Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

К концу 1922 года были разработаны общие  схемы программ единой трудовой школы 1-2 - го концентра второй ступени. 5 марта 1923 года Коллегия Наркомпроса приняла  эти схемы как основу для дальнейшей более подробной разработки программ.

15 июля 1923 года Коллегия Накромпроса  одобрила программы для 1-го  года обучения школы второй  ступени. Они были опубликованы  для обсуждения и проверки  их в опытно-показательных школах.

Сборник программ для 1-го концентра  второй ступени (т. е. для 5, 6, 7 - го годов  обучения) был создан в 1925 году. Переход  на новые программы для 5, 6, 7-го годов обучения был определен сроком на 3 года - с 1926/27 по 1928/29 учебный год.

В 1927 году были изданы переработанные с учетом опыта школ программы  для школ второй ступени. Программы  для 2-го концентра второй ступени (8-й  и 9-й годы обучения) по общеобразовательным предметам были изданы в 1927 году.

В основу программ были положены следующие  принципы трудовой школы:

    1. принцип наблюдения и вывода законов природы;
    2. принцип человеческого труда с развитием орудий труда;
    3. принцип развития человеческих обществ, рационально организующих коллективный труд человека.

Советское правительство не приняло  программ старой школы, так как считало  их не связанными между собой и  оторванными от реальной жизни. Поэтому  для устранения первого недостатка был введен так называемый комплексный  метод, который как бы объединил  все предметы общими темами изучения.

Второй «недостаток» (оторванность от реального мира) надо было устранить  путем изучения трудовой деятельности людей и ее организации, на основе которой развивается общественная жизнь и сущность которой состоит  в подчинении природы потребностям человека. Трудовая деятельность людей  должна была изучаться на региональном уровне, чтобы осуществлять связь  с действительностью. Отсюда следует, что в обязанность учителя  входило самостоятельно изучать  историю труда, политэкономию, экономическую  географию, организацию труда в  своем регионе.

Требовалось, чтобы учителя каждого  района «имели представление о том, как постепенно росла власть человека над природой в этих областях, как  наука помогла все более и  более овладевать силами и богатствами, лежавшими до тех пор мертвыми капиталами. Нужно показать перспективы  дальнейшего овладения этими  силами и богатствами. Если учитель  будет обладать этими знаниями, он сумеет вдохнуть в своих учеников стремление к знанию, сумеет разжечь  и направить в должное русло  их исследовательские инстинкты, сделать  их своего рода пропагандистами научного знания в их семьях». Нужно было изучить  индустрию и сельское хозяйство  региона, исследовать динамику экономического развития предприятий в городе и  селе. Учитель обязан был создать  текстовые сборники задач на основе регионального материала.

Система занятий второй ступени  была очень сложной и очень  трудоемкой, как и подготовка к  этим занятиям школьных работников.

В школе второй ступени в каждой группе преподает не один, а несколько  школьных работников, так как занятия  ведутся по отдельным предметам. На занятиях по разным предметам обсуждается  одновременно один и тот же вопрос с разных точек зрения. Чтобы это было осуществимо, «необходима полная спетость между учителями полная согласованность в их занятиях. Спайка между отдельными дисциплинами проведена в новых программах, но каждая программа рассчитана на целый год, а надо, чтобы спаянность была и в более короткие промежутки времени. Нужно добиться ее и на протяжении месяца и на протяжении недели. Комплексность на второй ступени требует от каждого учителя работы по плану, во-первых, а затем согласованности планов отдельных преподавателей. Комплексный метод требует дружной, коллективной работы всех учителей. Место отдельного учителя занимает коллектив учителей». Соотношение между различными предметами могло видоизменяться на протяжении всего учебного года. Расписание учебных занятий может меняться в зависимость от того, на что надо в тот или иной момент обратить главное внимание.

Согласно «Постановлению об единой трудовой школе» отменялась классно- урочная  форма организации учебного процесса. Деление на классы заменялось делением на возрастные группы. В Декларации о единой трудовой школе сказано, что «школьный день должен быть лишь отчасти не более 5-6 часов на II ступени  занят программными работами, остальное  время должно быть предоставлено  ученикам частью для свободного использования  внутри школы с утилизацией ее ресурсов, частью для полного отдыха. Само расписание должно составляться с таким расчетом, чтобы не утомлять ученика однообразием». Обучение велось по отдельным дисциплинам, объединенным общей комплексной темой. Занятия  проводили школьные работники-предметники.

В программах предусмотрено следующее  распределение занятий в школе: один день в неделю занимают экскурсии, остальные пять дней в первой половине ведется учебный процесс, во второй половине проводятся занятия по рисованию, черчению, пению, моделированию, ручному  труду, практическим занятиям, экскурсиям, гимнастике, также проводятся школьные собрания и пр.

В исследованных нами документах нет  данных о конкретной форме организации  учебного процесса в трудовой школе. Деление учебного процесса на предметы заменено работой по комплексным  темам. Есть программы по отдельным  предметам, но темы, рассматриваемые  там, должны были быть подчинены схемам ГУС'а и изучаться в комплексе  с остальными предметами.

В программах отражается режим работы школы: один день в неделю посвящать  экскурсиям, в остальные 5 дней проводить  занятия в школе.

Можно выделить три формы организации  учебного процесса в трудовой школе  этого периода. Это:

      1. Экскурсии.
      2. Занятия, на которых использовалась индивидуально-групповая форма обучения.
      3. Занятия, на которых использовалась коллективная форма обучения.

Экскурсии давали учащимся возможность  ближе прикоснуться к жизни,

расширить кругозор, сформировать мировоззрение. Они могли собрать статистический материал, который, считалось, мог бы потом пригодиться для дальнейшей учебы.

Программами 1923 года рекомендовано  в 1-й год II ступени (сентябрь, октябрь) использовать, главным образом, для  экскурсий хозяйство, природу. 10-12 экскурсий  дадут очень много. Заранее надо было разработать план этих экскурсий: статистические обследования, измерения  участков, составление планов построек, обследование инвентаря, систем хозяйства, земельных отношений, определение  количества и пород скота, ряд  ботанических исследований и т. д.

Поэтому на занятиях по математике перемешиваются сведения из арифметики, геометрии, алгебры. Сельскохозяйственную статистику связывали  с закономерностями явлений природы  и закономерностями в общественной жизни. На основе этих закономерностей  делали вывод «о значении алгебраических обобщений, формул, о переводе закономерных явлений на алгебраический язык. Выяснение  самой сути того, что такое алгебра, выяснение ее отличия от арифметики, перевод пространственных (геометрических) отношений на алгебраический язык».

В целом все последующие занятия  по математике должны были вращаться  около данных, полученных во время  этих экскурсий. Рассматривались задания, связанные с вычерчиванием кривых погоды, с сельскохозяйственной статистикой  и т. п.

Зимой экскурсии в деревне продолжались, но цель их становилась другой. Теперь исследованию подвергался культурный уровень деревни, деревенские нужды, классовые отношения, связь деревни  с городом, условия транспорта и  т. д. Дети должны были посетить заседания  сельсовета, волсовета, побывать в местном  кооперативе и т. д.

Зимой параллельно с экскурсионной  работой проводилась «лабораторная  работа по физике и химии, моделирование  орудий сельскохозяйственного труда, изучение их истории, работа по анализу  почв и по минералогии, по наблюдению над погодой, по физической географии, по определению земледельческих  районов в СССР., по зачерчиванию соответствующих карт, по сравнению  земледельческих систем, составлению  диаграмм урожайности, выяснению характера  земельной собственности, классовых  отношений, изучению всех условий данного  района, его особенности, изучению роли кооперации в деревне и т. д. и  т. д. В результате у учащихся этого  года должна получиться картина состояния  земледелия и земельных отношений  данного района и представление  о возможностях его развития».

Весной экскурсии продолжаются, их цель - «дать почувствовать земледельческий  труд, слить его с жизнью природы».

Из проведенного анализа целей  экскурсий 1-го года II ступени трудовой школы заключаем, что выполнять  программу по математике учащимся было некогда, систематически она не велась, а математический аппарат использовался  только на других предметах для вычислений.

Всевозможные тематические экскурсии  действительно активизировали познавательную деятельность, давали профессиональную ориентацию, служили сплочением коллектива, умению подчинять свои интересы интересам  общества, умению собирать необходимый  материал для дальнейших занятий  по разным предметам, но, к сожалению, по математике - менее всего.

Школьные занятия проходили  в первой половине дня вместе со школьным работником. Такие занятия  имели индивидуально-групповую и  коллективную формы работы.

Занятия, на которых использовалась индивидуально-групповая форма работы, в некоторых источниках названа  бригадно-лабораторным методом. Бригадно- лабораторный метод, как известно, был  трансформирован из американского  Дальтон - плана. Суть этой формы обучения заключалась в том, что в начале учебного года учитель с каждым учащимся составлял индивидуальный план изучения каждого учебного предмета в нужном объеме к конкретному сроку. В  школе создавались кабинеты-лаборатории, в которых находились нужное оборудование, пособия, литература. В каждом учебном  кабинете дежурил учитель-консультант. Учащийся работал в своем темпе, в удобное для себя время и  в том кабинете, который избирал  сам; для отчетности отводились специальные  часы.

Бригадно-лабораторный метод по математике осуществлялся следующим образом: общей для всего класса была лишь тема работы и математическая, и комплексная, сама же работа в некоторой части должна быть проведена по небольшим групповым содружествам - звеньям (в 3-5 человек). Каждое звено получает тот тип математических упражнений, который наиболее соответствует его интересам в данный момент (непосредственные измерения, вычисления, изготовление диаграмм, систематические наблюдения с записью и т. п.). В выполнении работы звено отчитывается перед всем классом в целом, который таким образом будет стоять в курсе всей работы, но каждый из его членов будет активно прорабатывать в пределах данного вопроса лишь некоторые виды упражнений. Задания звеньев последовательно меняются так, что каждое звено в общем пройдет через все виды работы». На одном занятии таких подгрупп могло быть 8-20, если всего к примеру 40 учащихся.

Самостоятельно разобраться в  новом учебном материале учащимся без наводящих вопросов учителя  очень сложно. Доказать теорему или  вывести формулу среднему ученику  бывает не по силам. А учителю обойти все группы, чтобы послушать рассуждения  и направить учащихся на правильное решение за 1 астрономический час, физически невозможно. Как бы тихо учащиеся ни рассуждали, в дискуссиях они участвуют все, поэтому в  помещении обязательно будет  стоять шум. О каком уровне обученности  на таких занятиях может идти речь? Не было аттестации учащихся, поэтому  не было видно результатов обучения. Это сказалось позже, когда такие  воспитанники поступали в высшие учебные заведения. Оказалось, что  они не владеют программой по математике.

Есть основания сделать предположение, что структура занятия по математике, на котором использовалась индивидуально-групповая  форма работы, выглядела следующим  образом. В начале был организационный  момент, где объявлялась тема занятия  и шло распределение учебного материала по группам учащихся в 3-5 человек. Далее происходит учебный  процесс по подгруппам. В конце  подводится итог проделанной работы. Т. о., выделяются следующие этапы  таких занятий по математике:

        1. орг. момент;
        2. занятия в группах по 3-5 человек, с использованием бригадно-лабораторного метода;
        3. подведение итогов работы.

Также можно предположить, что занятия  по математике были часовые, т. к., «если  учебный год равен 190 дням, математика потребует расхода около 190 часов  времени (в среднем считаем 1 час  в день)». В программах отмечено, что комплексная, сама же работа в  некоторой части должна быть проведена  по небольшим групповым содружествам - звеньям (в 3-5 человек). Каждое звено  получает тот тип математических упражнений, который наиболее соответствует  его интересам в данный момент (непосредственные измерения, вычисления, изготовление диаграмм, систематические  наблюдения с записью и т. п.). В  выполнении работы звено отчитывается перед всем классом в целом, который  таким образом будет стоять в  курсе всей работы, но каждый из его  членов будет активно прорабатывать  в пределах данного вопроса лишь некоторые виды упражнений. Задания  звеньев последовательно меняются так, что каждое звено в общем  пройдет через все виды работы». На одном занятии таких подгрупп могло быть 8-20, если всего к примеру 40 учащихся.

Самостоятельно разобраться в  новом учебном материале учащимся без наводящих вопросов учителя  очень сложно. Доказать теорему или  вывести формулу среднему ученику  бывает не по силам. А учителю обойти все группы, чтобы послушать рассуждения  и направить учащихся на правильное решение за 1 астрономический час, физически невозможно. Как бы тихо учащиеся ни рассуждали, в дискуссиях они участвуют все, поэтому в  помещении обязательно будет  стоять шум. О каком уровне обученности  на таких занятиях может идти речь? Не было аттестации учащихся, поэтому  не было видно результатов обучения. Это сказалось позже, когда такие  воспитанники поступали в высшие учебные заведения. Оказалось, что  они не владеют программой по математике.

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан