Полагаем, что на данном этапе
информатизации высшей школы необходим
разумный компромисс между устоявшимися
традициями в подготовке студентов к научно-исследовательской
деятельности и новыми возможностями,
предоставляемыми информационными средствами
и технологиями, чтобы не оказаться в положении,
соответствующему высказыванию Карла
Крауса: «Мы были достаточно
цивилизованы, чтобы построить машину,
но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться».
Таким образом, проделанная
нами работа, позволяет сделать вывод
о том, что поставленная нами задача – апробировать авторскую
программу профессиональной практики
«Методика научно-исследовательской работы»
и выработать рекомендации по ее внедрению – успешно решена.
Заключение
В современных условиях теоретические
и практические проблемы информатизации
высшего образования Республики Казахстан
весьма актуальны. Свидетельством того,
что процессу информатизации высшего образования
в Казахстане придается большое значение
является ряд стратегических документов
таких как Закон Республики Казахстан
«Об информатизации» [7]; Закон «Об образовании»
[8]; Государственная программа Развитие
науки в Республике Казахстан на 2007-2012
годы [3]; Государственная программа Развития
образования Республики Казахстан на
2011 – 2020 годы [5], Концепция развития образования
Республики Казахстан до 2015 года [4] и другие.
Вместе с тем информатизация
высшего образования процесс довольно длительный и трудный,
предполагающий активное использование
средств информационных и телекоммуникационных
технологий в образовательном процессе
ВУЗа. Подчеркнем, что научно-исследовательская
деятельность студентов является обязательным
элементом подготовки бакалавров. Отсюда
следует, что согласно современным реалиям
данный вид деятельности целесообразно
осуществлять с использованием информационных
средств и технологий. Совершенно очевидно,
что применение обозначенных средств
в научной деятельности расширяет горизонты
и предоставляет возможность проведения
исследования в соответствии с требованиями
информационного общества, что на наш
взгляд, способствует повышению качества
научно-исследовательских работ.
В рамках представленной магистерской
диссертации нами решается проблема
применения средств информационных и
телекоммуникационных технологий в ходе
подготовки студентов к научно-исследовательской
деятельности.
В диссертационной работе нами
успешно решены все поставленные задачи,
подтверждена выдвинутая гипотеза и получены следующие результаты.
В соответствии с основными
этапами развития высшей школы выявлена
тенденция развития и специфика научно-исследовательской
деятельности студентов в истории высшего
образования, которые позволяют не только
по-новому взглянуть на ныне существующие
проблемы, но и найти рациональные идеи
для улучшения положения в университетском
секторе науки.
Введено определение понятия
«научно-исследовательская деятельность
студентов с использованием средств информационных
и телекоммуникационных технологий»,
которое нами характеризуется как вид
познавательной деятельности, реализуемый
в процессе обучения (или параллельно
обучению), направленный на получение
субъективно (или принципиально) новых
знаний, осуществляемый с помощью программно-аппаратных
средств, обеспечивающих сбор, хранение,
обработку, передачу, доступ к информации
как в пределах одной вычислительной машины,
так и в информационных сетях.
Показаны возможности подготовки
студентов к реализации научно-исследовательской
деятельности с использованием
средств информационных и телекоммуникационных
технологий в рамках обязательных и элективных
теоретических курсов, профессиональной
практики «Методика научно-исследовательской
работы», курсовых и дипломных работ.
Определены уровни подготовленности студентов
к научно-исследовательской деятельности
с использованием средств информационных
и телекоммуникационных технологий: низкий, средний,
высокий, в совокупности трех критериев:
1) стремление использовать средства информационных
и телекоммуникационных технологий в
научно-исследовательской деятельности
(4 показателя); 2) владение системой знаний,
необходимых для реализации научно-исследовательской
деятельности с использованием средств
информационных и телекоммуникационных
технологий (4 показателя); 3) реализация
умений и навыков использования средств
информационных и телекоммуникационных
технологий в научно-исследовательской
деятельности (4 показателя).
Результаты констатирующего
эксперимента, проведенного в контрольной
и экспериментальной группах, показали низкий
уровень подготовленности студентов к
научно-исследовательской деятельности
с использованием средств информационных
и телекоммуникационных технологий.
Разработана авторская программа
с модифицированным содержанием профессиональной практики «Методика научно-исследовательской
работы», предусматривающая использование
средств информационных и телекоммуникационных
технологий.
