Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:56, дипломная работа

Описание работы

Основная проблема исследования заключается в разработке тренинга общения с детьми старшего дошкольного возраста с установленным статусом «инвалид», в частности с диагнозом ВПС.

Содержание работы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………..4



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….10



1 Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ как социально-педагогическая проблема …………………………………………………..…10
Дети с ОВЗ как объект социально-педагогической работы …………...…10
Социально-педагогическая реабилитация: сущность и содержание

понятия ……………………………………………………………………..……27



2 Организация работы по социально-педагогической реабилитации детей инвалидов старшего дошкольного возраста ………………………..42
Технологии и средства социально-педагогической реабилитации детей инвалидов ………………………………………………………………………..42
Тренинг общения как средство социально-педагогической реабилитации детей старшего дошкольного возраста ……………….......................................45



3 Опытно-экспериментальная работа: анализ и обобщение результатов……………………………………………………………………...53

3.1 Организация социально-педагогической работы с детьми с врожденным пороком сердца в условиях ГОУ СО СРЦН «Золушка» Тавдинского района …………………………………………………………………………………….533.2Диагностика навыков общения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ВПС в процессе их социально-педагогической реабилитации ……………………………………………………………………………….……59

3.3 Программа тренинга общения «От сердца к сердцу»: апробация и обобщение результатов ………………………………………..………………..66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…81



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….…83



ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………...………...88

Файлы: 1 файл

Диплом готов.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Умение  правильно оценить характерологические  задатки ребенка-инвалида, особенности  его реагирования на ограниченность своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Развитие невротического состояния, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма ребенка-инвалида во многом зависит от педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать.

Роль  социального педагога– помочь родителям и в этой сфере. Поэтому чрезвычайно важны просветительская, информационная деятельность социального работника, умение применять правильно свои знания в данной области.

Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети в возрасте до 4 лет, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и с задержкой умственного развития, получают лечение и уход в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ. Дети с не резко выраженными аномалиями в физическом и умственном развитии обучаются в специализированных школах (интернатах) Министерства образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения.

Учреждения  этих трех ведомств работают в тесном взаимодействии, осуществляется преемственность в их работе. Отбор детей в эти учреждения возложен на медико-педагогические комиссии, в состав которых входят врачи-психиатры, психологи, дефектологи, логопеды, представители учреждений социальной защиты населения. Процедура отбора включает осмотр ребенка, диагностику степени заболевания, оформление документации. Современный детский дом-интернат для детей-инвалидов предоставляет своим воспитанникам различные виды медицинской помощи (педиатрической, неврологической, психиатрической), педагогического воздействия и обучения. Детей с ограниченными возможностями, находящихся в домах-интернатах, обучают и воспитывают по специально разработанным программам, включающим формирование навыков самообслуживания, бытовой ориентации, обучение чтению, письму и счету в дошкольном и школьном возрасте.

С 12-летнего  возраста осуществляется обучение трудовым навыкам, которые закрепляются в учебно-производственных мастерских. Установлено, что дети с задержкой психического развития к подростковому возрасту могут овладеть не только трудовыми, но и некоторыми профессиональными навыками: швеи, плотника, штукатура-маляра, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и др. Это позволяет им в дальнейшем при наличии определенных социально-бытовых условий адаптироваться в обществе.

Дети  с менее выраженной задержкой  умственного развития проживают в семьях и обучаются в специальных школах, где они в течение 8 лет получают школьные знания и трудовые (профессиональные)навыки.

Дети  с поражением опорно-двигательного  аппарата, которые не могут себя сами обслуживать и нуждаются в уходе, проживают в специальных домах-интернатах системы социальной защиты населения. Детям с физическими ограничениями необходима медицинская реабилитация, психокоррекционная помощь, а она в домах-интернатах недостаточна. Обучение этой категории детей в домах-интернатах осуществляется по программе общеобразовательной школы, поэтому они могут проживать и в семьях и посещать обычную школу либо учреждение интернатного типа. Дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать школу, должны обучаться на дому. Однако это происходит не везде, что отрицательно сказывается на их развитии.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», входящей в состав Президентской программы «Дети России», создаются учреждения принципиально нового типа – территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной помощи семье и детям. В этих учреждениях осуществляется медицинская и психологическая реабилитация детей и социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов.33

Серьезные затруднения испытывают родители ребенка-инвалида в связи с собственной правовой неграмотностью. Социальный педагог обязан информировать их об имеющихся правах и льготах, помогать в их обеспечении и защите. Перечислим льготы, предоставляемые детям-инвалидам законодательством Российской Федерации:

льготное обеспечение жилой  площадью. Семьи, имеющие детей-инвалидов  и нуждающиеся в улучшении  жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

50% скидка на пользование телефоном и радиотрансляционной точкой;

скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг, а в  жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

обеспечение лекарственными препаратами  осуществляется бесплатно или на льготных основаниях. Порядок и условия  оказания квалифицированной медицинской  помощи различным категориям инвалидов  определены постановлением Правительства  Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 г.;

обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного  питания, службы быта, связи, в учреждениях  здравоохранения;

бесплатное санаторно-курортное  лечение в соответствии с медицинскими показаниями и очередностью среди  инвалидов.

Дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном  лечении, имеют право на получение  второй путевки для сопровождающего  их лица;

изготовление и ремонт протезных  изделий за счет федерального бюджета  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

бесплатный проезд на всех видах  транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме  такси;

50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года;

бесплатный проезд один раз в  год к месту лечения и обратно;

освобождение от арендной платы  за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющееся  в личном пользовании;

первоочередное получение земельных  участков для индивидуального жилищного  строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

Суммируя  опыт социальных педагогов по работе с детьми-инвалидами, можно выделить такие направления их работы:

взятие на учет ребенка-инвалида;

организация, при наличии наследственной патологии (или подозрения на нее), медико-генетической консультации родителям;

совместно с медицинскими работниками  составление (уточнение разработанного МСЭ) плана социально-медицинской  реабилитации (индивидуальной программы  реабилитации) ребенка-инвалида и организационная  помощь при ее проведении в поликлинике, на дому, в специализированном стационаре, летнем оздоровительном лагере, санатории;

поиск спонсоров при направлении  ребенка-инвалида на лечение за рубеж;

оказание помощи в приобретении необходимых корригирующих приспособлений, тренажеров, инвалидных колясок, лекарств;

содействие в организации диспансеризации  родителей, других  детей при наличии  у них отклонений в состоянии  здоровья;

помощь в организации оздоровления родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха;

организация информационно-просветительских услуг родителям с привлечением специалистов необходимого профиля;

организация контактов с образовательными учреждениями, содействие в предоставлении образовательных услуг;

устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами  семьи;

воспитание правильного отношения  у родителей и других детей  к ребенку-инвалиду как равноценному члену семьи;

формирование в микрорайоне  и образовательном учреждении здорового  общественного мнения по отношению  к инвалидам и их семьям;

организация обществ семей, имеющих  детей-инвалидов, активное участие  в их деятельности;

содействие в профориентации, профобучении, трудоустройстве и профадаптации  детей-инвалидов;

выявление детей, нуждающихся в  особых условиях воспитания и обучения, а также устройство их в специализированные учреждения;

содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей  ребенка-инвалида (от полного получения  всех государственных пособий и  льгот до привлечения услуг спонсоров  и другие);

закрепление детей-инвалидов за магазинами с обеспечением гарантированного набора основных продуктов питания, комплектов детской одежды и обуви, бытовой  техники, мебели;

содействие в оказании различного вида гуманитарной помощи;

содействие в выделении денежных сумм и путевок в санатории  и дома отдыха;

содействие в открытии реабилитационных, досуговых, специализированных обучающих  центров и пансионатов для  детей-инвалидов и членов их семей.34

Таким образом, можно сделать выводы:

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может  быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие  проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить  с их помощью пользу обществу, ему  мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему  социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам  его социальной реабилитации и индивидуального  развития.

Исходя  из этой парадигмы, цель социально-педагогической реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Основные  задачи:

развитие творческих возможностей;

пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

воспитание чувства собственного достоинства;

стремление к самоопределению;

формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Оптимизация процесса социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья возможна в  условиях максимальной индивидуализации обучения. Это предполагает наличие  гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений, разноуровневых программ, адаптированных для коллективного и индивидуального  обучения, а также применение различных  форм обучения: классно-урочной, групповой, комбинированной, индивидуальной.

Программа реабилитации – это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и так далее.

При этом остальным членам семьи  необходимо разбираться в тонкостях  детского развития, учиться общению  друг с другом и с малышом, чтобы  не усугубить первичные дефекты  развития неблагоприятными воздействиями  извне. Поэтому в программу реабилитации входит организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы  взаимодействия, стиль общения в  семье), приобретение новых знаний и  навыков родителями ребенка и  его ближайшим окружением.

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ–ИНВАЛИДОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

2.1 Технологии и средства социально-педагогической  реабилитации детей-инвалидов

 

 

Характеристики  социально-педагогической деятельности представлены в работах Беляева  Л. А., Галагузова М. А., Маврин С. А., и  др., рассмотрим те из них, которые определяют специфику содержания социально-педагогической технологии.

Социально-педагогическая деятельность может быть соотнесена с педагогической, они имеют определенное сходство, «выполняя в обществе функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека».35

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья