Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

Хрущевские идеи приближения умственного  и физического труда и укрепления связи между школой и производством  привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной  реформы образования. В 1958 году был  принят союзный закон, продублированный в 1959 году республиканским Законом "Об укреплении связи школы с  жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего  и десятилетнего образования  вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершении которого выпускники обязаны были три года проработать  на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой, или учиться  в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление  в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой  абитуриентов. В Казахстане переход  к новой системе был завершен в 1962-1963 гг.

Эта реформа вызвала неоднозначные  последствия. Усилилась текучесть  кадров на производстве, где увеличилось  число рабочих - "транзитников" на пути в вузы. Падал престиж  высшего образования, ученые и интеллигенция  использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.

В 1964 году некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось  обязательное среднее десятилетнее обучение, начали разрабатываться новые  учебные программы и планы, в 1970 году утверждается Устав средней  общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в  десятилетней школе или профтехучилищах  и средних специальных учебных  заведениях, после чего имели право  поступить в вуз.

В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа  учащихся. Так, в 1966 году в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 году в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 году в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция  уменьшения количества учащихся, что  было вызвано демографическими причинами.

Продолжала развиваться система  высшего образования. В 1959 году, в  целях централизации управления вузами республики, был образован  государственный комитет, преобразованный  затем в Министерство высшего  и среднего специального образования  Казахстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 году их численность увеличилось  до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек.

С момента обретения суверенитета Казахстана в 1991 году высшая школа претерпела много изменений, как в институциальном, законодательном, так и в финансово-хозяйственном  аспектах.

Разрыв многочисленных связей с  ведущими бывшими советскими вузами повлек за собой необратимые процессы в изменении всей инфраструктуры высшей школы Казахстана. Огромное негативное влияние оказало тяжелое, на тот момент, социально-экономическое  положение республики. "Утечка мозгов", потеря ценной научно-учебной базы вузов угрожало ввести высшую школу  Казахстана в состояние полного  коллапса. Оказываемая государственная  поддержка не была достаточной для  существования и наметила опасную  для вузов тенденцию к сокращению уровня дотаций. Естественно, что в  таких условиях перед вузами встал  острый вопрос выживания.

По мере развития новых коммерческих отношений с внешним миром, вузы еще более ощущали потребность  во внутренних реформах.

Использовать огромный потенциал  заказных научно-исследовательских  работ силами вузов безуспешно пытались в свое время множество мелких научно- производственных предприятий. Однако по ряду причин, среди которых  было незнание рыночных законов, неподготовленность производственного сектора экономики, история существования этих предприятий  была очень короткой.

Условно прошедший период времени  с момента обретения Казахстаном  суверенитета можно разделить на следующие этапы.

Первый этап - с 1991 по 1994 годы. Становление  законодательной и нормативной  правовой базы высшего образования.

Основными задачами данного этапа  было создание сети высших учебных  заведений и обновление специальностей высшего образования в целях  обеспечения достаточной независимости  республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рынка труда. Проводимые меры были определены в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые установил внедрение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Второй этап - с 1995 по 1998 годы. Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего  образования, что нашло отражение  в Концепции государственной  политики в области образования, утвержденной Национальным советом  по государственной политике при  Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных  правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. Принимаются первые казахстанские  образовательные стандарты высшего  профессионального образования. Активно  развивается негосударственный  сектор образования.

Третий этап - с 1999 по 2000 годы. Децентрализация  управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций  образования.

На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально  изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен  переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента  высших учебных заведений путем  предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных  грантов и государственных образовательных  кредитов.

Четвертый этап - с 2001 года. Стратегическое развитие системы высшего профессионального  образования.

Определены основные направления  непрерывного развития высшего образования  в двадцать первом веке.

Необходимо отметить, что начальный  этап реформы образования состоялся, что дало основание наметить стратегические цели и главные направления дальнейшего  реформирования и развития высшего  образования, сформировать новую национальную модель.

Основной тенденцией развития высшего  образования явился отказ от государственной  монополии на образование. отмены жесткого централизованного руководства сферой образования и строгой регламентации деятельности высших учебных заведений. В итоге, на равных условиях начал развиваться негосударственный сектор высшего образования, свидетельствующий о создании рынка образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Государственные высшие учебные заведения получили право осуществлять прием и обучение студентов на платной основе, тем самым, были диверсифицированы источники финансирования высшего образования.

Формирование многоуровневой структуры  высшего образования направлено на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности  и универсальности одновременно.

В настоящее время учебные заведения  системы высшего образования  Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся  к высшим учебным заведениям университетского типа.

Система высшего образования Республики Казахстан включает 171 гражданских  высших учебных заведений, из которых 34 - государственных, 12 - акционерных  обществ, 3 - международных, 122 - частных  вузов и 24 филиала, а также 12 негражданских  высших учебных заведений.

Рассматривая современную систему  образования Казахстана в экономическом  разрезе, нельзя не заметить две ее важные особенности. С одной стороны, оставаясь сферой стратегических интересов  государства, она подвержена достаточно жесткому регулированию и регламентированию. Обучение - область значительных дотаций, а где есть бюджетные деньги, там  обязательно будет и государственный  контроль. И вдруг на фоне этого  жесткого контроля в высшем образовании  развивается рынок в традиционном капиталистическом понимании. Возникает  явный диссонанс: с одной стороны, образование традиционно выглядит как строгая и зарегулированная система, а с другой - как область  свободной конкуренции и активной коммерциализации. Здесь с самого начала был неизбежен конфликт коммерческих и стратегических интересов, и одна из самых сложных задач - привести их к общему знаменателю.

В регулирующих действиях государства, предпринимаемых по отношению к  частным вузам, читается все та же логика: постепенно под его патронажем идет передел рынка. Очевидно, оно, наконец, осознало те потери, которые произошли за предыдущее десятилетие в период либерализации высшей школы, - потери как имиджевые, связанные с резким падением качества обучения, так и прямые, финансовые. Упустив в девяностые годы контроль над значительным сегментом образовательного рынка, государство теперь стремится восстановить влияние, если не путем приобретения частных вузов, то их жесткой регламентации. В результате аккредитации вузов страны, начатой в 2000 году, не выдержали низшей планки требований порядка 20 процентов университетов и институтов, которые были в Казахстане в 1999-м. Кстати, среди них немало государственных.

Главный вопрос состоит в том, насколько  регулирующая политика государства  стыкуется с экономическими интересами, с интересами других участников рынка  и главное - тех, кто учится.

Опыт подготовки кадров в частных  высших учебных заведений, которые  составляют 70% от общего количества вузов  страны, показывает, что большинство  из них представляют образовательные  услуги на низком качественном уровне по заниженным демпинговым ценам, не соответствующим реальным затратам, что не позволяет развиваться, в  целом, системе высшего образования. Вследствие этого, резко снижается  качество выпускаемых специалистов, и, далее, девальвируются казахстанские  дипломы на мировом рынке труда.

 

1.3. Костанайская школа-интернат  для глухих детей.

 

Костанайская школа-интернат для  глухих детей открыта в 1937 году. С 1968 года при школе работает дошкольное отделение, в которое принимаются  малыши с трёхлетнего возраста.

Педагогический коллектив школы  ставит своей основной целью - подготовить  выпускников к самостоятельной  жизни в обществе, к выполнению основных социальных функций, иными  словами в условиях школы - интерната  решаются проблемы социализации неслышащих школьников. Работа по социализации средствами учебно-воспитательного процесса очень  многообразна. С первых дней пребывания в школе ребёнок попадает в  атмосферу добра, любви, заботы, его  сразу же принимают в активную школьную жизнь.

Стремление педагогов сформировать интерес к учению, к овладению  живой, эмоциональной, выразительной  речью побуждает педагогический коллектив искать нетрадиционные формы  проведения уроков. Эти формы предполагают активное участие детей в учебном  процессе, учитель не просто передаёт знания, а учит сознательно применять  эти знания в жизни.

Урок-игра воздействует на эмоциональную  сферу ребёнка, позволяет в необычной, занимательной форме усваивать  знания об окружающем мире и отношениях между людьми.

Компьютерные программы «Видимая речь» и «Учимся говорить»  для работы над произносительной стороной речи имеются в каждой кабине для индивидуальной работы и являются мощным стимулом в формировании устной речи неслышащих детей.

Среди новых методов обучения неслышащих прочное место завоёвывает компьютерные и информационные технологии. Умение неслышащего ребёнка пользоваться компьютером становится одним из условий его социализации, подготовки к жизни в современном обществе, овладения информационной культурой. В компьютерном классе этой школы  по специальным программам обучаются  учащиеся с1 по 10 класс. А через Интернет они имеют возможность общаться со сверстниками из любого уголка мира.

Каждая специальная школа сориентирована на развитие личности ребёнка. Воспитание неслышащего в духе любви и  уважении к Родине, к традициям  народа - неотъемлемая часть учебно-воспитательного  процесса в этой школе- интернате.

Равные возможности для детей  с разными возможностями

2007 год - первый, пилотный год  реализации Программы образовательных  грантов для молодых людей,  имеющих инвалидность, Фонда Ержана  Татишева. В рамках этой программы  выделены 10 образовательных грантов  для молодых талантливых ребят,  имеющих инвалидность, желающих  получить средне- специальное образование.  В этом году победителями грантов  стали ребята из Астаны, Алматы, Костаная, Тараза. Поддержка, оказываемая  Фондом, является комплексной и  включает в себя не только  оплату 3-годичного обучения, но и  весомую стипендию, а также  оплату проживания в общежитии  для иногородних.

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан