Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.
Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................
Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому себе.
Отношение к себе может меняться
вместе с обстоятельствами
жизни. В то же время есть то, что делает
каждого из нас
скорее оптимистом или пессимистом, больше
или меньше верящим в себя, а значит, более
или менее устойчивым к ударам судьбы.
Это самооценка.
А самооценка складывается из уверенности, что мы любимы, что мы хорошие, мы способные.
(Рисуем 4 слой).
Мы разобрали, как формируются гнев, злоба и агрессия.
А теперь мы поговорим о конфликтности. Как ведут себя люди в ситуации конфликта? Кто-то активно отстаивает свои интересы, кто-то жертвует своими интересами, чтобы не конфликтовать.
Существуют такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
1. Соперничество - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
В конце прошлого занятия мы с вами выполнили тест. Этот тест был как раз на определение, какой стратегии поведения в конфликте вы чаще всего придерживаетесь.
Анализ результатов вашей группы показал, что…
Давай поразмышляем
о «плюсах» и «минусах» разных стратегий
разрешения конфликтов. Как и в обсуждении любых характеристик
личности, попробуем избежать категорий
«хорошо» или «плохо», потому что одна
и та же стратегия поведения может быть
и плохой, и хорошей смотря для кого, смотря
для чего, смотря в какой конкретной ситуации.
Вот некоторые рекомендации о том, когда к какой стратегии поведения лучше прибегать.
Сотрудничество может состояться, когда у тех, кто вступил в конфликт, есть возможность найти некие общие точки интересов, позволяющие удовлетворить потребности и одного, и другого.
Примерно как в притче о двух людях, которые поссорились из-за того, что не могли поделить лимон. А на самом деле одному из них нужна была мякоть, чтобы испечь пирожок, а другому — кожура, чтобы сварить компот. Определись они сразу, что кому нужно, — и никакого конфликта бы не было.
Сотрудничество — лучший способ решения конфликтов, но оно, к сожалению, возможно не всегда, в жизни довольно много ситуаций, когда достижение целей одним означает поражение другого (классические примеры — два парня «делят» девушку или две спортивные команды играют матч на выбывание).
Соперничество
— это стратегия, к которой имеет
смысл прибегать
при совпадении двух условий:
Приспособление, напротив, более оправданно
тогда, когда для тебя
сохранение хороших отношении важнее,
чем повод для конфликта. Или когда ты
столкнулся с давлением грубой превосходящей
силы. С тремя злобными грабителями, вооруженными
ножами и пистолетами, одинокому безоружному
прохожему лучше не соперничать, сам понимаешь…
Компромисс уместен тогда, когда то, что стало поводом для конфликта, можно поделить таким образом, чтобы хотя бы частично удовлетворить потребности всех втянутых в противоречие.
Избегание же наиболее оправданно, когда собственное спокойствие тебе дороже повода конфликта, а еще тогда, когда конфликт тебе навязывают, пытаясь удовлетворить какие-то свои потребности. Глупо конфликтовать с торговым агентом, пытающимся продать тебе какую-нибудь ерунду, куда проще просто захлопнуть перед его носом дверь квартиры (а еще лучше — вообще не открывать) или молча уйти от него на улице.
(20-25 минут).
Упражнение «Толкалки».
Цель: С помощью этой игры участники могут научиться выражать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело, могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.
Инструкция: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, получите великолепную опору.
Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!». Когда «Стоп!» крикну я, все должны остановиться».
Пусть участники сначала пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.
Время от времени можно вводить новые варианты игры. Участники могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также участники могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.
Обсуждение:
(10 минут).
- Помните, что
конфликты гораздо легче
Упражнение «Анализ стратегий поведения».
Осознавание есть часть процесса познания себя. В любую конфликтную ситуацию мы вносим эмоциональный багаж прошлого опыта. Какая-то его часть нам помогает, какая-то мешает. Если мы хорошо поймем их суть, то сможем заранее спрогнозировать ход событий.
Определите для себя несколько конкретных конфликтов, в которых вы участвовали. Ответьте на вопросы:
- В чем заключается конфликт?
- Какие факторы способствовали его успешному разрешению?
- Какие факторы мешали его успешному разрешению?
Разобрать в кругу 3-5 ситуаций.
Упражнение «Переводчики».
Двум участникам предлагается разыграть какой-нибудь конфликт, который обсуждался в предыдущем занятии. Два других участника выступают в роли переводчиков с «конфликтного» языка на язык «Я-высказывания».
Пример: - Ты опять пришел поздно! - (Дорогой, я так тебя ждала!)
- Я тружусь с утра до вечера, а ты только ворчишь. (Дорогая, я хочу, чтобы наша семья имела достаток. И хочу видеть в твоих глазах благодарность и уважение моего труда).
(10 минут).
Рефлексия.
Подведение итогов занятия в кругу.
Прощание.
Благодарим друг друга за работу. Похлопаем друг другу за работу. Прощаемся.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ЗАНЯТИЕ №5 «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ В ОБЩЕНИИ».
Цели занятия:
- теоретическое и наглядное
рассмотрение понятия «
- обсуждение роли обратной связи в общении;
- укрепление теплых
- подведение итогов тренинга;
- обратная связь участникам и ведущему.
Приветствие.
Все садятся в круг. Приветливо смотрим друг на друга и здороваемся.
- Как прошла неделя?
- Какие впечатления остались от прошлого занятия?
Повторение того, о чем говорили на прошлом занятии.
(5 минут).
Разминка.
Упражнение «Заколдованные».
Выбирается один водящий. Группа разбредается по комнате. По команде «Стоп», все замирают в тех позах, в которых их застала команда. Водящий пытается рассмешить кого-то из «заколдованных». Если ему это удается, то «расколдованный» присоединяется к нему и они продолжают водить вдвоем. Игра идет до тех пор, пока не будут расколдованы все участники.
(5 минут).
Разговор о роли обратной связи в общении.
Мы живем, постоянно получая обратную связь от окружающих (как на меня посмотрели, что и каким тоном сказали, пригласили или отвергли, улыбнулись или скорчили гримасу, "учили жить" и критиковали либо давали мудрые советы и успокаивающе ободряли...). С другой стороны, мы сами постоянно даем обратную связь окружающим нас людям. Опять-таки, не всегда в вербальном выражении, ведь то, как мы одеваемся перед встречей с тем или иным человеком, наши жесты и мимика лица не менее важны, чем то, как и что мы говорим при встрече.
Наши будни просто пронизаны сотнями явных и скрытых обратных связей. Часть из них так или иначе влияют на наши мысли, решения, настроения, поступки, а часть так и остается в тайне: непрочитанные, неучтенные, незамеченные, неугаданные, как чей-то секретный код.
Тренинг без обратной связи теряет смысл. Без нее он превращается в набор малозначащих игр, более или менее захватывающих упражнений, но не более того.
Обратная связь - это не только критика, хотя многие остерегаются обратной связи, подозревая, что этот термин - интеллигентское наименование, синоним жесткого "разбора полетов", нелицеприятного разговора.
Те, кто боятся давать обратную связь, рискуют навсегда остаться непонятыми окружающими их людьми и протаскать всю жизнь тонну камней за пазухой. Такая тактика непродуктивна и вредна для здоровья как психического (стрессы, готовность к обиде, синдром непонятого), так и физического (сердечные, желудочно-кишечные и другие проблемы).
Те, кто боятся принять обратную связь, пряча опасения за напускным безразличием, цинизмом или за реально "запирающими" стеснительностью и блоками общения, лишают себя ощущения причастности к кругу общения, к другим людям. Их проблемы так и остаются непроработанными, а иногда попросту и незнакомыми для самих же субъектов. Не зная, плох ты или хорош, трудно поверить в себя, непросто повысить хотя бы в своих же глазах собственную значимость, почти невозможно усовершенствоваться, скорректировать что-то, чтобы стать, по толстовскому выражению, "вполне хорошим"...
Итак, обратная связь, - дело нужное, полезное, раскрывающие горизонты самопознания и познания других, стимулирующее творческое мышление, помогающее комфортному и взаимообогащающему общению.
(5 минут).
Упражнение «Ассоциации».
Представим себе, что мы не люди, а растения. Какие мы растения? Например, Катя - какое она растение? Каждый из нас должен запомнить, а лучше - записать мнение других о себе. Потом поищем совпадения и сделаем выводы. Итак, садимся в круг. На это задание дается 10-15 минут.
Каждый по очереди несколько секунд смотрит на каждого из сидящих в кругу участников тренинга и пытается «поймать» ассоциацию, то есть понять, почувствовать, на какой цветок он «похож». Запись ассоциаций выглядит примерно так: «Вера — нарцисс, Лена — фиалка, Алеша — гвоздика, а я -...».
Итак, растения.
Птицы.
Канцелярские принадлежности.
Представители профессий.
Жанры искусства.
Оттенки цвета.
Произвольные ассоциации.
Обсуждение:
Каждый в кругу зачитывает вслух свои ассоциации, те, кому они «адресованы», записывают, с какими цветами и т.д. ассоциируют их другие участники; как они сами оценивают себя; с чем согласны или не согласны.
(20 минут).
Упражнение «Дружеская пародия».
Цели:
Время: 10-20 мин.
Ход упражнения:
Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сложившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой провести следующую игру. Называется она "Дружеская пародия". Пародия — потому что вам придется продемонстрировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово "дружеская" подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе - это улыбка, а не саркастический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить самому, без подсказки.
Посмотрите на товарищей по группе, выберите объект для пародии и подготовьтесь к показу. Через 5 минут я приглашаю всех собраться для показа заданий.
Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков