Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.

Содержание работы

Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

готовая к1.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)
  1. образование, соответствующее государственному общеобразовательному стандарту для детей с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, уровень познавательных возможностей которых соответствует возрастным нормам;
  2. образование, осуществляемое по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам, адаптированным к индивидуальным возможностям учащихся с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, задержкой психического развития, уровень познавательных возможностей которых ниже возрастной нормы;
  3. образование, осуществляемое по специальным программам школы для детей с интеллектуальными нарушениями и индивидуальным программам (для детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями).

Качество и доступность специальных  образовательных услуг детям  с ограниченными возможностями  обеспечивается оказанием комплексной  системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки: малой  наполняемостью класса от 8 до 12 человек; созданием щадящего охранительного педагогического режима; проведением  специальных психолого-педагогических, индивидуальных и групповых занятий  специальными педагогами;

использованием специальных учебников, учебно-методических комплексов; обеспечением специальными техническими и компенсаторными  средствами обучения.

Обеспечение качества образования  детей с ограниченными возможностями  в развитии зависит от развитой учебно-материальной и технической базы школ.

В настоящее время коррекционные  организации образования для  детей с нарушениями зрения обеспечены на 60% читающими машинами, тифлокомплексами (мультимедийный компьютерный класс: персональный компьютер с модемом и возможностью подключения к сети, брайлевский  дисплей с программным обеспечением экранного доступа и увеличения экрана); для детей с нарушениями  слуха - 56% беспроводными и проводными учебными классами, сенсорными и мягкими  комнатами, развивающими играми - 30 % вспомогательных школ.

Доступ к информационной сети по республике составляет 33,4 коррекционных  организаций образования, в среднем  на 1 компьютер приходится 21,8 учащихся из числа детей с ограниченными  возможностями.

К сожалению, специальным оборудованием  не обеспечены детские сады, спецшколы  для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, специальные  классы при общеобразовательных  школах, психолого-медико- педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, логопедические пункты.

В целях улучшения и повышения  качества образования детей данной категории в рамках Государственной  программы развития образования  на 2005- 2010 на 2 этапе предусмотрено:

доукомплектование коррекционных  организаций недостающим специальным  оборудованием и обеспечение  их необходимым согласно утвержденным Нормативам минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому  оснащению и обеспечению организаций  образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями  в развитии» из средств местного бюджета;

внедрение современных мультимедийных обучающих систем в специальные  коррекционные организации образования  в рамках программы «Информатизация  системы образования», что будет  способствовать информационному обеспечению  специального образования в виде качественных программ и программных  комплексов, предназначенных для  обучения и воспитания детей с  ограниченными возможностями в  развитии.

Третье направление - развитие интегрированного инклюзивного образования.

Перспективой развития системы  социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными  возможностями в развитии на ближайшие  годы является реализация идей и принципов  интегрированного (инклюзивного) образования. Средствами выступают не изоляция детей  и создание устойчивого представления  о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей  с ограниченными возможностями  в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации  их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.

К примеру, в школах для детей  с интеллектуальной недостаточностью Восточно-Казахстанской, городов Алматы и Астаны открыты специальные  классы для детей с умеренной  и тяжелой степенью умственной отсталости, которые ранее считались необучаемыми и были лишены возможности общения  со сверстниками и получения образования (содержались в детских домах- интернатах системы социальной защиты населения и воспитывались дома).

В реабилитационных центрах, коррекционных  школах и детских садах также  открыты экспериментальные группы и классы для детей с выраженными  расстройствами эмоционально-волевой  сферы и поведения, со сложными комбинированными и иными нарушениями развития, появились разные интеграционные формы  обучения: классы для учащихся со сниженным  слухом, интеллектом в общеобразовательной  школе, группы для детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата в  обычном детском саду.

Учащиеся, преодолевшие тяжелые нарушения  речи в условиях специальной школы, успешно интегрируются в массовый образовательный процесс, продолжая  получать логопедическую помощь до того момента, пока они в ней нуждаются. Только благодаря такой поддержке  дети с речевым недоразвитием  способны осваивать общеобязательный стандарт образования, обучаясь рядом  со сверстниками без речевой патологии. Такой опыт имеют Костанайская, Восточно-Казахстанская  области, город Алматы, где организовано обучение детей с детским аутизмом.

Сегодня оптимальным вариантом  является сохранение и совершенствование  существующей сети коррекционных организаций  образования с параллельным развитием  интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации  выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных  школ, консультативной и психолого- педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.

На базе вспомогательных школ городов  Актобе и Уральска открыты ресурсный (консультативный) центр для педагогов  массовых школ, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями.

Во всех коррекционных школах организованы и действуют школьные психолого-медико-педагогические консилиумы.

Процесс внедрения инклюзивного образования  носит комплексный характер и  предусматривает участие в нем  государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и  организаций образования, неправительственных  организаций.

На начальном этапе процесса внедрения инклюзивного образования  должна быть предусмотрена гармонизация нормативно-правовых актов в области  специального и общего образования.

 

1.2. 1918-2001 года - открытие высших школ в Казахстане.

 

Появление в Казахстане высшей школы  принято отсчитывать с приходом советской власти. До нее система  образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ.

Одно из неоспоримых достижений советского режима - развитие системы  образования и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются "Декларация о  единой трудовой школе" и "Положение  о единой трудовой школе", в которых  отражались основные принципы советской  образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и  девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы  делились на две ступени - первую, для  детей 8-13 лет, и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских  школ в советские. К концу гражданской  войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако основная часть  школ работала в неприспособленных  помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы- коммуны и школы-интернаты. В 1923 году было уже 2025 школ со 128 ООО учащихся, а в 1925 году - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время, количественнщй рост школ в сложной экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 году только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. В 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 году обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 году в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

Одним из важнейших компонентов  системы образования в 20-30-е годы XX века была ликвидация неграмотности  среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, руководившая всей работой по организации  пунктов, где взрослое население  овладевало азбучной грамотой.

С 1921 по 1927 годы в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 году - 150 тыс., а в 1930 году - около 500 тыс. человек.

В 20-х-30-х гг. проводилась большая  работа по методическому обеспечению  школ. В 1921 году в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "Оку  куралы" и "Тш куралы" А. Байтурсын  и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для  создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные  представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских  школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

Тяжелый удар по системе образования  нанес переход казахского языка  в 1929 году с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного  наследия веков, зафиксированных в  книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 году арабица  позволяла казахам читать любые  тюркоязычные издания, в т.ч., и выходившие за рубежом, что считалось политически  вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим  читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском  высшем педагогическом институте был  образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен  в Алма-Ату и преобразован в  Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 году получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934 году в  столице состоялось открытие двух новых  вузов - Горно-металлургического института  и Казахского государственного университета им. С. Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931 году в Алма- Ате открывается  первый в республике медицинский  институт. Открываются педагогические и учительские институты в  Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться  система заочного обучения.

Безусловно, что для поступательного  развития наука и высшее образование  должны идти "нога в ногу". Именно поэтому, в годы гражданской войны  и послевоенное время, начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно- исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались, преимущественно, прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919 году - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно- географическую секции. В 1920 году отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем, к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать, будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 году в Общество входили 84 ученых.

Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20-Х-30- х гг., начала давать свои результаты. По переписи 1939 года, среди населения Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 году в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.

Продолжалось развитие высшего  образования. В 1936 году были приняты  постановления, упорядочившие порядок  поступления в вузы, вводившие  единое учебно-методическое руководство. В 1938 году при КазГУ была открыта  первая в Казахстане аспирантура.

В годы войны количество вузов республики увеличилось. В 1943 году был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 году -

Чимкентский технологический институт строительных материалов, в 1944 году - Консерватория  и Женский педагогический институт в Алма-Ате. В послевоенное время  появились Карагандинский медицинский (1950), Семипалатинский зооветеринарный (1951), Карагандинский горный институт (1953). Научно-педагогические кадры этих вузов  комплектовались как за счет эвакуированных, так и репрессированных ученых и  педагогов.

Информация о работе Становление и развитие системы специального обучения детей с недостатками слуха и зрения Республики Казахстан