Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать содержание и выработать практические рекомендации по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий в ходе профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы».
На основании поставленной цели нами определен объект и предмет исследования.
Введение…………………………………………………………..…………..6
Раздел 1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий……………………………………………...17
История и современное состояние научно-исследовательской деятельности студентов……………………………………………………………17
1.2 Сущность и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий»………………………………………….…30
Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…41
2.2 Подготовленность студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий…………………………………………...…52
Раздел 3 Опытно-педагогическая работа по совершенствованию программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы»……………………………………………………………………………...62
3.1 Авторская программа профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием ….…62
3.2 Результаты апробации авторской программы профессиональной практики «Методика научно-исследовательской работы» с модифицированным содержанием…………………………………………………………………….….69
Заключение…………………………………………………………….……77
Список использованных источников………
Описанный нами алгоритм не случаен, ведь основная схема овладения любым средством, в том числе и средствами информационных и телекоммуникационных технологий, заключается в том, чтобы «вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых этим средством, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результатов этой деятельности» [99, 163].
По мнению ряда психологов «компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания» [99, 162].
Мы солидарны с обозначенным выше суждением, т.к. считаем, что применение средств информационных и телекоммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности студентов расширяет горизонты для молодого исследователя, а также способствует повышению качества научно-исследовательских работ.
Исходя из предложенного нами подхода определения понятия «научно-исследовательская деятельность студентов» и принимая во внимание результаты анализа сущности понятия «средства информационных и телекоммуникационных технологий», мы вводим рабочие определение понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий», которое будем использовать в нашей работе.
Научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий – это вид познавательной деятельности, реализуемый в процессе обучения (или параллельно обучению), направленный на получение субъективно (или принципиально) новых знаний, осуществляемый с помощью программно-аппаратных средств, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, передачу, доступ к информации как в пределах одной вычислительной машины, так и в информационных сетях.
Таким образом, можно констатировать, что вторая задача – уточнить сущность понятия «научно-исследовательская деятельность студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий» – успешно решена, что позволяет нам перейти к следующей задаче нашего диссертационного исследования.
Раздел 2 Практика реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий
2.1 Возможности реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий
Совершенно очевидно, что информационные средства и технологии имеют большой потенциал, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Мы полагаем, что в условиях современного педагогического процесса высшего учебного заведения предоставляется возможность подготовить студентов к исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Отметим, что данный тандем не только возможен, но и имеет определенные преимущества, т.к. позволяет обеспечить подготовку молодых специалистов, отвечающих требованиям информационного общества.
Как справедливо заметил Б.С. Гершунский «современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предлагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, её хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам»[42, 330].
В данном параграфе мы планируем решить третью задачу нашего диссертационного исследования, а именно изучить возможности по реализации научно-исследовательской деятельности студентов с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
Следует сразу подчеркнуть,
что в результате анализа литературы мы
выяснили, что на возможность и необходимость
использовать в образовательном процессе
высшего учебного заведения средств информационных
и телекоммуникационных технологий при
подготовке студентов к научно-исследовательской
деятельности указывают многие ученые.
К примеру, И.В. Роберт отметила, что обозначенные
выше средства представляют собой инструмент,
с помощью которого обучающийся исследует
окружающую действительность; изучает
развитие процессов; создает модели изучаемых
процессов; прогнозирует развитие процессов;
проверяет достоверность прогноза и т.д.
По мнению исследователя это «переводит процесс
обучения с уровня «сообщения суммы знаний
– усвоение суммы знаний» на уровень «исследовательский
подход и прогнозирование результатов
экспериментально-
И.Г. Захарова в своей работе указывает на то, что целенаправленное использование средств информационных и телекоммуникационных технологий позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую деятельность студентов [50, 21].
По мнению Т.В. Седовой широкое использование средств вычислительной техники существенно расширяет возможности проведения лабораторного практикума за счет оперативности и высокой точности обработки полученных результатов, их представлении в удобной для пользователя форме [100, 39].
В диссертационном исследовании Р.Ч. Бектургановой [28, 8] разработана педагогическая концепция формирования исследовательской деятельности в условиях информатизации образования.
Анализ нормативно-правовой базы Республики Казахстан показал, что одним из первых документов, указывающий на необходимость информатизации научно-исследовательской деятельности является Программа информатизации системы образования Республики Казахстан на 2004 – 2006 годы [101].
В 2007 году вступил в силу Закон Республики Казахстан «Об информатизации» [7], регулирующий применение информационных технологий, общественные отношения в сфере информатизации и др.
Закон «Об образовании» [8] предусматривает использование в процессе профессиональной подготовки средств информационных и телекоммуникационных технологий. Так, согласно одной из задач закона в систему образования должны внедряться и эффективно использоваться информационные средства и технологии, т.к. это способствует быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда (глава 3, статья 11).
В основных положениях ГОСО РК 5.03.011 - 2006 «Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях» в подпункте 5.3 сказано, что единство учебного и научного процессов обеспечивается за счет трех компонентов, одним из которых является «компьютеризация учебного и научного процессов, формирование единой информационной среды и овладение студентами современными методами и средствами информатики» [9].
В соответствии с ГОСО РК 3.08.253 - 2006 Образование высшее профессиональное Бакалавриат 050103 – Педагогика и психология «выпускник должен быть компетентен в области информационных технологий» [102, п.п. 8.4].
Подчеркнем, что одним из видов профессиональной деятельности педагога-психолога является научно-исследовательская деятельность [102, п.п. 6.4]. Отсюда следует, что в соответствии с вышеобозначенными требованиями нормативных документов подготовка студентов к данному виду деятельности должна осуществляться с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий, что, в свою очередь предполагает адекватные изменения в теоретической и практической подготовке бакалавров.
В этой связи мы задались вопросом: «Насколько реализуются требования нормативных документов в образовательном процессе ВУЗа?». В поиске ответа на этот и другие вопросы нами проделана научно-исследовательская работа в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева.
Известно, что содержание профессионального образования определяется двумя составляющими: 1) обязательные дисциплины, предусмотренные ГОСО РК; 2) вузовский компонент, формирующийся выпускающей кафедрой.
С целью выявить дисциплины, которые предоставляют возможность подготовить студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий, мы проанализировали ГОСО РК 3.08.253 – 2006 [102], типовые учебные программы по специальности 050103 – Педагогика и психология и содержание элективных дисциплин, разработанных выпускающей кафедрой. Следует отметить, что ГОСО РК 3.08.253 – 2006 [102] предполагает дополнительные виды обучения, ориентированные на исследовательскую деятельность: профессиональная практика «Методика научно-исследовательской работы», курсовые работы по педагогике и психологии, дипломная работа.
Так, например, анализ ГОСО РК 3.08.253 – 2006 [102] показал, что в цикл общеобразовательных дисциплин (ОД) включен курс «Inf 1104 Информатика» (3 кредита или 135 часов), предполагающий изучение общих основ информатики. Стоит обратить внимание на то, что дисциплина предусматривает ознакомление студентов с сетевыми технологиями обработки данных и телекоммуникационными технологиями. Важно заметить, что в содержание курса не включены виды деятельности, способствующие формированию у студентов умений использовать средства информационных и телекоммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности. Отсюда следует, что дисциплина «Inf 1104 Информатика» не ориентирована на подготовку будущих педагогов-психологов к осуществлению научно-исследовательской деятельности как одного из видов профессиональной деятельности. Полагаем, что в рамках курса целесообразно познакомить студентов с возможностями сеть Internet в научно-исследовательской деятельности; программой Marthcad, которая позволяет автоматизировать обработку экспериментальных данных и строить графики по результатам исследования и т.д.
Изучив основные разделы базовых дисциплин (БД), мы увидели, что в содержание обязательных компонентов предусмотрены темы, позволяющие сформировать у студентов общее представление о научно-исследовательской деятельности. К примеру, анализ ГОСО РК 3.08.253 – 2006 [102] и типовой учебной программы [103, 8] показал, что курс «VPS 1201 Введение в педагогическую специальность» позволяет студентам изучить исследовательскую деятельность как компонент педагогической деятельности; овладеть основными звеньями научного поиска; освоить основные принципы и логику педагогического исследования; ознакомиться с основными видами научных работ, а также осознать значение исследовательской деятельности в становлении и развитии личности педагога. Однако в рабочей учебной программе и силабусе по данному курсу отсутствуют выше обозначенные вопросы. Следовательно, при изучении этой дисциплины студенты не получили базовые знания о научном исследовании и его значении в профессиональной деятельности будущего педагога-психолога, в том числе и с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
С нашей точки зрения в рамках курса «VPS 1201 Введение в педагогическую специальность» имеется возможность познакомить студентов с электронной библиотекой как средством поиска научной информации.
Обязательный компонент «VPS 1202 Введение в психологическую специальность» формирует у студентов представление о психологической науке как системе знания и как виде человеческой деятельности; раскрывает значение фундаментальных психологических исследований для решения прикладных задач [102]. Детальное изучение ГОСО РК 3.08.253 – 2006 [102] и типовой учебной программы [104] показало, что данная дисциплина не ориентирует студентов на исследовательскую деятельность с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Однако мы считаем возможным расширить содержание этого курса вопросами, позволяющими сформировать у студентов представление об организации научного психологического исследования в условиях информатизации общества и высшего образования. Например, считаем целесообразным познакомить студентов с сайтами сообществ профессиональных психологов (http://www.psyholodgy.kz – Психологи.KZ; http://www.psynavigator.ru – Психологический навигатор; http://www.profsy.ru – Профессиональное психологическое сообщество и многие др.), в рамках которых предоставляется возможность обсудить научные проблемы с ведущими психологами разных стран.
В соответствии с ГОСО РК 3.08.253 – 2006 [102] и типовой учебной программой [105, 16] при изучении обязательного курса «Ped 1203, 2204 Педагогика» студенты должны освоить методологические основы, принципы педагогического исследования; знать методы, структуру и логику научно-педагогического исследования. Кроме того, содержание данной дисциплины позволяет ознакомить студентов с применением современных информационных технологий в образовании (дистанционное обучение, программированное обучение и т.д.).
Отметим, что мы считаем рациональным в рамках обозначенной дисциплины познакомить студентов с компьютерной диагностикой обучаемости или обученности.
Обязательный компонент «ОР 1205 Общая психология» предполагает, что студенты усвоят методологию психологической науки, основные методы психологического исследования, организацию конкретного психологического исследования [102].
Подчеркнем, что в современных условиях средства информационных и телекоммуникационных технологий позволяют повысить качество психологических исследований за счет профессиональной компьютерной диагностики, обработки данных и интерпретации результатов исследования. Но, несмотря на обозначенные достоинства, данный курс не предусматривает подготовку студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Поэтому считаем разумным в рамках дисциплины «ОР 1205 Общая психология» познакомить студентов с компьютерным тестированием как методом психологического исследования.