Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Наиболее  распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения  или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии  или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм18.

Все эти  болезни объединены в одну группу, однако, следует умственную и психическую  неполноценность, на этом настаивает Международная  лига обществ содействия умственно  отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей  и /или оказанием им помощи.

Термин  «умственная неполноценность» включает в себя два значимых компонента, которые «должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возраста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества»19.

У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и реабилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.

Термин  «психическая неполноценность» употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение. Оно характеризуется неуравновешенностью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим) пониманием и коммуникацией, а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин20.

В детстве  чаще возникают сдвиги в области  эмоций или поведения. Симптомам  болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности.

Душевные  болезни могут принимать форму  острых, хронических или протекающих  толчками заболеваний, в зависимости  от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение. При  этом обязательно вмешательство  специалистов из области медицины и  психиатрии .

Однако  бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает  определенные сложности при диагностике  заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при  рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они  особенно привязаны и тому подобное.

  1. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.

В эту  группу заболеваний входят различные  заболевания, патологические состояния  и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический  туберкулез легких), почек и органов  мочевыделения, желудочно-кишечного  тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный  гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и тому подобное), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и тому подобное), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и тому подобное).

Часто в  силу своих заболеваний такие  дети не могут вести активный образ  жизни, сверстники могут избегать общения  с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления  нормальной жизнедеятельности ребенка  и невозможностью ее полноценной  реализации. Социальная депривация углубляется  за счет длительного пребывания ребенка  в специальных стационарах, санаториях , где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между  такими же детьми. Следствием этого  является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются  недостаточно адекватное представление  об окружающем мире у больного ребенка.21

  1. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. Дети с заболеваниями этой составляли 20% от общего числа детей-инвалидов.

Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит  от времени возникновения патологии  и от времени начала специальной  коррекционной работы, а это (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования  функций сохранных анализаторов.

М. Р. Романов  характеризует такого ребенка как  боязливого, малоконтактного. Поэтому  он предлагает обогащать чувственный  и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей  рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.22

  1. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.

При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут возобновляться или прерываться  более или менее длительными  периодами стабилизации, во время  которой производится реабилитация больного. Особенности методов лечения  в сочетании с возрастными  и межличностными особенностями  ребенка ведут к возникновению  изменений сначала в физическом, а затем и в психическом  его состоянии. Специалистами выяснено, что более половины (56%) родителей  отмечают ухудшение характера своих  детей в результате болезни, у 62% родителей появились трудности  во взаимоотношениях с детьми. У  такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость (25%), а так же раздражительность, агрессия и другие проявления невротического характера (56%). У таких детей практически  нет друзей, кроме таких же больных  ребят , как и они . Таким образом, они как бы отгорожены от внешнего мира , что вызывает задержку в развитии социальных навыков , социальную дезадаптацию.23

Хотелось  бы отметить, что часто злокачественные  опухоли приводят к летальному исходу. Это так же вызывает определенные трудности в общении и оказании помощи таким детям. До некоторых  пор считалось, что дети, особенно маленькие, не чувствуют приближение  смерти, однако, это не так. Д.Н. Исаев, который занимался изучением  этой проблемы, подробно описывает  чувства и переживания детей  в раннем возрасте и отмечает, что  очень большое влияние на отношение  ребенка к смерти оказывают его  близкие, окружение. Безусловно, важна  в этот период и помощь специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими переживаниями и страхами24.

  1. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи. Число детей с этим заболеванием относительно невелико, они составляют около 2% всех детей-инвалидов.

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят  от причин нарушения. Например, у детей  с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с  повышенной психической истощаемостью  и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире» дети. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.25

  1. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.
  2. Эндокринные заболевания.

Остановимся более подробно на заболевании «врожденный порок сердца» (ВПС) – дефект в структуре сердца и (или) крупных сосудов, присутствующий с рождения. Большинство пороков нарушают ток крови внутри сердца или по большому (БКК) и малому (МКК) кругам кровообращения. Пороки сердца являются наиболее частыми врожденными дефектами и являются основной причиной детской смертности от пороков развития.

Частота ВПС среди новорожденных составляет около 1% (1 на 100 новорожденных). ВПС по частоте встречаемости – на втором месте после врожденных пороков нервной системы26.

Причиной  врожденного порока сердца могут быть генетические или экологические факторы, но, как правило, сочетание того и другого.

Генетические  мутации возникают вследствие действия трех основных мутагенов:

Физические  мутагены (главным образом – ионизирующее излучение).

Химические  мутагены (фенолы лаков, красок; нитраты; бензпирен при табакокурении; употребление алкоголя; гидантоин; лития; талидомид; тератогенные медикаменты – антибиотики и ХТП, НПВС и так далее).

Биологические мутагены (главным образом – вирус краснухи в организме матери, ведущий к врожденной краснухе с характерной триадой Грега– ВПС, катаракта, глухота, а также сахарный диабет, фенилкетонурия и системная красная волчанка у матери).

Существует  множество классификаций врожденных пороков.

ВПС условно  делят на две группы:

  1. Белые (бледные, с лево-правым сбросом крови, без смешивания артериальной и венозной крови). Включают 4 группы:

С обогащением  малого круга кровообращения (открытый артериальный проток, дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой  перегородки, АВ-коммуникация и так далее).

С обеднением малого круга кровообращения (изолированный  пульмональный стеноз и так далее).

С обеднением большого круга кровообращения (изолированный  аортальный стеноз, коарктация аорты  и так далее).

Без существенного  нарушения системной гемодинамики (диспозиции сердца –декстро-, синистро-, мезокардии; дистопии сердца – шейная, грудная, брюшная).

  1. Синие (с право-левым сбросом крови, со смешиванием артериальной и венозной крови). Включают две группы:

С обогащением  малого круга кровообращения (полная транспозиция магистральных сосудов, комплекс Эйзенменгера и так далее).

С обеднением малого круга кровообращения (тетрада Фалло, аномалия Эбштейна и так далее).

В 2000 году была разработана Международная  Номенклатура врожденных пороков для создания общей классификационной системы.

Рокитанский (Rokitansky, 1875) считал, что врожденные пороки объясняются остановкой в развитии сердца на различных стадиях онтогенеза. Шпитцер (Spitzer, 1923) трактует их как возврат к одной из стадий филогенеза. Крымский, синтезируя две предыдущие точки зрения, рассматривает врожденные пороки сердца как остановку развития на определенной стадии онтогенеза, соответствующей тому или другому этапу филогенеза. В рамки этих теорий укладываются только атавистические пороки сердца (женские и нейтральные), а вся группа мужских пороков не находит объяснения, так как ни одному из мужских компонентов врожденных пороков сердца не соответствует аналогичное образование у нормального эмбриона или у филогенетических предшественников человека. Применение «Тератологического правила полового диморфизма» позволяет объяснить все три группы пороков.

Подразделение врожденных пороков сердца и крупных сосудов на мужские, женские и нейтральные позволяет использовать пол больного как диагностический симптом. При этом, пороки мужского и женского типа имеют довольно большое значение коэффициента диагностической ценности. Например, учет информации o поле больного увеличивает вероятность диагноза для открытого артериального протока в 1,32 раза.

Причинами врожденных пороков может быть:

  1. Наследственность. Некоторые врожденные пороки наследуются так же, как другие признаки. Наследственная информация передается от родителей детям с помощью генов, носителями которых являются хромосомы. Многие наследственные признаки и их нарушения соответствуют статистически предсказуемым типам наследования, называемым менделевскими – в честь их первооткрывателя Грегора Менделя. Менделевское наследование – наиболее понятный способ генетической передачи врожденных пороков. Последние могут передаваться либо по доминантному, либо по рецессивному типу наследования. Генотип каждого из родителей несет два варианта (аллеля) гена, определяющего данный признак, а ребенок от каждого из родителей получает по одному аллелю. Проявление аномального признака как доминантного возникает тогда, когда ребенок наследует от одного из родителей дефектный ген, доминирующий над нормальным вариантом от другого родителя. Родитель с таким доминантным геном всегда имеет соответствующее нарушение (хотя, возможно, выраженное в слабой форме). У ребенка есть 50% вероятность получить данное нарушение в зависимости от того, нормальный или дефектный ген будет ему передан больным родителем.
  2. Внешние воздействия. После того как в 1960-х годах было обнаружено, что лекарство талидомид явилось причиной тяжелых врожденных пороков, стало ясно: многие лекарства могут преодолевать плацентарный барьер и воздействовать на эмбрион или плод. Именно в ранний эмбриональный период формируется большинство структур организма (после восьмой недели эмбрион называют плодом). Хотя основные физические пороки возникают начиная со второй и до восьмой недели беременности, отдельные аномалии глаз, внутреннего уха и нервной системы могут проявиться и позже. До второй недели воздействие вредных веществ блокирует имплантацию эмбриона в маточную стенку либо столь сильно влияет на него, что развитие не может продолжаться.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья