии. – 2007. – №2. – С. 68-79.
  26. Карнаух, И. Способы снижения тревожности у подростков из детских домов / И. Карнаух //Социальная педагогика. – 2004. – № 8 – С. 88-90.
  27. Кичигина, Т.С. Социально-педагогические проблемы (аспекты) обучения детей-сирот в колледже / Т.С. Кичигина // Научно-методический сборник (выпуск седьмой). Психолого-педагогические проблемы социальных девиаций личности. – М., 2011. – С. 58-64.
  28. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
  29. Кононова, Л.И. Технологии постинтернатной адаптации детей-сирот к условиям современной жизни / Кононова Л.И., Кононова Т.Б., Золотарева Т.Ф. - М.: ООО «Медина-Принт», 2006. – 134 с.
  30. Корель, Л.B. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики / Л.B. Корель. – Новосибирск: Наука, 2005. – 424 с.
  31. Красавцева, Л. Е. Адаптация как условие вхождения личности в социум / Л.Е. Красавцева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №6. – С. 54-58.
  32. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани. – М.: Политиздат, 1988. – С. 6
  33. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 с.
  34. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Среднее профессиональное образование. – 2011. – №8. – С. 146-160.
  35. Максимова М.В. Психологический анализ проблемы школьной адаптации / М.В. Максимова // Сборник научных статей сотрудников окружного ИПКПК. - Ханты-Мансийск, 1994. – С. 24-26.
  36. Маркичева, И.В. Формирование навыков социально-этического поведения у воспитанников детского дома / И.В. Маркичева // Проблемы школьного воспитания. – 2011. – №3. – С. 49-54.
  37. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, H.H. Бессонова и др.; под ред. М.А. Галагузовой, JLB. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
  38. Миркес, М. Педагогика детского дома: Как выйти из привычного круга неблагополучия? [Социал. адаптация выпускников дет. домов и проблемы воспитания] / И. Миркес // Первое сентября. – 2008. – №79. – С. 2.
  39. Москаленко, Н.В. Новые формы работы по социальной адаптации детей-сирот / Н.В. Москаленко // Дефектология. – 1999. – №4. – С. 54-56.
  40. Мотозова, В.И. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот, воспитывающихся в специализированных учреждениях в период каникулярного времени / В.И. Мотозова // Дополнительные образовательные программы. -2009. – №6. – С. 59-62.
  41. Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни / И. Назарова // Социс. – 2001. – №4. – С.70-77.
  42. Нелидов, А.Л. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома / А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилит. работы. – 2003. – №2. – С. 31-39.
  43. Никитин, В.А. Педагогические проблемы социальной реабилитации детей и подростков в специализированных учреждениях / В.А. Никитин // Начала социальной педагогики: учебное пособие. – М.: Флинта, 1999. – С. 49-67.
  44. Никитина, Л. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога / Л. Никитина // Воспитание школьников. – 2001. – № 4. – С. 30-37.
  45. Овчинников, А.Н. Формирование ценностных ориентаций школьников в практике гуманистической воспитательной системы коррекционной школы-интерната для детей-сирот / А.Н. Овчинников // Образование. – 2012. – №4. – С. 38-46.
  46. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов // Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 1997. – С. 170-173.
  47. Плаксина, Л.В. Вступление во взрослую жизнь: как облегчить его сиротам / Л.В. Плаксина // Открытая школа. – 2002. – №6. – С. 14-15.
  48. Подпрограмма «Дети-сироты» федеральной целевой программы «Дети России» годы // Официальные документы в образовании. – 2012. – №31. –С. 70-89.
  49. Попов, В.И. Дополнительное образование воспитанников интернатных учреждений как средство их социальной адаптации / В.И. Попов // Дополнительное образование. – 2001. – №10. – С. 20-24.
  50. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
  51. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина. – В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2005.- Т.2. – 247 с.
  52. Психологический словарь / Под общей научной ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА Пресс образования, 2007. – 700 с.
  53. Разоренова Е.Л. Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей сирот в рамках государственно-общественной системы / Е.Л. Разоренова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2007. – Вып. 1. – С. 87-106.
  54. Реан, A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А.Реан, А.Р. Курдашев, A.A. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006.-479 с.
  55. Сборник программ воспитательных и образовательных систем, в том числе способствующих профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральная целевая программа «Дети России». Подпрограмма «Дети-сироты» / под общ. ред. Г.В. Семья. – М.: Логос, 2006. – 144 с.
  56. Селенина Е.В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников / Е.В. Селенина // Детский дом. – 2008. – №3. – С. 10-14.
  57. Семья, Г.В. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) / Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г. Зайцева. – М.: Слово, 2006. – 103 с.
  58. Смирнов, И.П. Создание российской системы профессионального образования / И.П. Смирнов. – М.:
  59. Ульянов, A.B. Постинтернатная адаптация детей-сирот, обучающихся в высших учебных заведениях / А.В. Ульянов // Вестник университета Российской академии образования. – 2004. – № 4. – С. 142-145.
  60. Уфимцева, Л.П. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта / Л.П. Уфимцева // Дефектология. – 2012. – №4. – С.57-61.
  61. Фидипович, Д. Что надо знать социальному педагогу о правах выпускника интерната / Д. Фидипович, Н. Свиблова, Т. Самсонова // Социальная педагогика. – 2003. – №1. – С.113-118.
  62. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.
  63. Щелина, Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома / Т.Т. Щелина // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003. – 426 с.
  64. Ямбург Е.А. Адаптивная Школа для всех / Е.А. Ямбург. – М.: Новая школа, 1997. – 224 с.
  65. Ярославцева, Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей / Н.В. Ярославцева // Работник социальной службы. – 2006. – №2. – С.25-28.

 

 

 

Приложение А

Координационный план

 

 

 

Приложение Б

Программа «Адаптация»

 

 

Приложение В

Направления реализации программы по социальной адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

 

Задачи

Механизм решения задач

Ответственные

1. Психологическая адаптация (мое  Я) – это направление является реализацией уже существующей программы «Адаптация»

  1. формирование положительной мотивации к учебе;
  2. обучение навыкам конструктивного общения;
  3. формирование навыков уверенности, успешности; объективности к себе, позитивности к другим; а также объективности к другим и позитивности к себе;
  4. овладение коммуникативными навыками;
  5. формирование хороших взаимоотношений в группе

1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. 

2. Знакомство с рациональными  способами освоения различных  предметов. 

3. Индивидуальная работа  со студентами: 

· обсуждение индивидуальных трудностей;

· выработка позитивного отношения к временным неудачам.

Психолог ЦП «Праксис» г. Абакана

Классные руководители

2. Социальная адаптация – программа «Школа лидерства»

1. Организовать регулярное изучение  состояния социально-психологического климата в студенческих группах.

2. Способствовать сплочению  коллектива, привлечение органов  студенческого самоуправления к адаптации студентов-сирот.

3. Поддерживать и развивать инициативы студентов-сирот.

4. Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии.

5. Вовлечение студентов в работу городских, республиканских и федеральных молодежных объединений.

1. Ознакомление студентов с молодежной  политикой ХГУ.

2. Занятие в школе студенческого  актива, включение в деятельность  студенческого совета колледжа, выборы актива групп.

3. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь колледжа, общежития.

4. Создание информационного пространства (стенгазеты, радиогазеты, доски объявлений), освещающего жизнедеятельность колледжа.

Студенческий совет

Студенты старших курсов – участники Центра социальной политики и молодежных инициатив


 

3. Педагогическая адаптация

1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми  документами образовательного учреждения.

2. Провести вводный инструктаж  по ТБ.

3. Определить степень  сформированности у студентов  общеучебных умений и навыков.

4. Выявить уровень адаптации  студентов к учебной нагрузке.

5. Взаимодействовать с  преподавателями-предметниками с  целью изучения особенностей адаптации к ним студентов-сирот.

6. Обеспечить соблюдение  оптимальных санитарно-гигиенических  условий в образовательном учреждении.

7. Способствовать выработке  сознания студентов на необходимость  ведения здорового образа жизни.

1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.

2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.

3. Изучение расписания  занятий, выявление степени занятости  студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день (Месячник «Учись учиться»).

4. Активизация процесса  самоподготовки к занятиям.

5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников  по научной организации труда.

6. Выявление условий освещенности  учебных аудиторий, качество ежедневных и генеральных уборок.

7. Организация здорового питания.

· Администрация

· Заместители директора по УР, ВР, АХЧ

· Социальный педагог

· Классные руководители

· Заведующие отделениями

· Преподаватели

· Председатели ПЦК

·

4. Профессиональная адаптация

1. Способствовать развитию профессионального  самоопределения, формировать качества  конкурентоспособного специалиста.

1. Овладение дисциплиной «Введение  в специальность».

2. Встреча с выпускниками.

3. Проведение мероприятий  в рамках «Неделя специальности».

4. Анкетирование, беседы.

· Заместитель директора по ВР и УР

· Заведующие отделениями 

· Классные руководители

· Преподаватели


 

 

Приложение Г

План мероприятий на период реализации программы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

I. Аналитико-диагностическое направление

1. Изучение личных дел студентов.

2. Составление социальных  паспортов.

3. Определение мотивации обучения.

4. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.

5. Определение степени установки на ЗОЖ.

сентябрь 

декабрь-январь 

май-июнь

Психолог ПЦ «Праксис»

Социальный педагог

Классные руководители

II. Организация учебного процесса

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:

а) НОТ;

б) анализ объема домашнего задания;

в) изучение расписания занятий;

г) посещение уроков;

д) анализ срезовых контрольных работ.

В течение года

Зав. отделениями

Председатели ПЦК

Классные руководители

III. Организация воспитательной деятельности

   

1. Вовлечение студентов в деятельность  секций, кружков, клубов, студий, ФОПа.

2. Ознакомление с действующими  кружками и секциями города.

3. Формирование и развитие  духовно-нравственных ценностей.

4. Формирование правовых  знаний первокурсников.

5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.

6. Формирование навыков  ЗОЖ.

7. Формирование эстетических  ценностей.

8. Привитие трудовых навыков.

9. Участие в мероприятиях  в рамках недели специальности, встречи с выпускниками и т.д.

10. Участие в мероприятия колледжа.

11. Участие в конкурсе  «Группа семестра».

В течение года

Руководитель физического воспитания

Педагоги дополнительного образования

Классные руководители

Заместитель директора по ВР

Студенческий совет

Заведующие отделениями

IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов-сирот

 

В течение года

Студенческий совет

V. Организация информационного обеспечения  студентов-сирот и классных руководителей.

 

В течение года

Студенческий совет

VI. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии

1. Вселение в общежитие.

2. Контроль за соблюдением  правил проживания в общежитии (частном секторе).

Сентябрь-октябрь

В течение года

Классные руководители

Заведующие отделениями

Воспитатель общежития

Комендант общежития

Социальный педагог

VIII. Социально-психологическое сопровождение  студентов-сирот

 

В течение года

Социальный педагог

VIII. Контроль за реализацией программы  адаптации студентов-сирот в условиях СПО Сельскохозяйственный колледж ХГУ им. Н.Ф. Катанова

 

В течение года

Администрация

Заместитель директора по ВР


 

 

 


 



Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования