Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Многофакторные причины. Большинство  врожденных пороков нельзя объяснить  какой-либо одной генетической причиной или одним фактором окружающей среды. Предполагается, что они представляют собой результат или взаимодействия многих генов (полигенная причинность), или совместного действия генов и факторов окружающей среды (полифакторная причинность).

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.

Социальная деривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка.

Таким образом, можно сделать выводы:

Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

 

1.2 Социально-педагогическая реабилитация, сущность и содержание понятия

 

 

Забота о психологическом и  физическом здоровье больного ребенка  является непреложным законом, как для здравоохранения, так и для всех государственных и общественных организаций, но следует обеспечить условия, при которых ребенок-инвалид (и его родители) ответственно относился бы к своему здоровью, своим поведением помогал организму и врачам справиться с недугом. Важным представляется межведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства для детей с ограниченными возможностями, объединение усилий органов управления здравоохранением, комитетов по вопросам семьи, матерей и детей, ученых ведущих научных медицинских учреждений.

Существуют  различные подходы к определению  понятия реабилитации (сам термин «реабилитация» происходит от латинского «ability»– способность, «rehabilitation»–восстановление способности), особенно среди специалистов-медиков.

Так, в  неврологии, терапии, кардиологии под  реабилитацией подразумеваются, прежде всего, различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.), в травматологии и ортопедии протезирование, в физиотерапии – физическое лечение, в психиатрии – психо- и трудотерапия.

В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».27

Таким образом, понимаемая реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. В соответствии с этим различают три основных вида реабилитации:

медицинскую;

социальную (бытовую);

профессиональную (трудовую).28

При истолковании понятия «реабилитация» мы исходим также из его характеристики в официальных документах известных международных организаций.

По определению  Международной организации труда (МОТ), сущность реабилитации состоит  в восстановлении здоровья лиц с  ограниченными физическими и  психическими способностями для  достижения максимальной физической, психической, социальной и профессиональной полноценности.

Согласно  решению Международного симпозиума бывших социалистических стран по реабилитации (1964 год), под реабилитацией следует  понимать совместную деятельность медицинских  работников, педагогов (в области физической культуры), экономистов, руководителей общественных организаций, направленную на восстановление здоровья и трудоспособности инвалидов.

Во втором отчете Комитета экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по реабилитации (1969 г.) говорится, что реабилитация – это координированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий по обучению или переобучению инвалидов для достижения ими по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.

Широкое и всестороннее определение реабилитации было дано на IX Совещании министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран (Прага, 1967 г.). Это определение, на которое опираемся и мы в нашем исследовании, после некоторой коррекции выглядит следующим образом: реабилитация в современном обществе – это система государственных и общественных, социально- экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических, юридических и других мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, социальной активности и трудоспособности больных и инвалидов.

Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов  не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных психических и физических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для  инвалидов вернуться, либо максимально  приблизиться к полноценной общественной жизни.

Конечной  целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение  их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни  общества, «включенность» в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека – учебной, трудовой, досуговой и др. – и предназначенные для здоровых людей.

Интеграция  инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами.29

Проблема социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями – комплексная, многоплановая проблема, имеющая различные аспекты: медицинский, психологический, социально-педагогический, социально-экономический, правовой, организационный и другие.

Конечными задачами медико-социальной реабилитации являются:

обеспечение лиц с особыми потребностями  возможности вести как можно  более соответствующий возрасту образ жизни;

максимальное приспособление их к  среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального  опыта, участия в общественно-полезном труде и т.д.,

С психологической точки зрения – создание положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущений безопасности и психологического комфорта.30

Социально-экономический  аспект данной проблемы связан с уровнем  жизни инвалидов.

Результаты  ряда исследований, проведенных в  нашей стране, свидетельствуют о  том, что в этом плане инвалиды представляют особую социальную группу, отличающуюся от средней популяции  по уровню и качеству жизни, по активности участия в общественных процессах. У них ниже средняя заработная плата, уровень потребления товаров, уровень образования. У многих инвалидов  остается нереализованным желание  заниматься трудовой деятельностью, их общественная активность ниже средней  в популяции. Отличаются они по семейному  статусу и ряду других показателей.

И все  же в качестве одного из основных направлений реабилитации, ряд специалистов выделяют социально-педагогическую реабилитацию.

Ее ведущий  метод – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

Традиционные  направления социально-педагогической реабилитации:

организация социального контроля за условиями воспитания и поведением ребенка;

социальная поддержка тех, кто  испытывает затруднения из-за неблагоприятной  обстановки в ближайшем окружении;

помощь в преодолении внутриличностного  конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации;

предупреждение и пресечение разного  рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего  требует использования определенных санкций к нему самому,  или  к лицам, занятым его воспитанием;

координация отношений ребенка  с первичным коллективом;

оздоровление;

психопрофилактика.

Применяя  разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных, педагогических). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Люди  с ограниченными возможностями – это особая социальная группа людей, имеющая существенно важные в социальном плане особенности и требующая по отношению к себе особой социальной политики.

Столкновение  ребенка с миром, других детей, взрослых и самых разнообразных предметов  далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у  ребенка происходит ломка многих представлений и установок, изменение  желаний и привычек, появляется неуверенность  в себе и уменьшается доверие  к другим. Согласно постановлению Правительства РФО порядке признания лица инвалидом (1996) ребенок признается инвалидом в результате медико-социальной экспертизы(МСЭ), исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития. После достижения 18 лет детям-инвалидам ВТЭК устанавливает какую-либо из трех групп инвалидности.31

В случае признания человека инвалидом, МСЭ  в месячный срок разрабатывает индивидуальную программу реабилитации(ИПР). Согласно Примерному положению (1996), МСЭ определяет комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, которые обязательны для исполнения соответствующими органами, а для инвалида имеют рекомендательный характер (он может отказаться от каких-либо конкретных мероприятий или в целом от индивидуальной программы реабилитации). ИПР не может быть меньше Федеральной базовой программы (ст. 10Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995)). По характеру финансирования она может быть платно-бесплатной. В случае, если инвалид сам заплатил за необходимую(указанную в ИПР) услугу, то ее стоимость ему в дальнейшем будет компенсирована в пределах государственных тарифов.

Цель  социально-педагогической работы с  данной категорией детей – обеспечение детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям детей-инвалидов.

Жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация рассогласованности между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и круг общения включает только таких же детей. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. На формирование личности ребенка-инвалида огромное влияние оказывает его ближайшее окружение – семья. Дальнейшая судьба таких детей в значительной степени зависит от позиции семьи. В зависимости от знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения их в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Это событие, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. В такой ситуации, особенно в первое время, важна поддержка социального педагога. Задача его заключается в изучении психологического климата в семье, ее межличностных отношений, в выявлении морально-психологических ресурсов родителей и других родственников. Известно, что в одних случаях в семье наблюдается недопонимание сложившейся ситуации и в связи с этим – пассивная позиция родителей. В других случаях – рациональное отношение родителей к появлению ребенка-инвалида (выполнение советов врача-реабилитолога и т.д.). В третьих случаях –гиперактивность родителей, поиск профессионалов, клиник, реабилитационных центров.

Социальному педагогу предстоит направить усилия семьи по более рациональному пути, проводить психологическую и организационную работу, пытаться примирить родителей в случае размолвки между ними, привести их к правильному пониманию своих тяжелых обязанностей. Ситуация в семье с появлением ребенка-инвалида усугубляется еще и в связи с экономическим фактором: возникает необходимость обеспечить платный уход, медицинские консультации, приобретение лекарств, дополнительное питание, реабилитационные средства и т.д. В семье с ребенком-инвалидом возникает и проблема его обучения (на дому, в интернате, в специализированных школах и тому подобное).32

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья