Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 07:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Исследование также позволило выделить следующие особенности социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях профессионального обучения в колледже: абсолютная неприспособленность к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.) и, как следствие, высокий уровень тревожности (либо «чрезмерное спокойствие»). низкий уровень адаптированности, слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим.
На основе полученных данных была разработана программа социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования, включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация, которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов-сирот.
Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования подтверждает эффективность представленной программы. Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.
Вместе с тем, следует отметить, что проведенное исследование не разрешило всех проблем, связанных с адаптацией детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, кроме того, анализ полученных результатов позволил наметить перспективы изучения процесса социально-педагогической адаптации студентов из числа сирот на 2, 3, 4 курсах обучения в колледже.
Задачи |
Механизм решения задач |
Ответственные |
1. Психологическая адаптация (мое Я) – это направление является реализацией уже существующей программы «Адаптация» | ||
|
1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. 2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов. 3. Индивидуальная работа со студентами: · обсуждение индивидуальных трудностей; · выработка позитивного отношения к временным неудачам. |
Психолог ЦП «Праксис» г. Абакана Классные руководители |
2. Социальная адаптация – программа «Школа лидерства» | ||
1. Организовать регулярное 2. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов-сирот. 3. Поддерживать и развивать инициативы студентов-сирот. 4. Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии. 5. Вовлечение студентов в работу городских, республиканских и федеральных молодежных объединений. |
1. Ознакомление студентов с 2. Занятие в школе студенческого актива, включение в деятельность студенческого совета колледжа, выборы актива групп. 3. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь колледжа, общежития. 4. Создание информационного пространства (стенгазеты, радиогазеты, доски объявлений), освещающего жизнедеятельность колледжа. |
Студенческий совет Студенты старших курсов – участники Центра социальной политики и молодежных инициатив |
3. Педагогическая адаптация | ||
1. Выявить уровень правовой 2. Провести вводный инструктаж по ТБ. 3. Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков. 4. Выявить уровень адаптации студентов к учебной нагрузке. 5. Взаимодействовать с
преподавателями-предметниками 6. Обеспечить соблюдение
оптимальных санитарно- 7. Способствовать выработке
сознания студентов на |
1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы. 3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день (Месячник «Учись учиться»). 4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. 5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников по научной организации труда. 6. Выявление условий 7. Организация здорового питания. |
· Администрация · Заместители директора по УР, ВР, АХЧ · Социальный педагог · Классные руководители · Заведующие отделениями · Преподаватели · Председатели ПЦК · |
4. Профессиональная адаптация | ||
1. Способствовать развитию |
1. Овладение дисциплиной « 2. Встреча с выпускниками. 3. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности». 4. Анкетирование, беседы. |
· Заместитель директора по ВР и УР · Заведующие отделениями · Классные руководители · Преподаватели |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление | ||
1. Изучение личных дел студентов. 2. Составление социальных паспортов. 3. Определение мотивации обучения. 4. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков. 5. Определение степени установки на ЗОЖ. |
сентябрь декабрь-январь май-июнь |
Психолог ПЦ «Праксис» Социальный педагог Классные руководители |
II. Организация учебного процесса | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: а) НОТ; б) анализ объема домашнего задания; в) изучение расписания занятий; г) посещение уроков; д) анализ срезовых контрольных работ. |
В течение года |
Зав. отделениями Председатели ПЦК Классные руководители |
III. Организация воспитательной |
||
1. Вовлечение студентов в 2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города. 3. Формирование и развитие
духовно-нравственных 4. Формирование правовых знаний первокурсников. 5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины. 6. Формирование навыков ЗОЖ. 7. Формирование эстетических ценностей. 8. Привитие трудовых навыков. 9. Участие в мероприятиях в рамках недели специальности, встречи с выпускниками и т.д. 10. Участие в мероприятия колледжа. 11. Участие в конкурсе «Группа семестра». |
В течение года |
Руководитель физического воспитания Педагоги дополнительного образования Классные руководители Заместитель директора по ВР Студенческий совет Заведующие отделениями |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов-сирот | ||
В течение года |
Студенческий совет | |
V. Организация информационного | ||
В течение года |
Студенческий совет | |
VI. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии | ||
1. Вселение в общежитие. 2. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии (частном секторе). |
Сентябрь-октябрь В течение года |
Классные руководители Заведующие отделениями Воспитатель общежития Комендант общежития Социальный педагог |
VIII. Социально-психологическое | ||
В течение года |
Социальный педагог | |
VIII. Контроль за реализацией | ||
В течение года |
Администрация Заместитель директора по ВР |