Совершенствования программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30

Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52

Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Dissertatsia_na_pechat_2.doc

— 923.50 Кб (Скачать файл)

Подчеркнем, что большую поддержку молодым исследователям оказывает Фонд Первого Президента, который регулярно организует конкурсы на лучшую студенческую работу, выделяет гранты для проведения исследований, финансирует поездки и научные стажировки молодых ученых. Также при Фонде функционируют Совет молодых ученых и Совет творческой молодежи, задачи которых пропагандировать достижения молодых ученых Казахстана; сохранять и развивать ведущие научные школы, преемственность научных поколений, наращивать интеллектуальный потенциал Казахстана.

Отсюда следует, что в нашей республике наметилась тенденция совершенствования подготовки студентов к исследовательской деятельности, что находит отражение в нормативно-правовых документах. Обозначенное направление государственной политики не случайно, т.к. для реализации экономических и социальных преобразований Казахстан нуждается в образованных, творчески мыслящих специалистах, которые способны адаптироваться в непрерывно изменяющихся условиях.

В тоже время анализ состояния научно-исследовательской деятельности студентов в Казахстане и, в частности в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, показал, что несмотря на требования государственных стандартов, достаточно разработанную методологию и методику исследовательской работы в ВУЗе, уровень подготовки студента как исследователя на сегодняшний день остается неудовлетворительным. О чем свидетельствует качество курсовых и дипломных работ, а также статей опубликованных в сборниках студенческих научных конференций.

В качестве причин можно выделить, во-первых, отсутствие соответствующей лабораторно-исследовательской базы, устаревший научный фонд университетских библиотек, большой объем учебной работы университетской профессуры.

Во-вторых, низкая мотивация у студентов к научно-исследовательской деятельности, формальные требования к качеству результатов научных исследований и т.д.

В-третьих, научно-исследовательская деятельность студентов не соответствует уровню развития общества. Например, подготовка студентов по педагогическим специальностям к исследовательской деятельности не затрагивает аспект информатизации данного вида деятельности.

Таким образом, подводя итог проделанной работы, отметим, что в результате детального изучения и анализа развития научно-исследовательской деятельности студентов в различные исторические периоды, нам удалось сформулировать несколько общих выводов:

  1. на развитие научно-исследовательской деятельности студентов огромное влияние оказывала политическая, экономическая и социальная ситуация присущая той или иной исторической эпохе;
  2. чем выше уровень развития общества, тем больше уделяется внимания на исследовательскую подготовку студентов;
  3. научно-исследовательская деятельность студентов оказывает существенное влияние на повышение качества образования, содействует решению острейшей кадровой проблемы в науке и образовании;
  4. исследовательская деятельность способствует развитию у студентов склонности к поисковой, исследовательской работе, формирует умения и навыки в применении исследовательских методов при решении практических задач, что в современных условиях имеет огромное значение для специалистов любого профиля.

В заключении отметим, что в данном параграфе нами выявлены особенности научно-исследовательской деятельности студентов на основных этапах развития высшей школы, показана зависимость научно-исследовательской деятельности студентов от социально-экономических, культурно-исторических, научно-технических условий. Следовательно, первая задача нашего диссертационного исследования – выявить тенденции развития и специфику научно-исследовательской деятельности студентов в истории высшего образования – успешно решена.

 

 

1.2 Сущность и  содержание понятия «научно-исследовательская  деятельность студентов с использованием  средств информационных и телекоммуникационных  технологий»

 

В условиях информатизации высшего образования использование современной компьютерной техники и владение информационными технологиями является непременным условием организации и проведения научных исследований.

В рамках данного параграфа решается вторая задача нашего диссертационного исследования, т.е. уточняется сущность понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий».

Следует сразу подчеркнуть, что понятийный аппарат в области информатизации образования ещё не устоялся. На этот факт указывают такие ученые как И.В. Роберт [80], Б.С. Гершунский [42], Л.В. Нефедова [81],        П.И. Образцов [82] и многие другие.

Совершенно очевидно, что на этапе становления нового научного направления, каким является информатизация высшего образования очень важно четко сформулировать основные взаимосвязанные понятия, которыми в нашем случае являются «научно-исследовательская деятельность студентов», «средства информационных и телекоммуникационных технологий». Полагаем, что осмысление сущности обозначенных понятий позволит нам решить поставленную задачу.

Целесообразно подчеркнуть, что в представленной цепочке базовым понятием является «научно-исследовательская деятельность студентов». Однако прежде чем определить сущность этого понятия необходимо рассмотреть категорию «деятельность» на междисциплинарном уровне.

Так, например, философы А.П. Огурцов и Э.Г. Юдин предлагают следующее определение. Деятельность – «это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [83, 180].