В рамках авторской программы
для гарантированного достижения цели
и задач практики нами предложена совокупность практических заданий трех
уровней сложности, как для традиционного
содержания практики, так и для исследовательской
деятельности с использованием средств
информационных и телекоммуникационных
технологий.
Апробация авторской программы
показала, не только эффективность модифицированного
содержания программы, но и подтвердила
необходимость специально организованной
работы по совершенствованию умений научно-исследовательской
деятельности с использованием информационных
технологий и средств.
На основании полученных результатов и данных апробации
нами сформулированы рекомендации
по внедрению авторской программы с модифицированным
содержанием профессиональной практики
«Методика научно-исследовательской работы»:
- в ГОСО РК по специальности
050103 – Педагогика и психология необходимо предусмотреть
теоретические курсы, направленные на
подготовку студентов к научно-исследовательской
деятельности;
- элективный курс «NIDPP 3224 – Научно-исследовательская деятельность педагога-психолога» (по утвержденному рабочему учебному плану 6 семестр) целесообразно
перенести на 4 семестр, что позволит реализовать
дидактический принцип опережающего теоретического
обучения и получить высокие результаты
в ходе профессиональной практики «Методика
научно-исследовательской работы»;
- эффективность научно-исследовательской
деятельности с использованием информационных
технологий и средств зависит от наличия
навыков работы в сети Internet, что обуславливает рекомендацию по введению в содержание образовательной
программы наряду с базовым курсом «Inf 1104 – Информатика» элективной дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в научно-исследовательской деятельности», цель которой сформировать достаточный уровень умений применения компьютерной техники и возможностей Internet при решении исследовательских задач;
- в рабочем учебном плане следует
предусмотреть возможность проведения
профессиональной практики «Методика
научно-исследовательской работы» по
окончанию теоретического обучения длительностью
в 5 – 6 недель, что не противоречит требованиям
ГОСО РК специальности 050103 – Педагогика
и психология;
- реализация разработанной нами
модифицированной программы профессиональной
практики в полном объеме требует создания
специальных организационно-педагогических условий: качественное учебно-методическое обеспечение; тщательный выбор
базы практики с солидной научной библиотекой
и компьютерными классами с выходом в
Internet; руководители практики должны иметь
высокий уровень информационной культуры;
практиканты должны иметь возможность
участия в заседаниях научных студенческих обществ,
конференций и др.
- авторская программа с модифицированным
содержанием может быть рекомендована
для применения в магистратуре научно-педагогического
направления при проведении обязательной
научно-исследовательской практики.
Следует отметить, что представленная
диссертационная работа не претендует
на исчерпывающее решение всех аспектов
рассматриваемой проблемы. Результаты
исследования позволяют выделить следующие перспективные направления:
разработка модели подготовки студентов
к научно-исследовательской деятельности
с использованием средств информационных
и телекоммуникационных технологий; теоретические
основы разработки и внедрения спецкурсов,
направленных на подготовку студентов
к научно-исследовательской деятельности
в условиях информатизации общества и
высшего образования; подготовка к научно-исследовательской
деятельности с использованием средств
информационных и телекоммуникационных
технологий на послевузовском уровне
образования и другие.
Список использованных
источников
- Введение в научное исследование
по педагогике/ Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев,
В.К. Розов /Под ред. В.И. Журавлева. – М.:
1988. – 239 с.
- Закон Республики Казахстан
«О науке». – Астана: Аккорда, 2011 //www.edu.gov.kz.
- Государственная программа
развития науки Республики Казахстан на 2007 –
2012 годы. – Астана: Аккорда, 2007 //www.edu.gov.kz.
- Концепция развития образования
Республики Казахстан до 2015 года. – Астана:
Аккорда, 2010 //www.edu.gov.kz.
- Государственная программа
развития образования Республики
Казахстан на 2011 – 2020 годы. – Астана: Аккорда,
2010 //www.edu.gov.kz.
- Лекция Президента Республики
Казахстан Н.А. Назарбаева в КазНУ им. аль-Фараби
«Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее»
(Алматы, 13 октября 2009 г.) //www.zakon.kz.
- Закон Республики Казахстан
«Об информатизации». – Астана: Аккорда,
2007 //www.nci.kz.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана:
Аккорда, 2007 //www.edu.gov.kz.
- Государственный общеобязательный
стандарт образования Республики Казахстан
5.03.011-2006. Научно-исследовательская работа
в высших учебных заведениях. Основные положения. – Астана, 2007
//www.nmh.kz/deyatelnost/t – 12.php.
- Вебер М. Наука как призвание
и профессия //Самосознание европейской
культуры ХХ века. – М.: Политиздат, 1991.
– 366 c. –С. 130 -154.
- Кун Т. Структура научных революций.
– М., 1975. – 208 с.
- Порус В.Н. Лакатос. — В кн.: Новая
философская энциклопедия. Том 2. – М.:
«Мысль», 2001. – 735 с. – С. 366-367.
- Кохановский В.П. Основы философии
и науки: Учебное пособие для аспирантов.
– Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 608
с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования.
– Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов
Р. Методология и методы психолого-педагогического
исследования. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
- Скалкова Я. Методология и методы
педагогического исследования:[Пер. с чеш.]: Монография.
– М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и
научное познание: Монография. – М.: Педагогика,
1981. – 208 с.
- Рузавин Г.И. Методы научного
исследования. – М.: «Мысль», 1975. – 237 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических
исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 151
с.
- Ратченко И.П. Научная организация
педагогического труда/ Науч. ред. В.П.
Боголепов. – М.: Педагогика, 1972. – 320 с.
- Кузнецов И.Н. Научное исследование.
Методика проведения и оформления. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 460 с.
- Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое
исследование. 3-е изд., испр. и доп. – Калининград:
Издательство КГУ, 2003. – 151 с.
- Сабитов Р.А. Основы научных
исследований: Учебное пособие. – Челябинск:
Челябинский государственный университет,
2002. – 138 с.
- Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные
аспекты активизации научно-исследовательской
деятельности студентов вузов: Монография.
– Тверь: ТГТУ, 2004. – 100 с.
- Новиков Д.А., Суханов А.Л. Модели и механизмы
управления научными проектами в ВУЗах.
– М.: Институт управления образованием
РАО, 2005. – 80 с.
- Хмель Н.Д. Методология педагогической
науки: Программа спецкурса для магистратуры
университетов. – Алматы: Қазақ университеті, 1998. – 34 с.
- Байтукаева А.Ш. Становление
и развитие научно-исследовательской
работы студентов в системе высшего образования
Казахстана (1928 – 1986 гг.) //Автореф. дис…к.п.н.:
13.00.01. – Алматы, 2002. – 26 с.
- Бектурганова Р.Ч. Информатизация
исследовательской деятельности учащихся в
системе среднего профессионального педагогического
образования //Автореф., дис…д.п.н.: 13.00.08.
– Караганда, 2004. – 37 с.
- Таубаева Ш.Т. Научные основы
формирования исследовательской культуры
учителя общеобразовательной школы. – Диссерт. д.п.н. – Алматы, 2000. – 584 с.
- Омарова Г.Б. Формирование готовности
педагогического коллектива школы к научно-исследовательской
работе //Автореф. дис…к.п.н.: 13.00.01 – Алматы,
1999. – 25 с.
- Бектурганова Р.Ч. Формирование
ориентации студентов педагогических колледжей на
исследовательскую деятельность //Автореф.дисс…к.п.н.:
13.00.01. – Алматы, 1997. – 23 с.
- Болатова О.Б. Формирование
активной научной позиции будущих педагогов
//Автореф. дис…к.п.н.: 13.00.08. – Караганда,
2008. – 26 с.
- Иноземцев В.Л. Современное постиндустральное
общество: природа, противоречия, перспективы:
учебное пособие для студентов вузов.
– М.: Логос, 200. – 304 с. //http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000946/ st000.shtml.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.
– М.: Молодая гвардия, 1990. – 351 с.
- Архив академика А.П. Ершова
//http://ershov.iis.nsk.su.
- Негодаев И.А. Информатизация
культуры. – Ростов н/Д: Донской государственный
технический университет, 2002. – 409 с.
- Философия. Основные идеи и
принципы: Популярный очерк /Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 368 с.
- Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информатика,
кибернетика, интеллект. Философские очерки:
Монография. – Кишинев: Издательство «Штиинца»,
1989. – 280 с.
- Барлыбаева С.Х. Развитие информационного общества
в странах Юго-Восточной Азии. – Алматы:
Қазақ ун-ті, 2005. – 255 с.
- Колин К.К. Информатизация образования
как фундаментальная проблема //http://www.e-joe.ru/sod/98/6_98/st138.html.
- Колин К.К. Информационное общество
и проблема образования // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ebb3e1687d553c79c32575ba00412c76.
- Гершунский Б.С. Философия образования.
– М.: Московский психолого-социальный
институт, 1998. – 432 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические
проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика,
1988. – 192 с.
- Роберт И.В. Современные информационные
технологии в обучении: дидактические
проблемы, перспективы использования:
Монография. – М.: Школа Пресс, 1994. – 205
с.
- Андреев А.А. Педагогика высшей
школы. Новый курс. – М.: Московский международный
институт эконометрики, информатики, финансов
и права, 2002. – 264 с.
- Нефедова Л.В. Информатизация
образования как комплексная проблема.
Вопросы и ответы: Монография. – Астана:
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2005. – 220 с.
- Нефедова Л.В. Методолого-теоретическое обоснование информатизации высшего образования как научная проблема //Материалы научно-методического семинара «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога». – М., 2008. – С.48 –54.
- Нефедова Л.В. Информатизация образования
как комплексная проблема //Материалы
международной научно-практической конференции
«Информационные технологии в гуманитарном
образовании». – Пятигорск, 2008. – С. 131
– 136.
- Ферхо С.И. Формирование профессиональной
компетентности учителей по использованию
электронных учебных изданий в процессе
обучения //Автореф. дисс…к.п.н.: 13.00.08. –
Алматы, 2004. – 29 с.
- Захарова И.Г. Информационные
технологии в образовании: Учеб. пособие
для студентов выш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2003. – 192 с.
- Хамзина Б.Е. Педагогические
основы подготовки педагогов к использованию
средств информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной деятельности//
автореф. дис…доктора пед. наук: 13.00.08.
– Шымкент, 2010. – 50 с.
- Турсынова Ж.Ж. Формирование
профессиональной компетентности студентов
в условиях производственной практики
на основе информационных технологий
//Автореф. дис…к.п.н.: 13.00.08. – Караганда,
2008. – 24 с.
- Бидайбеков Е.Ы. Информатизация
образования как деятельность (задачи
и проблемы) //Вопросы информатизации образования.
Научно-практический электронный альманах
//http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind= articles& article_key=338.
- Печерская С.А. Теоретико-методологические
основы готовности студентов к использованию информационных
технологий //Автореф. дисс…д.психол.н.:
19.00.07. – Сочи, 2007. – 40 с.
- Тыщенко О.Б. Дидактические
условия применения компьютерных технологий
в обучении //Автореф. дисс…к.п.н.: 13.00.01.
– М., 2003. – 20 с.
- Ахмадиева Ж.К. Формирование оценочных компетенций будущих учителей в условиях информатизации многоуровневого высшего образования (на примере специальности «Педагогика и методика начального обучения») //Автореф., дис…к.п.н.: 13.00.08. – Алматы, 2006. – 28 с.
- Байжанова С.А. Формирование мотивации к
исследовательской деятельности преподавателей
колледжей в условиях информатизации
образования// Автореф., дис…к.п.н.: 13.00.00.
– Астана, 2006. – 33 с.
- Мынбаева А.К. Теория и технология
научной деятельности высшей школы в условиях глобализации и информатизации
общества и образования //Автореф., дис…д.п.н.:
13.00.00. – Алматы, 2010. – 44 с.
- От глиняной таблички – к университету:
Образовательные системы Востока и Запада
в эпоху Древности и Средневековья: Учебное
пособие /Под ред. Т.Н. Матулис. – М.: Из-во РУДН, 1998. – 531 с.
- Nefedova L.V., Ponomareva Yu.S. Research activity
at universities: History and Modernity //Materialy VII mezinarodni vedecko-prakticka
conference “Efektivni nastroje modernich ved – 2011”. – Dil 13. Pedagogika: Praha. Publishing House “Education and Science” s.r.o – 64 stran. – S. 47 – 51.
- Нефедова Л.В., Пономарева Ю.С.
Научно-исследовательская деятельность
студентов: уроки истории и проблемы современности
//Интернет-журнал «Эйдос». – 2011. – № 5.
– 25 мая.
- Диллон Дж. Наследники Платона. Исследование
истории Древней Академии /Перевод с английского
Е.В. Афонасина. – СПб.: Издательство СПБГУ,
2005 //http://www.nsu.ru/classics/plato/strom8.htm.
- Нефедова Л.В. Педагогика высшей
школы: Учебное пособие. – Астана: ЕНУ
им. Л.Н. Гумилева, 2004. – 152 с.
- Бондаренко А.А. Античный Мусейон:
рождение музея из мифа и ритуала //www.roerich.spb.ru/article/antichnyy-museyon-rozhdenie-iz-mifa-i-rituala.
- Кузнецов М.И. Первые европейские
университеты //www.ref.by/refs/41/30108/1.html.
- Джуринский А.Н. История зарубежной
педагогики. – М.: Издательская группа
«ФРУМ» - «ИНФРА-М», 1998. – 272 с.
- История педагогики. Часть 1.
От зарождения воспитания в первобытном
обществе до середины XVII в.: Учебное пособие
для педагогических университетов /Под ред. А.И. Пискунова. – М.:
ТЦ «Сфера», 1997. – 192 с.
- История педагогики: Учебник
для студентов пед. институтов
/Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф.
Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.:
Просвещение, 1982. – 447 с.
- Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков
до наших дней. Академии и научные общества.
Академия Линчеи и академия Чименто. Лондонское
Королевское общество и Королевская академия
наук во Франции //http://polbu.ru.
- Высшее образование //http://www.wikipedia.org/wiki/Высшее_ образование.
- История педагогики. Часть 2.
С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие
для педагогических университетов /Под
ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
– 304 с.
- Пономарева Ю.С. Исследовательский
университет: история и современность
//Материалы VII Международной научной конференции
молодых ученых «Наука и образование -
2011», посвященной 20-летию независимости
Республики Казахстан. – Астана, ЕНУ им.
Л.Н. Гумилева, 2011. – 372 с. – С. 107 – 109.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего
образования: От деятельности к личности:
Учебное пособие для студентов вузов.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005. – 400 с.
- Долговицкая Т.А. Становление
исследовательской подготовки учителя в высшей педагогической школе
России (70-е гг. ХХ в. – начало ХХI в.) //Автореф.
дисс…к.п.н.:13.00.01. – Калининград, 2007. –
24 с.
- Бабанский Ю.К., Ильина Т.А., Жантекеева
З.У. Педагогика высшей школы. – Алма-Ата:
Мектеп, 1989. – 176 с.
- Корнеева О. Система высшего образования в Казахстане – от советской модели к западному образцу //http://www.centrasia.ru/newsA.php.
- Жакенов Г. Национальный доклад
по развитию системы высшего образования
Республики Казахстан //http://www.unesco.kz/education/he/
kazakh/kazakh_ru.htm.
- Зубарев В.И., Голубев А.Е., Станис
В.Ф. Системы высшего образования стран
Запада: справочник /Отв. ред. В.И. Зубарева.
– М.: Издательство УДН, 1991. – 145 с.
- О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших
учебных заведений //www.edu.ru/index.php.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате
информатизации образования //Информатика
и образование. – 2002. – № 12. – С. 2 – 6.
- Нефедова Л.В. Понятийный аппарат
теории информатизации высшего образования //Материалы международной
научной конференции «Информатизация
образования 2008 (интеграция информационных
и педагогических технологий). – Минск,
2008. – С. 386 – 394.
- Образцов П.И. Психолого-педагогические
аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий
обучения: Монография. – Орел: Орловский
государственный технический университет,
2000. – 145 с.
- Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность
//Большая советская энциклопедия (В 30-и
томах) /Главн. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд.
– Т 8. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972. – 591 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение
в общую психологию. – М.: «ЧеРо» при участии
издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность: Монография. – М.: Политиздат,
1975. – 430 с.
- Полонский В.М. Оценка качества
научно-педагогических исследований.
– М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
- Советский энциклопедический
словарь /Главный ред.
А.М. Прохоров. 4-е изд. доп. – М.: Советская
энциклопедия, 1987. – 1600 с.
- Научно-исследовательская деятельность //www.mirslovarei.com.
- Научно-исследовательская деятельность
//www.pravo.by.
- Научно-исследовательская деятельность
//www.glossary.ru.
- Герасимов И.Г. Научное исследование.
– М.: Политиздат, 1972. – 279 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика,
1972. – 424 с.
- Копнин П.В. Логические основы
науки. – Киев: Наукова думка, 1968. – 283 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология:
Учебник для ВУЗа. – СПб.: Питер, 2010. – 583
с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.
Большой психологический словарь //www.koob.ru.
- Универсальный словарь по русскому
языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 1184 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений:
В 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и истории
психологии /Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.
– М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
- Толковый словарь терминов
понятийного аппарата информатизации
образования /Составит. И.В. Роберт, Т.А.
Лавина. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. –
М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
- Седова Т.В. Использование электронных
обучающих и тестирующих программ в учебном
процессе// Педагогическое образование
и наука. – 2008. – № 2. – С. 39 – 42.
- Программа информатизации системы
образования 2004 – 2006. – Астана: Аккорда,
2003.
- Государственный общеобязательный
стандарт образования Республики Казахстан 3.08.253 – 2006. Образование
высшее профессиональное. Бакалавриат.
050103 – Педагогика и психология. – Астана,
2006.
- Типовая учебная программа.
Образование высшее профессиональное.
Введение в педагогическую специальность
по специальности 050103 – Педагогика и психология //Типовые
учебные программы. Специальность 050103
– Педагогика и психология. Бакалавриат.
Часть I. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006. – 95 с.
- Типовая учебная программа.
Образование высшее профессиональное.
Введение в психологическую специальность по специальности
050103 – Педагогика и психология //Типовые
учебные программы. Специальность 050103
– Педагогика и психология. Бакалавриат.
Часть II. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006. – 88 с.
- Типовая учебная программа.
Образование высшее профессиональное. Педагогика по специальности
050103 – Педагогика и психология //Типовые
учебные программы. Специальность 050103
– Педагогика и психология. Бакалавриат.
Часть I. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006. –
95 с.
- Типовая учебная программа.
Образование высшее профессиональное. Экспериментальная
психология по специальности 050103 – Педагогика
и психология //Типовые учебные программы.
Специальность 050103 – Педагогика и психология.
Бакалавриат. Часть III. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006. – 88 с.
- Типовая учебная программа. Образование высшее
профессиональное. Психолого-педагогическая
диагностика личности по специальности
050103 – Педагогика и психология //Типовые
учебные программы. Специальность 050103
– Педагогика и психология. Бакалавриат.
Часть III. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006. – 88 с.
- Наследов А.Д. Математические
методы психологического исследования.
Анализ и интерпретация данных. – СПб.:
Речь, 2004. – 392 с.
- Государственный общеобязательный
стандарт образования Республики Казахстан
5.03.005-2006. Система образования Республики Казахстан.
Профессиональная практика. – Астана,
2006.
- Колин К.К. Информатизация образования:
новые приоритеты // http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-7-html/kolin.html.
- Рабочая учебная программа
профессиональной практики Методика научно-исследовательской работы.
050103 – Педагогика и психология. – Астана:
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2010.
- Рабочая учебная программа
профессиональной практики Методика научно-исследовательской
работы. 050103 – Педагогика и психология.
– Кокшетау: КГУ им. Ч. Валиханова, 2010.
- Нефедова Л.В. Информатизация
образования: теория и практика: Монография.
– Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2005. – 215
с.
- Нефедова Л.В., Котлярова Т.Г.
Методические рекомендации по организации
вузовской педагогической практики магистрантов научно-педагогического направления
подготовки. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,
2005. – 48 с.
- Абдыманапов С.А., Нефедова Л.В.
Учебная программа и методические рекомендации
по организации и проведению педагогической
практики студентов и магистрантов университета. – Алматы: Рауан, 2001.–149с.
- Нефедова Л.В., Пономарева Ю.С.
Научно-исследовательская практика педагогов-психологов
в условиях информатизации образования
//Сборник научных трудов под ред. д.п.н,
проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Издательство
«Спутник+», 2010. – С. 124 – 127.
- Пономарева Ю.С. Авторская программа
профессиональной практики «Методика
научно-исследовательской работы» с использованием
средств информационных и коммуникационных
технологий //Материалы XIII межвузовской научной конференции студентов и магистрантов «Наука и
новое поколение – 2011», посвященной 20-летию
Независимости Республики Казахстан /Под
общей редакцией А.К. Кусаинова. – Астана:
Евразийский гуманитарный институт, 2011.
– 262 с. – С. 56 – 62 с.
- Пономарева Ю.С. Подготовка
студенческой молодежи к научно-исследовательской
деятельности в условиях информатизации
образования //«Ломоносов – 2010» Международная
научная конференция студентов, магистрантов
и молодых ученых: Тезисы докладов Международной
научной конференции: В 2х частях.
– Астана: Казахстанский филиал МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2010. – 306 с. – С. 289 – 290.