Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.
Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30
Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52
Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………
Дополнительное содержание профессиональной практики на данном этапе – знакомство с Internet-кабинетом, компьютерная диагностика развитости пользовательских навыков и подготовленности к работе в сети Internet, изучение особенностей поиска литературы по электронному каталогу университетской библиотеки.
Тренировочный и закрепляющий этапы (конец 1-ой недели, 2-3 недели, начало 4-ой недели) нацелены на формирование и развитие умений научно-исследовательской деятельности традиционными способами и с применением современных информационных технологий и средств.
Мы не выделяем четкие сроки окончания тренировочного и начала закрепляющего этапов, так как каждому практиканту понадобится «свое» время в силу разной подготовленности к научно-исследовательской деятельности в целом и к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Отметим, что содержание программы, формы работы и виды деятельности студентов, а также ожидаемые результаты в период профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» отражены в таблице 3.
Таблица 3. Содержание работы студентов на тренировочно-закрепляющем этапе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»
Содержание работы |
Формы работы и виды деятельности |
Результаты работы |
Поиск информации по теме исследования |
Занятие в читальном зале, СРС | |
-поиск литературы по теме исследования в каталогах |
Умение осуществлять поиск литературы по теме в каталогах | |
Занятие в Internet-кабинете, СРС | ||
-поиск информации по теме исследования в поисковых системах и в сервисах расширенного поиска |
Умение использовать поисковые системы и сервисы расширенного поиска в исследовательской деятельности | |
Изучение источников по теме исследования |
Занятие в читальном зале, СРС | |
-изучение научной литературы по теме исследования |
Умение использовать фонды библиотеки для поиска информации по теме исследования | |
-изучение периодических изданий |
Умение использовать журналы как средство получения информации по теме исследования | |
-изучение педагогических и психологических энциклопедий |
Использование энциклопедий для получения справочной информации по теме исследования | |
-поиск определений ключевых понятий по теме исследования |
Умение использовать словари для уточнения понятийного аппарата в научном исследовании | |
-изучение и анализ авторефератов |
Умение использовать авторефераты в рамках научного исследования | |
Занятие в Internet-кабинете, СРС | ||
-подбор литературы в электронных библиотеках |
Умение использовать электронную библиотеку для поиска информации по теме исследования | |
-изучение электронных периодических изданий |
Умение использовать электронные журналы в исследовательской деятельности | |
-изучение электронных энциклопедий |
Применение электронных энциклопедий для поиска справочной информации по теме исследования | |
-поиск определений ключевых понятий в электронных словарях |
Использование электронных словарей при работе с понятийным аппаратом по теме | |
-изучение и анализ электронных авторефератов |
Умение использовать электронные авторефераты в научном исследовании | |
Подготовка и проведение психодиагностики в рамках научного исследования |
Занятие в читальном зале, СРС | |
-подбор и апробация психодиагностических методик |
Умение использовать диагностические методики в научном исследовании | |
Занятие в Internet-кабинете, СРС | ||
-подбор и апробация компьютерных психодиагностических методик |
Умение использовать компьютерные психодиагностические методики в научном исследовании | |
Оформление отчетной документации |
Занятие в читальном зале, СРС | |
-письменное упражнение |
Сравнительный анализ | |
Занятие в Internet-кабинете, СРС | ||
-оформление текста; построение диаграмм; -презентация в MO PowerPoint |
Использование компьютерной техники для оформления результатов исследования |
На данных этапах студенты-практиканты совершенствуют умения по работе с фондами университетской библиотеки, ведут поиск информации в каталогах (систематическом и алфавитном), составляют картотеки найденных источников, аннотируют и рецензируют отобранные источники; работают с научными журналами (рекомендованы российские и казахстанские журналы: «Вопросы психологии», «Педагогика», «Білім – Образование», «Наука Казахстана» и др.); изучают особенности определения понятий в разных по назначению словарях (рекомендованы толковый словарь, словарь русского языка, этимологический словарь, словарь иностранных слов, философский, социологический, психологический, педагогический словари); с целью изучения взаимосвязи компонентов научного аппарата работают с авторефератами кандидатских и докторских диссертаций по педагогике и психологии; подбирают психодиагностические методики и т.д.
Дополнительно мы предложили новое содержание профессиональной практики, предполагающее использование средств информационных и телекоммуникационных технологий [116, 126], [117, 58].
В качестве примера можно привести следующие упражнения:
Например, мы предложили студентам для выполнения такие упражнения как:
Например, студентам было предложено сделать содержательный анализ 3-х статей из электронных журналов, где в обязательном порядке необходимо отразить: ключевые слова, аннотацию, ведущую проблему, пути решения проблемы, предложенные автором.
К примеру, студенты выполняли следующие упражнения:
С помощью перечисленного выше программного обеспечения студенты должны произвести визуализацию и обработку данных, что позволит наглядно представить отчетную документацию на итоговой конференции по результатам практики.
Контрольно-оценочный этап (конец 4-ой недели) профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» предусматривает выявление сформированных умений научно-исследовательской деятельности, в том числе и с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
На данном этапе мы рекомендуем проведение ряда контрольно-оценочных видов работы: суммирование и выведение среднего арифметического по результатам текущего контроля; презентация и публичная защита отчетов по итогам профессиональной практики перед комиссией, а также выставление дифференцированного зачета по принятой оценочной шкале.
Напомним, что в условиях кредитной технологии обучения оценка учебных достижений обучающихся вузов по всем видам контроля осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе (см. таблицу 4).
Таблица 4. Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент |
% содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
отлично |
В+ |
3,33 |
85-89 |
хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
хорошо |
В- |
2,67 |
75-79 |
хорошо |
С+ |
2,33 |
70-74 |
удовлетворительно |
С |
2,0 |
65-69 |
удовлетворительно |
С- |
1,67 |
60-64 |
удовлетворительно |
D+ |
1,33 |
55-59 |
удовлетворительно |
D |
1,0 |
50-54 |
удовлетворительно |
F |
0 |
0-49 0-49 |
Удов неудовлетворительно |
Полагаем, что реализация модифицированного содержания авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» позволит подготовить студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
В завершении отметим, что в рамках данного параграфа нами решена пятая задача магистерской диссертации – разработать модифицированное содержание программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы», предусматривающей использование средств информационных и телекоммуникационных технологий, что позволяет нам приступить к апробации разработанной нами авторской программы с модифицированным содержанием.
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием
В рамках данного параграфа мы планируем решить шестую задачу представленного диссертационного исследования: апробировать авторскую программу профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» и выработать рекомендации по её внедрению в образовательный процесс высшего учебного заведения.
Отметим, что апробация авторской программы проводилась в 2009 /2010 учебном году в четвертом семестре (с 15 февраля по 15 марта 2010 года) в рамках профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» со студентами второго курса специальности 050103-Педагогика и психология (группы ПП-21 и ПП-22) Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Факультета социальных наук, кафедры педагогики (общее количество студентов экспериментальных групп – 7). Справка о внедрении результатов диссертационного исследования представлена в Приложении К.
Сразу подчеркнем, что наряду с закрепленным руководителем мы осуществляли научное соруководство профессиональной практики, что позволило принять непосредственное участие в процессе апробации разработанной нами авторской программы.
Согласно рабочему учебному плану по данной специальности, утвержденному в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, продолжительность обозначенной практики составляет 4 недели без отрыва от процесса обучения, т.е. после основных занятий.
Напомним, что разработанная нами авторская программа является поэтапной (см. параграф 3.1). В этой связи организация работы студентов в период профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» осуществлялась в соответствии с выделенными нами этапами.
Так, в ходе адаптационного этапа, продолжительностью в три дня, нами была организована и проведена установочная конференция, во время которой мы ознакомили студентов с авторской программой профессиональной практики, её содержанием, видами деятельности, формами работы и контроля во время практики. Познакомили студентов с условиями базы профессиональной практики: читальные залы, абонементы и каталоги (в том числе и электронный каталог) университетской библиотеки, Internet-кабинет.