Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10
1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание
понятия ……………………………………………………………………..……27
2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45
3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53
3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59
3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88
В качестве формирующего эксперимента был использован тренинг общения. Начало тренинга – сентябрь 2011 г., конец – марта 2012г. (6 недель, по 2 занятия в неделю, всего 24 занятия).
Цель тренинга: развивать у детей-инвалидов с диагнозом ВПС старшего дошкольного возраста навыки общения в игровом и реальном взаимодействии.
Задачи: учить детей-инвалидов с диагнозом ВПС общаться вербальными и невербальными средствами; осознавать чувство общности друг с другом, учить детей замечать достоинства и переживания сверстника, привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам.
Принципы, на которые опирались при проведении тренинга общения:
каждый имел право высказать свои мысли и предложения;
каждый имел право быть выслушанным;
каждый имел право выбора;
При проведении тренинга использовались игровые методы:
малоподвижные игры, основная цель их использования – интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия, а также разминки в физическом значении этого термина;
ролевые игры, применение которых
в тренинге позволяет решать следующие
задачи: формировать у участников
новые модели поведения в ситуациях
межличностного взаимодействия; расширить
гибкость поведения благодаря
Организация выполнения упражнений на занятиях была разнообразной:
каждым участником индивидуально, в парах;
в микрогруппах;
в общей группе.
Продолжительность занятий составляла 30минут.
Структура занятий:
1 Упражнения-разминки
2 Основные упражнения
3 Завершающие упражнения.
В тренинге использовались:
1 Упражнения-разминки,
применяемые в начале занятия,
а также по ходу работы, если
требовалось активизировать
2 Упражнения,
применяемые в основной части
занятия (система игр Е.О.
3 Завершающие
упражнения. Они включают в себя
элементы получения обратной
связи по прошедшему занятию
и определенные ритуалы,
Выше было отмечено, что в основной части занятия применялась система игр, разработанная Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
Данная разработка легла в основу тренинга общения. Положения, принципы, методы, этапы работы и методические рекомендации, которые легли в основу этой системы, раскрыты в приложении Е «Реабилитация детей посредством тренинга общения детей старшего дошкольного возраста «От сердца к сердцу».
По окончании формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент, в котором использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Диагностика проходила в 2 этапа:
1 – изучение
навыков общения детей
2 – изучение
социального развития детей-
Методика № 3: диагностика навыков общения детей данной группы «Оценка параметров и показателей развитости навыков общения (Приложение Ж).
Сравнительный анализ. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента, представлены на рисунках 7 и 8, – 9 детей с проблемами в развитии навыков общения, из них 45% –изкий уровень развития навыков общения, 55% – уровень ниже среднего
Рис. 8.Результаты контрольного эксперимента
Анализируя результаты по диагностике навыков общения, приходим к выводу, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития навыков общения значительно повысился. Из 9 детей-инвалидов с диагнозом ВПС только у одного ребенка он остался ниже среднего, остальные 8 детей – навыки общения стали в норме.
Изучение социального развития детей, участвовавших в формирующем эксперименте.
Методика 1. Составлен индивидуальный профиль социального развития каждого ребенка (Приложение В)и «Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка-инвалида в группе детского сада»(Приложение Д), затем обобщаем показатели в таблице 8«Сравнительные показатели социального развития группы детского сада»
Таблица 8.Сравнительные показатели социального развития детей
№ п/п |
Имя ребенка |
Общая сумма баллов на стадии констатирующего эксперимента |
Общая сумма баллов на стадии констатирующего эксперимента |
2 |
Валерия С. |
301 |
399 |
Карина З. |
245 |
378 | |
Дима Т. |
226 |
350 | |
Максим К. |
223 |
349 | |
Лена А. |
282 |
412 | |
Даша Т. |
244 |
383 | |
Кристина М. |
207 |
327 | |
Максим М. |
292 |
387 |
По результатам констатирующего эксперимента выявлено 8 детей с проблемами в социальном, из них 12 % – низкий уровень социального развития, 88 % – уровень ниже среднего, рисунок 9.
Рис. 9. Результаты констатирующего эксперимента
Рис. 10. Результаты контрольного эксперимента
Анализируя результаты по диагностике социального развития, приходим к выводу, что после проведения формирующего эксперимента уровень социального развития значительно повысился, рис. 10.
Из 8 детей-инвалидов нет ни одного ребенка с низким уровнем социального развития или с уровнем ниже среднего, из них: средний уровень у 88%, уровень выше среднего у 12%.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в связи с повышением развития навыков общения, у детей-инвалидов с диагнозом ВПС повысился уровень социального развития, следовательно, наша гипотеза о том, что социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, если:
Данная деятельность будет осуществляться методом социально-педагогической реабилитации посредством тренинга общения и одновременно будет направлена на решение социально-педагогических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, успешность решения этих проблем, включающих мероприятия социально-педагогического характера, а так же от сформированности навыков общения подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная в исследовании цель: обоснование социально-педагогического комплекса тренинговых упражнений, направленных на успешную социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями – достигнута.
Выдвинутая в исследовании гипотеза
о том, социально-педагогическая реабилитация
детей с ограниченными
Данная деятельность будет осуществляться
методом социально-
Исследование по выявлению зависимости
социального развития от развития навыков
общения позволило
В теоретической части
Раскрыта сущность тренинга общения и его значение как средства социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС.
В практической части описаны методы исследования для оценки социального развития и развития навыков общения. Был разработан и проведен тренинг общения «От сердца к сердцу» с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС.
Экспериментальная часть исследования
подтвердила наличие связи
Опыт проведения данного тренинга общения показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, что климат в группе заметно улучшился.
Данные результаты дают основания предложить разработанную систему игр и занятий, направленную не только на социально-педагогическую реабилитацию детей с диагнозом ВПС, но и на нравственное развитие и формирование межличностных отношений для широкого использования в детских дошкольных учреждениях разного типа, а так же реабилитационных центрах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