Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

Продолжала развиваться и методика обучения глухих. Сурдопедагог Яков Тимофеевич Спешнев (1820-1865) популяризировал идею А. Бланше о совместном обучении глухих и слышащих, вводя в обучение глухих устную речь и наглядные средства. Иван Яковлевич Селезнев (?- 1889) создал оригинальную методику постановки звуков и чтения с губ, использовал мимику и дактилологию как вспомогательные  средства обучения глухих.

В этот период начали издаваться первые переводные и отечественные методические пособия и учебники. В 1898 году в  Санкт- Петербурге было создано Попечительство императрицы Марии Федоровны  о глухонемых, которое начало активно  действовать: были открыты новые  училища, школы, приюты, хутора и богадельни для глухонемых; в состав Попечительства вошли ранее открытые школы; были организованы курсы для подготовки учителей глухонемых; издавался учебно-методический журнал «Вестник Попечительства...»

Представители петербургской школы  предложили разработку методики обучения глухих. Александр Федорович Остроградский (1853-1907) и Николай Михайлович Лаговский (1862-1933) пропагандировали звуковой способ, основанный на чистом устном методе. Петр Дмитриевич Енько (1844-1916) предложил  естественный способ обучения глухонемых речи, в котором пытался преодолеть недостатки немецкой системы, и разработал слоговой метод обучения произнесению, грамоте и глобальному чтению с губ. Иван Александрович Васильев (1862-1940) предложил графический метод, основывавшейся на использовании письменной речи.

В 1860 году в Москве глухой художник Иван Карлович Арнольд (1805- 1891) открыл училище, которое в последствии стало  Московским городским Арнольдо- Третьяковским  училищем глухонемых. Поначалу обучение в нем вели преимущественно глухие учителя. С приходом в училище  в 1896 году Ф.А. Рау (1868- 1957) исходным средством  обучения стала устная речь, педагоги применяли дифференцированный подход к детям с недостатками слуха. Училище стало всероссийским  опытным методическим центром.

В 1900 году в Москве Федор Андреевич  Рау и Наталья Александровна  Рау (1870-1947)организовали первый в России и Европе детский сад для глухонемых, где велась целенаправленная работа над формированием устной речи у  глухих детей.

В 1895- 1896, 1903 и 1910 года проходили съезды русских сурдопедагогов, на которых  обсуждались насущные проблемы теории и практики обучения глухих детей.

К началу XX века была создана русская  система обучения детей с нарушением слуха, которая ставила задачу развития природных задатков глухого. Содержание обучения глухих сближалось с обучением  слышащих: уделялось внимание физическому, умственному, нравственному и трудовому  воспитанию. Наиболее полной и методически  разработанной была программа обучения глухих русскому языку, которая составлялась под влиянием идеи К.Д. Ушинского  и включала три ступени.

В содержание обучения большинства  школ были включены следующие специальные  предметы: чтение с лица; произношение; развитие слухового восприятия.

В начале 1917 года на Первом съезде учителей глухих его участниками был поставлен  вопрос о принятии училищ глухих в  ведение Министерства народного  просвещения. На основании постановления  Совнаркома 1919 году обучение глухих детей  и взрослых стало государственным, все существовавшие учреждения для  глухих были включены в систему народного  образования. В 1920 году Первый Всероссийский  съезд по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью  наметил основные принципы построения советской системы обучения и  воспитания лиц с нарушением слуха. В 1924 году на Втором съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) Лев  Семенович Выготский (1896-1934) в своем  докладе определил своеобразие развития аномальных детей и предложил новый подход к анализу структуры дефекта (глухота- первичный дефект, немота- вторичный) и пути его коррекции и компенсации.

В 1920-1930-е годы постановлением правительства  были определены типы учебных учреждений для детей с недостатками слуха, расширена сеть этих учреждений, введено  всеобщее начальное образование  глухих, созданы единые программы  для специальной школы глухих.

В 1926 году было создано Всероссийское  общество глухих- общественная организация , объединяющая глухих для решения  их проблем. Начали издаваться журналы  «Жизнь глухих», затем «В едином строю», газеты «Жизнь глухонемых», «Маяк» и  др.

Углублялась разработка научных основ  системы обучения и воспитания лиц  с нарушениями слуха. В 1920 году в  Петрограде был организован Отофонетический  институт, который в 1921 году был объединен  с Центральным институтом по изучению и обучению глухих. В 1929 году в Москве под научным руководством Л.С  Выготского был организован Экспериментально- дефектологический институт, позднее  ставший Научно- практическим институтом специальных школ. В 1943 году он был  преобразован в НИИ дефектологии АПН РСФСР, затем АПН СССР, ныне Институт коррекционной педагогики РАО. В этих научно- клинических учреждениях  проводилось комплексное изучение аномальных детей, разрабатывалась  система дифференцированного коррекционно- направленного воспитания и обучения этих детей в специальных учреждениях  на основе сформулированной Л. С. Выготским  идеи о сложной структуре дефекта  у детей с нарушением анализаторов.

Наряду с возникновением научно-практических институтов Д.В. Фельдбергом в Петрограде (1918) и Ф.А. Рау в Москве (1921) были созданы кафедры сурдопедагогики  и логопедии, начавшие подготовку специалистов - сурдопедагогов и переподготовку педагогических кадров массовых школ для работы с глухими детьми.

В этот же период активно продолжали свою научно-практическую работу специалисты  старой школы: И.А. Васильев, Е.Ф. Заморенко, Н.М. Лаговский, С.С. Преображенский, Н.А. Рау и другие.

Реализуется идея обучения детей преддошкольного  возраста с нарушением слуха и  речи. В 1930 году Е.Ф. Рау организовала первое учреждение для воспитания детей  этой категории и начала разработку научно-теоретических основ дошкольного  обучения и воспитания.

В 1938 году на Всероссийском совещании  по вопросам обучения и воспитания глухих детей система чистого  устного метода была подвергнута  критике и утверждена новая программа  школы глухих, предусматривавшая  расширение общеобразовательных знаний. Было положено начало формирование новой  системы обучения глухих, широко стала  использоваться письменная и дактильная формы речи.

Во время Великой Отечественной  войны научно-практическая деятельность сурдопедагогов продолжилась: была составлена и внедрена в практику школ глухих новая программа по русскому языку, проводились исследования по использованию  письменной речи. Сурдопедагоги работали над восстановлением словесной  речи (устной и письменной), исправлением артикуляции и компенсации потерянного  слуха у раненых и контуженных  посредствам чтения с губ. (Е.Ф.Рау, Ф.А.Рау, М.А. Томилова, М. Е. Хватцев и  другие).

В 1950-е годы была разработана научно обоснованная педагогическая классификация  детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис), которая позволила выделить два  типа школ: школа для глухих ( ранооглохших ) и школа для слабослышащих  и позднооглохших детей с двумя  отделениями. В эти годы была создана  система обучения языку (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Коморова), изучались особенности письменной речи слабослышащих (А.М. Гольдберг, Л.Е. Фингерман, К.И. Туджанова) и особенности  обучения детей с недостатками слуха  чтению и литературе (М.И. Никитина). Выявлению своеобразия развития познавательной деятельности слабослышащих  посвятили свои исследования Л.И. Тигранова, В.А. Синяк.

В 1960-е годы особый вклад в обоснование  медицинской классификации глухих и слабослышащих и исследование слуховой функции в детском возрасте внес Л.В Нейман. Важным этапом в  развитии сурдопедагогики явилась  разработка и внедрение новой  системы обучения глухих детей языку  на основе принципа формирования речевого общения (С.А. Зыков). В разработанной  им системе обучение языку связывается  с организованной деятельностью  детей, а в качестве исходного  вида речи используется дактиология.

В то же время Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной на основе экспериментальных исследований был создан концентрический аналитико-синтетический  полисенсорный метод обучения глухих устной речи (произношению). Он функционирует на основе временного использования сокращенной системы фонем: на первых годах обучения допускается замена одних звуков другими, сходными по артикуляции, вследствие чего происходит постепенный переход от приближенного произношения слов к более точному, с использованием в качестве вспомогательного средства дактиологии.

В этот период в исследованиях под  руководством Ф.Ф. Рау и В.И. Бельтюкова изучались вопросы обучения чтения с губ. Р.М.Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау и другие ученые разрабатывали  вопросы развития и использования  зрительного и слухового восприятия фонем глухими и слабослышащими детьми в процессе обучения.

Постановление Совете министров СССР 1960 года определило основные положения  работы специальных школ: был установлен двенадцати летний срок обучения, в  течение которого глухие и слабослышащие  второго отделения школы слабослышащих  и позднооглохших получали неполное среднее образование (в объеме восьмилетней общеобразовательной школы). Учащиеся первого отделения школы слабослышащих  получили такое же образование за десятилетний срок.

Повышению качества учебно -воспитательного  процесса способствовало разработанная  Б.Д. Корсунской (1963) система обучения глухих и слабослышащих дошкольников, обеспечивающая преемственную связь  между дошкольной подготовкой и  школой.

1970-е года характеризуются созданием  под руководством С.А. Зыкова  новой дидактической системы  обучения глухих в начальных  классах на основе широкого  использования предметно-практической  деятельности для формирования  у них так называемых житейских  понятий, развития речи как  средства общения, трудовых умений  и навыков.

В А.И. Дьячкова, А.П. Гозовой, Л.А. Новоселова и другие была установлена тесная связь между трудовым обучением  и усвоением учащимися общеобразовательных  знаний.

В исследованиях сурдопсихологов  Т.В. Розановой, И.Н. Соловьева, Ж.И. Шиф  получило дальнейшее обоснование система  обучения глухих, которая основывалась на теоретической концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии и компенсации дефекта  у аномальных детей.

Совершенствованию дошкольного обучения и воспитания глухих и слабослышащих  детей были посвящены исследования Э.И. Леонгарда, Л.П. Носковой, А.Д. Салаховой, раскрывшие новые подходы к организации  работы с дошкольниками по развитию речи и формированию речевого слуха. Результаты исследований активно использовались на практике, расширилась сеть специальных дошкольных учреждений, усилилась преемственность программ дошкольного и школьного обучения.

Повышению уровня учебно-воспитательного  процесса в школах для глухих и  слабослышащих детей содействовали  исследования в области сурдопсихологии. Работы И.М. Соловьёва, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф, Н.Б. Яшковой, Л.И. Тиграновой, Т.А. Григорьевой  и другие по изучению закономерностей  и особенностей развития детей с  недостатками слуха дополнили новыми данными учение Л.С. Выготского о  путях компенсации дефекта у  ребёнка с нарушенной слуховой функцией.

С учётом результатов исследований учёных утверждаются новые программы: в 1972, 1984, 1988 года для школ глухих, в 1974, 1986 года - для школ слабослышащих, которые  максимально приближаются к программам массовых школ с учётом особенностей развития детей с нарушениями  слуха.

На страницах журналов «Вопросы дефектологии», «Специальная школа», «Дефектология» были сформулированы основные принципы и научные основы отечественной  сурдопедагогики.

В связи с развитием науки  и техники в рассматриваемый  период в практике специальных школ стали широко использоваться технические  средства обучения, что способствовало компенсации и коррекции недостатков  развития детей с нарушениями  слуха.

Постановление Совета министров СССР 1975 года «По дальнейшему улучшению  обучения, трудоустройства и обслуживания лиц с дефектами умственного  и физического развития» определило систему мер, направленных на совершенствование  учебно-воспитательного процесса в  специальных школах для детей  с нарушением слуха. Оно сыграла  решающую роль в организации компенсаторно-коррекционной  работы в специальных школах для  глухих и слабослышащих детей, и  в конце 1970-х годах была проведена  организационно-методическая работа по созданию системы развития слухового  восприятия у детей с нарушенным слухом (Р.М. Боскис, В.И. Бельтюков, Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау), где развитие и использование  слухового восприятия рассматривались  как компоненты формирования словесной  речи глухого ребёнка в ходе всего  учебно- воспитательного процесса на основе использования различных  типов звукоусиливающей аппаратуры.

В этот период были созданы коррекционно-развивающая  система общего обучения детей с  нарушениями слуха и коммуникативно-деятельностная система обучения глухих языку.

Дальнейшее развитие коррекционно-развивающей  системы обучения глухих детей на основе личностно-деятельностного  подхода с позиции непрерывного образования содействуют созданию новых методических подходов к решению  проблемы социальной адаптации и  реабилитации лиц с нарушениями  слуха (Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва, Е.Г. Речицкая и другие).

По результатам дальнейших исследований разработаны новые программы  специальных школ глухих (1997; 2003 года), которые предусматривают получение  глухими детьми основного уровня образования за 10 лет обучения при  уменьшенной наполняемости классов, эффективной организации работы по развитию речи и мышления учащихся, создании слухоречевой среды, увеличении информативной насыщенности учебного процесса за счёт личностно ориентированного подхода, на основе широкого использования  остаточного слуха.

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан