Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Бурятский Государственный Университет»

Педагогический  институт

Кафедра технологии и предпринимательства

 

 

 

ДОПУСТИТЬ К  ЗАЩИТЕ В ГАК

 Зав. кафедрой, канд. пед. наук, доц.

____________________Б.Б.Нимаев

«____»__________________2010г.

 

 

Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады (на примере Михайловской общеобразовательной средней школы

им. Поповой В.С.)

 

Дипломная работа

 

 

Научный руководитель:

Канд. пед. наук, доц.

________Дарханов В.И.

Автор работы:

_______Цыдыпова  М.В.

 

г. Улан-Удэ

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

      Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8

§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8

§2. Создание и развитие ученических  производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19

§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23

Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25

§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25

Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40

§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40

§2. Профессиональное самоопределение  школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52

§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57

§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70

Заключение……………………………………………………………….…....73

Библиография…………………………………………………..……….…….76

Приложения…………………………………………………………………...78

ВВЕДЕНИЕ


     Актуальность исследования

      В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки. В этой связи изучение истории создания и деятельности ученических производственных бригад в решении проблем сельского хозяйства относится также к числу актуальных тем исторической науки. Такие исследования имеют большое теоретическое, практическое значение, способствует трудовому воспитанию школьников, формированию руководителей сельскохозяйственного производства, опытных специалистов, развитию экономики. Об актуальности проблем поднятых в данном исследовании свидетельствует и обращение Президента РФ Владимира Владимировича Путина к молодежи, в котором он выразил надежду на подрастающее поколение. «Наша надежда, сказал он, люди молодые и энергичные, все, кто познал решенную цену труда и умеет заработать на жизнь. Они знают и то, как избавить страну от унижения, бедности. Они способны вернуть ей не только экономическое и моральное достоинство. Это задача общенародная и вместе мы ее решим. Примеров в русской истории достаточно Россия выходила и не из таких переделок!».                                                          Широкий круг материалов дипломного проекта подтверждает необходимость изучения положительного опыта, накопленного в годы Советской власти, вопреки мнению отдельных ученых и государственных деятелей, в том числе и в сфере хозяйственного управления, в области обобщения опыта трудового воспитания молодого поколения, деятельности ученических производственных бригад. На современном этапе развития общества происходят кардинальные перемены в судьбах народов и поколений, меняются направления духовного прогресса. Сегодня важно правильно понять, извлечь из него уроки, восстановить справедливое отношение к опыту и деятельности старшего поколения. Учет исторического опыта, своеобразие национальных особенностей очень важны для исследования социально-экономических, общественно-политических и социально-культурных процессов. Радикальные изменения, начавшиеся в нашей стране на рубеже 80-90-х годов XX века, распад СССР, вступление России на путь демократизации и либерализации экономики привели к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества. В нынешних условиях обновления всех сторон общественной жизни возрастает интерес к проблемам развития школьного образования, воспитания подрастающего поколения. Особого внимания заслуживают различные аспекты осуществления реформы общеобразовательной и высшей школы, развития их материальной базы. Изучение накопленного опыта трудового воспитания школьников имеет актуальное и практическое значение. Обобщение и осмысление этого опыта будут способствовать прогрессу образования в современных условиях. Ослабление в последние десятилетия внимания к нуждам и запросам школы, их игнорирование породили множество сложных проблем, что в свою очередь привело к снижению престижа отечественной общеобразовательной школы.

Практическая  важность и актуальность проблемы послужили  основанием для определения темы исследования: Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады.

 Цель исследования:

    • обобщить опыт деятельности республиканских органов власти и управления по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников;
    • показать рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ;
    • обратить внимание Министерства образования, науки и

молодежной политики РБ, руководителей вузов, школ на необходимость возрождения традиций недавнего прошлого и возобновления деятельности производственных бригад с учетом новых исторических реалий.

       В дипломной работе основное внимание уделено освещению роли бригад в решении проблем сельского хозяйства, в поднятии производительности.

Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс Михайловской средней общеобразовательной школы, способствующий формированию общеобразовательных и трудовых ценностных ориентаций старших школьников в разных социально-экономических контекстах.

Предмет исследования: педагогические условия организации образовательно-воспитательного процесса сельской школы, влияющие на особенности формирования трудовых ценностных ориентаций юношей и девушек на рубеже 2000-х-2010-х годов XI века и в новой социально-экономической ситуации, детерминирующей специфику педагогических условий.

Гипотеза: Соединение обучения с производительным трудом будет эффективным если:

-организовать учебный  процесс, с учетом обеспечения  образовательного процесса, соответствующего  современным требованиям надлежащего  материально-технического оснащения  и состояния основных фондов; создание условий для творческой, научно-исследовательской деятельности учащихся;

- обеспечить создание  условий для саморазвития личности учащихся, владеющих технологической культурой, обладающих ключевыми компетенциями, необходимых для успешной адаптации, самореализации и жизнедеятельности - рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:  

1. Провести анализ  состояния проблемы в Михайловской средней школе;  показать рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов УПБ;

2. Определить  рациональную организацию учебно-производственной бригады «Бригантина» в Михайловской общеобразовательной школе.

3. Проверить эффективность соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады.

4. Разработать рекомендации по применению теории и практики соединения обучения с производительным трудом в условиях учебно- производственной бригады.

База исследования: исследование проводилось в процессе преподавания. В нем приняли участие 97 учащихся 5-11-ых классов Михайловской общеобразовательной средней школы Закаменского района. Исследование длилось в течение 2007-2010 года.

Практическая значимость исследования. Изучение, обобщение опыта создания и деятельности ученических производственных бригад имеет большое научное и практическое значение. Материал дипломной работы свидетельствует о значении ученических производственных бригад в трудовом воспитании школьников. Используя опыт ученических производительных бригад возникла острая необходимость в создании в школах производственных бригад с учетом новой обстановки и больших изменений в сельском хозяйстве под влиянием рыночных отношений. Методы исследования:

    • анализ литературы по теме;
    • реферирование, тезирование и конспектирование научных

          публикаций;

    • беседы с обучающимися, учителями, мастерами производственного обучения;
    • анкетирование обучающихся, педагогов и родителей;
    • анализ документации и творческих работ обучающихся;
    • посещение занятий;
    • статическая обработка, осмысление полученных данных.

       Цели  и задачи дипломной работы  обусловили ее композицию, она  состоит из Введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

 

Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР.

§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.).


Рассмотрение  сущности и анализ путей реализации фундаментальной педагогической проблемы-соединения обучения с производительным трудом в истории развития нашей страны невозможно без изучения работ В.И.Ленина и Н.К.Крупской, написанных в дооктябрьский  период.

Проблема  соединения обучения с производительным трудом рассмотрена В. И. Лениным в его работах: «Гимназические хозяйства и исправительные гимназии»(1885г.), «Перлы народнического прожектерства»(1897г.), где он подвергает критическому разбору проект народника Южакова об организации гимназий с земледельческим хозяйством. Раскрыв антинародный характер народнической утопии, он отметил, что у Южакова соединение обучения с производительным трудом является » ...не условием всеобщего и всестороннего человеческого развития, а просто платой за обучение в гимназии» и назвал «…этот план крепостнически-бюрократически-буржуазно-социалистическим  экспериментом». Защищая идею соединения обучения с производительным трудом от различного рода мелкобуржуазных извращений и толкований, он писал: «…нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания. Эту мысль высказали еще старые великие утописты; ее вполне разделяют и «ученики», которые именно по этой причине, между прочим, не восстают принципиально против промышленного труда женщин и подростков, считают реакционными попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на постановке его в условия вполне гигиенические». Далее он дал указание о том, как должно осуществляться соединение обучения с производительным трудом: «Для того чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением, необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде».

Н. К. Крупская, подвергая предреволюционные годы критике старую школу, глубоко задумывалась над планом будущей школы. Еще в 1899году в работе «Женщина - работница» писала, что школа будущего не будет похожа на теперешнюю, что в школе будущего ученики будут приобретать гораздо больше знаний, что они будут в то время приучаться в школе и производительному труду.

В 1915 г. Н. К. Крупская написала книгу «Народное образование и демократия», где она осветила прогрессивные взгляды Руссо, Песталоцци, Оуэна, деятелей французской буржуазной революции и впервые изложила взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и образовании, в частности о политехническом обучении и т.д. Нарком просвещения А. В. Луначарский очень высоко оценил значение этой работы в строительстве новой школы после Октябрьской революции.

В период (1918 – 1920гг.) в России совершалась ломка всего старого  во всех областях жизни, в том числе и в области народного образования. Появились различные проекты строительства новой школы.

Н. К. Крупская категорически  возражала против московского проекта  школы коммуны  как основного  учебного заведения, в котором была заложена идея почти полного отрицания  школы. Вместе с тем, она критиковала  и петроградский проект, где мало уделялось внимания производительному  труду, недостаточно отражалось то новое, что вносила жизнь в школу. Она считала, что в школах второй ступени центр производительного труда должен находиться вне школы (фабрика, завод и т. д.), чтобы не получилось действительно замкнутой коммуны.

Идея соединения обучения с производительным трудом нашла  свое отражение в «Положении о  единой трудовой школе РСФСР». В  ст.12 этого положения говориться, что основой школьной жизни должен служить производительный труд не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но именно как производительный общественно необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещавшим светом знания всю окружающую жизнь. Производительный труд должен знакомить детей с современным производством. Этим же Положением было предусмотрено создание такой системы школьного образования, при которой в перспективе молодое поколение получало бы сначала общее образование в единой трудовой школе, затем через систему различных профессиональных учебных заведений овладевало бы той или иной специальностью, той или иной профессией.

       Первые документы о единой трудовой школе сыграли важную роль понимании научных основ трудовой подготовки подрастающего поколения и стали основанием реорганизации старой школы и становления единой трудовой школы в нашей стране.

Новая школьная система в нашей стране начала создаваться в годы иностранной  военной интервенции и гражданской  войны. В этих условиях оказалась экономически и организационно невыполнимой задача введения всеобщего начального обучения в объеме школ первой ступени (для детей 8-12 лет). Однако к концу иностранной интервенции и гражданской войны число школ первой и второй ступени значительно возросло. Наряду с количественным ростом школьной сети происходило и качественное ее изменение, которое выражалось в повышении удельного веса среднего образования, уровня массового образования, в быстром росте средних школ в деревне.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады