Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

 

 

1 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ  ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

 

 

    1. Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы

 

 

Понятие «человек с ограниченными возможностями»в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре  по социальной работе человек с ограниченными  возможностями определяется как  тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».1

В 1980 г. Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной  шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг – любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в)недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).2

Согласно  федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.3

 

Рис. 1.Структура первичной инвалидности детского населения по классам болезней за 2010 г.(%)

 

В настоящее  время, как уже было отмечено выше, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с  физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья  сталкивается, так или иначе, с  проблемой инвалидности.4  Рассмотрим данные по Свердловской области

В США  с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.

Развитые  цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с  ростом числа лиц с ограниченными  возможностями на основе научного подхода  к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических  средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.

И, тем  не менее, несмотря на предпринимаемые  усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными  возможностями медленно, но стабильно  растет. Так, например, детей, нуждающихся  в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.5

Рост  инвалидности в большинстве стран  мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и  другими причинами.

России  в настоящее время только на учете  в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые  признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте.6

Число людей  с ограниченными возможностями  неуклонно увеличивается в нашей  стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась  на 56,8%.7 С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

В целом, в дошкольном возрасте от 15% до 25% детей  страдают хроническими заболеваниями; среди школьников 53% имеют ослабленное  здоровье, а свыше 1/3 детей 13-17 лет  – хронические заболевания (по данным Минздравмедпрома, из 6 миллионов подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, треть которых накладывает ограничения на выбор будущей профессии).

По окончании  школы лишь 10% выпускников могут  считаться здоровыми (особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц: за последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ – уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза.

Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, страдающих хроническими заболеваниями), около 40% выпускников школ имеют  ограничения в выборе профессии  по состоянию здоровья, и почти  треть юношей не годятся по медицинским  показаниям для службы в Вооруженных  силах.8

Дети с ограниченными возможностями  – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

К термину «дети с нарушениями в развитии» относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении  зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего  мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной  школе. Ребенок же с проблемами в  развитии вследствие своего нарушения  нуждается в особых условиях, в  специальном лечении и образовании.

Депутаты Государственной Думы РФ приняли федеральный закон, направленный на защиту детей «с ограниченными возможностями здоровья», Закон вводит такую формулировку вместо термина «с отклонениями в развитии» в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».9

Как утверждают авторы законопроекта, термин «с отклонениями в развитии» традиционно в России ассоциируется с таким нарушением состояния здоровья, как «умственная отсталость», и не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у детей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано со значительными проблемами для его семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации.10

В большинстве развитых стран и  в документах Всемирной организации  здравоохранения для обозначения  этой категории граждан применяется  термин «лица с ограниченными возможностями здоровья».

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»вносится ряд терминологических уточнений в акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья: термин «отклонения в развитии» заменен термином «ограниченные возможности здоровья», слова «психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии» заменены словами «психолого-медико-педагогическая комиссия», вместо слов «отклонения в психофизическом развитии» теперь используются слова «недостатки в физическом и (или) психическом развитии» и т.п. Минобрнауки РФ по согласованию с Минздравсоцразвития РФ поручено утвердить до 31.12.2008 положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

Уставы образовательных учреждений, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями  здоровья, подлежат приведению в соответствие с настоящим Постановлением до 31.12.2008.11

В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями  здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В  Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом12:

1 нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2 ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3 необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Этим же законом функция определения  инвалидности возлагается на Государственную  службу медико-социальной экспертизы13.

Министерством труда и социального  развития РФ и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация  нарушений основных функций организма  человека:

1 Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

2 Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

3 Нарушения статодинамической функции.

4 Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции14.

Если мы говорим о детском  возрасте, то дети, относящиеся к  первым трем категориям, составляют большую  часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих инвалидность. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени) или  нарушения в развитии и требуют  особых методов изучения, воспитания и обучения.

В психолого-педагогической литературе используется несколько понятий  той категории детей, которые  относятся к системе специального образования.

Дети с нарушениями в развитии– дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Дети с отклонениями в развитии – дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.

Дети с ограниченными возможностями  здоровья – дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями15. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин «проблемные дети».

В основе педагогической классификации  таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1 дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2 дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3 дети с нарушениями речи;

4 дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5 дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6 дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7 дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8 дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В зависимости от степени нарушения  функций (с учетом их влияния на возможности  социальной адаптации ребенка) у  ребенка ограниченными возможностями  определяется степень нарушения  здоровья16. Их четыре (степени):

Первая степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят  
к необходимости определения у лиц старше 18 лет;

Вторая степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

Третья степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;

Четвертая степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого)17.

Каждой  степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

1 Нервно-психические заболевания занимают второе место (32,8%). Среди детей с данными болезнями 82,9% составляют дети с умственной отсталостью.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья