Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

Программа была разработана совместно  с Общественным объединением «Ассоциация  женщин-инвалидов «Шырак», которая  стала и ее администратором. Как  можно заметить, политика Фонда заключается  в том, чтобы экспертом и оператором программы выступала организация, имеющая опыт и определенный вес  в данной сфере. Кроме того, распространение  информации и рекрутинг стипендиатов на территории всей республики стали  возможными благодаря использованию  ресурсов национальных сетей организаций  инвалидов.

Десять победителей образовательного гранта были отобраны из большого числа  ребят, подавших заявки для участия  в конкурсе, практически со всех регионов страны. Программа не ограничивала претендентов ни в виде инвалидности, ни в ее степени. Таким образом, был  создан прецедент равного доступа  к получению гранта как для  детей с нарушениями движения, так и для детей с нарушениями  зрения, слуха и речи. И главными критериями отбора здесь стали: наличие  лидерских качеств, стремление к  самостоятельности и к получению  образования, дающего возможность  дальнейшего трудоустройства. Таким  принципиальным образом фокус внимания был смещен с «невозможностей» на - достоинства.

Диапазон выбранных претендентами  профессий был достаточно широк  и разнообразен. Но довольно часто  он зависел от того или иного физического  ограничения каждого из стипендиатов. Например, два слабовидящих ребенка  выбрали переводческое дело, так  как современные оборудование и  программное обеспечение для  незрячих предоставляют им новые  возможности, как по письменному, так  и по синхронному переводу. Двое из стипендиатов с церебральным параличом, то есть, те, кому больше подходит стационарная работа в офисе - бухгалтерский учет и финансы. А девочка с нарушением слуха избрала профессию пекаря-технолога, ведь широко известно, как хорошо развиваются ремесла среди глухих инвалидов.

Пилотный год программы преподнес  нам, ее администратору, как позитивные, так и негативные уроки, с которыми нельзя не поделиться. Позитивным открытием  стал тот факт, что молодое поколение  людей, имеющих инвалидность, в большинстве  своем, не страдает синдромом иждивенчества, что было достаточно характерно для  старшего поколения инвалидов. Дети хотят жить полноценной жизнью, и  хорошо осознают, что обладают не только правами, но и обязанностями. Более  того, они стремятся к получению  знаний в среде сверстников, не имеющих  инвалидность.

 

II. Развитие специальных учреждений  в СССР.

 

2.1. 20-30-е годы зарождение всех специальных учреждениях.

В начале 20-х годов XX века начала свою работу Детская Чрезвычайная Комиссия (ДЧК), преобразована позднее в  СПОН (социально-правовая охрана несовершеннолетних); затем стали работать комонесы (комиссии по делам несовершеннолетних); детская  социальная инспекция (ДСИ); общество «Друг  детей». Они работали в основном с беспризорными детьми.

Комонесы продолжили благородную  традицию русской педагогики - организацию  попечительства. При них был создан штат «попечителей», которых чаще называли «воспитатели-обследователи». В их обязанности входила работа с  семьей, организация «семейного патроната», в крайнем случае, направление  ребенка в учреждение социального  воспитания (детский дом).

Работа с беспризорными детьми велась в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних. Надо отметить, что эта работа имела  солидную научную базу. Помимо специальных  работ выходила серия «В защиту детства», предназначенная для педагогов  и родителей. В брошюрах этой серии  рассказывалось о причинах детских  правонарушений, о психологии детей, о некоторых отклонениях от нормы  в развитии и т.д.

В то время активно работали станции  по борьбе с беспризорностью. Из таких  станций формировались учреждения интернатного типа, например, знаменитый «Зачмон» (от «Зачатьевский монастырь») в Москве. Создавались также детские трудовые коммуны для несовершеннолетних, причем, не обязательно для правонарушителей; так называемые «Институты трудового воспитания» Самым известным был институт «Новая жизнь» для девочек-правонарушительниц в с. Скурыгино Подольского района Московской области.

В 20-е годы, как и до 1917 г., практиковалась передача детдомовцев на воспитание в крестьянские семьи. Приемным родителям  предоставлялись некоторые льготы, определяемые местными исполкомами.

Те времена отличались большим  разнообразием учреждений интернатного типа.

Одним из типов интернатных учреждений были пионердома. От обычного детского дома они отличались 100% пионерским составом, что тогда случалось  не часто. В пионердома принимались  дети не моложе 12 лет. Вероятно, в них  направлялись дети из обычных детдомов в порядке поощрения. Количество детей в пионердомах не превышало 80 человек. Работа с ними строилась по принципу деятельности пионерской организации. Дети ходили в «общегородскую» школу, причем сотрудники пионердомов настаивали, чтобы все они (дети) посещали одну школу.

Педагоги далеких 20-х гг. XX в. сделали  много ценных педагогических открытий: благоприятно для воспитания соединение обучения с производительным трудом; необходимо внедрение в работу детдомов элементов хозрасчета; ввели в  практику трудоустройство выпускников (бронирование мест в фабзаучах, вузах, на предприятиях); в детдомах было хорошо поставлено эстетическое обучение и  воспитание.

Однако детские дома того времени  испытывали и значительные трудности: скудость бюджета, недостаток и неприспособленность  помещений, малочисленность квалифицированных  кадров.

Тем не менее, система интернатных  учреждений постепенно развивалась  и совершенствовалась.

К 30-м годам XX в. система интернатных  учреждений включала в себя следующие  типы детских домов: дошкольные детские  дома для детей 3-7 лет; школьные детские  дома для детей 8-15 лет; смешанные  детские дома для детей 3-15 лет; пионердома; детские городки - большие воспитательные комплексы для детей всех возрастов; детские трудовые коммуны для  социально запущенных детей 12-17 лет.

Были и кооперативные детские  дома для детей трудящихся. Они  создавались на средства профессиональных и общественных организаций для  удобства работающих родителей, особенно, если их работа была связана с разъездами и командировками. Большого распространения  они не получили.

За воспитанием детей в детдомах наблюдали воспитатели-обследователи, члены «совсодов» («советов содействия», организуемых на предприятиях), члены  общества «Друг детей»

В 20-30 годах была очень популярна  такая форма работы, как организация  детских площадок, детских уголков  и клубов при жилтовариществах. В  них работали и специально приглашенные педагоги, и родители, успешно воспитывающие  своих детей.

Надо отметить, что клубы вообще были очень распространены. Они работали не только по месту жительства, но и  в школах. К работе с младшими «клубистами» привлекали подростков и  молодежь, тоже членов клубов.

В то время велась работа по защите прав детей. Ею занималась междуведомственная организация «Ядра», созданная по инициативе социальной инспекции в 1925 г. Она работала по жилтовариществам, выявляя неблагополучные семьи, причины неблагополучия ребенка, факты  пренебрежительного отношения к  своим обязанностям со стороны родителей. Активисты «Ядер» организовывали работу с нерадивыми родителями. Формы ее были таковы: личные переговоры, устройство опеки, вмешательство правления  жилтоварищества. В результате положение  ребенка в семье улучшалось. Это  было, хотя и косвенной, но весьма эффективной  формой профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Октябрьская революция 1917 г. Повлекла за собой ряд судьбоносных преобразований в системе русского просвещения. Особенно разрушительными они являлись для средней школы. Как известно, благими намерениями... Разрушительный характер преобразований был завуалирован «многообещающими» декларациями и  постановлениями.

В 1918 году было принято Положение  об единой трудовой школе РСФСР, согласно которому было введено всеобщее обучение для детей. В школы пошли дети из семей рабочих и крестьян. Из каждого ребенка планировались  « сделать идеального советского человека » для строительства  будущего социалистического государства. Согласно этому постановлению, система  образования должна была стать единой. Она касалась детского сада, средней  школы и далее ВУЗа.

В основу школьной жизни был проложен производительный труд: «трудовое начало станет мощным педагогическим средством  в том случаи, если труд в школе  будет творчески радостным, свободным  от приемов насилия над личностью  учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным ». Стремление привлечь труд в обучение вытекало из практического соображения, требовалось  « ознакомить учеников с тем, что  больше всего им будет нужно в  жизни, с тем, что играет доминирующую роль в ней в настоящее время, земледельческим и промышленным трудом во всех разновидностях его».

В идеале занятия в трудовой школе  должны были способствовать трудовому  знакомству с окружающей ребенка  природой и общественной средой. Считалось, что сами трудовые процессы будут  воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд. Таким образом, много внимания уделялось сознательному отношению  учащихся к учебе и труду.

Обучение в школе сначала  разделялась на две ступени. Первая ступень -это был пятилетний курс для детей от 8 ми до 13ти лет. Вторая ступень - это был четырехлетний  курс для детей от 13ти до 17ти лет.

18 декабря 1923 года был принят  Устав единой трудовой школы.

Согласно этому уставу первая степень  обучения была сокращена до четырехлетнего обучения, она включила четыре возрастные группы, а вторая ступень увеличилась  до пятилетнего обучения и включила пять возрастных групп. Школа второй ступени должна была включать в себя два законченных концентра. Первый объединял первые три года обучения, второй - два последних года обучения. В течение года жизнь в школе  была построена следующим образом  «1) обычные школьные занятия, примерно с 1 сент. По 1 июля ; 2) школьные занятия  под открытым небом, примерно с 1 июня по 1 июля : площадки, летние колонии, экскурсии  для знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с 1 июля по 1 сентября, с 23 декабря по 7 января и с 1 апреля по 14 апреля»

Единые трудовые школы работали в течение всей недели, без выходных. Деление на классы было Заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий.

Процесс обучения в школе должен был строиться на новых началах, так как элементы старой школы  были упразднены. Была ликвидирована  классно - урочная система, учебные  дисциплины не изучались как отдельные  предметы, а все рассматривались  в комплексе. Отменялись экзамены и  домашние задания. Перестала существовать балльная система должны были выполнять  учащиеся. Отменялась должность учителя, его функции должны были выполнять  школьные работники.

Классно - урочная система перестала  существовать, но некоторые характерные  ее черты продолжали присутствовать в учебном процессе. Учебный процесс  предполагал изучение нескольких учебных  предметов, связанных между собой  комплексным методом (т.е. все предметы изучались в рамках одной комплексной  темы ). Имело место расписание учебных  предметов и программный минимум  по каждому предмету. Документального  подтверждения, как называлась форма  занятий школьного работника  с учащимися, найти не удалось. Но это были занятия с группой  учащихся одного возраста постоянного  состава, занятия проводились согласно расписанию и были ограниченны по времени. Можно сделать вывод, что  урок как форма организации учебного процесса сохраняется, но официально не называется, поэтому мы в дальнейшем называем просто занятием.

Сломав старый режим школы, приходилось  вносить изменения во все элементы учебного процесса. В первую очередь  это коснулось:

  • программ;
  • форм организации учебного процесса;
  • целей обучения и методов преподавания.

В «положении о единой трудовой школе» и «основных принципах единой трудовой школы», принятых в сентябре 1918 года, были определены лишь основные принципы содержания учебно-воспитательной работы в советской школе, а об учебных программах ничего не говорилось. В 1918 - 1920 гг. общегосударственные программы  разработаны не были. Работали тогда  по программам дореволюционной школы. В 1921 году было утверждено положение  о научно - педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа), во главе которого была назначена Н. К. Крупская. Научно - педагогическая секция ГУСа стала  центром разработки новых программ для общеобразовательной школы.

Разработка программ для первого  и второго концентров второй ступени (т. е. для 5-7 - го и 8-9 - го годов обучения) проводилась комиссией под руководством М. М. Пистрака, в которой участвовали  научные сотрудники Института методов  школьной работы и педагоги Московской опытно - показательной школы - коммуны  им. П. Н. Лепешинского.

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан