Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.
Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30
Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52
Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………
Для того чтобы выявить научные
интересы студентов и мотивировать их на научно-исследовательскую
деятельность, нами была проведена беседа,
в процессе которой мы обсудили актуальные
проблемы педагогики и психологии, познакомили
практикантов с научными школами, рассказали
о научных интересах профессорско-
В силу того, что авторская программа предполагает закрепление темы исследования, на период профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы», студентами были выбраны следующие темы:
После того как практиканты выбрали темы исследования, мы преступили к реализации тренировочного и закрепляющего этапов (конец 1-ой недели, 2-3 недели, начало 4-ой недели). Отметим, что практически все задания, разработанные для этих этапов, ориентированы на научно-исследовательскую деятельность по закрепленным темам.
Из таблицы 3, представленной в параграфе 3.1 видно, что содержание работы студентов на тренировочно-закрепляющем этапе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» представлено в виде четырех условных блоков:
Каждый условный блок предусматривает занятия в читальном зале и занятия в Internet-кабинете. К примеру, сначала студенты изучают научную литературу по теме исследования и выполняют задания в читальном зале библиотеки университета, а затем в Internet-кабинете работают с электронными библиотеками и выполняют предусмотренные задания для этого вида деятельности.
На каждом занятии, как в читальном зале библиотеки университета, так и в Internet-кабинете осуществлялся текущий контроль, т.е. по результатам проделанной работы студентам выставлялись баллы в соответствии с бально-рейтинговой буквенной системой.
Говоря об особенностях проведения профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» в экспериментальных группах, считаем целесообразным обратить внимание на некоторые факты, которые мы заметили в ходе тренировочно-закрепляющего этапа. К примеру, относительно мотивации студентов на научно-исследовательскую деятельность с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий отметим следующее: на начальном этапе профессиональной практики наблюдалось отсутствии мотивации на осуществление данного вида деятельности, в том числе и с применением информационных средств и технологий. Однако в процессе выполнения заданий, предусмотренных авторской программой, практиканты стали проявлять активный интерес к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Также необходимо сделать акцент на еще одном немало важном моменте: несмотря на то, что в ходе констатирующего этапа студенты позиционировали себя как активных пользователей электронных библиотек, электронных энциклопедий, электронных словарей и др., в период профессиональной практики мы столкнулись с тем, что студенты испытывают определенные трудности, связанные с недостаточно сформированными навыками навигации в сети Internet, в том числе и при работе с электронными библиотеками, словарями, энциклопедиями и другими Internet-ресурсами. Обозначенные проблемы приходилось решать в оперативном порядке.
Во время контрольно-оценочного этапа (конец 4-ой недели) студенты выступили с докладами о результатах проделанной научно-исследовательской работы в рамках закрепленной темы.
Для выставления дифференцированного зачета по принятой оценочной шкале мы суммировали и вывели среднее арифметическое по результатам текущего контроля, что составило 60 % от итогового балла, и прибавили отметку, полученную за доклад (40 %). В результате чего студентам были выставлены следующие отметки: «А» получили 4 студента, «А-» – 2 студента, «В» – 1 студент.
На итоговой конференции студенты экспериментальной группы представили результаты практики в форме слайд-презентаций и публичной защиты отчетов. В своих выступлениях они положительно оценили организацию практики с использованием информационных технологий и средств, справедливо отметив, что приобретенные умения будут обязательно применены в дальнейшей учебной, научно-исследовательской и будущей профессиональной деятельности.
Примечательно, что практиканты, познакомившись с возможностями и преимуществами работы в сети Internet при выполнении тех или иных видов научно-исследовательской деятельности, в дальнейшем отдавали им предпочтение, отказываясь от традиционных способов.
Среди достоинств работы в сети Internet практиканты чаще всего отмечали скорость поиска информации, широкий спектр искомых источников, оперативность взаимодействия с партнерами, экономия времени, получение неограниченного доступа к редким источникам или отсутствующим в обычных библиотеках материалам, приобретение электронных периодических журналов без подписки (реальная экономия материальных средств), возможность сохранения и тиражирования нужной информации, сокращение времени на проведение психодиагностических исследований, оперативное получение в режиме on-line профессионально обработанных результатов психодиагностических тестов, создание базы диагностических методик, визуализация результатов исследования и др. [118, 290].
По мнению руководителя практики, достоинство апробированной авторской программы заключается в том, что студенты смогли овладеть как традиционными способами научно-исследовательской деятельности, так и возможностью реализации исследовательских процедур с помощью средств информационных и телекоммуникационных технологий, что существенно расширяет арсенал их учебных и профессиональных умений в условиях информатизации высшего образования и профессиональной деятельности. Важным для нас было мнение руководителя практики о том, что программа может быть рекомендована для применения в магистратуре при проведении обязательной научно-исследовательской практики (см. Приложение Л, Приложение Б /файл 2/).
Анкетирование в ходе контрольного эксперимента проводилось по разработанной нами анкете (см. Приложение Г /содержание анкеты было скорректировано/), состоящей из 14 вопросов смешанного типа.
Для обработки полученных результатов нами использовались те же методы, что и в ходе констатирующего эксперимента, т.е. шкалирование и методика обработки анкет В.И. Журавлева [1, 134]. Полученные результаты сравнивались с показателями, выделенными в параграфе 2.2.
Таким образом, мы получили средний показатель по каждому вопросу анкеты у респондентов экспериментальных и контрольной групп. Из представленных диаграмм на рисунках 5 и 6 видно, что средний показатель по каждому вопросу анкеты у студентов экспериментальных групп значительно повысился по сравнению с результатами, полученными на констатирующем этапе, что нельзя заметить в контрольной группе.
Относительно положительной динамики в контрольной группе можно отметить следующее:
Более подробно с результатами анкетирования можно ознакомиться в Приложениях М и Н.
Рисунок 5 – Средний показатель по каждому вопросу анкеты
(экспериментальные группы)
Рисунок 6 – Средний показатель по каждому вопросу анкеты
(контрольная группа)
Итоговый показатель по результатам анкетирования рассчитывался следующим образом: мы сложили все средние показатели по каждому вопросу, полученная сумма была разделена на количество вопросов в анкете – 14.
Так, итоговый балл в экспериментальных группах ПП-21, ПП-22 существенно повысился – 2,11 (для сравнения на этапе констатирующего эксперимента – 1,42), что в целом свидетельствует об эффективности экспериментальной программы.
Вместе с тем в контрольной группе Ппр-21 итоговый балл практически не изменился – 1,18 (констатирующий эксперимент – 0,80). Наглядно итоговые баллы констатирующего и контрольного этапов представлены на рисунке 7.
Итоговые показатели по результатам анкетирования позволяют сделать вывод о том, что согласно выделенным нами показателям подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий (см. параграф 2.2) экспериментальные группы имеют достаточную подготовленность, а контрольная группа – недостаточную подготовленность.
Рисунок 7 – Итоговый балл по результатам анкетирования
(констатирующий и контрольный эксперименты)
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что уровень подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в группах ПП-21 и ПП-22 после организации профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» по разработанной нами авторской программе с модифицированным содержанием повысился до среднего уровня, в отличие от контрольной группы, которая по-прежнему находятся на низком уровне. Эти данные подтверждают не только эффективность экспериментальной программы, но и указывают на необходимость специально организованной работы по совершенствованию умений научно-исследовательской деятельности с использованием информационных технологий и средств.
Апробация авторской программы с модифицированным содержанием профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» по специальности 050103 – Педагогика и психология позволяет выделить некоторые трудности, с которыми мы столкнулись в экспериментальной работе:
Опыт организации профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» по специальности 050103 – Педагогика и психология позволяет нам сформулировать несколько общих выводов и рекомендаций: