Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

Тема: Становление и развитие системы  специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан.  
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан   
  1. Специальное и инклюзивное образование в Республики

Казахстан 5

  1. 1918-2001 года - открытие высших школ в

Казахстане 10

  1. Кустанайская школа-интернат для глухих

детей 16

    1. Развитие специальных учреждений в СССР 
  1. 20-30-е годы зарождения всех специальных

учреждений 19

  1. История развития тифлопедагогики в странах

СССР 32

  1. История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35

Заключение 43

Список  литературы 45

 

ВВЕДЕНИЕ

Научно-педагогическая значимость работ  по истории развития народного образования  в Казахской ССР заключается  в опоре на позитивный опыт, что  позволяет использовать их в качестве ценного источника для изучения содержания, форм и методов подготовки к жизни и труду подрастающего  поколения. Однако, эти исследования, уделяя непосредственное внимать истории  общего образования, раскрывая процесс  обучения детей и подростков в  учебно- воспитательных учреждениях  общего типа, не затрагивают вопросов из истории образования и подготовки к труду аномальных детей.

Вместе с тем, в Казахские  сложилась система трудового  обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных  школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении  профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации  лиц с дефектами умственного  и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния  трудовой подготовки аномальных детей  с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления  позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или  современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был  предметом специального исследования. Таким образом, научно-практическая актуальность изучения истории трудового  обучения аномальных детей определяется недостаточной разработанностью проблемы в республике.

Отсутствие до настоящего времени  специального историко- педагогического  исследования вопросов трудового обучения различных категорий аномальных детей (с патологией слуха, зрения, умственного  развития) в Казахской ССР и  острота данной проблемы определили выбор теш настоящего диссертационного исследования. Поиски путей и средств  преодоления противоречия между  объективно существующей и все возрастающей потребностью в опоре на достижения опыта трудового обучения аномальных детей и отсутствием ретроспективной  характеристики из того опыта, что затрудняет прогнозирование дальнейшего совершенствования  трудовой подготовки детей указанной  категории, составляют суть проблемы предпринятого  нами научного поиска.

Цель исследования заключалась  в следующем: на основе анализа и  обобщения исторического опыта  трудового обучения детей с недостатками слуха и зрения в Казахстане определить пути улучшения системы их трудовой подготовки.

Объект исследования: развитие системы  учреждений для детей с недостатками слуха и зрения в Казахстане.

Предмет исследования: становление  и тенденции развития трудовой подготовки детей с недостатками слуха и зрения в республике.

В разрешении проблемы мы исходили из гипотезы: если вычленить достижения из накопленного спецшколами республики опыта трудового обучения аномальных воспитанников, выявить оптимальные, созвучные современным требованиям развития общества условия функционирования системы трудовой подготовки, то это обеспечит взаимосвязь теории и практики, поможет успешному проектированию перспективы совершенствования дела подготовки к труду детей с недостатками развития и получения более высоких результатов в обучении.

Руководствуясь целью исследования и данной гипотезой, были намечены следующие  задачи:

  • выявить предпосылки возникновения специального обучения детей с недостатками слуха и зрения на территории республики;
  • определить тенденции развития системы трудового обучения в спецшколах;

- покарать специфику трудностей  подготовки детей с недостатками слуха и зрения в Казахстане;

- дать оценку современного состояния трудового обучения детей с недостатками слуха и зрения и определить перспективе его дальнейшего развития применительно к условиям учреждений общественного воспитания.

Ведущей идеей исследования явилась  мысль о закономерной зависимости  совершенствования дела трудового  обучения от социально-экономического развития республики и учета затруднений  в функционировании системы трудовой подготовки детей с недостатками слуха и зрения.

Методологической основой и  источниками исследования послужили  труды классиков марксизма-ленинизма, классиков марксистской педагогики, психологии, советской дефектологии, а также программные документы  КПСС и КЙ Казахстана, доклады и  выступления руководителей партии и правительства по экономическим, социальным вопросам.

 

I. История развития специального  обучения детей с ограниченными  возможностями в РК.

1.1. Специальное и инклюзивное  образование в Республике Казахстан.

Специальное образование является частью системы общего образования  и государство создает условия  для лиц, имеющих специальные  образовательные потребности с  целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.

Законодательством Республики Казахстан  в соответствии с основополагающими  международными документами в области  образования предусматривается  принцип равных прав на образование  для лиц с ограниченными возможностями  в развитии.

Гарантии права детей с ограниченными  возможностями в развитии на получение  образования закреплены в Конституции  Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в  Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей  с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов  в Республике Казахстан", "О  специальных социальных услугах".

В соответствии с поручением Главы  государства в 2004 году в целях  научно- методического обеспечения  системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными  возможностями постановлением Правительства  Республики Казахстан республиканский  научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации преобразован в национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская  работа по развитию специального образования  и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных  программ, учебников и учебно-методических комплексов.

В рамках реализации Плана мероприятий  Государственной программы развития образования в Республике Казахстан  на 2005-2010 годы постановлением Правительства  РК от 5 февраля 2007 года №81 утвержден  План мероприятий по социальной и  медико-педагогической коррекционной  поддержке детей с ограниченными  возможностями в развитии на 2007-2009 годы, где предусмотрены вопросы  расширения сети организаций образования, развития интегрированного образования  в целях создания оптимальных  условий для обеспечения равных возможностей в получении образования  и оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки.

В республике в качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования  детей данной категории являются следующие направления.

Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Начальным звеном системы специального образования в республике является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право  ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных  образовательных условиях (одна ПМПК открывается на 60 тыс. детского населения).

Сегодня в стране действуют 56 областных, городских и районных ПМПК, в том  числе одна республиканская.

Достаточное количество ПМПК имеется  в г.Астане, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Кзылординской, Павлодарской и Северо-Казахстанской  областях.

Вместе с тем, не удовлетворяет  имеющееся количество ПМПК в Южно- Казахстанской области (на 883,6 тыс.детей  вместо предусмотренных 15 консультаций действуют только 2), Карагандинской (на 362,2 тыс.детей предусмотрено 6, действуют 2), г.Алматы (на 283,6 тыс.детей действуют  только 2 вместо 5).

С расширением сети ПМПК улучшилось выявление детей с ограниченными  возможностями в развитии. К примеру, если в 2002 году количество выявленных детей с ограниченными возможностями  в развитии составляло 115,2 тыс.чел. (2,3% от детской популяции), то на январь 2009 года выявлено 149.246 детей и процент  выявляемое™ вырос до 3,2%, хотя в  развитых странах составляет свыше 10% (Россия - 4%, Германия, Великобритания, Швеция — от 10% до 15%).

Высокий показатель выявляемости детей с ограниченными возможностями в развитии раннего возраста зарегистрирован в г Астана – 555 детей или 11,7% от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, выявленных в городе.

Для вовлечения детей с ограниченными  возможностями в систему дошкольного  образования в рамках реализации Госпрограммы развития образования  на 2008-2010 годы предусмотрено открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования. Сегодня в пяти областях и в г. Алматы открыты 87 кабинетов, до конца 2009 года предусмотрено открытие 42 в 6 областях и г. Астане.

Расширяется сеть новых видов специальных  организаций образования, которые  призваны оказывать комплексную  коррекционно-педагогическую поддержку  детям и их родителям.

Сеть специальных организаций  состоит из 119 кабинетов психолого- педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 283 логопедических пунктов.

(К сожалению, их развитие  по регионам также неравномерное:  еще не открыты реабилитационные  центры в Акмолинской, Алматинской,  Западно- Казахстанской, Костанайской  и Северо-Казахстанской областях, отсутствуют логопедические пункты  в Алматинской, Кызылординской, Мангистауской  и Южно-Казахстанской областях, г. Алматы, что отрицательно сказывается на своевременной коррекционно-педагогической поддержке детей различных категорий, особенно проживающих в сельской местности).

Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных  организаций образования для  организации обучения детей с  ограниченными возможностями в  развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования  по видам и типам, специальные  группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных  школах:

в 35 специальных детских садах  и 228 специальных группах при детских  садах общего типа получают воспитание и образование свыше 10 тыс. детей  дошкольного возраста;

в 101 коррекционной школе и 820 специальных  классах при общеобразовательных  школах обучаются и корригируют  имеющиеся недостатки в развитии около 24 тыс. детей школьного возраста по восьми основным видам и типам.

Специфическими целями образования  для обучающихся и воспитанников  с ограниченными возможностями  в развитии являются:

с нарушениями слуха - овладение  навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной  речи;

с нарушениями зрения - овладение  специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;

с нарушениями интеллекта - развитие и коррекция всех психических  функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

с нарушениями опорно-двигательного  аппарата - максимальное овладение  всеми навыками жизнеобеспечения;

с тяжелыми нарушениями речи - овладение  коммуникативными навыками речевого общения.

В целях организации обучения детей  с ограниченными возможностями  в развитии в текущем году разработаны  Типовые специальные общеобразовательные  учебные программы (приказ Министра образования и науки РК от 8 июля 2009 года № 333), учитывающие степень  выраженности нарушений психофизического развития и познавательных возможностей учащихся и предусматривающие вариативность  обучения:

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан