Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Бурятский Государственный Университет»
Педагогический институт
Кафедра технологии и предпринимательства
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
Зав. кафедрой, канд. пед. наук, доц.
____________________Б.Б.Нимаев
«____»__________________2010г.
Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады (на примере Михайловской общеобразовательной средней школы
им. Поповой В.С.)
Дипломная работа
Научный руководитель:
Канд. пед. наук, доц.
________Дарханов В.И.
Автор работы:
_______Цыдыпова М.В.
г. Улан-Удэ
2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Из истории становления
ученических производственных бригад
в СССР……………………………………………………………………
§1. Пути реализации соединения
обучения с производительным трудом
в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………
§2. Создание и развитие ученических
производственных бригад в республике
Бурятия (1932-1954гг.)…………………………………...
§3. Из истории Михайловской
средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)……………………………………………
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною
в 49 лет………………………….................
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Актуальность исследования
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки. В этой связи изучение истории создания и деятельности ученических производственных бригад в решении проблем сельского хозяйства относится также к числу актуальных тем исторической науки. Такие исследования имеют большое теоретическое, практическое значение, способствует трудовому воспитанию школьников, формированию руководителей сельскохозяйственного производства, опытных специалистов, развитию экономики. Об актуальности проблем поднятых в данном исследовании свидетельствует и обращение Президента РФ Владимира Владимировича Путина к молодежи, в котором он выразил надежду на подрастающее поколение. «Наша надежда, сказал он, люди молодые и энергичные, все, кто познал решенную цену труда и умеет заработать на жизнь. Они знают и то, как избавить страну от унижения, бедности. Они способны вернуть ей не только экономическое и моральное достоинство. Это задача общенародная и вместе мы ее решим. Примеров в русской истории достаточно Россия выходила и не из таких переделок!». Широкий круг материалов дипломного проекта подтверждает необходимость изучения положительного опыта, накопленного в годы Советской власти, вопреки мнению отдельных ученых и государственных деятелей, в том числе и в сфере хозяйственного управления, в области обобщения опыта трудового воспитания молодого поколения, деятельности ученических производственных бригад. На современном этапе развития общества происходят кардинальные перемены в судьбах народов и поколений, меняются направления духовного прогресса. Сегодня важно правильно понять, извлечь из него уроки, восстановить справедливое отношение к опыту и деятельности старшего поколения. Учет исторического опыта, своеобразие национальных особенностей очень важны для исследования социально-экономических, общественно-политических и социально-культурных процессов. Радикальные изменения, начавшиеся в нашей стране на рубеже 80-90-х годов XX века, распад СССР, вступление России на путь демократизации и либерализации экономики привели к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества. В нынешних условиях обновления всех сторон общественной жизни возрастает интерес к проблемам развития школьного образования, воспитания подрастающего поколения. Особого внимания заслуживают различные аспекты осуществления реформы общеобразовательной и высшей школы, развития их материальной базы. Изучение накопленного опыта трудового воспитания школьников имеет актуальное и практическое значение. Обобщение и осмысление этого опыта будут способствовать прогрессу образования в современных условиях. Ослабление в последние десятилетия внимания к нуждам и запросам школы, их игнорирование породили множество сложных проблем, что в свою очередь привело к снижению престижа отечественной общеобразовательной школы.
Практическая важность и актуальность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады.
Цель исследования:
молодежной политики РБ, руководителей вузов, школ на необходимость возрождения традиций недавнего прошлого и возобновления деятельности производственных бригад с учетом новых исторических реалий.
В дипломной работе основное внимание уделено освещению роли бригад в решении проблем сельского хозяйства, в поднятии производительности.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс Михайловской средней общеобразовательной школы, способствующий формированию общеобразовательных и трудовых ценностных ориентаций старших школьников в разных социально-экономических контекстах.
Предмет исследования: педагогические условия организации образовательно-воспитательного процесса сельской школы, влияющие на особенности формирования трудовых ценностных ориентаций юношей и девушек на рубеже 2000-х-2010-х годов XI века и в новой социально-экономической ситуации, детерминирующей специфику педагогических условий.
Гипотеза: Соединение обучения с производительным трудом будет эффективным если:
-организовать учебный
процесс, с учетом обеспечения
образовательного процесса, соответствующего
современным требованиям
- обеспечить создание условий для саморазвития личности учащихся, владеющих технологической культурой, обладающих ключевыми компетенциями, необходимых для успешной адаптации, самореализации и жизнедеятельности - рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы в Михайловской средней школе; показать рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ;
2. Определить
рациональную организацию
3. Проверить эффективность соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады.
4. Разработать рекомендации по применению теории и практики соединения обучения с производительным трудом в условиях учебно- производственной бригады.
База исследования: исследование проводилось в процессе преподавания. В нем приняли участие 97 учащихся 5-11-ых классов Михайловской общеобразовательной средней школы Закаменского района. Исследование длилось в течение 2007-2010 года.
Практическая значимость исследования. Изучение, обобщение опыта создания и деятельности ученических производственных бригад имеет большое научное и практическое значение. Материал дипломной работы свидетельствует о значении ученических производственных бригад в трудовом воспитании школьников. Используя опыт ученических производительных бригад возникла острая необходимость в создании в школах производственных бригад с учетом новой обстановки и больших изменений в сельском хозяйстве под влиянием рыночных отношений. Методы исследования:
публикаций;
Цели и задачи дипломной работы обусловили ее композицию, она состоит из Введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.
Рассмотрение сущности и анализ путей реализации фундаментальной педагогической проблемы-соединения обучения с производительным трудом в истории развития нашей страны невозможно без изучения работ В.И.Ленина и Н.К.Крупской, написанных в дооктябрьский период.
Проблема
соединения обучения с производительным
трудом рассмотрена В. И. Лениным в его
работах: «Гимназические хозяйства и исправительные
гимназии»(1885г.), «Перлы народнического
прожектерства»(1897г.), где он подвергает
критическому разбору проект народника
Южакова об организации гимназий с земледельческим
хозяйством. Раскрыв антинародный характер
народнической утопии, он отметил, что
у Южакова соединение обучения с производительным
трудом является » ...не условием всеобщего
и всестороннего человеческого развития,
а просто платой за обучение в гимназии»
и назвал «…этот план крепостнически-бюрократически-
Н. К. Крупская, подвергая предреволюционные годы критике старую школу, глубоко задумывалась над планом будущей школы. Еще в 1899году в работе «Женщина - работница» писала, что школа будущего не будет похожа на теперешнюю, что в школе будущего ученики будут приобретать гораздо больше знаний, что они будут в то время приучаться в школе и производительному труду.
В 1915 г. Н. К. Крупская написала книгу «Народное образование и демократия», где она осветила прогрессивные взгляды Руссо, Песталоцци, Оуэна, деятелей французской буржуазной революции и впервые изложила взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании, в частности о политехническом обучении и т.д. Нарком просвещения А. В. Луначарский очень высоко оценил значение этой работы в строительстве новой школы после Октябрьской революции.
В период (1918 – 1920гг.) в России
совершалась ломка всего
Н. К. Крупская категорически возражала против московского проекта школы коммуны как основного учебного заведения, в котором была заложена идея почти полного отрицания школы. Вместе с тем, она критиковала и петроградский проект, где мало уделялось внимания производительному труду, недостаточно отражалось то новое, что вносила жизнь в школу. Она считала, что в школах второй ступени центр производительного труда должен находиться вне школы (фабрика, завод и т. д.), чтобы не получилось действительно замкнутой коммуны.
Идея соединения обучения с производительным трудом нашла свое отражение в «Положении о единой трудовой школе РСФСР». В ст.12 этого положения говориться, что основой школьной жизни должен служить производительный труд не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но именно как производительный общественно необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещавшим светом знания всю окружающую жизнь. Производительный труд должен знакомить детей с современным производством. Этим же Положением было предусмотрено создание такой системы школьного образования, при которой в перспективе молодое поколение получало бы сначала общее образование в единой трудовой школе, затем через систему различных профессиональных учебных заведений овладевало бы той или иной специальностью, той или иной профессией.
Первые документы о единой трудовой школе сыграли важную роль понимании научных основ трудовой подготовки подрастающего поколения и стали основанием реорганизации старой школы и становления единой трудовой школы в нашей стране.
Новая школьная
система в нашей стране начала
создаваться в годы иностранной
военной интервенции и