Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа
Вместе с тем, в Казахские сложилась система трудового обучения аномальных детей, обеспечивающая в основном непрерывную профессионально-трудовую подготовку контингента специальных школ, но которая, однако, не в полной мере удовлетворяет потребностям современного производства, как в отношении профилей трудовой подготовки школьников, так и их квалификационного уровня. Положительное решение вопросов социальной и трудовой адаптации лиц с дефектами умственного и физического развития возможно лить при условии повышения качества трудового обучения, что, в свою очередь, требует детального изучения состояния трудовой подготовки аномальных детей с момента появления в республике специальных учебно- воспитательных учреждений с целью выявления позитивного опыте, установления трудностей, определения путей их преодоления. Но до настоящего времени ни один из аспектов, связанных с историей или современными проблемами этих учреждений (их в Казахстане более 100) не был предметом специального исследования.
Введение 3
История развития специального обучения детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан
Специальное и инклюзивное образование в Республики
Казахстан 5
1918-2001 года - открытие высших школ в
Казахстане 10
Кустанайская школа-интернат для глухих
детей 16
Развитие специальных учреждений в СССР
20-30-е годы зарождения всех специальных
учреждений 19
История развития тифлопедагогики в странах
СССР 32
История развития сурдопедагогики в странах СССР …………..35
Заключение 43
Список литературы 45
Качество и доступность
использованием специальных
Обеспечение качества образования
детей с ограниченными
В настоящее время коррекционные
организации образования для
детей с нарушениями зрения обеспечены
на 60% читающими машинами, тифлокомплексами
(мультимедийный компьютерный класс: персональный
компьютер с модемом и
Доступ к информационной сети по республике составляет 33,4 коррекционных организаций образования, в среднем на 1 компьютер приходится 21,8 учащихся из числа детей с ограниченными возможностями.
К сожалению, специальным оборудованием не обеспечены детские сады, спецшколы для детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, специальные классы при общеобразовательных школах, психолого-медико- педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, логопедические пункты.
В целях улучшения и повышения качества образования детей данной категории в рамках Государственной программы развития образования на 2005- 2010 на 2 этапе предусмотрено:
доукомплектование коррекционных
организаций недостающим
внедрение современных мультимедийных
обучающих систем в специальные
коррекционные организации
Третье направление - развитие интегрированного инклюзивного образования.
Перспективой развития системы
социальной и медико-педагогической
поддержки детей с
К примеру, в школах для детей
с интеллектуальной недостаточностью
Восточно-Казахстанской, городов Алматы
и Астаны открыты специальные
классы для детей с умеренной
и тяжелой степенью умственной отсталости,
которые ранее считались
В реабилитационных центрах, коррекционных
школах и детских садах также
открыты экспериментальные
Учащиеся, преодолевшие тяжелые нарушения
речи в условиях специальной школы,
успешно интегрируются в
Сегодня оптимальным вариантом
является сохранение и совершенствование
существующей сети коррекционных организаций
образования с параллельным развитием
интегрированного (инклюзивного) образования.
При этом коррекционные организации
выполняют функции учебно-
На базе вспомогательных школ городов
Актобе и Уральска открыты ресурсный
(консультативный) центр для педагогов
массовых школ, осуществляющих обучение
детей с ограниченными
Во всех коррекционных школах организованы
и действуют школьные психолого-медико-
Процесс внедрения инклюзивного образования носит комплексный характер и предусматривает участие в нем государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и организаций образования, неправительственных организаций.
На начальном этапе процесса внедрения инклюзивного образования должна быть предусмотрена гармонизация нормативно-правовых актов в области специального и общего образования.
1.2. 1918-2001 года - открытие высших школ в Казахстане.
Появление в Казахстане высшей школы принято отсчитывать с приходом советской власти. До нее система образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ.
Одно из неоспоримых достижений советского режима - развитие системы образования и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых отражались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет, и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако основная часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы- коммуны и школы-интернаты. В 1923 году было уже 2025 школ со 128 ООО учащихся, а в 1925 году - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время, количественнщй рост школ в сложной экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 году только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. В 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 году обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 году в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы XX века была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.
С 1921 по 1927 годы в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 году - 150 тыс., а в 1930 году - около 500 тыс. человек.
В 20-х-30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 году в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "Оку куралы" и "Тш куралы" А. Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.
Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 году с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 году арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч., и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.
В годы Советской власти в Казахстане
начала развиваться система высших
учебных заведений. В 1926 году в Ташкентском
высшем педагогическом институте был
образован казахский факультет.
В 1928 году факультет был переведен
в Алма-Ату и преобразован в
Казахский государственный
Безусловно, что для поступательного развития наука и высшее образование должны идти "нога в ногу". Именно поэтому, в годы гражданской войны и послевоенное время, начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно- исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались, преимущественно, прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919 году - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно- географическую секции. В 1920 году отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем, к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать, будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 году в Общество входили 84 ученых.
Интенсивная работа по ликвидации неграмотности, проводившаяся в 20-Х-30- х гг., начала давать свои результаты. По переписи 1939 года, среди населения Казахстана было 76,3% грамотных. В 1940 году в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками. Педагогические кадры готовились в КазГУ, 13 педагогических и учительских институтах и 23 педагогических училищах. В годы войны республика приняла 149 детских учреждений и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских домов. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тыс. специалистов.
Продолжалось развитие высшего образования. В 1936 году были приняты постановления, упорядочившие порядок поступления в вузы, вводившие единое учебно-методическое руководство. В 1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.
В годы войны количество вузов республики увеличилось. В 1943 году был открыт педагогический институт иностранных языков, в 1943 году -
Чимкентский технологический институт
строительных материалов, в 1944 году - Консерватория
и Женский педагогический институт
в Алма-Ате. В послевоенное время
появились Карагандинский медицинский
(1950), Семипалатинский