Анализ данного определения позволил нам сделать следующие выводы:

  1. человек и деятельность неотделимы друг от друга; деятельность присуща только человеку, все остальные живые существа реализуют действия и живут согласно рефлексам и инстинктам.
  2. через деятельность человек преобразует среду и выражает свое отношение к окружающей действительности, таким образом, проявляя себя.
  3. в процессе деятельности человек изменяется, происходит развитие индивида, его личностный рост.

Сформулированные нами выводы совпадают с мнением С.Д. Смирнова по поводу того, что «деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека» [73, 53].

В силу того, что методологической основой нашего исследования является теория диалектического материализма, то уместно обратиться к учению К. Маркса, которое заложено в основе теории деятельности, и прежде всего к его главному для психологии тезису – «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание». Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку [84, 99]. Важно отметить, что теорией деятельности занимались многие психологи, например, такие как                   Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и другие. Подчеркнем, что теоретико-методологическую основу нашего диссертационного исследования составляет теория деятельности                   А.Н. Леонтьева, которая на наш взгляд наиболее верно отражает структурные компоненты деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву категория деятельности «на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [85, 31].

По мнению А.Н. Леонтьева основной характеристикой деятельности является её предметность, «беспредметной деятельности» нет. Согласно этому тезису любая деятельности имеет свой предмет, следовательно, научно-исследовательская деятельность студентов не является исключением. С нашей точки зрения предмет научно-исследовательской деятельности студентов – исследование.

В педагогической литературе нами обнаружено следующее определение понятия «исследование».

Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методики организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах»[86, 9].

В рамках представленного диссертационного исследования за основу принимаем определение, предложенное «Советским энциклопедическим словарем».

Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью [87, 510].

Принимая во внимание сущность понятий «деятельность» и «исследование» обратимся к понятию «исследовательская деятельность».

Подчеркнем, что из существующих на сегодняшний день трактовок понятия «исследовательская деятельность» нами не найдено удовлетворяющего нас определения, которое бы могло быть использовано в рамках данной диссертации. В этой связи нами было принято решение ввести рабочие определение вышеуказанному понятию.

Исследовательская деятельность – это вид познавательной деятельности, присущий только человеку, связанный с изучением окружающей действительности с целью получения новых знаний.

В соответствии с заданной логикой решения второй задачи нашего диссертационного исследования, следующим понятием, сущность которого необходимо уточнить является «научно-исследовательская деятельность».

С целью поиска определения соответствующего в содержательном плане данной диссертационной работе, мы провели анализ ряда толкований, представленных как в традиционных источниках, так и в электронных словарях. К примеру, электронный словарь «Мир словарей» предлагает следующее определение:

Научно-исследовательская деятельность – «1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса» [88].

Подходы, заложенные в этом определении, не могут быть использованы в нашей работе потому, что научно-исследовательская деятельность здесь представлена в аспекте труда ученых и педагогов, а нам бы хотелось, чтобы определение было применимо и по отношению к студентам. Поэтому мы отказались от этого определения и продолжили поиск, в результате которого пришли к следующему значению:

Научно-исследовательская деятельность – «это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает:

1) фундаментальные  научные исследования, т.е. экспериментальные  или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях природы и общества;

2) прикладные  научные исследования - исследования, направленные преимущественно на  достижение практических целей  и решение конкретных задач» [89].

Представленное определение может быть применено в нашей работе только во втором значение, так как студенты не проводят фундаментальных исследований, и, следовательно, первое значение нам не подходит. В силу того, что представленное определение не полностью соответствует нашим потребностям, мы решили от него отказаться.

В электронном словаре «Глоссарий.ru» можно встретить следующее определение:

Научно-исследовательская деятельность – «это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:

- решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;

- обеспечения  функционирования науки, техники  и производства как единой  системы» [90].

Подчеркнем, что данное определение на наш взгляд, отражает сущность научно-исследовательской деятельности, к которой должны быть готовы студенты.

Согласно действующему ГОСО РК 5.03.011 – 2006 «Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях»:

Научно-исследовательская деятельность – «вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике» [9].

Справедливости ради надо заметить, что заложенные сущности в последних двух определениях принципиально не расходятся. В результате детального анализа мы вычленили несколько общих положений. Во-первых, в обоих значениях научно-исследовательская деятельность связана с получением новых знаний, только во втором определении «новые знания» обозначены категориями «закон» и «закономерности». Во-вторых, знания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, имеют ценность не только для теоретического аспекта науки, но и для практического применения.

Отметим, что в содержательном плане нас удовлетворяют оба определения. Вместе с тем в рамках данного диссертационного исследования понятие «научно-исследовательская деятельность» будет использоваться в значении, представленном в действующем нормативном документе.

Следующим понятием, сущность которого нам необходимо выявить для решения поставленной задачи, является «научно-исследовательская деятельность студентов».

В результате детального изучения и анализа литературы мы выявили, что в нормативных документах обозначенное выше понятие отсутствует. Определения, предложенные в педагогической литературе, в содержательном плане нам не подошли. В этой связи мы приняли решение о введении рабочего определения.

Информация о работе Совершенствования программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»