Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

31-40 баллов  – уровень ниже среднего;

41-50 баллов  – средний уровень;

51-60 баллов  – уровень выше среднего;

61-75 баллов  – высокий уровень.

Если  ориентироваться на общее количество баллов по всем показателям, то результаты следующие:

105-210 баллов  – низкий уровень;

211-315 баллов  – уровень ниже среднего;

316-400 баллов  – средний уровень;

401-420 баллов  – уровень выше среднего;

421-525 баллов  – высокий уровень

Таблица 3.Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития группы детского сада

№ п/п

Имя ребенка

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная игра

Общая сумма баллов

1

2

3

4

5

6

   

Р-р       Р-в     Р-с

Р-в                Р-с

Р-в       Р-с

 

Карина Д.

     

440

Валерия С.

43        47 34

      45            52

  42 38

301

Света Ч.

     

437

Ксюша А.

     

428

Арина Ч.

     

439

Карина З.

36       36        32

      37            34

  36           34

245

Даша Ф.

     

419

Вероника Н.

     

422

Дима Т.

37       25       31

      36            33  

31            35

226

Настя В.

     

397

Даша Н.

     

401

Максим К.

34       34       30

      33            30

33            29

223

Кристина Ф.

     

415

Антон Г.

     

399

Лена А.

48       46        36

      44            32

45           31

282

Настя В.

     

431

Даша Т.

42       37        28 

      40            28

41            28

244

Никита Г.

     

417

Дима Ф.

     

389

Кристина  М.

30      29       28

      32            29

30           29

207

Настя Г.

     

427

Юля Л.

     

403

Вика У.

     

395

Валя К.

     

416

Саша Х.

     

424

Катя К.

     

398

Саша Я.

     

381

Максим М.

46       45        40

     44             37

38            42

292

Данил И.

     

352

Саша Ш.

     

412


В таблице  красным отмечены наиболее низкие показатели социального развития, там подробно расписаны результаты по каждому  показателю. Там где социальное развитие в норме, проставлена только общая  сумма баллов.

По результатам  диагностики строим график уровня социального  развития детей в группе, см. рисунок 3:

Рис. 3. График уровня социального развития детей в группе

 

Анализируя  результаты, видно, что из 28 детей, участвующих  в эксперименте 8 имеют проблемы в социальном развитии. Процентное соотношение представлено на рисунке 4: 

Рис. 4. Проблемы в социальном развитии детей в % соотношении

 

 

 

 

 

Таблица 4.Обобщенный профиль социального развития детей

Утверждение

+2

+1

0

-1

-2

Утверждение

1

2

3

4

5

6

7

Легко идет на контакт со взрослыми

Избегает контакта со взрослыми

Откликается на просьбы взрослых

 

   

Не реагирует на просьбы взрослых

С удовольствием действует со взрослым сообща

   

Не любит действовать совзрослыми  сообща

Успешно действует под руководством взрослого

 

Не умеет действовать под руководством взрослого

Легко принимает помощь взрослого

 

 

Не принимает помощь взрослого

Признает правила, предложенные взрослыми

   

Не признает правил, предложенных взрослыми 

Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду

   

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

Часто взаимодействует со сверстниками

 

Избегает взаимодействия со сверстниками

Легко устанавливает дружеские отношения  со сверстниками

 

 

С трудом устанавливает дружеские  отношения со сверстниками

Успешно участвует в коллективной игре

 

Не участвует в коллективной игре

Проявляет качества лидера

 

Предпочитает подчиняться другим

Хорошо себя чувствует в большой  группе детей

 

Не любит большие группы детей

Спокойно наблюдает за действиями других детей

 

 

Прерывает, мешает действиям других детей

Умеет занимать других детей

 

 

Не умеет занимать других детей

Успешно участвует в делах и  играх, предложенных другими детьми

 

Не участвует в играх, предложенных другими детьми

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

 

Затрудняется разрешать конфликты  со сверстниками

Хорошо действует самостоятельно

 

Не может действовать самостоятельно

Может занять себя сам

         

Не может занять себя сам

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

 

 

Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Способен жертвовать своими интересами ради других

 

 

Ориентирован только на свои непосредственные интересы

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

 

 

Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам

Признает правила, предложенные другими  детьми

         

Не признает правил, предложенных другими  детьми


 

Далее был  составлен индивидуальный профиль  социального развития каждого ребенка  (Приложение Е), судя по которому можно наглядно представить, в сторону каких – положительных  или отрицательных оценок сдвинут профиль. Вопросы-утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль показывает, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения. Индивидуальные графики свели в таблице «Обобщенный профиль социального развития детей» (Таблица 4).

Из обобщенного  профиля, таблица 4, можно сделать выводы, что у детей имеются проблемы в развитии социальной сферы при взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми.

В таблице  5 обозначены имена детей, имеющих проблемы в социальном развитии и цвет, которым обозначены их графики в обобщенном профиле социального развития.

Таблица 5.Дети-инвалиды с диагнозом ВПС, имеющие проблемы  
в социальном развитии

№ п/п

Имя ребенка, имеющего проблемы в социальном развитии

1

Максим М.

 

2

Валерия С. 

 

3

Лена А.

 

4

Дима Т.

 

5

Карина З.

 

6

Кристина М.

 

7

Максим К. 

 

8

Даша Т.

 

 

Таким образом, исследование показало, что: социальное развитие в норме у 73% обследуемых детей; проблемы в социальном развитии у 27% детей, из них: в социальной сфере при взаимодействии только со сверстниками у 13% детей, со взрослыми и со сверстниками – 10% детей, только со взрослыми – 4% детей, см. рис.5.

Рис. 5. Показания  социального развития детей-инвалидов  с диагнозом ВПС при взаимодействии с детьми и взрослыми.

 

Таким образом  по полученным результатам можно  сделать следующий вывод – проблемы во взаимодействии со сверстниками преобладают над проблемами во взаимодействии со взрослыми.

Рис. 6. Уровень развитости общения детей-инвалидов с диагнозом ВПС

 

На втором этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика навыков общения детей данной группы, с использованием метода наблюдения по методике Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой (Методика 3). По таблице «Оценка параметров и показателей развитости навыков общения» высчитаем показатели по развитости навыков общения, выразим на рисунке 6.

При изучении навыков общения у детей с  использованием данной методики составим список детей, у которых выявились проблемы в развитии навыков общения, сведем в таблицу 6.

Таблица 6.Проблемы в развитии навыков общения

№ п/п

имена детей 

отсутствие или слабо выраженная инициативность

отсутствие или слабо выраженная чувствительность к воздействиям сверстника

негативный эмоциональный фон

1

Максим М.  

   

+

2

Валерия С. 

+

+

+

3

Лена А.              

 

+

 

4

Дима Т.

+

+

 

5

Карина З.             

+

+

 

6

Кристина М.      

+

 

+

7

Максим К. 

+

+

+

8

Даша Т.

+

   

9

Данил И.

   

+


 

Изучение навыков общения у детей детей-инвалидов с диагнозом ВПС показали следующие результаты из 30 обследуемых детей:

у 6 – отсутствует или слабо выражена инициативность (потребность в общении или неумение найти подход к окружающим);

у 5 – отсутствие чувствительности, либо слабая выраженность чувствительности к воздействиям окружающих (неспособность видеть и слышать другого);

у 5 –  преобладает негативный эмоциональный.

Причем, у двоих детей явно выражена конфликтность  во взаимодействии со сверстниками, при  нормальном уровне развития потребности  в общении и нормальном уровне развития чувствительности к воздействиям сверстника.

Для получения  более полной картины о развитии навыков общения у детей-инвалидов с диагнозом ВПС сведений об избирательных предпочтениях детей, отношение их к взрослым и сверстникам применили социометрическую методику М.А. Панфиловой «День рождения»(Приложение И). Анализ данных по этой диагностике:

  1. Потребность в общении:

желают общаться в широком кругу  – Максим М., Данил И., Лена А.

 желают общаться в ограниченном  кругу: с близкими взрослыми  Карина З., Лера С., Даша Т.;

со сверстниками – Максим К., Дима Т.

несформированная потребность  в общении у Кристины М.

2 Эмоциональные  предпочтения в общении: 

Лена  А., Карина З., Лера С. и Даша Т. – близкие  взрослые;

Максим  М., Данил И., Максим К., Дима Т –  сверстники;

Кристина  М. – эмоциональные предпочтения не проявила (выбор игрушек).

3 Значимость  социальных окружений: 

количественное преобладание взрослых: Карина З., Лера С., Даша Т. Лена А.;

детей: Максим М., Данил И., Максим К., Дима Т;

игрушки: Кристина М.

Таким образом, сопоставив данные по диагностике социального развития и диагностике навыков общения, были получены следующие результаты:

В результате оценки навыков общения было выявлено, что из 30 детей 9 имеют проблемы в  развитии навыков общения. Из 9 детей  с проблемами в общении – 8 детей, имеющих по результатам диагностики  проблемы в социальном развитии, эти  дети составят группу для формирующего эксперимента, см. табл.7.

Таблица 7.Результаты навыков общения

п/п

имя ребенка

показатели социального развитие

проблемы в развитии навыков общения

1

2

3

4

1

Максим М.  

уровень  социального развития ниже среднего

конфликтность во взаимодействии со сверстниками,  негативный эмоциональный фон

 

Продолжение таблицы 7

2

Валерия С. 

уровень  социального развития ниже среднего

слабо развита потребность в общении, особенно со сверстниками,  недостаточно развита чувствительность к воздействиям окружающих;  негативный эмоциональный  фон

3

Лена А.              

уровень  социального развития ниже среднего

конфликтность во взаимодействии со сверстниками,   недостаточно развита чувствительность к воздействиям окружающих

4

Дима Т.

уровень  социального развития ниже среднего

слабо развита потребность в общении  со сверстниками, избегание контактов  со взрослыми, слабо  развита чувствительность  к воздействиям окружающих

5

Карина З.             

уровень  социального развития ниже

 

среднего 

слабо развита потребность в общении, особенно со сверстниками,  недостаточно развита чувствительность к воздействиям окружающих

6

Кристина М.      

низкий уровень  социального развития

несформированная потребность в  общении, избегание контактов со сверстниками и взрослыми;  негативный эмоциональный фон

7

Максим К. 

уровень  социального развития ниже среднего

слабо развита потребность в общении  со сверстниками, избегание контактов  со взрослыми, слабо  развита чувствительность  к воздействиям окружающих; негативный эмоциональный фон

8

Даша Т.

уровень  социального развития ниже среднего

слабо развита потребность в общении  со сверстниками

9

Данил И.

социальное развитие в норме

конфликтность во взаимодействии со сверстниками,  негативный эмоциональный фон

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья