Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа
Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10
1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание
понятия ……………………………………………………………………..……27
2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45
3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53
3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59
3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88
31-40 баллов – уровень ниже среднего;
41-50 баллов – средний уровень;
51-60 баллов – уровень выше среднего;
61-75 баллов – высокий уровень.
Если ориентироваться на общее количество баллов по всем показателям, то результаты следующие:
105-210 баллов – низкий уровень;
211-315 баллов – уровень ниже среднего;
316-400 баллов – средний уровень;
401-420 баллов – уровень выше среднего;
421-525 баллов – высокий уровень
Таблица 3.Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития группы детского сада
№ п/п |
Имя ребенка |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная игра |
Общая сумма баллов | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Р-р Р-в Р-с |
Р-в Р-с |
Р-в Р-с |
||||
Карина Д. |
440 | |||||
Валерия С. |
43 47 34 |
45 52 |
42 38 |
301 | ||
Света Ч. |
437 | |||||
Ксюша А. |
428 | |||||
Арина Ч. |
439 | |||||
Карина З. |
36 36 32 |
37 34 |
36 34 |
245 | ||
Даша Ф. |
419 | |||||
Вероника Н. |
422 | |||||
Дима Т. |
37 25 31 |
36 33 |
31 35 |
226 | ||
Настя В. |
397 | |||||
Даша Н. |
401 | |||||
Максим К. |
34 34 30 |
33 30 |
33 29 |
223 | ||
Кристина Ф. |
415 | |||||
Антон Г. |
399 | |||||
Лена А. |
48 46 36 |
44 32 |
45 31 |
282 | ||
Настя В. |
431 | |||||
Даша Т. |
42 37 28 |
40 28 |
41 28 |
244 | ||
Никита Г. |
417 | |||||
Дима Ф. |
389 | |||||
Кристина М. |
30 29 28 |
32 29 |
30 29 |
207 | ||
Настя Г. |
427 | |||||
Юля Л. |
403 | |||||
Вика У. |
395 | |||||
Валя К. |
416 | |||||
Саша Х. |
424 | |||||
Катя К. |
398 | |||||
Саша Я. |
381 | |||||
Максим М. |
46 45 40 |
44 37 |
38 42 |
292 | ||
Данил И. |
352 | |||||
Саша Ш. |
412 |
В таблице красным отмечены наиболее низкие показатели социального развития, там подробно расписаны результаты по каждому показателю. Там где социальное развитие в норме, проставлена только общая сумма баллов.
По результатам диагностики строим график уровня социального развития детей в группе, см. рисунок 3:
Рис. 3. График уровня социального развития детей в группе
Анализируя результаты, видно, что из 28 детей, участвующих в эксперименте 8 имеют проблемы в социальном развитии. Процентное соотношение представлено на рисунке 4:
Рис. 4. Проблемы в социальном развитии детей в % соотношении
Таблица 4.Обобщенный профиль социального развития детей
Утверждение |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
Утверждение | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Легко идет на контакт со взрослыми |
|
|
|
|
|
Избегает контакта со взрослыми | |
Откликается на просьбы взрослых |
|
|
Не реагирует на просьбы взрослых | ||||
С удовольствием действует со взрослым сообща |
|
|
|
Не любит действовать | |||
Успешно действует под руководством взрослого |
|
|
|
|
Не умеет действовать под | ||
Легко принимает помощь взрослого |
|
|
|
Не принимает помощь взрослого | |||
Признает правила, предложенные взрослыми |
|
|
|
Не признает правил, предложенных взрослыми | |||
Хорошо знает и выполняет |
|
|
|
Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду | |||
Часто взаимодействует со сверстниками |
|
|
|
|
Избегает взаимодействия со сверстниками | ||
Легко устанавливает дружеские |
|
|
|
С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками | |||
Успешно участвует в коллективной игре |
|
|
|
|
Не участвует в коллективной игре | ||
Проявляет качества лидера |
|
|
|
|
Предпочитает подчиняться | ||
Хорошо себя чувствует в большой группе детей |
|
|
|
|
Не любит большие группы детей | ||
Спокойно наблюдает за действиями других детей |
|
|
|
Прерывает, мешает действиям других детей | |||
Умеет занимать других детей |
|
|
|
Не умеет занимать других детей | |||
Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми |
|
|
|
|
Не участвует в играх, предложенных другими детьми | ||
Успешно разрешает конфликты со сверстниками |
|
|
|
|
Затрудняется разрешать | ||
Хорошо действует |
|
|
|
|
Не может действовать | ||
Может занять себя сам |
Не может занять себя сам | ||||||
Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение |
|
|
|
Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение | |||
Способен жертвовать своими интересами ради других |
|
|
|
Ориентирован только на свои непосредственные интересы | |||
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам |
|
|
|
Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам | |||
Признает правила, предложенные другими детьми |
Не признает правил, предложенных другими детьми |
Далее был составлен индивидуальный профиль социального развития каждого ребенка (Приложение Е), судя по которому можно наглядно представить, в сторону каких – положительных или отрицательных оценок сдвинут профиль. Вопросы-утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль показывает, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения. Индивидуальные графики свели в таблице «Обобщенный профиль социального развития детей» (Таблица 4).
Из обобщенного профиля, таблица 4, можно сделать выводы, что у детей имеются проблемы в развитии социальной сферы при взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми.
В таблице 5 обозначены имена детей, имеющих проблемы в социальном развитии и цвет, которым обозначены их графики в обобщенном профиле социального развития.
Таблица
5.Дети-инвалиды с диагнозом ВПС, имеющие
проблемы
в социальном развитии
№ п/п |
Имя ребенка, имеющего проблемы в социальном развитии | |
1 |
Максим М. |
|
2 |
Валерия С. |
|
3 |
Лена А. |
|
4 |
Дима Т. |
|
5 |
Карина З. |
|
6 |
Кристина М. |
|
7 |
Максим К. |
|
8 |
Даша Т. |
Таким образом, исследование показало, что: социальное развитие в норме у 73% обследуемых детей; проблемы в социальном развитии у 27% детей, из них: в социальной сфере при взаимодействии только со сверстниками у 13% детей, со взрослыми и со сверстниками – 10% детей, только со взрослыми – 4% детей, см. рис.5.
Рис. 5. Показания
социального развития детей-инвалидов
с диагнозом ВПС при
Таким образом по полученным результатам можно сделать следующий вывод – проблемы во взаимодействии со сверстниками преобладают над проблемами во взаимодействии со взрослыми.
На втором этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика навыков общения детей данной группы, с использованием метода наблюдения по методике Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой (Методика 3). По таблице «Оценка параметров и показателей развитости навыков общения» высчитаем показатели по развитости навыков общения, выразим на рисунке 6.
При изучении навыков общения у детей с использованием данной методики составим список детей, у которых выявились проблемы в развитии навыков общения, сведем в таблицу 6.
Таблица 6.Проблемы в развитии навыков общения
№ п/п |
имена детей |
отсутствие или слабо |
отсутствие или слабо |
негативный эмоциональный фон |
1 |
Максим М. |
+ | ||
2 |
Валерия С. |
+ |
+ |
+ |
3 |
Лена А. |
+ |
||
4 |
Дима Т. |
+ |
+ |
|
5 |
Карина З. |
+ |
+ |
|
6 |
Кристина М. |
+ |
+ | |
7 |
Максим К. |
+ |
+ |
+ |
8 |
Даша Т. |
+ |
||
9 |
Данил И. |
+ |
Изучение навыков общения у детей детей-инвалидов с диагнозом ВПС показали следующие результаты из 30 обследуемых детей:
у 6 – отсутствует или слабо выражена инициативность (потребность в общении или неумение найти подход к окружающим);
у 5 – отсутствие чувствительности, либо слабая выраженность чувствительности к воздействиям окружающих (неспособность видеть и слышать другого);
у 5 – преобладает негативный эмоциональный.
Причем, у двоих детей явно выражена конфликтность во взаимодействии со сверстниками, при нормальном уровне развития потребности в общении и нормальном уровне развития чувствительности к воздействиям сверстника.
Для получения более полной картины о развитии навыков общения у детей-инвалидов с диагнозом ВПС сведений об избирательных предпочтениях детей, отношение их к взрослым и сверстникам применили социометрическую методику М.А. Панфиловой «День рождения»(Приложение И). Анализ данных по этой диагностике:
желают общаться в широком кругу – Максим М., Данил И., Лена А.
желают общаться в
со сверстниками – Максим К., Дима Т.
несформированная потребность в общении у Кристины М.
2 Эмоциональные предпочтения в общении:
Лена А., Карина З., Лера С. и Даша Т. – близкие взрослые;
Максим М., Данил И., Максим К., Дима Т – сверстники;
Кристина М. – эмоциональные предпочтения не проявила (выбор игрушек).
3 Значимость социальных окружений:
количественное преобладание взрослых: Карина З., Лера С., Даша Т. Лена А.;
детей: Максим М., Данил И., Максим К., Дима Т;
игрушки: Кристина М.
Таким образом, сопоставив данные по диагностике социального развития и диагностике навыков общения, были получены следующие результаты:
В результате оценки навыков общения было выявлено, что из 30 детей 9 имеют проблемы в развитии навыков общения. Из 9 детей с проблемами в общении – 8 детей, имеющих по результатам диагностики проблемы в социальном развитии, эти дети составят группу для формирующего эксперимента, см. табл.7.
Таблица 7.Результаты навыков общения
№ п/п |
имя ребенка |
показатели социального |
проблемы в развитии навыков общения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Максим М. |
уровень социального развития ниже среднего |
конфликтность во взаимодействии со сверстниками, негативный эмоциональный фон
|
Продолжение таблицы 7 | |||
2 |
Валерия С. |
уровень социального развития ниже среднего |
слабо развита потребность в общении, особенно со сверстниками, недостаточно развита чувствительность к воздействиям окружающих; негативный эмоциональный фон |
3 |
Лена А. |
уровень социального развития ниже среднего |
конфликтность во взаимодействии со сверстниками, недостаточно развита чувствительность к воздействиям окружающих |
4 |
Дима Т. |
уровень социального развития ниже среднего |
слабо развита потребность в общении со сверстниками, избегание контактов со взрослыми, слабо развита чувствительность к воздействиям окружающих |
5 |
Карина З. |
уровень социального развития ниже
среднего |
слабо развита потребность в общении, особенно со сверстниками, недостаточно развита чувствительность к воздействиям окружающих |
6 |
Кристина М. |
низкий уровень социального развития |
несформированная потребность |
7 |
Максим К. |
уровень социального развития ниже среднего |
слабо развита потребность в общении со сверстниками, избегание контактов со взрослыми, слабо развита чувствительность к воздействиям окружающих; негативный эмоциональный фон |
8 |
Даша Т. |
уровень социального развития ниже среднего |
слабо развита потребность в общении со сверстниками |
9 |
Данил И. |
социальное развитие в норме |
конфликтность во взаимодействии со сверстниками, негативный эмоциональный фон |