Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:43, дипломная работа
В регионах России развитие двуязычия имеет совершенно разное значение; в зависимости от множества факторов каждый регион отличается собственной спецификой, содержанием, уровнем развития, сложившейся практикой и культурой двуязычия, а также степенью межцивилизационного взаимодействия и языковых контактов. Исключительную важность и актуальность эта проблема имеет в условиях Республики Карачаево-Черкессия, где черкесско(адыгско)-русские корреляции особо продуктивны для теоретизации билингвизма. Следует отметить, что в связи с миграционными процессами в постсоветском пространстве в Карачаево-Черкесской республике осело и проживает около тридцати национальностей. Понятно, что в подобной ситуации языковые контакты не только неминуемы, но в практическом плане и просто необходимы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с билингвизмом
1.1 Концептуальные основы изучения билингвизма
1.1.1 Краткая история изучения билингвизма
1.1.2 Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
1.1.3 Виды билингвизма
1.2 Онтогенез речи в условиях билингвизма
1.3 Развитие лексики в онтогенезе
1.4 Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования
Глава 2. Исследование лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
2.1 Цель, задачи, методы,теоретические основы и организация исследования
2.2 Характеристика детей экспериментальной группы
2.3 Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Глава 3. Особенности нарушений формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом (анализ экспериментальных данных)
3.1 Особенности состояния пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
3.2 Состояние объема и качества активного словаря
3.3 Особенности распознавания общих категориальных значений активного словаря
3.4 Особенности распознавания семантически близких значений активного словаря
3.5 Особенности распознавания семантически далеких значений активного словаря
3.6 Особенности состояния словаря синонимов
3.7 Особенности состояния словаря антонимов
Обобщение результатов констатирующего исследования
Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по коррекции нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
4.1 Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
4.2 Содержание логопедической работы
Заключение
Список литературы
Исследование состояния звукопроизношения показало, что:
- у 4 детей - полиморфное нарушение звукопроизношения в русской речи: ротацизм, ламбдацизм;
- у 10 детей – мономорфное нарушение звукопроизношения в русской речи: ламбдацизм.
И лишь у 1 ребенка состояние
звукопроизношения
2.3 Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Исследование объема и качества пассивного и активного словаря.
1. Исследование пассивного словаря.
Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря.
Процедура: Ребенку предлагается ряд картинок и следующая инструкция: "Из предложенных картинок найди и покажи ... ".
Материал: предметные и сюжетные картинки
Существительные.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен.
Дикие животные: волк, рысь, олень, кабан, еж, заяц, медведь, лиса.
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, соловей, ласточка.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка.
Инструменты: топор, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска.
Одежда: майка, штаны, плащ, юбка, кофта.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, сковорода, кастрюля. Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель.
Рыбы: щука, лещ.
Семья: бабушка, дедушка, мама, папа.
Транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, самолет.
Учебные принадлежности: портфель, тетрадь, ручка, карандаш.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, персик.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег.
Ягоды: клубника, малина, смородина, черника.
Прилагательные.
Величина: большой, средний, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Длина: длинный, короткий.
Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, оранжевый.
Сила: сильный, слабый.
Толщина: толстый, тонкий.
Форма: круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный. Ширина: широкий, узкий.
Глаголы: бегает, стоит, летает, сидит, идет, едет, играет, рубит, стирает, причесывается, варит, ест, подметает, гладит, шьет, моет, рисует, копает, пилит.
Оценка результатов:
4 балла - знает от 148 - до 185 слов
3 балла - знает от 110 - до 147 слов
2 балла - знает от 72 - до 109 слов
1 балл - знает от 34 - до 71 слова
0 баллов - меньше 33 слов или
отказывается от выполнения
2. Исследование активного словаря.
Цель: Исследовать объем и качество активного словаря.
Процедура: Логопед даёт ребенку инструкцию: "Я буду показывать картинки, а ты их правильно называй".
Материал: предметные и сюжетные картинки
Существительные.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: утро, день, вечер, ночь.
Головные уборы: платок, шапка.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен.
Дикие животные: волк, рысь, лось, олень, кабан, еж, заяц.
Дикие птицы: грач, голубь, сорока, ворона, сова.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Домашние птицы: курица, индюк, гусь.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка.
Инструменты: топор, пила, игла, молоток, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, пчела, муха, бабочка, комар, муравей.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа.
Одежда: майка, штаны, плащ, юбка, кофта.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, блюдце, чайник, сковорода, кастрюля.
Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель.
Рыбы: щука, лещ, окунь.
Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра.
Средства транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, метро. Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан, астра.
Части головы: лоб, брови, глаза, ресницы, рот.
Части ноги: бедро, колено.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти.
Части тела: голова, ноги, туловище, шея.
Части туловища: грудь, живот, спина.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, дождь, снег.
Ягоды: клубника, малина, клюква, смородина.
Прилагательные.
Величина: большой, средний, маленький.
Вес: тяжелый, легкий.
Вкусовые ощущения: кислый, сладкий, горький.
Высота: высокий, низкий.
Длина: длинный, короткий.
Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, оранжевый.
Сила: сильный, слабый.
Тактильные ощущения: гладкий, колючий.
Температура: горячий, холодный.
Толщина: толстый, тонкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный. Ширина: широкий, узкий.
Глаголы: прыгает, бегает, стоит, летает, сидит, идет, едет, играет, рубит, стирает, причесывается, варит, ест, подметает, гладит, шьет, чистит, катается, одевается, моет, рисует, копает, пилит, режет.
Наречия. Холодно, жарко, высоко, низко, далеко, близко, хорошо, плохо. Оценка результатов:
4 балла - знает и называет от 176 - до 220 слов
3 балла - знает и называет от 131 - до 175 слов
2 балла - знает и называет от 86 - до 130 слов
1 балл - знает и называет от 42 - до 85 слов
0баллов - знает и называет менее 42 слов или отказывается от выполнения.
3. Исследование распознавания общих категориальных значений.
Цель: Выявить наличие
распознавания общих
Материал: картинки, обозначающие видовые понятия
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Мебель: шкаф, стол, стул, кровать.
Деревья: ель, береза, дуб.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка.
Птицы: воробей, голубь, сорока, сова.
Животные: лошадь, собака, корова, кошка, волк, олень.
Инструменты: пила, игла, молоток, клещи, ножницы.
Одежда: майка, штаны, плащ, юбка, кофта.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, банан, апельсин.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец.
Оценка результатов:
4 балла - выполнил задание без ошибок
3 балла - выполнил задание с 1 - 2 ошибками
2 балла - выполнил задание с 3 - 4 ошибками
1 балл - выполнил задание с 5 - 6 ошибками
0 баллов - не выполнил или
отказался от выполнения
Процедура №2: Логопед предлагает ребенку дополнить тематический ряд, начатый им. Инструкция: " Я назову несколько слов, а ты продолжай".
Материал: Тетрадь, ручка, учебник (карандаш, дневник).
Стул, стол, диван (шкаф, кровать).
Мама, дедушка, брат (папа, сестра).
Поварешка, вилка, сковорода (ложка, тарелка).
Ворона, сова, воробей (голубь, сорока).
Автобус, поезд, троллейбус (трамвай, автомобиль).
Плащ, свитер, юбка (штаны, платье).
Оценка результатов:
4 балла - выполнил задание без ошибок
3 балла - выполнил задание с 1 - 2 ошибками
2 балла - выполнил задание с 3 - 4 ошибками
1 балл - выполнил задание с 5 - 6 ошибками
0 баллов - не выполнил или
отказался от выполнения
4. Исследование распознавания семантически близких значений
Цель: Выявить наличие распознавания семантически близких значений. Процедура: Логопед зачитывает ряд слов и предлагает ребенку найти и назвать лишнее слово. Инструкция: " Я назову тебе несколько слов, а ты найди и назови лишнее слово".
Материал: Волк, собака, лиса.
Берёза, облако, дерево.
Тарелка, стол, стакан.
Пальто, кофта, шкаф.
Сова, ворона, бабочка.
Картофель, лимон, морковь.
Бежать, прыгать, скакать.
Красивый, радостный, веселый.
Оценка результатов:
4 балла - выполнил задание без ошибок
3 балла - выполнил задание с 1 - 2 ошибками
2 балла - выполнил задание с 3 - 4 ошибками
1 балл - выполнил задание с 5 - 6 ошибками
0 баллов - не выполнил или
отказался от выполнения
5. Исследование распознавания семантически далеких значений
Цель: Выявить наличие распознавания семантически далеких значений. Процедура: Логопед называет ряд слов и предлагает ребенку найти и назвать лишнее слово. Инструкция: " Я назову тебе несколько слов, а ты найди и назови лишнее слово".
Материал: Тигр, тарелка, кошка.
Груша, лимон, ромашка.
Оса, муравей, клен.
Зима, шуба, свитер.
Трамвай, метро, дворник.
Платок, шапка, портфель.
Писать, рисовать, спать.
Красный, желтый, горячий.
Оценка результатов:
4 балла - выполнил задание без ошибок
3 балла - выполнил задание с 1 - 2 ошибками
2 балла - выполнил задание с 3 - 4 ошибками
1 балл - выполнил задание с 5 - 6 ошибками
0 баллов - не выполнил или
отказался от выполнения
6. Исследование словаря синонимов
Цель: Исследовать словарь синонимов.
Процедура: Логопед называет словосочетания, ребенку предлагается заменить их близкими по значению, подобрав как можно больше слов. Инструкция: "Я буду говорить тебе слова, а ты скажи то же самое другими словами".
Материал: Гигантский дом – большой, огромный, громадный.
Дремучий лес - темный, глухой, страшный.
Знойный день - жаркий, сухой.
Добросердечный человек - добрый, хороший, отзывчивый, чуткий. Мужественный летчик - храбрый, смелый, отважный.
Река бурлит - течет, бежит, шумит.
Точный ответ - правильный, верный.
Оценка результатов:
4 балла - подобрал 16 и более слов
3 балла - подобрал от 12 до 15 слов
2 балла - подобрал от 8 до 11 слов
1 балл - подобрал от 5 до 7 слов
0 баллов - подобрал менее
3 слов или отказался от
7. Исследование словаря антонимов
Цель: Исследовать словарь антонимов.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению. Инструкция: "Я назову тебе слова, а ты скажи наоборот".
Материал: Большой - маленький.
Сильный - слабый.
Кислый - сладкий.
Правдивый - лживый, нечестный.
Узкий - широкий.
Веселый - грустный, унылый.
День-ночь.
Громко - тихо.
Горе - радость.
Зима-лето.
Бежать - стоять.
Оценка результатов:
4 балла - назвал правильно 11 и более слов
3 балла - назвал правильно от 8 до 10 слов
2 балла - назвал правильно от 5 до 7 слов
1 балл - назвал правильно от 2 до 4 слов
0 баллов - назвал менее
2 слов или отказался от
Таким образом, реализуя задачи
констатирующего эксперимента, нами
было проведено изучение лексического
развития детей с билингвизмом. На
основании перечисленных
Глава 3. Особенности нарушений формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом (анализ экспериментальных данных)
Использование разных методических
приемов для обследования речевого
развития детей с билингвизмом позволили
установить картину сформированности
семантического поля, выявить базовый
уровень пассивного и активного
словаря и конкретизировать объем
лексического запаса. Все диагностические
задания по своему содержанию соответствовали
возрастным показателям дошкольников,
имели четкую словесную инструкцию
и необходимый демонстрационный
материал. С детьми был установлен
эмоциональный контакт, проведена
предварительная
Информация о работе Технологии исследования и формирования лексики у детей с билингвизмом