Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10
1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание
понятия ……………………………………………………………………..……27
2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45
3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53
3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59
3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Социально-педагогическая реабилитация детей с диагнозом ВПС, в первую очередь, направлена на восстановление и развитие способностей к самостоятельной семейно-бытовой деятельности, а также на формирование значимого социального статуса, включая мероприятия по развитию социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации:
выявление семей, нуждающихся
в социально-консультативной
профилактика различного
рода социально-психологических
социально-реабилитационная работа с семьями, в которых живут дети с диагнозом «Врожденный порок сердца», организацию их досуга;
консультативная помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем семей с детьми с ОВЗ;
правовую помощь в пределах
компетенции органов
3.2Диагностика
навыков общения детей
Для исследования данной проблемы и определения социального статуса детей-инвалидов с диагнозом ВПС и их родителей были изученыих документы, проведено собеседование и тестирование, проверены условия их жизни в семье. Организация социально-педагогической работы с родителями и детьми осуществлялась поэтапно.
На первом этапе нами была проведена диагностика, с целью выявления проблем, с которыми сталкивается семья детей-инвалидов, для этого родителям была предложена анкета (Приложение А).В опросе приняли участие 42 человека, посещающих родительский клуб реабилитационного Центра«Золушка», из которых: 4 мужчины и 38 женщин, эти данные свидетельствует о том, что в большинстве случаев, воспитанием ребенка-инвалида занимаются матери. Полученные данные представлены в Приложении Б.
На основании полученных данных было принято решение рассмотреть зависимость социального развития старших дошкольников от сформированности навыков общения, экспериментальное изучение которого будет состоять из двух этапов:
Первый этап – изучение социального развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Одним из методов изучения является наблюдение за поведением ребенка в процессе его жизни в детском саду.
Наблюдение
– это планомерное и
Чтобы процесс наблюдения не занимал много времени и был удобен, можно использовать схемы фиксации, которые отражают результаты наблюдений за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, развлекательной) и свободной игры. Во всех перечисленных ситуациях имеют место, как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками.
Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций.
Методика 1: Для оценки социального развития ребенка-дошкольника Г. Степанова канд. психол. наук, Институт человека РАН предлагает составить следующую схему фиксации своих наблюдений (Таблица 1).
Таблица 1. Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада
Показатель социализации |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная игра |
Р-р Р-в Р-с |
Р-в Р-с |
Р-в Р-с | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Идет на контакт |
|||
Откликается на просьбы и замечания |
|||
Действует сообща |
|||
Принимает помощь |
|||
Устанавливает дружеские отношения |
|||
Действует под руководством |
|||
Действует самостоятельно |
|||
Проявляет инициативу |
|||
Контролирует свое поведение |
|||
Конфликтует |
|||
Улаживает разногласия |
|||
Признает правила |
|||
Сочувствует |
|||
Подчиняет свои интересы интересам |
|||
Соблюдает очередь |
Примечания:
По результатам
наблюдений за поведением ребенка в
течение определенного времени
рекомендуется составить
После заполнения таблицы, отмеченные точки соединяются линиями. В результате можно наглядно представить, в сторону каких – положительных или отрицательных оценок сдвинут профиль. Вопросы-утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.
Второй этап – Изучение навыков общения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Методика 2. Для изучения навыков общения, Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова предлагают метод наблюдения, где необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
Инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к общению, к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
Чувствительность к
Преобладающий эмоциональный фон
– проявляется в эмоциональной
окраске общения и
Таблица 2.Оценка параметров и показателей развитости навыков общения
Критерии оценки параметров |
Выраженность в баллах |
Инициативность - отсутствует: ребенок не - слабая: ребенок крайне редко
проявляет активность и - средняя: ребенок часто - высокая: ребенок активно Чувствительность к - отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; - слабая: ребенок лишь в редких
случаях реагирует на - средняя: ребенок не всегда
отвечает на предложения - высокая: ребенок с Преобладающий эмоциональный фон - негативный; - нейтрально-деловой - позитивный. |
0
1
2
3
0 1
2 3
|
Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить развитость навыков общения ребенка-дошкольника. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0 – 1балл) может говорить о неразвитости у ребенка потребности в общении или о неумении найти подход к окружающим. Средний и высокий уровень инициативности (2 – 3балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействиям окружающих, своеобразная «коммуникативная глухота» (0 – 1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого.
Важной
качественной характеристикой общения
является преобладающий эмоциональный
фон. В случае если преобладающим
является негативный фон ребенок
постоянно раздражается, кричит, оскорбляет
сверстников или даже дерется) ребенок
требует особого внимания. Если же
преобладает положительный фон
или положительные и
Методика 3. Для получения сведений об избирательных предпочтениях детей, отношение их к взрослым и сверстникам М.А. Панфилова предлагает социометрическую пробу «День рождения». Детям предлагается поиграть в день рождения.
На листе рисуется пирог со свечками. Вокруг стола располагаются стулья (рисуются маленькие кружочки). Ребенок выбирает себе стульчик, его отмечают по выбору ребенка звездочкой или снежинкой (этот выбор позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки – снежинку). Ребенку задают вопросы, кого бы он пригласил на день рождения, на какие стульчики рассадил (около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора).
После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?». Ответ ребенка дает возможность предположить о его потребности в общении. Когда все десять стульчиков будут заполнены, задается вопрос, надо ли еще добавить (дорисовать) «стульчики».
Анализ результатов.
1 Потребность в общении:
желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются «стулья»);
несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2 Эмоциональные
предпочтения в общении:
3 Значимость социальных окружений:
количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, и т.д.) – значимая среда в общении;
половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Педагог, предлагая детям игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то можно также проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная проба не даст необходимую информацию, можно повторить игру, нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы (Приложение Г).
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу и ситуативность ребенка.
3.3Программа тренинга общения
«От сердца к сердцу»:
и обобщение результатов
Изучение социального развития и навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС. Данное экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ СО СРЦН «Золушка»–отдел социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, конкретно с диагнозом ВПС, в исследовании участвовало 30 воспитанников 2-х подготовительных групп детского сада. Из них – 14 девочек и 16 мальчиков в возрасте 5,5 – 6 лет. Начало исследования: октябрь 2011г.
Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе проводилось изучение социального развития детей старшего дошкольного возраста. Применялись метод наблюдения (Методика № 1) с фиксированием наблюдений таблице 3 «Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада»(Приложение Д), затем, суммируя баллы, обобщаем их в таблице 3.
Исходя из 5-ти бальной системы показатели следующие:
По отдельным показателям:
15-30 баллов – низкий уровень;