Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:43, дипломная работа
В регионах России развитие двуязычия имеет совершенно разное значение; в зависимости от множества факторов каждый регион отличается собственной спецификой, содержанием, уровнем развития, сложившейся практикой и культурой двуязычия, а также степенью межцивилизационного взаимодействия и языковых контактов. Исключительную важность и актуальность эта проблема имеет в условиях Республики Карачаево-Черкессия, где черкесско(адыгско)-русские корреляции особо продуктивны для теоретизации билингвизма. Следует отметить, что в связи с миграционными процессами в постсоветском пространстве в Карачаево-Черкесской республике осело и проживает около тридцати национальностей. Понятно, что в подобной ситуации языковые контакты не только неминуемы, но в практическом плане и просто необходимы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с билингвизмом
1.1 Концептуальные основы изучения билингвизма
1.1.1 Краткая история изучения билингвизма
1.1.2 Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
1.1.3 Виды билингвизма
1.2 Онтогенез речи в условиях билингвизма
1.3 Развитие лексики в онтогенезе
1.4 Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования
Глава 2. Исследование лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
2.1 Цель, задачи, методы,теоретические основы и организация исследования
2.2 Характеристика детей экспериментальной группы
2.3 Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Глава 3. Особенности нарушений формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом (анализ экспериментальных данных)
3.1 Особенности состояния пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
3.2 Состояние объема и качества активного словаря
3.3 Особенности распознавания общих категориальных значений активного словаря
3.4 Особенности распознавания семантически близких значений активного словаря
3.5 Особенности распознавания семантически далеких значений активного словаря
3.6 Особенности состояния словаря синонимов
3.7 Особенности состояния словаря антонимов
Обобщение результатов констатирующего исследования
Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по коррекции нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
4.1 Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
4.2 Содержание логопедической работы
Заключение
Список литературы
Правильной раскладкой является: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д. Игра ведется до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.
Эта игра позволяет не только закреплять в речи детей обобщающие понятия, но и развивать мыслительные функции. В игре присутствует элемент соревнования, что позволяет детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок, что повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Такие игры как отгадывание загадок приносит большую пользу, потому что детям предлагается набор признаков, по которым они должны определить предмет. Мы предлагаем детям самим придумать или вспомнить свои загадки.
Игра в загадки
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование. Игрушки.
Описание игры. Перед детьми
на стол выкладывается несколько
игрушек: лягушка, петух, козел и
т.п., и выразительно зачитывается стишок-загадка.
Отгадывание загадок можно
- Выпуча глаза сидит,
По-чудному говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- На голове красный гребешок,
Под клювом красная бородка,
На хвосте узоры,
На ногах шпоры. (Петух)
- Идет мохнатый, идет бородатый,
Рогами помахивает, бородой потряхивает,
Копытами постукивает. (Козел)
- Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.(Звезды)
-Скатерть бела, все поле одела. (Снег)
- Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Игра: Кто это? Что это?
Цель игры: познакомить детей с понятием "слово", обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорим детям, что: "Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: "Что это?"". Показываем разные предметы, например: книга, стол и т.д. "Как можно спросить про эти предметы?" - "Что это?". Далее спрашиваем: "А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?" и показываем на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и спрашиваем у детей: "Как можно спросить? (Кто это?)" Называем разные предметы, а дети ставят вопрос "Кто?". Таким образом, мы постепенно подводим детей к понятиям "живой - неживой".
Далее предполагается пригласить девочку, рядом поставить куклу и обращаться к детям с вопросом: "Чем отличается Наташа от куклы?". Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла – игрушка, неживая. Далее сравнивают игрушку – медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом, выясняют, что медведь – игрушка неживая, а картинка изображает живого медведя. Подводят итог, что все слова, обозначающие неживые предметы отвечают на вопрос "что?", а слова обозначающие живые предметы – "Кто?".
Игра. "Разное значение"
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей, учить находить слова, которые звучат одинаково, умение объяснять значение похожих слов.
Ход игры. Сначала мы предлагаем детям ответить на вопросы: "У кого?", "У чего?", нужно будет определить к каким предметам используются слова, например, ручка – у человека, у двери, у сумки, у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее мы читаем стихотворение, детям предлагаем внимательно слушать, найти слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмарева)
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)
Продолжая работу над словом,
выделяя и называя свойства, признаки
предмета, называя действия, которые
может совершать тот или иной
предмет, логопед, сами дети мы стимулируем
употребление (и формирование) слов
различных лексико-
2 этап. Работа над прилагательными.
Игровые приемы, которые предлагаются детям направлены на закрепление понятий "цвет", "форма", "размер", "вкус". Главная задача на этом этапе обучение детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляем на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. На индивидуальных занятиях с помощью игр "Опиши овощи и фрукты", "Опиши животное", "Угадай, какие это фрукты" и т.п. можно отработать навыки использования прилагательных, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Эти игры и такие игры как, "Кто первый узнает?", "Кто скорее соберет игрушки?", "Что такого же цвета?", "Овощи", "Угадай, что это?", "Найди 2 слова неприятеля" и др. также включаются нами во фронтальные занятия. Детям на эти занятия предлагается приносить свои любимые игрушки, описывать их, отгадывать загадки.
Приведем пример занятия по теме "Слово".
Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.
Оборудование. Предметные картинки, лимон, разные игрушки.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
2. Различение слов, обозначающих предмет.
Мы предлагаем детям назвать по одному слову, к которому можно задать вопрос: а) Кто это? б) Что это? на столе вперемешку разложены картинки (девочка, стол, кошка, бабочка и т.п.)
3. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.
Предлагаем детям рассмотреть лимон, поставить вопрос к слову "лимон (какой?)" и ответить на него (желтый, кислый, душистый, овальный, большой, кислый…)
Логопед. Мы услышали много разных слов и к этим словам можно поставить вопрос, какой? А теперь посчитайте, сколько я скажу слов.
- Большой, новый (два слова) Какое первое слово? (Большой.) Какое второе слово? (Новый.) (дом - картинка)
Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос: какой?
Логопед указывает на мишку и спрашивает: какой? (маленький, плюшевый, красивый, новый).
Далее отрабатываются прилагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая? какое?
Игра "Подбери картинки"
Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Логопед читает слова, дети подбирают соответствующие картинки;
- Высокий, тонкий, пятнистый …(жираф)
- Лохматый, косолапый … (медведь)
- Голодный, серый, злой … (волк)
- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)
- Хищный, сильный, полосатый …(тигр)
- Серый, колючий … (еж)
- Яркое, теплое … (солнце)
В этой игре мы не только закрепляем усвоение прилагательных, но и отгадываем загадки, а также развиваем мыслительные процессы.
Игра "Найди 2 слова – "неприятеля"".
Цель. Практическое усвоение слов – антонимов.
Оборудование. Карточки с напечатанными словами, карандаши.
Ход игры. Мы предлагаем детям, выбрать из 3 слов 2 слова – "неприятеля", ненужное слово надо зачеркнуть, объясняя при этом, почему?
- Друг, печаль, враг.
- Высокий, большой, низкий.
- Ночь, сутки, день.
- Длинный, большой, короткий.
- Большой, низкий, маленький.
- Белый, длинный, черный.
- Тяжелый, длинный, легкий.
- Короткий, маленький, длинный.
- Хороший, светлый, плохой.
3 этап. Расширение словаря
посредством глагольной
Работая над практическим
усвоением глаголов в речи детей,
на подгрупповых занятиях при помощи
таких игр, как "Скучно, скучно…",
"Руки в стороны", "Вспомни
и расскажи", мы отрабатываем такие
задачи – развитие слухового внимания,
благодаря этим играм мы учим детей
слышать в речи логопеда слова, обозначающие
действие, а также дети сами выполняют
определенные действия. Игры дают возможность
расширить пассивный и активный
глагольный словарь детей, соотнести
действие со словом, проследить последовательность
действий и обозначить их словами. Игра:
"Кто быстрее принесет картинку?"
- предполагает варианты систематизации
глагольного словаря. Игры: "Кто
как передвигается?", "Поймай -
скажи", "Зарядка", "Спал - спала"
- помогают детям правильно использовать
в речи глаголы настоящего, будущего,
прошедшего времени. Игры: "А ты что
любишь?", "Кто интереснее придумает?"
- эти игры учат детей спрягать глаголы
и составлять предложения по заданному
глаголу. Все эти игры учат детей
оперировать значением
Некоторые примеры:
Игра. "Поймай - скажи".
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.
Образец: Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.Образец: Врач – лечит; художник – рисует;
– варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.
Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.
Образец: Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает;
Игра. "Как кто передвигается?".
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Показываем изображения животных, птиц, насекомых и спрашиваем у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.
- "Кто как ест"
Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.
- "Кто как голос подает"
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает. Это занятие вызвало особый интерес, дети активно и живо подражали голосам животных.
- Задание: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: "Что делает?", "Что делают?" по теме "Весна".
Солнце (что делает?) .., птицы…,
Снег.., трава..,
Сосульки.., деревья..,
Почки.., дети…
- Задание: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы:
"Кто?", "Что?" по теме "Весна".
Тает (что?).., зеленеет..,
Бегут.., прилетают..,
Распускаются.., появляются…
4 этап. Работа по обогащению словаря за счет местоимений, числительных, наречий.
Продолжая работу, мы используем такие игры, в ходе которых у детей закрепляются первичные числовые представления "один" и "много"; учим детей порядковому счету на конкретном материале и закрепляем названия количественных числительных в пределах 10, используем прямой и обратный счет. В этих играх, кроме основной цели – упражнения в счете, формируется понятия ряда (ряд кубиков, звуковой ряд). Пересчитывая предметы, дети усваивают понятие "первый", т.е. стоящий в начале ряда, и "последний", т.е. стоящий в конце ряда. В основе всего языкового развития лежит предметная деятельность ребенка, поэтому реальные изменения в предметном мире, выраженные изменением количества (числа) предметов мы соотносим со словосочетаниями, отражающими эти изменения ("один карандаш", "два карандаша" и т.д.). Игры: "Один - много", "Стук-стук", "Сколько предметов?", "Волшебный мешочек", "Что нам прислала почта?" – эти игры помогают детям использовать в речи количественные числительные, учат правильному согласованию количественных числительных в пределах 10 с существительными.
В таких играх, как "Я - мы",
"Домик" и др. на индивидуальных
занятиях и на подгрупповых учим детей
согласовывать местоимения с
глаголами, правильному употреблению
местоимений и предлогов в
речи. Игры "Слушай команду", "Холодно
- жарко", "Когда это бывает?",
"Что справа?", "Найди игрушку",
" Куда пойдешь?", "Найди флажок"
помогают детям понимать и правильно
использовать наречия в речи. В
этих играх не только закрепляется
правильное употребление местоимений
и наречий, но и закрепляются понятия
о расположении частей своего тела
(правая рука, левая рука и т.д.) и
направления собственных
Приведем некоторые примеры игр:
Игра. "Холодно - жарко".Цель:
обогащать словарь детей
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с противоположным значением, например: "холодно - жарко", "быстро - медленно", "тихо - громко". Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.
Игра. "Домик".
Цель: учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.
Оборудование. Стульчики по количеству играющих детей.
Описание игры. Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – "домик". Педагог по очереди задает вопросы.
Вопрос. Кто сидит у окна?
Ответ. Я сижу около окна.
Вопрос. Где твой домик?
Ответ. Мой домик у двери. И т.д.
Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога "Бегите домой!" дети бегут к своим "домикам". Тот, кто безошибочно нашел свой "домик", считается победителем.
Подобную игру рекомендуется повторять несколько раз, каждый раз, меняя "домики" так, чтобы для указания местоположения "домиков" дети могли использовать разные предлоги.
Игра. "Найди флажок"
Цель. Учить детей правильно понимать и употреблять в речи наречия места.
Оборудование. Флажок.
Описание игры. Дети прячут флажок. Водящему указывают ориентиры и направление, например: "Дойди до двери, поверни направо", дойди до стола, поверни налево. Ищи!" Когда водящий найдет флажок, он рассказывает, где его нашел.
Информация о работе Технологии исследования и формирования лексики у детей с билингвизмом