Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10
1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание
понятия ……………………………………………………………………..……27
2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45
3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53
3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59
3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный университет»
Уральский институт социального образования
(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге
Кафедра социальной работы и педагогики
Допустить к защите
Зав. кафедрой_____________А. С. Балахонов
(дата, подпись)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема «Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнена студентом
Шахманаевой Надеждой Леонидовной
Группа № 655
Специальность 050711.65
«Социальная педагогика»
Научный руководитель: к.ист.н. доцент
_____________________ __________ Е. В. Андреева
(Подпись, дата)
Рецензент: Директор ГОУ СО СРЦН «Золушка»
_________________ Л. А Ермачкова
(подпись, дата)
ГОСТ-контроль:
_________________ Н. В. Молчанова
(подпись, дата)
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………
1 Социально-педагогическая
реабилитация детей с ОВЗ как
социально-педагогическая
понятия ……………………………………………………………………..……
2 Организация работы
по социально-педагогической
3 Опытно-экспериментальная
работа: анализ и обобщение результатов
3.1 Организация социально-
3.3 Программа тренинга общения
«От сердца к сердцу»:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
Приложение А Анкета для родителей ……………………………………….…88
Приложение Б Результаты ответов на предложенную анкету ……………….90
Приложение В Индивидуальный профиль
социального развития ребенка……………………………………………………………
Приложение Г рисунки по методике
М.А. Панфиловой «День рождения»
………………………………………………………………………………
Приложение Д Обобщенная схема наблюдений ………………………….…103
Приложение Е «Социально-
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей квалификационной работе применяются следующие термины с соответствующими определениями
Инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
Инвалидность – состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.
Интеграция – процесс, в рамках которого данное общество обеспечивает условия для реализации социального потенциала каждого члена этого сообщества.
Реабилитация инвалидов–система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1999 г. №181-ФЗ (с изм. от 24 июля 1998г., 4 января 1999г., 17 июля 1999г., 27 мая 2000г.) статья 9.
Социальная адаптация ребенка– процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изм. от 20 июля 2000 г.) статья 1.
Социальные службы для детей– организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изм от 20 июля 2000 г) статья 1.
Социализация – усвоение и воспроизводство индивидуумом социального опыта, осуществляемое через общение и деятельность.
ОВЗ –ограниченные возможности здоровья.
ВПС –врожденный порок сердца.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Социальная поддержка таких семей – это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее социального статуса. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений – реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы.
Степень и уровень научной
М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, М.В. Шакурова, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и ряд других ученых. Однако проблемаприменения программы тренинга общения детей-инвалидов с диагнозом ВПС в вышеназванных источниках освещена недостаточно.
Противоречие. Выбор темы дипломного исследования обусловлен противоречием: потребностью в разработке и осуществлении программы тренинга общения детей-инвалидов с диагнозом ВПС.
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Важное место в подготовке детей-инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социально-педагогической реабилитации, поэтому возникает необходимость развития социальных навыков именно в дошкольном возрасте, так как опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Исходя из вышесказанного, была определена цель исследования.
Объект исследования
Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования
Тренинг как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка комплекса тренинговых упражнений, направленных на успешную социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Гипотеза
Социально-педагогическая реабилитация
детей с ограниченными
Данная деятельность будет осуществляться методом социально-педагогической реабилитации посредством тренинга общения и одновременно будет направлена на решение социально-педагогических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, успешность решения этих проблем, включающих мероприятия социально-педагогического характера, а так же от сформированности навыков общения.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория социально-педагогической работы, а так же социально-психологические подходы.
Методика исследования
В работе использовались теоретические (абстрагирование, моделирование, сравнение, обобщение, анализ и проектирование) и эмпирические (наблюдение, диагностика, анкетирование, беседа, описание)) методы. Констатирующий эксперимент: Для оценки социального развития ребенка-дошкольника наблюдение и составление профиля социального развития. (Автор – Г. Степанова).
Для изучения
навыков общения метод
получения сведений об избирательных предпочтениях детей, отношение их к взрослым и сверстникам (М.А. Панфилова).
Экспериментальная база исследования
Экспериментальной базой исследования
послужил Центр реабилитации детей
с ОВЗ ГОУ СО СРЦН «Золушка»
г. Тавда и его структурное
подразделение – отдел
Научно-практическая новизна работы
Разработанный тренинг общения, направленный на развитие у детей-инвалидов старшего дошкольного возраста навыков общения в игровом и реальном взаимодействии способствует социально-педагогической реабилитации дошкольников.
Данный тренинг может носить как профилактический, так и коррекционный характер и может быть использован как в реабилитационных центрах, так и в детских дошкольных учреждениях.
Структура ВКР включает: введение, основную часть, состоящую из трех разделов, заключения, список использованных источников 50 наименований, и 6 приложений. Всего 167 страниц.