Совершенствования программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30

Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52

Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Dissertatsia_na_pechat_2.doc

— 923.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо подчеркнуть, что к исследовательской деятельности привлекалась небольшая часть студентов, наиболее преуспевающих в учебе. Научно-исследовательскую деятельность студентов организовывали и курировали коллективы преподавателей и научных сотрудников. С целью поощрения и стимулирования исследовательской деятельности среди студентов организовывались конкурсы с премиями за лучшую научную работу.

Как отмечает А.Ш. Байтукаева, сложившаяся в 30-е годы система научно-исследовательской деятельности студентов в вузах Республики в целом обеспечивала удовлетворение творческих запросов молодежи и способствовала развитию научных интересов её наиболее способных представителей, формированию из их числа нового поколения научных и педагогических сил. Более широкое привлечение студентов к исследовательской деятельности сдерживалось слабым развитием материально-технической базы вузов, недостаточной квалификацией профессорско-преподавательского состава, отсутствием заинтересованных в расширении этой работы, как со стороны руководителей вузов, так и ответственных за их деятельность. Одной из причин слабого участия студентов в научно-исследовательской деятельности в этот период был недостаточный уровень учебной подготовки большинства студентов [27, 9 - 11].

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что в 30-е годы научно-исследовательской деятельности студентов уделялось большое внимание, ВУЗы получили статус научных учреждений. Исследовательская деятельность рассматривалась как наивысшая форма самостоятельной работы студентов. В этот период начинают организовываться и проводиться научные конференции молодых ученых, выпускаться первые сборники студенческих научных работ.

Как отмечает исследователь Т.А. Долговицкая, в последующие десятилетия примерно до 1950 года в организацию учебного процесса ВУЗа, в том числе и исследовательскую подготовку, внесла свои коррективы Великая Отечественная война. Вследствие которой в образовании наметилась тенденция всемерного усиления научного потенциала страны. В студенческих кругах возникает увлечение научной деятельностью, но она носит по преимуществу самодеятельный характер [74, 15]. В это время руководство научно-исследовательской деятельностью студентов не считалось обязательным для преподавателей. Отсутствовала система планирования исследовательской деятельности студентов, не были разработаны критерии её оценки [27, 11 - 12].

Огромное влияние на развитие научно-исследовательской деятельности студентов оказала научно-техническая революция, в результате которой данный вид деятельности стал неотъемлемой частью образовательного процесса в высшем учебном заведении. Этот период характеризуется массовым привлечением студентов к научной деятельности.

Так, в целях совершенствования научно-исследовательской подготовки студентов были предприняты следующие действия: в 1960 году получили распространение Всесоюзные совещания актива студенческих научных обществ; в 1967 году выходит постановление «Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров»; в этом же году были представлены рекомендации первой всесоюзной студенческой конференции комсомольским организациям вузов по научно-исследовательской и конструкторской работе студентов, а также решения первой межвузовской научно-методической конференции по обобщению опыта вузов в развитии НИРС; кроме того регулярно проводились конкурсы между ВУЗами на лучшую организацию научно-исследовательской деятельности студентов.

Следует отметить, что документальное закрепление массовой подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности приходится на 70-е годы ХХ века. К примеру, в 1974 году выходит положение «О научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений», а в 1978 году Постановление Совета Министров СССР «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях». Представленные документы требовали обязательного проведения студентами научных исследований в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях. Для реализации данного требования в учебных планах ВУЗов было предусмотрено время на подготовку студентов к научно-исследовательской деятельности.

Также необходимо обратить внимание на работу, проводимую в этот временной период в Казахстане по совершенствованию научно-исследовательской деятельности студентов. Так, например, в 1970 году организован Республиканский Совет по научно-исследовательской работе студентов; в 1979 году вступил в действие комплексный план по научно-исследовательской работе студентов. Кроме того, регулярно проходили заседания представителей ВУЗов Казахстана с целью обобщения положительного опыта по организации исследовательской деятельности студентов.

Таким образом, в результате планомерных действий, которые описаны нами выше, образовательный процесс и научно-исследовательская деятельность студентов стали неотделимы друг от друга. Образовавшийся тандем позволил выпускать высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять исследовательскую деятельность. Наиболее талантливые и способные выпускники рассматривались как резерв науки.

Начало 80-х годов характеризуется дальнейшим совершенствованием подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Так, 1 августа 1983 года Министерство высшего и среднего специального образования СССР издает приказ о внедрении лекционного курса «Основы научных исследований» для студентов II (или III) курсов [75, 107].

Следует отметить, что изученные нами исторические источники позволили сделать вывод о том, что внедрение научно-исследовательской деятельности в учебный процесс высших учебных заведений позволило развить познавательную активность и творческое мышление студентов. Кроме того, процесс обучения из репродуктивного усвоения знаний превратился в продуктивный. Так как в ходе научно-исследовательской деятельности студентам приходится самостоятельно «добывать» новые знания.

А.Ш. Байтукаева в своем диссертационном исследовании отмечает, что в этот период наблюдался достаточно высокий престиж научно-исследовательской деятельности студентов. Однако следует отметить существовавшие среди студентов различия в мотивах осуществления данного вида деятельности во внеучебное время. Так, например, главным мотивом участия студентов младших курсов в исследовательской деятельности является познавательный интерес. У старшекурсников – профессиональный, более глубокое изучение своей специальности через исследование, большее предпочтение отдавалось тем формам научной деятельности, которые позволяли им приобрести профессиональные навыки, необходимые как будущему специалисту [27, 18].

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что к середине 80-х годов подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности представляла собой хорошо организованную систему. Студенты принимали участие в плановых научных исследованиях кафедры и вуза. А за отдельные исследования студенты получали даже материальные вознаграждения.

Однако определенные коррективы в дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности студентов внес начавшийся период перестройки, в результате которого Казахстан в 1991 году обрел независимость и начал самостоятельный путь развития. Происходящие политические изменения, в свою очередь, обусловили реформы в образовании и науке. В этот период государственная политика в области образования была направленна на создание законодательной базы. Так, например, 1992 год ознаменован двумя событиями: 1) принят Закон «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан»; 2) образовано Министерство науки и новых технологий, которое после ряда качественных структурных изменений стало Министерством образования и науки Республики Казахстан. В 1993 году был принят Закон «О высшем образовании». В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан. 1995 год – принятие новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты. В 1996 году утверждена новая редакция Классификатора специальностей высшего образования Республики Казахстан. В 1999 году выходит закон «Об образовании» [76]; [77].

Отсюда следует, что в данный временной период государственная политика в области образования была сконцентрирована на проблемах реформировании высшего образования. Подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности не уделяется столь большого внимания как в предыдущие десятилетия. Из рабочих учебных планов ВУЗов исчезли многие формы и виды научно-исследовательской деятельности, не говоря уже об организации данного вида деятельности во внеучебное время.

Таким образом, изучив тенденцию и специфику научно-исследовательской деятельности студентов с периода Античности до конца ХХ века, целесообразно обратиться к современному состоянию исследовательской деятельности студентов.

На сегодняшний день в странах Западной Европы научно-исследовательская деятельность студентов является обязательным компонентом образовательного процесса высшего учебного заведения. К примеру, в университетах и учебных заведениях университетского уровня Германии обучение сочетается с научно-исследовательской деятельностью. Для проведения научных исследований администрация учебных заведений предоставляет студентам возможность пользоваться фондами научных библиотек и множительной техникой. Кроме того, студенты имеют свободный доступ к средствам информационных и телекоммуникационных технологий. Следует отметить, что лучшие студенты привлекаются к выполнению научно-исследовательских программ ВУЗа, за которые получают денежные вознаграждения. Особого внимания заслуживает «пирамидальная» система научных семинаров. На её вершине – престижный семинар с приглашением докладчиков со стороны (из другого города, возможно из-за рубежа), его периодичность 2 – 3 раза в месяц; далее еженедельные семинары, на которых с сообщениями о текущих исследованиях выступают сотрудники института; в самом основании – еженедельные студенческие семинары. Каждый студент обязан подготовить два доклада, в них дается обзор научных статей по теме, реже с сообщения о собственных разработках [78, 99 - 101].

На наш взгляд данная пирамидальная система научных семинаров является очень продуктивной формой организации научно-исследовательской деятельности студентов. Во-первых, знакомство студентов с научными школами, с исследованиями преподавателей кафедры и зарубежных ученых способствует повышению интереса и мотивации к научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, в процессе подготовки к такому семинару у студентов развивается аналитическое мышление, а также совершенствуются навыки публичного выступления.

В Великобритании и Франции высшая школа играет решающую роль в проведении научных исследований, которые ведутся как в соответствующих предметных отделениях, по усмотрению преподавательских коллективов, так и на основе отдельных контрактов. К ним широко привлекаются студенты старших курсов, которые осуществляют научно-исследовательскую деятельность в лабораториях, оборудованных современной компьютерной техникой.

В Норвегии и Нидерландах составной частью учебного процесса в университетах являются научные исследования, проведение которых начинается на младших курсах вузов. Необходимо отметить, что и учебная и научно-исследовательская функции высшей школы органически сочетаются в деятельности университетов этих стран.

В Турции члены профессорско-преподавательского состава наряду с преподавательской работой совместно со старшекурсниками ведут научные исследования [78, 83].

В Российской Федерации научно-исследовательская деятельность студентов и научно-техническое творчество молодежи являются неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования. Важно отметить, что нормативные документы не предусматривают обязательного участия студентов во внеучебной научно-исследовательской деятельности. Но это не исключает выполнения студентами обязательных видов научно-исследовательских работ, предусмотренных рабочими учебными планами и программами.

Справедливости ради надо отметить, что в российских университетах многие студенты проявляют активный интерес к исследовательской деятельности, который выражается в участии в научных конференциях международного, всероссийского, регионального уровней; в публикации научных статей в центральных и зарубежных изданиях; в принятии участия в исследованиях своих преподавателей и т.д.

Согласно статистике, представленной на официальном сайте Министерства образования Российской Федерации в научно-исследовательской деятельности участвуют студенты из 69,2 % ВУЗов России. На первом курсе доля студентов, участвующих в НИР, составляет не более 10 % и повышается на старших курсах почти до 60 % [79].

Сегодня в казахстанских вузах, в том числе и университетах, научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава и обучающихся регламентируется ГОСО РК 5.03.011 – 2006 «Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях» и является обязательной компонентой подготовки кадров на всех уровнях — в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. Участие обучающихся в научно-исследовательских, научно-технических, проектных и других работах осуществляют под руководством профессоров, доцентов, преподавателей и обеспечивается через: научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс (курсовые и дипломные работы, научно-исследовательские практики); научно-исследовательскую работу, выполняемую во вне учебное время (сверх или вне учебных планов — научные общества, конференции и др.); научные, научно-технические, организационно-массовые мероприятия, в том числе состязательного характера (конкурсы научных проектов, олимпиады и др.) [9, п.п. 9.5].

Информация о работе Совершенствования программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»