Технологии исследования и формирования лексики у детей с билингвизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:43, дипломная работа

Описание работы

В регионах России развитие двуязычия имеет совершенно разное значение; в зависимости от множества факторов каждый регион отличается собственной спецификой, содержанием, уровнем развития, сложившейся практикой и культурой двуязычия, а также степенью межцивилизационного взаимодействия и языковых контактов. Исключительную важность и актуальность эта проблема имеет в условиях Республики Карачаево-Черкессия, где черкесско(адыгско)-русские корреляции особо продуктивны для теоретизации билингвизма. Следует отметить, что в связи с миграционными процессами в постсоветском пространстве в Карачаево-Черкесской республике осело и проживает около тридцати национальностей. Понятно, что в подобной ситуации языковые контакты не только неминуемы, но в практическом плане и просто необходимы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики у детей с билингвизмом
1.1 Концептуальные основы изучения билингвизма
1.1.1 Краткая история изучения билингвизма
1.1.2 Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
1.1.3 Виды билингвизма
1.2 Онтогенез речи в условиях билингвизма
1.3 Развитие лексики в онтогенезе
1.4 Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования
Глава 2. Исследование лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
2.1 Цель, задачи, методы,теоретические основы и организация исследования
2.2 Характеристика детей экспериментальной группы
2.3 Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Глава 3. Особенности нарушений формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом (анализ экспериментальных данных)
3.1 Особенности состояния пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
3.2 Состояние объема и качества активного словаря
3.3 Особенности распознавания общих категориальных значений активного словаря
3.4 Особенности распознавания семантически близких значений активного словаря
3.5 Особенности распознавания семантически далеких значений активного словаря
3.6 Особенности состояния словаря синонимов
3.7 Особенности состояния словаря антонимов
Обобщение результатов констатирующего исследования
Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по коррекции нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
4.1 Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
4.2 Содержание логопедической работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 119.47 Кб (Скачать файл)

 

Задания данной группы вызвали  у детей, вошедших в экспериментальную  группу, значительные затруднения. Детям  сложно было найти лишнее слово, некоторые  отвечали наугад и выбор свой никак  не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в группе "волк, собака, лиса" один ребенок  ответил, что лишней является "лиса", потому что "у лисы длинный нос и она рыжая"; в группе "пальто, кофта, шкаф" прозвучал ответ: "Здесь нет лишних предметов, потому что пальто и кофта висят в шкафу". Очень много ошибок было допущено в группах "бежать, прыгать, скакать". Это можно объяснить тем, что взаимосвязь глаголов передвижения в черкесском и русском языках не является тождественной. Так, например глагол "мапк1э" - "прыгать" в черкесском языке имеет два значения: "прыгать" и "скакать", тогда, как в русском языке глаголы "прыгать" и "скакать" имеют разные значения. Так же в черкесском языке для обозначения передвижения, например лошади, используется глагол "мажэ", который переводится на русский как "бежать", то есть в данном случае глагол "бежать" в черкесском языке используется в значении "скакать". Исходя из этих особенностей не тождественности русского и черкесского языков, можно сделать вывод, что данные ошибки допущены детьми вследствие невозможности точного перевода слов с доминирующего языка на второй и недостаточного усвоения данной тематической группы слов на русском языке.

 

Так же затруднения возникли у детей в группе слов "красивый, радостный, веселый". Большинство  детей не могло идентифицировать данные слова и дифференцировать их значения. Только после просьбы  попробовать перевести эти слова  на второй язык и объяснить их значения, некоторым детям удалось дифференцировать значения этих слов и найти лишнее слово. Только 4 из 15 детей (среди них 2 ребенка с доминирующим русским, 1 ребенок с доминирующим черкесским и 1 ребенок, одинаково владеющий  тремя языками) справились с заданием полностью. Они смогли правильно  определить лишнее слово и дать логическое объяснение своему решению.

 

По данным исследования мы можем судить о том, что распознавание  семантически близких значений детям  мало доступно. Лишь 4 детей (27%из 100%) набрали  высший балл за это задание и 3 детей, 2 из которых – с доминирующим русским, 1 – с доминирующим черкесским (20% из 100%) – З балла. Остальные  же 8 детей набрали по 2 и 1 баллы ( 4 ребенка (27%) – 2 б. и 4 ребенка (27%) – 1 б.), что является очень низким показателем  для детей данной возрастной группы. Следует отметить, что, несмотря на особенности взаимодействия русского и черкесского языков, о которых  говорилось выше, и на возможное  их влияние на русскую лексику  билингвов с доминирующим черкесским языком, доминирование какого-либо из языков не являлось определяющим в  эффективности выполнения данного  задания. Дети, вошедшие в экспериментальную  группу, показали относительно равные результаты, независимо от доминирования  языков.

 

Данные, полученные в процессе исследования, показали, что распознавание  семантически близких значений труднодоступно и детям, вошедшим в контрольную  группу. Большинство детей затруднялось при определении лишнего слова, дети допускали ошибки и отвечали наугад. По результатам исследования только 1 ребенок, вошедший в контрольную  группу (7% из 100%), набрал высший балл – 4б., выполнив задание без ошибок. При этом лишь 3 детей сумели набрать 3 балла (20% из 100%). Из детей, вошедших в  контрольную группу, 7 выполняли  задание с 3 – 4 ошибками (47% из 100%), набрав соответственно по 2 балла. И 4 ребенка (27%) допускали множество ошибок, набрав по 1 баллу.

 

Несмотря на то, что дети, вошедшие в контрольную группу, посещают общеобразовательные дошкольные учреждения г. Черкесска, эти дети не получают необходимого логопедического воздействия ввиду  отсутствия в этих дошкольных учреждениях  специалистов данного профиля. И  можно предположить, что в этих учреждениях воспитываются дети, нуждающиеся в более точном психолого-педагогическом обследовании и возможно, в коррекционно-направленной работе. Этим могут быть объяснены  довольно низкие показатели по результатам  констатирующего исследования.

 

 

 

Рисунок 5

 

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной  групп заданий на распознавание  семантически близких значений

 

Таблица 4 Средние баллы  по результатам выполнения заданий  на исследование распознавания семантически близких значений у дошкольников билингвов и монолингвов№ Параметры исследования Среднее кол-во баллов

Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Распознавание семантически близких значений 2,4 2

 

 

 

Исходя из данных, полученных в процессе исследования можно сделать  вывод, что дети, вошедшие в экспериментальную  группу, плохо распознают семантически близкие значения, не различают понятий  и с трудом могут объяснить (или  вообще не могут) свой выбор. Но при  этом некоторые из детей – билингвов, а именно 2 детей с доминирующим русским, 1 ребенок с доминирующим черкесским и 1 ребенок, одинаково владеющий  тремя языками: черкесским, русским  и абазинским, опережают своих  сверстников монолингвов в умении распознавать семантически близкие  значения и определять лишнее слово  в подобном ряду. Но все же, несмотря на более высокие показатели по сравнению  с контрольной группой, у большинства  детей, вошедших в экспериментальную  группу, данный вид заданий вызывает значительные затруднения. Поэтому  распознавание семантически близких  значений у детей данной группы требует  направленной работы.

 

3.5 Особенности распознавания  семантически далеких значений

 

Следующая группа заданий  была направлена на исследование распознавания  семантически далеких значений. С  заданиями данной группы большинство  детей как экспериментальной, так  и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов "трамвай, метро, дворник". Затруднения  вызывало то, что многие дети не знали  этих слов вообще: 12 из 15 детей, вошедших в экспериментальную группу, не знали, что такое метро, 5 не знали слов "трамвай" и "дворник". Подобная ситуация наблюдалась и при проведении исследования в контрольной группе. Поэтому в ходе проведения исследования мы решили немного изменить условия  и детям был предъявлен картинный  материал с изображением "метро", "трамвая" и "дворника". При  подсчете ответов изменения были учтены и если дети, после предъявления картинного материала давали правильные ответы, то их ответы засчитывались. Но при этом следует отметить, что  лишь 1 ребенок из экспериментальной  группы, абсолютно эквивалентно владеющий  тремя языками, справился с этим заданием без предъявления картинного материала.

 

Данные исследования показывают, что 12 детей из 15, вошедших в экспериментальную  группу, набрали высший балл (80% из 100%), безошибочно определив лишние слова  во всех группах слов и лишь 3 из обследованных  детей с доминированием черкесского  языка (20% из 100%) допустили по 1-2 ошибки, за что и получили по 3 балла.

 

Среди детей, вошедших в контрольную  группу, только 2 ребенка (13% из 100%) набрали 3 балла, допустив единичные ошибки. Остальные же 13 детей (87% из 100%) справились с заданием и набрали высший балл.

 

 

 

Рисунок 6

 

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной  групп заданий на распознавание  семантически далеких значений

 

Таблица 5 Средние баллы  по результатам выполнения заданий  на исследование распознавания семантически далеких значений у дошкольников билингвов и монолингвов№ Параметры исследования Среднее кол-во баллов

Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Распознавание семантически далеких значений 3,8 3,9

 

 

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что распознавание семантически далеких значений развито у детей, вошедших в экспериментальную группу, достаточно хорошо и лишь незначительно  отличается у нескольких детей с  доминирующим черкесским языком от результатов  детей, вошедших в контрольную группу. Распознавание семантически далеких  значений требует лишь небольшой  корректировки.

 

3.6 Особенности состояния  словаря синонимов

 

Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной  группы были слова: "дремучий" - подбирались  такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" и т.д.; "мужественный" - "мужчина", "муж", "мужик" и т.д. Данное задание вызывало затруднения  за счет того, что некоторые дети не правильно поняли задание и  вместо синонимов пытались подобрать  паронимы, а иногда и просто созвучные  слова, начинающиеся с одних и  тех же звуков. Следует отметить, что дети с доминирующим русским  языком в целом справлялись с  заданием лучше, чем дети с доминирующим черкесским. Сложность лексической  системы русского языка, взаимодействие с ней особенностей лексики черкесского  языка создают определенные трудности  её освоения. Так если в одном  языке к словам можно подобрать  множество синонимов, то в другом языке это же слово может не иметь синонимов вообще, с чем  возможно и связаны возникшие  затруднения у билингвов с  доминирующим черкесским языком. Но в  целом данное задание было детям  особо интересно, они проявляли  большую активность, желание работать, подбирали большое количество слов - синонимов и даже пытались объяснить  значения подобранных слов.

 

Для детей, вошедших в контрольную  группу, данный вид заданий не вызывал  затруднений. Допускались лишь единичные  ошибки некоторыми детьми.

 

По результатам исследования было выявлено, что 8 детей, вошедших в  экспериментальную группу (53% из 100%) назвали от 16 и более слов - синонимов  и набрали по 4 балла за данный вид задания, среди них 4 ребенка  с доминирующим русским, 3 ребенка  с доминирующим черкесским и 1 ребенок, одинаково владеющий тремя языками; 4 детей (27% из 100%) подобрали от 12 до 15 слов и набрали соответственно по 3 балла и 3 детей (20% из 100%) смогли подобрать  лишь 8-11 слов - синонимов, набрав по 2 балла.

 

Среди детей, вошедших в контрольную  группу 10 детей (66% из 100%) набрали по 4 балла, 4 ребенка (27% из 100%), подобравшие  от 12 до 15 слов, получили по 3 балла, и 1 ребенок (7% из 100%) – 2 балла.

 

 

 

Рисунок 7

 

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной  групп заданий на выявление состояния  словаря синонимов

 

Таблица 6 Средние баллы  по результатам выполнения заданий  на исследование словаря синонимов  у дошкольников билингвов и монолингвов№ Задание Среднее кол-во баллов

Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Подбор слов-синонимов 3,3 3,6

 

 

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что словарь синонимов  у детей билингвов, вошедших в  экспериментальную группу, недостаточно развит и требует дальнейшей работы.

 

3.7 Особенности состояния  словаря антонимов

 

Последняя группа заданий  была направлена на исследование словаря  антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически  ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у  детей экспериментальной группы лишь в подборе антонима к слову "правдивый" (у 3 из 15 детей с  доминированием черкесского языка). Были названы такие слова, как "неоправданный", "неправильный" и т.д. Подобные ошибки возникали и у детей  контрольной группы. Так же 1 из детей  с доминирующим русским языком повторял сначала названные слова с  частицей "не", но после повторного разъяснения инструкции стал отвечать правильно, подбирая противоположные  по смыслу слова.

 

Результаты исследования словаря антонимов детей с  билингвизмом показало, что 12 детей  из 15 (80%) подобрали от 11 и более  слов и набрали по 4 балла и  лишь 3 обследуемых детей с доминирующим черкесским языком (20%) набрали по 3 балла, назвав 8-10 слов.

 

Точно такая же картина  сложилась и при исследовании словаря антонимов у детей  монолингвов, вошедших в контрольную  группу.

 

Таким образом данный вид  задания выявил абсолютно одинаковые результаты у детей экспериментальной  и контрольной групп, но при этом следует отметить, что среди детей, вошедших в экспериментальную группу, в целом хуже результаты показали дети с доминированием черкесского  языка.

 

 

 

 

Рисунок 8

 

Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной  групп заданий на выявление состояния  словаря антонимов

 

Таблица 7 Средние баллы  по результатам выполнения заданий  на исследование словаря антонимов  у дошкольников билингвов и монолингвов№ Задание Среднее кол-во баллов

Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Подбор слов-антонимов 3,8 3,8

 

 

Исходя из результатов  исследования детей с билингвизмом и их сравнения с результатами исследования детей монолингвов  можно сделать вывод, что словарь  антонимов у данной группы детей  развит на хорошем уровне и требует  лишь небольшой профилактической работы.

 

 

Обобщение результатов констатирующего  исследования

 

При проведении логопедического  обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются.

 

Учет данного факта  проявлялся в следующих позициях:

 

- проводилась дружеская  беседа с каждым ребенком индивидуально  с целью наладить контакт и  сфокусировать внимание на заданиях;

 

- дозировалась нагрузка  при логопедическом обследовании (в некоторых случаях мы разделяли  процедуру обследования на несколько  приемов);

 

- давали детям дополнительные  пояснения, если видели, что ребенок  не понимает сути задания, приводили  примеры;

 

- стимулировали детей  к выполнению задания, используя  демонстрационный материал и  игровые упражнения.

 

Исследование лексики  у детей билингвов позволило  выделить наиболее характерные черты  её недоразвития. К ним можно отнести  ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между пассивным  и активным словарем, неточное употребление слов, смешение слов, относящихся к  разным языкам, явления интерференции  на лексико-семантическом уровне, которые  могут быть связаны с тем, что  при овладении лексической системой второго языка ребенок вынужден осваивать новые звуковые комплексы  и соотносить их, с одной стороны, с реалиями объективной действительности, а с другой стороны, с семантикой слов родного языка, т. е. проводить  идентификацию лексем родного и  второго языков. И точность идентификации  слов двух языков обусловливает степень  понимания этого языка, а неточность – степень проявления интерференции. По этой же причине возникает и  недостаточная сформированность семантических  полей, трудности актуализации словаря.

Информация о работе Технологии исследования и формирования лексики у детей с билингвизмом