Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10
1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание
понятия ……………………………………………………………………..……27
2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45
3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53
3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59
3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88
Первый-второй. Детей просят рассчитаться на первый-второй, первый-второй-третий и так далее – по числу необходимых подгрупп. Участники, получившие одинаковые номера, образуют команды.
Осмысленный выбор. Детям предлагают самостоятельно выбрать тех, с кем им предстоит выполнять очередное упражнение, и указывают критерии этого выбора, например такие:
выберите того, кто вам наиболее близок;
выберите человека, которого знаете меньше всех;
выберите участника, с которым вам труднее общаться.
Если работа не подразумевает высокой двигательной активности, а включает рисование, работу с раздаточным материалом и тому подобное, участников удобнее расположить за столами. Во многих случаях оптимальным было бы размещение участников за круглым столом, однако на практике оно используется редко: в помещениях, где проводятся тренинги, круглых столов как правило нет, а составлять круг из обычных столов неудобно. Чаще столы расставляются квадратом, прямоугольником, «елочкой» или буквой «II». Расположение должно обеспечивать хороший взаимный обзор и оставлять возможность для перемещений, не следует загромождать чем-либо пространство между столами.
Помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным большим количеством мебели, позволяющим рассаживать участников в круг. Рекомендуется, чтобы площадь помещения для тренинга могла вместить в три раза больше людей, чем фактическое число участников, – это позволяет обеспечить достаточный простор для перемещений. Следует обратить внимание на отсутствие острых углов, стеклянной мебели и прочих предметов, которые могут привести к травме дошкольников при выполнении подвижных игр. Желательно, чтобы помещение было более или менее звукоизолированным либо расположенным в таком месте, куда не проникает шум.
Рассмотрим игровые методы тренинга общения, к ним можно отнести подвижные игры.
Подвижные игры (разминки, разогревающие игры) широко используются в психологических тренингах. Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия и воспринимаются чуть ли не как «визитная карточка» тренинга с детьми. Основная цель их использования – интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия, а также разминки в физическом значении этого термина. Иногда для описания подвижных игр, направленных преимущественно на решение психологических задач, используется понятие «психогимнастика»– набор процедур, подразумевающих физическое движение, целью которых является изменение эмоционального состояния группы и интенсификация межличностного общения занимающихся.
Применение
подвижных игр в
Активизировать
эмоциональные состояния
Сплотить группу, сформировать взаимное доверие участников и умение координировать совместные действия. «Игру следует понимать не просто как особый вид упражнений, а как систему, которая помогает создать коллектив».42
Продемонстрировать психологические феномены. Например, игра «встреча на узком мостике» (должны разойтись два участника, идущие навстречу друг другу по гимнастической скамейке или просто по нарисованной на полу линии) выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать возможные стратегии поведения в ней.
Обеспечить обратную связь, дать участнику возможность получения знаний о себе благодаря другим участникам тренинга. Например, в ходе игры «повторение движений» каждый участник видит со стороны характерные для себя движения, повторенные другими участниками группы.
Развить волевые качества занимающихся, а также их внимание и наблюдательность.
Познакомить участников, дать им возможность запомнить имена друг друга. Это актуально, когда тренинговая группа формируется из ранее незнакомых друг с другом.
3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА: АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1 Организация социально-
с врожденным пороком сердца в условиях
ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района
Базой исследования
является Центр реабилитации детей
ГОУ СО СРЦН «Золушка» г. Тавда и его структурное
подразделение – отделение социально-педагогической
реабилитации детей-инвалидов, с 2005 года
продолжает свою деятельность отделение
реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья, направленное
на устранение или возможно более полную
компенсацию ограничений, вызванных ограничением
здоровья.
На 1 января 2011 года в Управлении социальной защиты населения состоит на учете 176 несовершеннолетних, имеющих статус «ребенок-инвалид», что составляет 2,03% в структуре популяции детского населения, что на 0,27% меньше аналогичного показателя 2010 года43. Дети, имеющие инвалидность по заболеванию ВПС составляют 0,23% от общего количества детей-инвалидов, что составляет – 41 ребенок.
Социальный педагог является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики.
Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости – работой с окружающими.
Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения. Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформление документов, реабилитацией.
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, корректировку действий, оформление в спецучреждения.
Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.
Благотворительные организации - материальная, натуральная помощь, организация общения.
Торговые организации – снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.
Городская и исполнительная районная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.
Соседи частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.
Профсоюзы организуют отдых и оказывают материальную помощь.
Аналогичные семьи часто
создают ассоциации с подобными
семьями для совместного
Семья, ближайшее окружение
ребенка с ОВЗ – главное
звено в системе его
На рисунке 2 представлена система помощи семье, имеющей ребенка инвалида.
Рис.2. Система социальной помощи
Отделение социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов Центра по реабилитации детей с ОВЗ «Золушка» работает, основываясь на следующие законы:
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. изменен 3.06.03;
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон «Об образовании»
Конституция РФ.
Президентская программа «Дети России».
Основные направления деятельности отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями –проведение комплексных реабилитационных мероприятий детям с различными ограничениями и проблемами в развитии, в том числе детям с задержкой речевого, психоречевого и психомоторного развития, а так же профилактика детской инвалидности информационным путем и путем оздоровления детей с ослабленным здоровьем.
Особое внимание Педагогами Центра по реабилитации детей с ОВЗ «Золушка», уделяется детям с диагнозом врожденный порок сердца (ВПС), посещающим группу детского сада на базе Центра по реабилитации детей «Золушка».
Врожденный порок сердца, как было сказано выше (ВПС) – дефект в структуре сердца и (или) крупных сосудов, присутствующий с рождения.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ВПС – помочь справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи имеющей ребенка-инвалида с диагнозом ВПС.
Для успешной адаптации в социуме важно взаимодействие их и общества. Для выполнения этой задачи используем социально-педагогическую технологию занятий в родительском клубе, которые направлены на проведение совместных занятий по прикладному творчеству.
Было проведено6 совместных занятий с детьми по прикладному творчеству. Совместные работы родителей и детей заняли на выставке первые места (Поделки прилагаются).
Педагоги Центра по реабилитации детей с ОВЗ «Золушка», используют методы артпедагогики (и элементы арттерапии – сказкотерапии, драмотерапи, изотерапии, двигательной терапии) на занятиях с детьми с ОВЗ, соблюдают определенные условия:
Равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз.
Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку.
Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение.
Пространство, в котором проходит деятельность должно ощущаться ребенком как комфортное.
Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка.
Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе.
Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств или коллективного обсуждения.
Формы работы с детьми с ВПС в Центре по реабилитации детей «Золушка»:
Индивидуальные и групповые занятия с детьми, которые имеют склонность к определенным видам деятельности по индивидуальным программам, когда можно отследить рост ребенка через это направление.
Встречи с интересными людьми.
Посещение выставок работ авторов-инвалидов, которые проводятся в городе.
Праздники, концерты, развлекательные мероприятия.
Выставки детских работ на уровне Центра, города.
Тренинговые занятия с детьми, с родителями, совместно дети-родители.
Обучающие занятия для родителей определенным приемам и методам работы, необходимых для коррекционных занятий в домашних условиях. Занятия социально-бытовой адаптации с учетом заболевания ребенка.
Программы Центра по реабилитации детей с ОВЗ «Золушка», направленные на обучение детей с диагнозом ВПС:
«Юные художники», «Круг друзей» (развитие коммуникативных навыков), «Оригами», «Художественная обработка кожи и ткани», «Макраме», «Природа и фантазия», «Берестоплетение», «Фантазеры» (бумагопластика), «Калейдоскоп» (лепка), «Азбука театра».
Результаты обучения детей-инвалидов с диагнозом ВПС в Центре по реабилитации детей с ОВЗ «Золушка»:
Педагоги Центра по реабилитации детей с диагнозом ВПС в Центре«Золушка»адаптируют содержание учебных программ, например, увеличивают время на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, уделяют больше времени отработке техники рукоделия. В основном с каждым ребенком педагог проводит индивидуальные занятия. С некоторыми детьми, если они работают в общей группе, проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку с ОВЗ, так и детям, которые работают рядом с ним). Очень важно создавать ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать на малейшее достижение ребенка, хвалить (можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах). Дети очень болезненно реагируют на порицание, поэтому педагоги Центра по реабилитации детей с ОВЗ «Золушка» практически не используют этот метод воздействия, если невозможно не указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в этот раз, что в следующий раз получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.