Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.
Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45
Продолжала развиваться и
В этот период начали издаваться первые переводные и отечественные методические пособия и учебники. В 1898 году в Санкт- Петербурге было создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых, которое начало активно действовать: были открыты новые училища, школы, приюты, хутора и богадельни для глухонемых; в состав Попечительства вошли ранее открытые школы; были организованы курсы для подготовки учителей глухонемых; издавался учебно-методический журнал «Вестник Попечительства...»
Представители петербургской школы
предложили разработку методики обучения
глухих. Александр Федорович
В 1860 году в Москве глухой художник Иван Карлович Арнольд (1805- 1891) открыл училище, которое в последствии стало Московским городским Арнольдо- Третьяковским училищем глухонемых. Поначалу обучение в нем вели преимущественно глухие учителя. С приходом в училище в 1896 году Ф.А. Рау (1868- 1957) исходным средством обучения стала устная речь, педагоги применяли дифференцированный подход к детям с недостатками слуха. Училище стало всероссийским опытным методическим центром.
В 1900 году в Москве Федор Андреевич Рау и Наталья Александровна Рау (1870-1947)организовали первый в России и Европе детский сад для глухонемых, где велась целенаправленная работа над формированием устной речи у глухих детей.
В 1895- 1896, 1903 и 1910 года проходили съезды русских сурдопедагогов, на которых обсуждались насущные проблемы теории и практики обучения глухих детей.
К началу XX века была создана русская система обучения детей с нарушением слуха, которая ставила задачу развития природных задатков глухого. Содержание обучения глухих сближалось с обучением слышащих: уделялось внимание физическому, умственному, нравственному и трудовому воспитанию. Наиболее полной и методически разработанной была программа обучения глухих русскому языку, которая составлялась под влиянием идеи К.Д. Ушинского и включала три ступени.
В содержание обучения большинства школ были включены следующие специальные предметы: чтение с лица; произношение; развитие слухового восприятия.
В начале 1917 года на Первом съезде учителей
глухих его участниками был поставлен
вопрос о принятии училищ глухих в
ведение Министерства народного
просвещения. На основании постановления
Совнаркома 1919 году обучение глухих детей
и взрослых стало государственным,
все существовавшие учреждения для
глухих были включены в систему народного
образования. В 1920 году Первый Всероссийский
съезд по борьбе с детской дефективностью,
преступностью и
В 1920-1930-е годы постановлением правительства были определены типы учебных учреждений для детей с недостатками слуха, расширена сеть этих учреждений, введено всеобщее начальное образование глухих, созданы единые программы для специальной школы глухих.
В 1926 году было создано Всероссийское общество глухих- общественная организация , объединяющая глухих для решения их проблем. Начали издаваться журналы «Жизнь глухих», затем «В едином строю», газеты «Жизнь глухонемых», «Маяк» и др.
Углублялась разработка научных основ
системы обучения и воспитания лиц
с нарушениями слуха. В 1920 году в
Петрограде был организован
Наряду с возникновением научно-практических
институтов Д.В. Фельдбергом в Петрограде
(1918) и Ф.А. Рау в Москве (1921) были
созданы кафедры
В этот же период активно продолжали свою научно-практическую работу специалисты старой школы: И.А. Васильев, Е.Ф. Заморенко, Н.М. Лаговский, С.С. Преображенский, Н.А. Рау и другие.
Реализуется идея обучения детей преддошкольного
возраста с нарушением слуха и
речи. В 1930 году Е.Ф. Рау организовала
первое учреждение для воспитания детей
этой категории и начала разработку
научно-теоретических основ
В 1938 году на Всероссийском совещании по вопросам обучения и воспитания глухих детей система чистого устного метода была подвергнута критике и утверждена новая программа школы глухих, предусматривавшая расширение общеобразовательных знаний. Было положено начало формирование новой системы обучения глухих, широко стала использоваться письменная и дактильная формы речи.
Во время Великой
В 1950-е годы была разработана научно
обоснованная педагогическая классификация
детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис),
которая позволила выделить два
типа школ: школа для глухих ( ранооглохших
) и школа для слабослышащих
и позднооглохших детей с двумя
отделениями. В эти годы была создана
система обучения языку (Р.М. Боскис,
А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Коморова),
изучались особенности
В 1960-е годы особый вклад в обоснование
медицинской классификации
В то
же время Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной
на основе экспериментальных исследований
был создан концентрический аналитико-
В этот период в исследованиях под
руководством Ф.Ф. Рау и В.И. Бельтюкова
изучались вопросы обучения чтения
с губ. Р.М.Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Нейман,
Ф.Ф. Рау и другие ученые разрабатывали
вопросы развития и использования
зрительного и слухового
Постановление Совете министров СССР
1960 года определило основные положения
работы специальных школ: был установлен
двенадцати летний срок обучения, в
течение которого глухие и слабослышащие
второго отделения школы
Повышению качества учебно -воспитательного процесса способствовало разработанная Б.Д. Корсунской (1963) система обучения глухих и слабослышащих дошкольников, обеспечивающая преемственную связь между дошкольной подготовкой и школой.
1970-е года характеризуются
В А.И. Дьячкова, А.П. Гозовой, Л.А. Новоселова
и другие была установлена тесная
связь между трудовым обучением
и усвоением учащимися
В исследованиях сурдопсихологов Т.В. Розановой, И.Н. Соловьева, Ж.И. Шиф получило дальнейшее обоснование система обучения глухих, которая основывалась на теоретической концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии и компенсации дефекта у аномальных детей.
Совершенствованию дошкольного обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей были посвящены исследования Э.И. Леонгарда, Л.П. Носковой, А.Д. Салаховой, раскрывшие новые подходы к организации работы с дошкольниками по развитию речи и формированию речевого слуха. Результаты исследований активно использовались на практике, расширилась сеть специальных дошкольных учреждений, усилилась преемственность программ дошкольного и школьного обучения.
Повышению уровня учебно-воспитательного
процесса в школах для глухих и
слабослышащих детей
С учётом результатов исследований учёных утверждаются новые программы: в 1972, 1984, 1988 года для школ глухих, в 1974, 1986 года - для школ слабослышащих, которые максимально приближаются к программам массовых школ с учётом особенностей развития детей с нарушениями слуха.
На страницах журналов «Вопросы дефектологии», «Специальная школа», «Дефектология» были сформулированы основные принципы и научные основы отечественной сурдопедагогики.
В связи с развитием науки
и техники в рассматриваемый
период в практике специальных школ
стали широко использоваться технические
средства обучения, что способствовало
компенсации и коррекции
Постановление Совета министров СССР
1975 года «По дальнейшему улучшению
обучения, трудоустройства и обслуживания
лиц с дефектами умственного
и физического развития»
В этот период были созданы коррекционно-
Дальнейшее развитие коррекционно-развивающей
системы обучения глухих детей на
основе личностно-деятельностного
подхода с позиции непрерывного
образования содействуют
По результатам дальнейших исследований
разработаны новые программы
специальных школ глухих (1997; 2003 года),
которые предусматривают