Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена всевозрастающими требованиями современного общества к уровню развития общительности подростков и наличием противоречий:
- между социальной потребностью в формировании межличностных отношений между подростками и недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков,
-между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточным вниманием к данной проблеме в консультационной работе школьных психологов.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга общения, как средства развития общительности подростков................................................................................................
1.1. Основные подходы к проблеме общительности в социальной психологии........................................................................................................
1.2. Роль и значение коммуникативной стороны общения в жизни подростков.........................................................................................................
1.3. Теоретические основы социально-психологического тренинга общения.............................................................................................................
Выводы по первой главе........................................................................
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности социально-психологического тренинга общения по развитию общительности подростков................................................................................
2.1.Замысел и методика исследования................................................
2.2. Анализ эффективности социально-психологического тренинга общения по активизации общительности подростков...............................
Выводы по второй главе.......................................................................
Заключение........................................................................................................
Список используемой литературы………..................................................

Файлы: 1 файл

Социально-психологический тренинг как средство развития.docx

— 254.23 Кб (Скачать файл)

 

Обсуждение:

Проверяем, насколько наблюдательны и артистичны были участники игры. Удалось ли им не обидеть друг друга? Осталась ли пародия дружеской шуткой или кто-то воспринял ее с обидой. Почему?

 

Итак, пришла пора подвести итоги, посмотреть, какой коммуникативный «урожай» мы собрали. Научились ли чему-нибудь друг у друга? Узнали что-то новое о себе?

Вооружитесь, пожалуйста, бумагой и ручкой и за 10 минут попробуйте выделить то главное для вас, чему вы сумели научиться, что смогли понять, в чем убедились.

Каждый участник заполняет 3 столбика:

- Поняли...

- Убедились...

- Научились...

 

Спасибо! Давайте сравним ваши варианты... (зачитываем).

Анонимно или нет - по желанию участников.

(10 минут).

 

Упражнение «Добрый волшебник».

Участники, каждый по отдельности, «дарит» остальным какое-либо качество, объясняя, почему.

(5 минут).

 

Прощание.

- Расслабьтесь, подумайте, какое  впечатление  у вас остается  от всего тренинга в целом, от всех 5 наших встреч.

Теперь вытяните одну руку перед собой, и покажите это впечатление (большой палец вверх, параллельно полу, вниз).

По команде ведущего все показывают.

(5 минут).

Прощание

Благодарим друг друга за работу. Похлопаем друг другу .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка! Как укреплять свою общительность.

Облегчите другим общение с вами, идя им навстречу. Для этого 
внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы 
будете «душой общества».

  1. Серьезно ищите себе друзей.
  2. Открыто проявляйте интерес к другому человеку.
  3. Идите навстречу людям с открытым сердцем.
  4. Улыбайтесь до того, как начнете говорить.
  5. Спрашивайте других об их интересах.
  6. Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.
  7. Задавайте человеку вопросы.
  8. Сами говорите меньше.
  9. Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.
  10. Помогайте другим преодолевать трудности.
  11. Проявляйте сердечность.
  12. Будьте спокойны и невозмутимы.
  13. Будьте терпимы и оптимистичны.
  14. Говорите четко и членораздельно.
  15. Смотрите на человека заинтересованно.
  16. Проявляйте понимание.
  17. Внимательно слушайте собеседника.
  18. Запоминайте то, что говорил собеседник.
  19. Держите себя спокойно и уверенно.

20.Обдуманно высказывайте  свою точку зрения.

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Вопросы к тесту КОС

 

1. Много ли у Вас друзей, с  которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить  большинство своих товарищей  к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство  обиды, причиненное Вам кем-то  из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться  в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление  к установлению новых знакомств  с разными людьми?

6. Нравиться ли Вам заниматься  общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее  и проще проводить время с  книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи  в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете  от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно  старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать  и организовывать со своими  товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам включиться  в новую  для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете  те дела, которые нужно бы было  выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы, чтобы Ваши  товарищи действовали в соответствии  с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не  бывает конфликтов с товарищами  из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обстоятельств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном  случае познакомиться и побеседовать  с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных  дел Вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие  люди?

20. Обычно Вы плохо ориентируетесь  в незнакомой для Вас обстановке?

21. Вас нравиться постоянно находиться  среди людей?

22. Когда Вам не удается закончить  начатое дело, раздражаетесь?

23. Испытываете ли Вы чувство  затруднения, если приходится проявлять  инициативу, что бы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь  от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать  в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете  инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших  товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете  себя не уверенно среди мало  знакомы для Вас людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь  к доказательствам своей правоты?

29. Вы легко вносите оживление  в мало знакомую для Вас  компанию?

30. Принимали ли Вы участие  в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить  круг своих знакомых небольшим  количеством людей?

32. Верно ли, что Вы будете  отстаивать свою точку зрения, если она не была принята  Вашими товарищами?

33. Вы себя чувствуете свободно  в незнакомой для Вас компании?

34. Охотно ли Вы приступаете  к организации различных мероприятий  для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете  себя достаточно уверенным, спокойным, когда приходится говорить что-либо  в большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете  на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много  друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь  в центре внимания у своих  товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете  не ловкость при общении с  малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень  уверенно чувствуете себя в  окружении большой группы своих  знакомых?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы  к тесту « Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.

 

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение  и неудовольствие поручение выступить  с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит  к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в  командировку в город, где Вы  никогда не бывали. Приложите  ли Вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими  переживаниями с кем  бы то  ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый  человек на улице обратиться  к Вам с просьбой? (показать  дорогу, назвать время, ответить  на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует  проблема «отцов и детей» и,  что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить  знакомому, что он забыл вернуть  деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой  Вам подали явно недоброкачественное  блюдо. Промолчите ли Вы, лишь  рассержено отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один  с незнакомым человеком, Вы не  вступите с ним в беседу  и будите тяготиться, если первым  заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая  длинная очередь, где бы она  ни была (в магазине, в библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать  в какой либо комиссии по  рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные  сугубо индивидуальные критерии  оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений  на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где либо в кулуарах  высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному  Вам вопросу предпочитаете ли  Вы промолчать и не вступать  в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду  чья либо просьба помочь разобраться  в том или ином служебном  вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете  свою точку зрения (мнения, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

 

 

 

Вопросы к тесту « Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.

 

1. Мне кажется трудным искусством  подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или  позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой  актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более  глубоко, чем это есть на самом  деле.

5. В компании я редко оказываюсь  в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в  общении с разными людьми я  часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только  то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах  и в отношениях с людьми, я  стараюсь быть таким, каким меня  ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным  с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким  кажусь.

 


1  С.Ю. Головин «Словарь практического психологога-практика». Изд. Харвест АСТ Минск Москва, 2001 С..435.

2 А.В. Батаршев «Психология личности и  общения». Изд. ВЛАДОС М.2004.С.164-165.

 

 

3 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

4А.В.Морозов «Деловая психология» Изд. «Союз». Санкт - Петербург 2002 С 217-219;222-224

 

5 С.Л.Рубинштейн «Основы общей писхологии».СПб..,1999.

 

6Теплов Б.М. «психология способностей.»М.,1998.

7 Б.Г.Ананьев «Человек как предмет познания» СПБ.:Питер,2000

8 Автореферат Диссертация М.И. Скрыпко. « развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга».Челябинск.2002.

9 Э.Берн. «Игры в которые играют люди, Люди, которые играют в игры»- М.:Прогресс,1988.

10 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольщина В.М. «Межличностное общение. Учебник для вузов». Изд. Питер»2003. С 20-25.

 

11 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие. М., 1996 г

12 Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. С 97-98

 



Информация о работе Социально-психологический тренинг как средство развития общительности подростков