Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

Только с развитием капитализма  в России, отменой крепостнического права, реформами 70-х годов XIX в. в  области народного образования  возникла объективная возможность  систематического обучения слепых детей.

В 1881 году под давлением передовой  общественности царское правительство  преобразует Мариинское попечительство о слепых воинах в Попечительство о слепых, возложив на него обязанности  организатора обучения слепых детей  в России.

В России ( в отличие от Западной Европы и Северной Америки) обучение слепых носило хотя и благотворительный, но централизованный характер: училища  слепых работали по единому учебному плану и программам, действовали  Единые правила приёма в училища  и т. д. этот путь развития практики обучения слепых расценивается отечественными тифлопедагогами как положительный  факт. Но исходные позиции, реакционные  взгляды официальных организаторов  дела обучения слепых в России весьма осложняли деятельность прогрессивно настроенных тифлопедагогов и практиков  и привели к тому, что в конце 80-х годов XIX в. в отечественной  тифлопедагогике начинается отход  ряда учёных от Совета, возникает оппозиция  по отношению к официальной политике в области просвещения слепых. Передовые взгляды прогрессивных  тифлопедагогов выражались в необходимости  всеобщего государственного образования  слепых, в социальных правах выпускников  школ слепых, в утверждении передовых  методов обучения в училищах слепых России, в необходимости обучения незрячих детей всех национальностей.

В настоящем разделе хрестоматии  представлены два официальных документа, раскрывающие численность и состав слепых в России и правила приёма детей в училища Мариинского  попечительства, а также доклады  и статьи. Тифлопедагогов, которые  выступали с критикой деятельности совета, пытались указать реальные пути решения актуальных проблем  не только воспитания, но и социального  положения слепых в России.

Из документа о численности  слепых в России следует, что огромное количество выявленных случаев слепоты (247 тысяч) падает на Сибирь. Факты распространения  слепоты убедительно указывают  на социальные причины её происхождения: бескультурье, низкий уровень жизни, отсутствие медицинской помощи обуславливали  значительный процент слепых детей  в Якутии, Татарии и других отдалённых губерниях России.

Правила приёма слепых детей в училища  свидетельствуют о высокой стоимости  обучения. Правда, положением предусматривается  право Совета освобождать от платы  родителей или опекунов. Но воспользоваться  этим правом могли немногие и то только после больших хлопот и  унижений.

Доклад А.И. Скребицкого, известного офтальмолога и члена Совета до 1896 года, содержит резкую критику деятельности Мариинского попечительства в области  просвещения слепых. Фактически автор  приходит к выводу о том, что училища  слепых в России не решают главного - не обеспечивают выпускникам самостоятельную  возможность добывать средства к  существованию.

Резкой критике подвергают вопросы  социального положения слепых в  России преподаватели и инспектора школ для слепых. Так, например, преподаватель  Харьковского училища К.Ф. Лейко  выдвигает программу, которая должна улучшить положение слепых в стране. Эта программа отражает стремление всех демократически настроенных тифлопедагогов и общественных деятелей России. По своей остроте и глубокому  анализу положения слепых в стране выступления К.Ф. Лейко заметно  выделяются среди других. Предложения  К.Ф. Лейко признать за слепыми все  гражданские права а именно: право  на получение бесплатного образования, трудоустройство и пенсии - получили положительную оценку всей демократической  общественности. Убеждения К.Ф. Лейко  привели его в число первых создателей советской школы для  слепых детей. Так, профессор М. К. Мухин  и управляющий делами попечительства Я.Н. Колубовский также видят необходимость  в получении образования всеми  слепыми. Но в отличии от К.Ф. Лейко  они считают, что решить эту проблему сложно и почти невозможно, так как стоит огромных денег.

Приведённый в хрестоматии доклад Я.Н. Колубовского, фактического выразителя официальной позиции Совета Мариинского  попечительства, интересен тем, что  его прогнозы о невозможности  решить проблему всеобуча слепых в  России не оправдались. Победа Великой  Октябрьской социалистической революции  создала условия для решения  проблемы всеобщего обучения слепых уже в первое десятилетие строительства  социализма в стране.

В хрестоматию включены методические работы, анализ которых даёт представление  о деятельности отечественных тифлопедагогов, направляющих свои усилия на разработку передовых методов обучения незрячих на основе достижений отечественной  педагогике.

Так, в статье Д.Ф. Истрашкина подвергаются критике методы обучения чтению, направленные лишь на выработку техники чтения и усвоение основного содержания и обосновываются методы объяснительного  чтения, предполагающий глубокий анализ прочитанного, развитие речи слепых детей, понимание идейного смысла произведения.

В приведённом в хрестоматии  Предисловии букваря М.Г. Перова обосновывается новый в методике родного языка аналитико-синтетический  метод обучения чтению слепых младших  школьников. Для того времени это  явилось значительным шагом на пути развития отечественной тифлопедагогики.

Анализ материалов данного раздела  хрестоматии подтверждает, что только социальные преобразования в нашей  стране после Великой Октябрьской  социалистической революции позволили  реализовать мечты и планы  прогрессивно настроенных отечественных  тифлопедагогов.

Основоположником тифлопедагогики  и обучение незрячих считается В. Гаюи, французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое  отношение к ним как к полноценным  членам общества, нуждающимся в образовании  и социально- трудовой реабилитации.

Л. Брайл, потерявший зрение в трёхлетнем возрасте, воспитанник, а затем и  тифлопедагог Парижского национального  института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и  писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 года во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 года.

Первое учебное заведение для  слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили  Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течении XIX века было открыто ещё  несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали  Единые правила приёма в училища. Для большинства обучающихся  обучение было платным и стоимость  достаточно высока.

После Октябрьской революции в 1917 году школы для слепых детей  стали составной частью системы  народного образования. В 1928 году появились  первые советские школьные программы  для слепых.

В начале 30-х годов появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих. Развитию этого нового направления  в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

В 30-е года содержание образования  в школах слепых обогащается предметами, которые сначала возникновения  мирового опыта обучения слепых считались  ненужными и недоступными слепым: физика, математика, естествознание и  другие. Большой вклад в тифлопедагогику  и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам  сделал профессор Ленинградского педагогического  института имени А.И. Герцена Б.И. Коваленко.

 

2.3. История развития сурдопедагогики  в странах СССР.

 

Хронологические рамки этапов развития теории и практики обучения лиц с  нарушениями слуха в России отличаются от других стран.

Понятия «глухота» и «немота» на Руси были известны в глубокое древности: уже тогда различались состояние  и степень дефекта: глухобезмолвные (глухонемые), оглушенные, глухие, постепенно глохнущие, только что оглохшие.

В древней Руси согласно указу князя  Владимира (996 г) призрением глухих и  других «убогих» занималась церковь. Позднее  для этого, как правило, при храмах и монастырях создавались особые дома, в которых они жили и трудились  в меру сил. Такие дома были в Киево- Печерской лавре, в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Ростове, Смоленске  и других городах. Литературные памятники XI- XII веков свидетельствуют о  гуманно отношении к глухим на Руси.

Российские законодательные акты XV- XVII веков определяли юридические  права глухих, гражданское и имущественное  положение которых было практически  уравнено с обычными людьми.

Таким образом, развитие сурдопедагогической  мысли в России складывалось на основе опыта воспитания глухих в системе  общественного призрения.

Большой вклад в разработку проблем  сурдопедагогики был сделан Российской академией наук. На ее публичных  чтениях обсуждались вопросы  использования сохранных анализаторов для возмещения нарушения слуха. В конце XVIII века начал издаваться журнал «Экономический магазин», в  котором помещались краткие популярные статьи о глухоте, ее причинах и средствах  преодоления.

Создание в XVIII веке в Москве и  Санкт- Петербурге воспитательных домов, где среди прочих детей воспитывались  и глухие, положило начало организованному  обучению и воспитанию глухих в России. Они обучались различным ремеслам, что в последствии давало им средства к жизни. Опыт обучения в воспитательных домах доказывал возможность  обучения глухих, их способность к  умственному развитию.

Рассматривая  вопросы познания и значения речи в развитии психики человека, Александр  Николаевич Радищев (1749-1802) подробно останавливался на методах обучения глухих словесной  устной и письменной речи с опорой на сохранные анализаторы. В философском  трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» он показал роль всех форм речи для формирования мышления, подчеркнул значение словесной речи для умственного развития. Анализируя европейский опыт обучения глухих, Радищев критически относился к применению жестовой речи в обучении , высказывая мысль о возможности замещения одного органа чувств другим. Немоту он считал вторичным дефектом, то есть последствием глухоты. Идеи А.Н. Радищева стали основополагающими для русской сурдопедагогики того времени.

Первые училища (школы) для глухих детей были открыты в западных губерниях Российской империи, что  объясняется рядом социально- экономических  причин. В 1690 году в Пярну было создано  небольшое частное училище, где  обучение велось по методу И.К. Аммана: от звуков к слову и предложению. В 1802 году и в 1809 году в Риге были открыты частные училища для  глухих, а в 1805 году- в Вильно.

В 1806- 1810 годах в Санкт- Петербуге  существовала частная школа для  глухих, занятия в которых велись по системе Р.А. Сикара. В силу объективных  причин эти училища просуществовали  недолгое время, но они сыграли роль первых опытных учреждений для глухонемых.

В 1806 году под покровительством императрицы  Марии Федоровны в Павловске  было организовано училище для глухонемых, которое в 1810 году перевели в Санкт- Петербург. В 1810 - 1824 годах им руководил  ученик Р.А. Сикара Ж.Б. Жоффре, который  вел обучение на основе письменной речи. Помимо получения общеобразовательных  знаний, учащиеся овладевали различными профессиями.

Позднее открылись училища для  глухонемых в Варшаве (1817), Москве (1831), Одессе (1843) и других городах.

Практическая работа с глухими  требовала теоретической базы. Преподаватель  и директор Петербургского училища  глухонемых Виктор Иванович Флери (1800-1856) в своих работах «Глухонемые, рассматриваемые в отношении  к их состоянию и к способам образования самым свойственным их природе», «О преподавании изустного  слова» показал, что глухота не лишает ребенка возможностей интеллектуального  и нравственного развития, а также  доказал необходимость обучения глухих словесной речи и обосновал  целесообразность сочетания различных  форм речи в этом процессе. Он так  же был одним из первых сурдопедагогов , кто высказал идеи о важности дошкольного  обучения глухих и дифференцированного  подхода к обучению.

Его коллега Георгий Александрович  Гурцов (1778-1859)- автор первого русского учебно- методического пособия для  учителей и учащихся школ глухих (1838)- предложил использовать в обучении глухих естественный язык жестов, который  сначала «ограмматизируется » посредством  условных обозначений, затем переводится  в письменную словесную речь и  письмо становится единственным средством  обучения. Г.А. Гурцов также осуществлял  дифференцированный подход при обучении глухих и слабослышащих.

В 1864 году были утверждены «Положение о начальных народных училищах»  и «Устав гимназий и прогимназий», которые упрощали организацию новых  школ. В это период были открыты  училища и школы глухонемых в  Александровске, Вязниках, Казани, Калуге, Киеве, Новочеркасске, Перерве, Саратове, Туле, Уфе и других городах.

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан