Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.
Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45
К концу 1922 года были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы 1-2 - го концентра второй ступени. 5 марта 1923 года Коллегия Наркомпроса приняла эти схемы как основу для дальнейшей более подробной разработки программ.
15 июля 1923 года Коллегия Накромпроса
одобрила программы для 1-го
года обучения школы второй
ступени. Они были
Сборник программ для 1-го концентра второй ступени (т. е. для 5, 6, 7 - го годов обучения) был создан в 1925 году. Переход на новые программы для 5, 6, 7-го годов обучения был определен сроком на 3 года - с 1926/27 по 1928/29 учебный год.
В 1927 году были изданы переработанные с учетом опыта школ программы для школ второй ступени. Программы для 2-го концентра второй ступени (8-й и 9-й годы обучения) по общеобразовательным предметам были изданы в 1927 году.
В основу программ были положены следующие принципы трудовой школы:
Советское правительство не приняло программ старой школы, так как считало их не связанными между собой и оторванными от реальной жизни. Поэтому для устранения первого недостатка был введен так называемый комплексный метод, который как бы объединил все предметы общими темами изучения.
Второй «недостаток» (оторванность
от реального мира) надо было устранить
путем изучения трудовой деятельности
людей и ее организации, на основе
которой развивается
Требовалось, чтобы учителя каждого района «имели представление о том, как постепенно росла власть человека над природой в этих областях, как наука помогла все более и более овладевать силами и богатствами, лежавшими до тех пор мертвыми капиталами. Нужно показать перспективы дальнейшего овладения этими силами и богатствами. Если учитель будет обладать этими знаниями, он сумеет вдохнуть в своих учеников стремление к знанию, сумеет разжечь и направить в должное русло их исследовательские инстинкты, сделать их своего рода пропагандистами научного знания в их семьях». Нужно было изучить индустрию и сельское хозяйство региона, исследовать динамику экономического развития предприятий в городе и селе. Учитель обязан был создать текстовые сборники задач на основе регионального материала.
Система занятий второй ступени была очень сложной и очень трудоемкой, как и подготовка к этим занятиям школьных работников.
В школе второй ступени в каждой группе преподает не один, а несколько школьных работников, так как занятия ведутся по отдельным предметам. На занятиях по разным предметам обсуждается одновременно один и тот же вопрос с разных точек зрения. Чтобы это было осуществимо, «необходима полная спетость между учителями полная согласованность в их занятиях. Спайка между отдельными дисциплинами проведена в новых программах, но каждая программа рассчитана на целый год, а надо, чтобы спаянность была и в более короткие промежутки времени. Нужно добиться ее и на протяжении месяца и на протяжении недели. Комплексность на второй ступени требует от каждого учителя работы по плану, во-первых, а затем согласованности планов отдельных преподавателей. Комплексный метод требует дружной, коллективной работы всех учителей. Место отдельного учителя занимает коллектив учителей». Соотношение между различными предметами могло видоизменяться на протяжении всего учебного года. Расписание учебных занятий может меняться в зависимость от того, на что надо в тот или иной момент обратить главное внимание.
Согласно «Постановлению об единой трудовой школе» отменялась классно- урочная форма организации учебного процесса. Деление на классы заменялось делением на возрастные группы. В Декларации о единой трудовой школе сказано, что «школьный день должен быть лишь отчасти не более 5-6 часов на II ступени занят программными работами, остальное время должно быть предоставлено ученикам частью для свободного использования внутри школы с утилизацией ее ресурсов, частью для полного отдыха. Само расписание должно составляться с таким расчетом, чтобы не утомлять ученика однообразием». Обучение велось по отдельным дисциплинам, объединенным общей комплексной темой. Занятия проводили школьные работники-предметники.
В программах предусмотрено следующее распределение занятий в школе: один день в неделю занимают экскурсии, остальные пять дней в первой половине ведется учебный процесс, во второй половине проводятся занятия по рисованию, черчению, пению, моделированию, ручному труду, практическим занятиям, экскурсиям, гимнастике, также проводятся школьные собрания и пр.
В исследованных нами документах нет данных о конкретной форме организации учебного процесса в трудовой школе. Деление учебного процесса на предметы заменено работой по комплексным темам. Есть программы по отдельным предметам, но темы, рассматриваемые там, должны были быть подчинены схемам ГУС'а и изучаться в комплексе с остальными предметами.
В программах отражается режим работы школы: один день в неделю посвящать экскурсиям, в остальные 5 дней проводить занятия в школе.
Можно выделить три формы организации учебного процесса в трудовой школе этого периода. Это:
Экскурсии давали учащимся возможность ближе прикоснуться к жизни,
расширить кругозор, сформировать мировоззрение.
Они могли собрать
Программами 1923 года рекомендовано в 1-й год II ступени (сентябрь, октябрь) использовать, главным образом, для экскурсий хозяйство, природу. 10-12 экскурсий дадут очень много. Заранее надо было разработать план этих экскурсий: статистические обследования, измерения участков, составление планов построек, обследование инвентаря, систем хозяйства, земельных отношений, определение количества и пород скота, ряд ботанических исследований и т. д.
Поэтому на занятиях по математике перемешиваются сведения из арифметики, геометрии, алгебры. Сельскохозяйственную статистику связывали с закономерностями явлений природы и закономерностями в общественной жизни. На основе этих закономерностей делали вывод «о значении алгебраических обобщений, формул, о переводе закономерных явлений на алгебраический язык. Выяснение самой сути того, что такое алгебра, выяснение ее отличия от арифметики, перевод пространственных (геометрических) отношений на алгебраический язык».
В целом все последующие занятия
по математике должны были вращаться
около данных, полученных во время
этих экскурсий. Рассматривались задания,
связанные с вычерчиванием
Зимой экскурсии в деревне
Зимой параллельно с экскурсионной
работой проводилась «
Весной экскурсии продолжаются,
их цель - «дать почувствовать
Из проведенного анализа целей экскурсий 1-го года II ступени трудовой школы заключаем, что выполнять программу по математике учащимся было некогда, систематически она не велась, а математический аппарат использовался только на других предметах для вычислений.
Всевозможные тематические экскурсии действительно активизировали познавательную деятельность, давали профессиональную ориентацию, служили сплочением коллектива, умению подчинять свои интересы интересам общества, умению собирать необходимый материал для дальнейших занятий по разным предметам, но, к сожалению, по математике - менее всего.
Школьные занятия проходили
в первой половине дня вместе со
школьным работником. Такие занятия
имели индивидуально-групповую
Занятия, на которых использовалась
индивидуально-групповая форма
Бригадно-лабораторный метод по математике
осуществлялся следующим
Самостоятельно разобраться в
новом учебном материале
Есть основания сделать
Также можно предположить, что занятия
по математике были часовые, т. к., «если
учебный год равен 190 дням, математика
потребует расхода около 190 часов
времени (в среднем считаем 1 час
в день)». В программах отмечено,
что комплексная, сама же работа в
некоторой части должна быть проведена
по небольшим групповым
Самостоятельно разобраться в
новом учебном материале