Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

В качестве формирующего эксперимента был использован тренинг общения. Начало тренинга – сентябрь 2011 г., конец – марта 2012г. (6 недель, по 2 занятия в неделю, всего 24 занятия).

Цель  тренинга: развивать у детей-инвалидов с диагнозом ВПС старшего дошкольного возраста навыки общения в игровом и реальном взаимодействии.

Задачи: учить детей-инвалидов с диагнозом ВПС общаться вербальными и невербальными средствами; осознавать чувство общности друг с другом, учить детей замечать достоинства и переживания сверстника, привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам.

Принципы, на которые опирались при проведении тренинга общения: 

  1. Принцип свободного участия. Дети к участию не принуждались, была  возможность ребенку спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
  2. Принцип взаимного уважения.

каждый имел право высказать  свои мысли и предложения;

каждый имел право быть выслушанным;

каждый имел право выбора;

  1. Принцип осознанности. Перед началом игрового тренинга взрослый объяснял детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимал планируемых игр и упражнений, они объяснялись.
  2. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце тренинга ведущий совместно с детьми подводили итоги.

При проведении тренинга использовались игровые методы:

малоподвижные игры, основная цель их использования – интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия, а также разминки в физическом значении этого термина;

ролевые игры, применение которых  в тренинге позволяет решать следующие  задачи: формировать у участников новые модели поведения в ситуациях  межличностного взаимодействия; расширить  гибкость поведения благодаря возможности  принимать роли разных участников общения; обучить моделям эффективного поведения  в конкретных ситуациях общения.

Организация выполнения упражнений на занятиях была разнообразной:

каждым  участником индивидуально, в парах;

в микрогруппах;

в общей  группе.

Продолжительность занятий составляла 30минут.

Структура занятий:

1 Упражнения-разминки 

2 Основные  упражнения

3 Завершающие  упражнения.

В тренинге использовались:

1 Упражнения-разминки, применяемые в начале занятия,  а также по ходу работы, если  требовалось активизировать участников. Данные упражнения представлены в разделе «Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии».

2 Упражнения, применяемые в основной части  занятия (система игр Е.О. Смирновой,  ВМ. Холмогоровой». Они направлены собственно на решение тренинговых задач.

3 Завершающие  упражнения. Они включают в себя  элементы получения обратной  связи по прошедшему занятию  и определенные ритуалы, завершающие  тренинговые занятия, например: группа  образует тесный общий круг, участники  кладут руки на плечи соседей  и закрывают глаза, после чего  мысленно передают соседям положительные  эмоции. Как правило, на физическом  уровне, эта «мысленная передача» выражается в легких покачиваниях круга. Или образовывался круг и, взявшись за руки, участники стоят немного с закрытыми глазами, думают о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку, движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Или такой вариант: взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей. Либо коллективное выполнение каких-либо движений. Ритуал вызывает и стабилизирует приятные эмоциональные реакции.

Выше  было отмечено, что в основной части  занятия применялась система  игр, разработанная Е.О. Смирновой  и В.М. Холмогоровой.

Данная  разработка легла в основу тренинга общения. Положения, принципы, методы, этапы работы и методические рекомендации, которые легли в основу этой системы, раскрыты в приложении Е «Реабилитация детей посредством тренинга общения детей старшего дошкольного возраста «От сердца к сердцу».

По окончании  формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент, в котором  использовались те же методики, что  и в констатирующем эксперименте. Диагностика проходила в 2 этапа:

1 – изучение  навыков общения детей старшего  дошкольного возраста в условиях  ДОУ; 

2 – изучение  социального развития детей-инвалидов с диагнозом ВПС старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ на базе реабилитационного Центра «Золушка»..

Методика  № 3: диагностика навыков общения  детей данной группы «Оценка параметров и показателей развитости навыков общения (Приложение Ж).

Сравнительный анализ. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента, представлены на рисунках 7 и 8, – 9 детей с проблемами в развитии навыков общения, из них 45% –изкий уровень развития навыков общения, 55% – уровень ниже среднего

Рис. 7.Результаты констатирующего эксперимента

Рис. 8.Результаты контрольного эксперимента

 

Анализируя  результаты по диагностике навыков  общения, приходим к выводу, что после  проведения формирующего эксперимента уровень развития навыков общения значительно повысился. Из 9 детей-инвалидов с диагнозом ВПС только у одного ребенка он остался ниже среднего, остальные 8 детей – навыки общения стали в норме.

Изучение  социального развития детей, участвовавших  в формирующем эксперименте.

Методика 1. Составлен индивидуальный профиль  социального развития каждого ребенка  (Приложение В)и «Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка-инвалида в группе детского сада»(Приложение Д), затем обобщаем показатели в таблице 8«Сравнительные показатели социального развития группы детского сада»

Таблица 8.Сравнительные показатели социального развития детей

№ п/п

Имя ребенка

Общая сумма баллов на стадии констатирующего  эксперимента

Общая сумма баллов на стадии констатирующего  эксперимента

2

Валерия С.

301

399

Карина З.

245

378

Дима Т.

226

350

Максим К.

223

349

Лена А.

282

412

Даша Т.

244

383

Кристина М.

207

327

Максим М.

292

387


 

По результатам  констатирующего эксперимента выявлено 8 детей с проблемами в социальном, из них 12 % – низкий уровень социального  развития, 88 % – уровень ниже среднего, рисунок 9.

Рис. 9. Результаты констатирующего эксперимента

Рис. 10. Результаты контрольного эксперимента

Анализируя  результаты по диагностике социального  развития, приходим к выводу, что  после проведения формирующего эксперимента уровень социального развития значительно  повысился, рис. 10.

Из 8 детей-инвалидов нет ни одного ребенка с низким уровнем социального развития или с уровнем ниже среднего, из них: средний уровень у 88%, уровень выше среднего у 12%.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы: в связи с повышением развития навыков общения, у детей-инвалидов  с диагнозом ВПС повысился  уровень социального развития, следовательно, наша гипотеза о том, что социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными  возможностями здоровья будет эффективна, если:

Данная  деятельность будет осуществляться методом социально-педагогической реабилитации посредством тренинга общения и одновременно будет направлена на решение социально-педагогических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, успешность решения этих проблем, включающих мероприятия социально-педагогического характера, а так же от сформированности навыков общения подтвердилась.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Поставленная в исследовании цель: обоснование социально-педагогического комплекса тренинговых упражнений, направленных на успешную социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями – достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями  здоровья будет эффективна, если:

Данная деятельность будет осуществляться методом социально-педагогической реабилитации посредством тренинга общения и одновременно будет  направлена на решение социально-педагогических проблем детей с ограниченными  возможностями здоровья, успешность решения этих проблем, включающих мероприятия социально-педагогического характера, а так же от сформированности навыков общения детей подтвердилась.

Исследование по выявлению зависимости  социального развития от развития навыков  общения позволило экспериментально доказать наличие связи между  этими факторами.

В теоретической части исследования изучена сущность научно-методической литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями; определены основные цели и направления социально-педагогической деятельности при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Раскрыта сущность тренинга общения  и его значение как средства социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС.  

В практической части описаны методы исследования для оценки социального  развития и развития навыков общения. Был разработан и проведен тренинг  общения «От сердца к сердцу» с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС.

Экспериментальная часть исследования подтвердила наличие связи между  сформированностью навыков общения  и социальным развитием детей  старшего дошкольного возраста с  диагнозом ВПС. С повышением посредством  тренинга общения навыков общения  повысился и уровень социального  развития детей старшего дошкольного  возраста, что говорит о эффективности  реабилитационных мер.

Опыт  проведения данного тренинга общения  показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали  от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась  агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных  реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, что климат в группе заметно улучшился.

Данные  результаты дают основания предложить разработанную систему игр и  занятий, направленную не только на социально-педагогическую реабилитацию детей с диагнозом ВПС, но и на нравственное развитие и формирование межличностных отношений для широкого использования в детских дошкольных учреждениях разного типа, а так же реабилитационных центрах.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.06.2007 №120-ФЗ), изд. «Собрание законодательства РФ», № 31, ст. 3802.
  2. Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья «, изд. «Собрание законодательства РФ», № 31, ст. 3823
  3. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. –276 с.
  5. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб.пособие / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 298.
  6. Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. СПб., 2002 г.
  7. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
  8. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. М., 1974 г.
  9. Василькова Т.А. Социальная педагогика: Учеб. Пособие/Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КноРус, 2010. – 236 с.
  10. Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е. И. Холостова. – 2-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007. – 220 с.
  11. Гришина Л. Г., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 – 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Л. Г Гришина, Н. Д. Таламаева, Э. К. Амирова. – М., 2001. – 244 с.
  12. Грецов А. Тренинг общения для подростков. Питер, 2006 г.
  13. Дмитриев А. В. Проблемы инвалидов / А. В. Дмитриев. – СПб.: Питер, 2004. – 245с.
  14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М., СПб.: Детство-пресс, 2000 г.
  15. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Ростов на Дону 2003 г.
  16. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург, Союз, 2000 г.
  17. Завитаева О. С. Социально-педагогические аспекты социальной работы в сфере образования: Монография / О.С. Завитаева, Н. В. Молчанова, М.Ф. Черкасова. – Екатеринбург: УИСО, 2009. – 152 с.
  18. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Москва-Воронеж, 2002 г.
  19. Коновалова М.П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / М. П. Коновалова. – 2003. – № 2. – С. 103-107. – (Технологии социально-культурной реабилитации)
  20. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1999 г., № 10
  21. Крысъко В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
  22. Ляпидиевская Г. В. – О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы / Г.В. Ляпидиевская. – 1997 – № 2 – С. 42 – 48.
  23. Малофеева Т., Васин С. – Инвалиды в России // Proetcontra / Т. Малофеева, С. Васин. – 2001 – №3 – С. 80 – 105.
  24. Миронова Т.Б., Павлова Н.С. Критерии выбора партнеров по общению детьми старшего дошкольного возраста. / Психолог в детском саду, 2005 г. № 3
  25. Настольная книга специалиста – Социальная работа с инвалидами. - М: ВЛАДОС, 2000. – 11, 20, 27с.
  26. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И.Шульга, И. Ф. Дементьева. – М: ВЛАДОС, 2002. – 345с.
  27. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога. Изд-во «ТЦ Сфера». – М.: 2006.
  28. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., Изд-во Гном и Д, 2002 г.
  29. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. ФГУП Изд-во «Высшая школа». 2004.
  30. Педагогическая психология. / Под ред. Клюевой Н.В.  М., Владос 2003 г.
  31. Пенсионное обеспечение: Учеб. пособие / Авт.-сост. С. П. Золотов, И. Е. Левченко, М. Ф. Черкасова. – Екатеринбург: Уральский институт Социального образования, 2009. – 134 с.
  32. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья