Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.
Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30
Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52
Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………
Представленные факты свидетельствуют о том, что информационная компонента в образовательной программе специальности 050103 – Педагогика и психология выражена крайне слабо; подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий целенаправленно и систематически не осуществляется. Подчеркнем, что данные, полученные нами в результате детально изучения и анализа нормативных и педагогических документов, подтверждают мысль К.К. Колина о том, что на сегодняшний день главная проблема системы образования состоит «в неадекватности содержания образования, а также масштабов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному вектору цивилизационного развития» [110].
Вместе с тем, в рамках данного параграфа мы показали возможности по реализации научно-исследовательской деятельности в условиях информатизации общества и высшего образования, что позволило нам решить третью задачу магистерской диссертации: изучить возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Однако сразу подчеркнем, что в силу определенных обстоятельств мы не можем полностью реализовать заявленные идеи. В этой связи в следующих параграфах нами будет рассмотрен только один аспект образовательной программы по специальности 050103 – Педагогика и психология – профессиональная практика «Методика научно-исследовательской работы», которую мы планируем организовать с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
В завершении параграфа считаем целесообразным отметить справедливое замечание, сделанное К.К. Колином: «Сегодня уже общепризнанно, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Ведь система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества и практические умения использовать ее возможности, но также формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека» [40].
2.2 Подготовленность
студентов к научно-
Информатизация общества и образования все очевиднее влияет не только на цели и содержание профессиональной подготовки, но и вносит существенные изменения в технологии и формы организации обучения, видоизменяет методы и средства, трансформирует результаты обучения.
В предыдущей главе мы выяснили, что нормативные документы отражают новые требования к будущим специалистам, в том числе с внедрением средств информационных и телекоммуникационных технологий появляются иные возможности подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности.
В рамках данного параграфа мы планируем решить четвертую задачу нашего диссертационного исследования: определить уровень подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
В этой связи на констатирующем этапе для решения поставленной задачи нами проделана научно-исследовательская работа в двух казахстанских вузах:
В констатирующем эксперименте было задействовано 26 человек.
Отметим, что нами разработаны критерии и показатели, позволяющие определить исходный уровень подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Результат проделанной работы представлен в таблице 2.
Основываясь на разработанных нами критериях и показателях, а также учитывая факт того, что они могут в разной степени проявляться у каждого студента, мы выделили три уровня подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий:
Таблица 2. Критерии и показатели подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Мотивационный |
|
|
Когнитивный |
|
|
Процессуальный |
|
|
Низкий уровень в целом характеризуется нейтральным отношением к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Интерес к данному виду деятельности с применением обозначенных средств, как правило, носит ситуативный характер. Наблюдается отсутствие желания применять средства информационных и телекоммуникационных технологий в исследовательской деятельности. Студенты не осознают важности компетентности в области информационных технологий для осуществления успешной научно-исследовательской деятельности, отвечающей потребностям информационного общества. Обучающиеся владеют минимальными знаниями и умениями, необходимыми для реализации научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий: имеют общее представление об аппаратном обеспечении персонального компьютера; владеют базовыми знаниями и умениями по работе с офисным программным обеспечением (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Access); сетью Internet пользуются в частном порядке; при поиске источников в глобальной сети осуществляет запрос по ключевым словам в поисковых системах, либо отдают предпочтение печатным носителям; не имеют опыта проведения научно-исследовательской работы, а также представления результатов исследования с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Средний уровень характеризуется положительным отношением к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Студенты проявляют интерес к научно-исследовательской деятельности с применением указанных средств. В отдельных случаях проявляет желание использовать информационные средства и технологии при проведении научного исследования. Понимает важность компетентности в области информационных технологий для осуществления успешной научно-исследовательской деятельности, отвечающей потребностям информационного общества. Студенты владеют достаточными знаниями и умениями, необходимыми для реализации научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий: владеют базовыми знаниями и умениями взаимодействия с аппаратным обеспечением персонального компьютера (сканирование, распечатка и т.д.); обладают углубленными знаниями и умениями по работе с офисным программным обеспечением (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Access); сеть Internet используют как в частном порядке, так и в научно-исследовательских целях; поиск научной информации в глобальной сети осуществляют по ключевым словам в поисковых системах, в небольшой степени отдавая предпочтение сети Internet; знают о существовании сервисов перевода Internet-страниц; имеют представление о проведении опытно-экспериментальной работы с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий (например, компьютерная психодиагностика); знают возможности и периодически применяют информационные технологии и средства при представлении результатов исследовательской деятельности (Internet-конференции, электронные журналы и т.д.).
Высокий уровень характеризуется серьезным отношением к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Студенты, находящиеся на данном уровне, испытывают устойчивый интерес к научно-исследовательской деятельности с применением обозначенных средств. Стремятся использовать информационные средства и технологии в научно-исследовательской деятельности. Обучающиеся нацелены на приобретение компетентностей в области использования средств информационных и телекоммуникационных технологий во всех сферах деятельности, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Владеют и активно используют знания, умения и навыки, необходимые для реализации научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий: знают принцип работы аппаратного обеспечения персонального компьютера, обладают широкими навыками взаимодействия с аппаратным обеспечением персонального компьютера (установка, настройка, наладка и т.д.); используют все возможности офисного (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Access) и узкоспециализированного программного обеспечения (Mathcad, Microsoft Visio, экспертные системы и др.) для автоматизации работы; сеть Internet систематически используется как в частном порядке, так и в научно-исследовательских целях; ведут целенаправленный поиск информации, в том числе в сервисах расширенного поиска; в соответствии со спецификой научной информации в запросе указывают источник (например, адреса электронных библиотек, электронных словарей, электронных энциклопедий, электронных журналов, электронных авторефератов и др.); активно используют в научно-исследовательских целях сервисы перевода Internet-страниц; активно используют информационные средства и технологии при проведении опытно-экспериментальной работы (компьютерная психодиагностика, компьютерное тестирование, компьютерное моделирование, компьютерная обработка данных и т.д.); результаты исследовательской деятельности публикуют в электронных журналах, принимают участие в Internet-конференциях, тематических форумах, блогах и т.д.
Базируясь на разработанных нами критериях и показателях, а также выявленных уровнях, мы определили комплекс методов, позволяющий выявить уровень подготовленности студентов контрольных и экспериментальных групп к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий: педагогическое наблюдение, изучение учебно-методической и отчетной документации, беседы с руководителями практики и студентами, анкетирование по разработанной нами анкете с математической обработкой полученных данных, шкалирование, сравнительный анализ и др.
Так, в результате детального изучения и анализа рабочих учебных программ профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы», разработанных в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева [111] и Кокшетауском государственном университете им. Ш. Уалиханова [112] было выяснено, что в целях и содержании не предусмотрено формирование умений и навыков исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий:
Отметим, что в изученных нами программах не отражены формы и методы работы студентов-практикантов, не указаны требования к контролю и представлению результатов практики, отсутствуют критерии оценки.
Таким образом, можно утверждать, что содержание профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» по специальности 050103 – Педагогика и психология (бакалавриат) в двух экспериментальных вузах не отражает в полном объеме требований нормативных документов, не готовит студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием информационных технологий и средств.
В беседах с руководителями профессиональных практик (см. Приложение А, Приложение Б /файл 1/) мы постарались выявить причины, по которым не применялись современные информационные и телекоммуникационные технологии и средства, а это значит, что были упущены возможности формирования компетентности в области информационных технологий. Выяснилось, что сами руководители: 1) не учли необходимость формирования информационной компетенции и потому не организовали соответствующую работу; 2) имеют недостаточный уровень подготовленности к организации научно-исследовательской практики с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий; 3) отсутствовало необходимое техническое и методическое обеспечение. Вместе с тем, руководители практики заметили, что практиканты все же использовали сеть Internet для поиска информации по закрепленным темам научных исследований, но делали это исключительно по собственной инициативе, без указания способов работы.