Совершенствования программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30

Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52

Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Dissertatsia_na_pechat_2.doc

— 923.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительное содержание профессиональной практики на данном этапе – знакомство с Internet-кабинетом, компьютерная диагностика развитости пользовательских навыков и подготовленности к работе в сети Internet, изучение особенностей поиска литературы по электронному каталогу университетской библиотеки.

Тренировочный и закрепляющий этапы (конец 1-ой недели, 2-3 недели, начало 4-ой недели) нацелены на формирование и развитие умений научно-исследовательской деятельности традиционными способами и с применением современных информационных технологий и средств.

Мы не выделяем четкие сроки окончания тренировочного и начала закрепляющего этапов, так как каждому практиканту понадобится «свое» время в силу разной подготовленности к научно-исследовательской деятельности в целом и к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.

Отметим, что содержание программы, формы работы и виды деятельности студентов, а также ожидаемые результаты в период профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» отражены в таблице 3.

 

 

Таблица 3. Содержание работы студентов на тренировочно-закрепляющем этапе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»

Содержание работы

Формы работы и виды деятельности

Результаты работы

Поиск информации по теме исследования

Занятие в читальном зале, СРС

-поиск литературы по теме исследования в каталогах

Умение осуществлять поиск литературы по теме в каталогах

Занятие в Internet-кабинете, СРС

-поиск информации по теме исследования в поисковых системах и в сервисах расширенного поиска

Умение использовать поисковые системы и сервисы расширенного поиска в исследовательской деятельности

Изучение источников по теме исследования

Занятие в читальном зале, СРС

-изучение научной литературы по теме исследования

Умение использовать фонды библиотеки для поиска информации по теме исследования

-изучение периодических изданий

Умение использовать журналы как средство получения информации по теме исследования

-изучение педагогических и психологических энциклопедий

Использование энциклопедий для получения справочной информации по теме исследования

-поиск определений ключевых понятий по теме исследования

Умение использовать словари для уточнения понятийного аппарата в научном исследовании

-изучение и анализ авторефератов

Умение использовать авторефераты в рамках научного исследования

Занятие в Internet-кабинете, СРС

-подбор литературы в электронных библиотеках

Умение использовать электронную библиотеку для поиска информации по теме исследования

-изучение электронных периодических изданий

Умение использовать электронные журналы в исследовательской деятельности

-изучение электронных энциклопедий

Применение электронных энциклопедий для поиска справочной информации по теме исследования

-поиск определений ключевых понятий в электронных словарях

Использование электронных словарей при работе с понятийным аппаратом по теме

-изучение и анализ электронных авторефератов

Умение использовать электронные авторефераты в научном исследовании

Подготовка и проведение психодиагностики в рамках научного исследования

Занятие в читальном зале, СРС

-подбор и апробация психодиагностических методик

Умение использовать диагностические методики в научном исследовании

Занятие в Internet-кабинете, СРС

-подбор и апробация компьютерных психодиагностических методик

Умение использовать компьютерные психодиагностические методики в научном исследовании

Оформление отчетной документации

Занятие в читальном зале, СРС

-письменное упражнение

Сравнительный анализ

Занятие в Internet-кабинете, СРС

-оформление текста; построение диаграмм;

-презентация в MO PowerPoint

Использование компьютерной техники для оформления результатов исследования


 

На данных этапах студенты-практиканты совершенствуют умения по работе с фондами университетской библиотеки, ведут поиск информации в каталогах (систематическом и алфавитном), составляют картотеки найденных источников, аннотируют и рецензируют отобранные источники; работают с научными журналами (рекомендованы российские и казахстанские журналы: «Вопросы психологии», «Педагогика», «Білім – Образование», «Наука Казахстана» и др.); изучают особенности определения понятий в разных по назначению словарях (рекомендованы толковый словарь, словарь русского языка, этимологический словарь, словарь иностранных слов, философский, социологический, психологический, педагогический словари); с целью изучения взаимосвязи компонентов научного аппарата работают с авторефератами кандидатских и докторских диссертаций по педагогике и психологии; подбирают психодиагностические методики и т.д.

Дополнительно мы предложили новое содержание профессиональной практики, предполагающее использование средств информационных и телекоммуникационных технологий [116, 126], [117, 58].

  • Поиск информации в поисковых системах сети Internet и каталогах, применение расширенных методов поиска информации в поисковых системах.

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  • сравните качество и эффективность поисковых систем www.google.ru, www.yandex.ru, www.nigma.ru, оформив одинаковый запрос «История Берлинского университета им. Александра и Вильгельма фон Гумбольдтов».
  • посетите каталоги 2-х поисковых систем (например, разделы как «наука», «учеба», «наука и образование» и др.) и найдите адреса 10 сайтов, на которых имеется информация по теме Вашего исследования.
  • найдите документы формата PDF по теме Вашего исследования, используя средства расширенного поиска. Создайте папку и сохраните найденную информацию и другие упражнения.
  • Работа с электронными библиотеками – www.elibrary.ru; www.biografia.ru; www.psyedu.ru; www.big-library.info; www.pedlib.ru; www.bookap.info; www.koob.ru и др.

Например, мы предложили студентам для выполнения такие упражнения как:

  • изучение содержания и возможностей электронных библиотек;
  • подбор литературы по теме исследования в электронных библиотеках;
  • составление аннотированного списка источников в электронной базе данных Microsoft Office Access;
  • пополнение электронных библиотек электронными источниками и другие упражнения.
  • Знакомство с электронными журналами www.oim.ru – Образование: исследовано в мире; www.psychology.su – Журнал Психология; www.vo.hse.ru – Вопросы образования; www.emissia.org – электронный научно-педагогический журнал Письма в Emissia.offline, www.science-education.ru – Современные проблемы науки и образования; www.eidos.ru – журнал Центра дистанционного образования и др.

Например, студентам было предложено сделать содержательный анализ 3-х статей из электронных журналов, где в обязательном порядке необходимо отразить: ключевые слова, аннотацию, ведущую проблему, пути решения проблемы, предложенные автором.

  • Поиск информации в электронных энциклопедиях www.wikipedia.com – Википедия; www.megabook.ru – энциклопедия Кирилла и Мефодия; www.rust.su/index.php - электронная энциклопедия «Все обо всем»; www.wikiznanie.ru – Викизнание; www.encyclopedia.ru – Мир энциклопедий; www.bruma.ru – Энциклопедия BRUMA.RU и др.
  • Определение понятий с использованием электронных словарей: например, рекомендовано использование Internet-адресов www.dic.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академике, www.slovari.yandex.ru – Яндекс Словари, www.vseslova.ru – Коллекция словарей на Все Слова.ру, www.psi.webzone.ru – Психологический словарь, www.encyclopedia.ru – Мир энциклопедий и др.
  • Работа с авторефератами в электронной форме на следующих сайтах: http://science.masu.ru/index.рhp, http://v4.udsu.ru/sceince/abstract, http://www.disser.h10.ru, http://delist.ru, http://dibase.ru, http://www.lib.ua-ru.net/index.html.

К примеру, студенты выполняли следующие упражнения:

  • подбор авторефератов в электронной форме по теме исследования студентов;
  • изучение структуры и содержания 3-х авторефератов в электронной форме и другие упражнения.
  • В соответствии со спецификой профессиональной подготовки важной содержательной частью данного этапа было проведение психодиагностики в сети Internet в режимах on-line и off-line по указанным адресам сайтов: www.psysho-test.org, www.tests.kulichki.com, www.all-psy.com, www.p-profile.ru, www.psyportal.info, www.tests.pp.ru, www.psiholognew.com, www.azps.ru/test и др.
  • Применение средств современного программного обеспечения: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Access для оформления результатов научно-исследовательской деятельности.

С помощью перечисленного выше программного обеспечения студенты должны произвести визуализацию и обработку данных, что позволит наглядно представить отчетную документацию на итоговой конференции по результатам практики.

Контрольно-оценочный этап (конец 4-ой недели) профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» предусматривает выявление сформированных умений научно-исследовательской деятельности, в том числе и с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.

На данном этапе мы рекомендуем проведение ряда контрольно-оценочных видов работы: суммирование и выведение среднего арифметического по результатам текущего контроля; презентация и публичная защита отчетов по итогам профессиональной практики перед комиссией, а также выставление дифференцированного зачета по принятой оценочной шкале.

Напомним, что в условиях кредитной технологии обучения оценка учебных достижений обучающихся вузов по всем видам контроля осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе (см. таблицу 4).

 

Таблица 4. Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе

 

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент

% содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

отлично

А-

3,67

90-94

отлично

В+

3,33

85-89

хорошо

В

3,0

80-84

хорошо

В-

2,67

75-79

хорошо

С+

2,33

70-74

удовлетворительно

С

2,0

65-69

удовлетворительно

С-

1,67

60-64

удовлетворительно

D+

1,33

55-59

удовлетворительно

D

1,0

50-54

удовлетворительно

F

0

0-49 0-49

Удов     неудовлетворительно


 

 

Полагаем, что реализация модифицированного содержания авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» позволит подготовить студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.

В завершении отметим, что в рамках данного параграфа нами решена пятая задача магистерской диссертации – разработать модифицированное содержание программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы», предусматривающей использование средств информационных и телекоммуникационных технологий, что позволяет нам приступить к апробации разработанной нами авторской программы с модифицированным содержанием.

 

 

3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием

 

В рамках данного параграфа мы планируем решить шестую задачу представленного диссертационного исследования: апробировать авторскую программу профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» и выработать рекомендации по её внедрению в образовательный процесс высшего учебного заведения.

Отметим, что апробация авторской программы проводилась в 2009 /2010 учебном году в четвертом семестре (с 15 февраля по 15 марта 2010 года) в рамках профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» со студентами второго курса специальности 050103-Педагогика и психология (группы ПП-21 и ПП-22) Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Факультета социальных наук, кафедры педагогики (общее количество студентов экспериментальных групп – 7). Справка о внедрении результатов диссертационного исследования представлена в Приложении К.

Сразу подчеркнем, что наряду с закрепленным руководителем мы осуществляли научное соруководство профессиональной практики, что позволило принять непосредственное участие в процессе апробации разработанной нами авторской программы.

Согласно рабочему учебному плану по данной специальности, утвержденному в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, продолжительность обозначенной практики составляет 4 недели без отрыва от процесса обучения, т.е. после основных занятий.

Напомним, что разработанная нами авторская программа является поэтапной (см. параграф 3.1). В этой связи организация работы студентов в период профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» осуществлялась в соответствии с выделенными нами этапами.

Так, в ходе адаптационного этапа, продолжительностью в три дня, нами была организована и проведена установочная конференция, во время которой мы ознакомили студентов с авторской программой профессиональной практики, её содержанием, видами деятельности, формами работы и контроля во время практики. Познакомили студентов с условиями базы профессиональной практики: читальные залы, абонементы и каталоги (в том числе и электронный каталог) университетской библиотеки, Internet-кабинет.

Информация о работе Совершенствования программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»