Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.
Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45
Тема: Становление и развитие системы
специального обучения детей с недостатками
слуха и зрения Республики Казахстан.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Казахстан 5
Казахстане 10
детей 16
учреждений 19
СССР 32
Заключение 43
Список литературы 45
ВВЕДЕНИЕ
Научно-педагогическая значимость работ
по истории развития народного образования
в Казахской ССР заключается
в опоре на позитивный опыт, что
позволяет использовать их в качестве
ценного источника для изучения
содержания, форм и методов подготовки
к жизни и труду подрастающего
поколения. Однако, эти исследования,
уделяя непосредственное внимать истории
общего образования, раскрывая процесс
обучения детей и подростков в
учебно- воспитательных учреждениях
общего типа, не затрагивают вопросов
из истории образования и
Вместе с тем, в Казахские
сложилась система трудового
обучения аномальных детей, обеспечивающая
в основном непрерывную профессионально-
Отсутствие до настоящего времени
специального историко- педагогического
исследования вопросов трудового обучения
различных категорий аномальных
детей (с патологией слуха, зрения, умственного
развития) в Казахской ССР и
острота данной проблемы определили
выбор теш настоящего диссертационного
исследования. Поиски путей и средств
преодоления противоречия между
объективно существующей и все возрастающей
потребностью в опоре на достижения
опыта трудового обучения аномальных
детей и отсутствием
Цель исследования заключалась в следующем: на основе анализа и обобщения исторического опыта трудового обучения детей с недостатками слуха и зрения в Казахстане определить пути улучшения системы их трудовой подготовки.
Объект исследования: развитие системы учреждений для детей с недостатками слуха и зрения в Казахстане.
Предмет исследования: становление и тенденции развития трудовой подготовки детей с недостатками слуха и зрения в республике.
В разрешении проблемы мы исходили из гипотезы: если вычленить достижения из накопленного спецшколами республики опыта трудового обучения аномальных воспитанников, выявить оптимальные, созвучные современным требованиям развития общества условия функционирования системы трудовой подготовки, то это обеспечит взаимосвязь теории и практики, поможет успешному проектированию перспективы совершенствования дела подготовки к труду детей с недостатками развития и получения более высоких результатов в обучении.
Руководствуясь целью
- покарать специфику трудностей подготовки детей с недостатками слуха и зрения в Казахстане;
- дать оценку современного состояния трудового обучения детей с недостатками слуха и зрения и определить перспективе его дальнейшего развития применительно к условиям учреждений общественного воспитания.
Ведущей идеей исследования явилась мысль о закономерной зависимости совершенствования дела трудового обучения от социально-экономического развития республики и учета затруднений в функционировании системы трудовой подготовки детей с недостатками слуха и зрения.
Методологической основой и
источниками исследования послужили
труды классиков марксизма-
I. История развития специального
обучения детей с
1.1. Специальное и инклюзивное
образование в Республике
Специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.
Законодательством Республики Казахстан
в соответствии с основополагающими
международными документами в области
образования предусматривается
принцип равных прав на образование
для лиц с ограниченными
Гарантии права детей с
В соответствии с поручением Главы
государства в 2004 году в целях
научно- методического обеспечения
системы социальной и медико-педагогической
поддержки детей с
В рамках реализации Плана мероприятий
Государственной программы
В республике в качестве приоритетных
направлений деятельности по созданию
условий для получения
Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Начальным звеном системы специального
образования в республике является
психолого-медико-
Сегодня в стране действуют 56 областных, городских и районных ПМПК, в том числе одна республиканская.
Достаточное количество ПМПК имеется в г.Астане, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Кзылординской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.
Вместе с тем, не удовлетворяет имеющееся количество ПМПК в Южно- Казахстанской области (на 883,6 тыс.детей вместо предусмотренных 15 консультаций действуют только 2), Карагандинской (на 362,2 тыс.детей предусмотрено 6, действуют 2), г.Алматы (на 283,6 тыс.детей действуют только 2 вместо 5).
С расширением сети ПМПК улучшилось
выявление детей с
Высокий показатель выявляемости детей с ограниченными возможностями в развитии раннего возраста зарегистрирован в г Астана – 555 детей или 11,7% от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, выявленных в городе.
Для вовлечения детей с ограниченными
возможностями в систему
Расширяется сеть новых видов специальных организаций образования, которые призваны оказывать комплексную коррекционно-педагогическую поддержку детям и их родителям.
Сеть специальных организаций состоит из 119 кабинетов психолого- педагогической коррекции, 15 реабилитационных центров и 283 логопедических пунктов.
(К сожалению, их развитие
по регионам также
Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.
В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах:
в 35 специальных детских садах
и 228 специальных группах при
в 101 коррекционной школе и 820 специальных
классах при
Специфическими целями образования
для обучающихся и
с нарушениями слуха - овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;
с нарушениями зрения - овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;
с нарушениями интеллекта - развитие
и коррекция всех психических
функций, социально-бытовая
с нарушениями опорно-
с тяжелыми нарушениями речи - овладение коммуникативными навыками речевого общения.
В целях организации обучения детей
с ограниченными возможностями
в развитии в текущем году разработаны
Типовые специальные