Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Однако  социально-педагогическая деятельность отличается тем, что она ситуативна и всегда актуальна только в отношении  конкретного ребенка, молодого человека или проблемы, с которой они  столкнулись. Именно поэтому она  не обладает «статусом всеобщности» и рассматривает в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные проблемные группы. Масштабы ее применения не ограничены рамками учебно-воспитательного процесса разнообразных социально-образовательных институтов и учреждений, социально-педагогическая деятельность может осуществляться в широком социальном пространстве. Очевидно, что определение сущности всякой деятельности связано с вычленением тех потребностей, которые собственно и обуславливают само ее существование.

Разделяя  позицию Беляевой Л.А., полагаем, что  «социально-педагогическая деятельность  призвана служить удовлетворению потребностей индивида или группы в социокультурной адаптации и самореализации…» Это такой вид деятельности, который связан с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимального эффективного удовлетворения потребностей в социокультурной адаптации и самореализации». Но сама потребность (осознанная или неосознанная) в социально-педагогической деятельности может возникнуть только в процессе оформления проблемной ситуации, когда человек, оказавшийся в ней, переживает определенное противоречие –«несоответствие между своими потребностями и возможностями среды для их реализации, либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать».36Можно предположить, что назначение социально-педагогической  технологии в данном контексте – обеспечение условий разрешения проблемной ситуации, в которой оказался ребенок. Построение механизма разрешения не может не учитывать собственную деятельную активность личности, которая посредством социально-педагогической технологии включается в процесс решения своих проблем. Психолого-педагогическая наука, очевидно доказала, что наиболее эффективно реализуется деятельная активность человека…» на основе овладения новыми видами деятельности, новым опытом, новыми формами социально-ролевого поведения, необходимыми для вхождения личности в новую микросреду или новую стадию своего личностного бытия, связанного например с переходом от детства к юности и взрослому состоянию».

Проанализировав все вышесказанное и суммируя особенности социально-педагогической деятельности, вслед за Беляевой Л. А., мы можем вычленить сущностно-функциональный и объектовый срезы социально-педагогической деятельности. По функциям это деятельность:

по повышению  уровня социокультурной адаптации  индивида, группы посредством личностного  развития;

по профилактике явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической), которая  включает в себя работу с людьми девиантного поведения и маргинальными  группами;

по социокультурной реабилитации и реадаптации, касающихся тех категорий людей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом, и социальном развитии;

посредническая – во взаимоотношениях индивида или группы со средой, продиктованная интересами их социально-культурного становления и развития.

Объектами социально-педагогической деятельности выступают семья, дети, инвалиды и  другие категории социальных субъектов.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность определяет, как содержание проектирования социально-педагогической технологии, так и ограничивает поле и назначение применения социально-педагогической технологии в работе с молодежью.

По Маркову  М., технология – «это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности»37.Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция – это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, то есть однородная логически неделимая часть конкретного процесса. Любая научно и практически обоснованная технология (технологический процесс) характеризуется следующими тремя признаками:

1 разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

2 координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);

3 однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Сопоставляя содержание понятий «социально-педагогическая деятельность» и «технология», можно предположить, что социально-педагогические технологии, призванные обеспечить условия разрешения проблемной ситуации, в которой оказался ребенок – единообразны в своей базовой конструкции и многообразны в частных формах проявления: приемах, методах, процедурах социально-педагогического взаимодействия ребенка, молодого человека и социального педагога.

Технология  работы в настоящих условиях может  быть представлена как технология минимизации  проблем и трудностей ребенка  с целью их поэтапного освоения и  разрешения.

Проблему  обеспечения социального педагога адекватной социально-педагогической технологией можно разрешать  двояко.

В первом случае, разрабатывая под каждую конкретную проблему или вид деятельности особую технологию, как то, коллективная творческая деятельность, технологии коммуникаций с детьми группы риска и т.д.

Во втором – выстраивая целостный алгоритм социально-педагогической деятельности, состоящий из определенных завершенных этапов, взаимосвязанных внутренней логикой развития социально-педагогического взаимодействия социального педагога и ребенка.

 

2.2 Тренинг общения как средство  социально-педагогической реабилитации  детей-инвалидов старшего дошкольного  возраста

 

Одной из форм работы по обучению детей отношениям друг с другом, развитию навыков  общения, а также коррекции нарушений  общения является тренинг общения. Раскроем сущность тренинга общения  и его значение как средства социализации детей старшего дошкольного возраста

Сущность  психологического тренинга – психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны в детском возрасте, так как навыки конструктивного общения развиты у детей  недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом. Психологический тренинг – эффективный метод формирования навыков общения.38

Тренинг – особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта. При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать».39

Разнообразие  психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые  общие черты.

  1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнерское общение, что предполагает признание ценности личности каждого из участников; исследовательская позиция участников в процессе групповой работы; предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на свое поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь.
  2. Применение активных методов групповой работы.
  3. Акцент на взаимоотношениях между участниками группы. Система отношений, складывающаяся между участниками группы в ходе работы, называется групповой динамикой.
  4. Наличие более или менее постоянной группы.
  5. Пространственная организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.
  6. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию.
  7. Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в условиях СПТ более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем в обычных межличностных контактах.

Основные  принципы проведения тренинга общения в старшем дошкольном возрасте.

  1. Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Необходимо создать возможность ребенку спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
  2. Принцип взаимного уважения. Это своего рода кодекс правил взаимодействия.

каждый  имеет право высказать свои мысли  и предложения;

каждый  имеет право быть выслушанным;

каждый  имеет право выбора;

спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.

  1. Принцип осознанности. Перед началом игрового тренинга взрослый объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.
  2. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей.

Планирование  тренинга – при построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи, требующие решения: каких результатов планируется достигнуть в определенный отрезок времени.

Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих  задачам.

При этом необходимо также учитывать:

взаимосвязь и последовательность выбранного материала (связаны ли занятия одно с другим, и являются ли последовательным продолжением предыдущих);

постепенное усложнение (начинать нужно  с более легких упражнений);

разнообразие, чередование различных  видов активности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а  также активность взрослого с  детской активностью);

занятия для маленьких и больших  групп – педагог должен решить, когда использовать малочисленные (от 6 до 8 человек), а когда крупные  группы. Существует много способов разделить группу на подгруппы. Их можно  планировать заранее, можно использовать процедуру случайного отбора (жеребьевка), или разрешить детям формировать  группы по своему усмотрению. В последнем  варианте необходимо позаботиться о  том, чтобы избежать возникновения  замкнутых группировок, выбирать метод, оптимальным для конкретной группы; временные рамки (время для занятий  с детьми, продолжительность занятий). План должен быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность  для участников взаимодействия и  исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать  свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план могут вноситься  как в начале, так и в процессе групповой работы.

Пространственная  и временная организация тренинговой  работы. Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ведущих не случайно – оно дает ряд преимуществ:

В кругу  обеспечивается наилучший взаимный обзор: все на виду, есть возможность  оказаться, так сказать, лицом к  лицу с любым из участников.

Круговое  расположение обеспечивает высокий  уровень вовлечения в работу –  в кругу невозможно «отсидеться» за спинами остальных.

Круг  – фигура максимально «демократическая». В нем невозможно выделить «главу стола», все находятся в равных условиях, что сплачивает группу.

Круговое  расположение обеспечивает свободу  движений участников.

Однако  круговое расположение участников отнюдь не предназначено «на все случаи жизни». Например, оно не очень удобно при изложении информации ведущим, особенно если при этом используются какие-либо средства наглядности, требующие выхода ведущего за пределы круга. В таком случае половина детей оказываются спиной к ведущему и вынуждены развивать гибкость шеи, а если все пересаживаются к ведущему лицом – круг распадается на две дуги, передняя из них перекрывает обзор задней. Кроме того, высокая степень взаимного обзора участников, которую дает круг, желательна не всегда, поскольку некоторые упражнения подразумевают индивидуальную работу.

В таких  случаях целесообразно изменить расположение участников. Если группе предстоит выслушать выступление  ведущего, просмотр видеозаписи и  т. п., хорошо подойдет расположение полукругом, «елочкой», углом или буквой «П». Если же предусматривается индивидуальная работа, участникам можно предложить расположиться в пространстве свободно и равномерно, каждый выбирает удобное для себя место.

Довольно  часто тренинговые упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают  работу в подгруппах. Вот несколько  методических приемов, позволяющих  разделить группу на подгруппы40.

Ручеек. Участники разбиваются на пары, берутся за руки, и пары встают друг за другом. Все поднимают руки вверх. Участник, оставшийся без пары, проходит в образовавшееся русло, выбирает и увлекает за собой любого человека. Новая пара встает последней, и цикл повторяется. В определенный момент игра по команде ведущего останавливается, и образуются две (левая и правая шеренги) шесть команды.

Фигурки. На столе раскладываются предметы (геометрические фигурки, изображения животных и тому подобное) в количестве, равном числу участников. Каждая из фигурок повторяется столько раз, сколько человек должно быть в одной подгруппе, создаваемой для очередного упражнения. Дети по очереди берут фигурки и в команды объединяются те, кому достались одинаковые фигурки41.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья