Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Было  установлено, что большое влияние  на профессиональную ориентацию учащихся оказывают родители (17%), родственники (12%), знакомые (6,3%); они часто не рекомендуют  детям выбирать некоторые рабочие  профессии. Сравнительно меньшую роль играют при выборе профессии учителя (6,2%) и средства массовой информации – кино, газеты, книги, интернет (8,8%).

Широта профессионального  самоопределения школьников, с одной  стороны, и возрастание потребности  сельскохозяйственных коллективов  района в специалистах конкретных профессий, с другой, требуют улучшения профориентационной работы. От того, как она организована, какова ее эффективность, зависит удовлетворение интересов обеих сторон – производственного коллектива и личности. Изучение опыта работы школы позволило выявить особенности образовательно-воспитательной системы школы по формированию трудовых ценностных ориентаций старших школьников, основные средства, формы работы. Используя собственный потенциал школы, интегрующийся в сельском социуме, в школе создана система профориентационной работы с учетом концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Для управления профориентационной работой в Михайловской средней  общеобразовательной школе создан Совет по профессиональной ориентации во главе с директором школы Г. Д. Данзановой, в который входят зам директора по воспитательной работе (Г. Н. Злыгостева), зам директора по производственному обучению (М. В. Цыдыпова), классные руководители, президент ученического самоуправления, представители родительского комитета. На каждый учебный год Совет по профориентации разрабатывает и утверждает план работы, решающий ряд задач: информирование, самопознание и самореализация учащихся.

        Информация  об учебных заведениях, условиях  приема, сроках обучения; о предприятиях, перспективах их развития и  потребностях в кадрах; описание  профессий и требования к ним  представлена на специальном  стенде и методической литературе  по профессиональной ориентации  для учителей и учеников, а  также подборе публикаций в  СМИ, через интернет. Для профинформирования используются также следующие методы и формы: беседы на тему профпригодности, профессионального выбора; сочинения на тему «Размышления о выборе жизненного пути»; творческие работы; просмотр фильмов.

       Для  усиления образовательно-воспитательного  влияния школа привлекает потенциал  социума, организуя экскурсии  учащихся 11 классов (девушек) в  местную пекарню; сортучасток  СПК; теплицу и огород ИП  Т. И. Анулеевой "Овощи", практические занятия в местном СПК во время пахоты, уборки урожая; встречи с представителями различных сельскохозяйственных профессий. Беседы и опрос показали, что старшеклассники не только получают информацию о выбираемой профессии и содержании труда, но и идентифицируют себя с профессионалами. Самопознание и самореализация активизируются такими формами работы, как различные игры, позволяющие моделировать сам процесс выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения, а так же формирующие ценностно-нравственную позицию учащихся по отношению к миру профессий. Включение детей в совместную трудовую, общественно-полезную и производственную деятельность, развитие самоуправления и традиций, закрепляющих коллективные достижения.

        Следующим условием, способствующим  формированию трудовых ценностных  ориентации, является проявление  личностной заинтересованности и социально активной позиции учителей в разнообразной творческой деятельности на благо школы, социума. Учитель оказывает сильнейшее влияние не только на школьную жизнь ребенка, а через это и на всю его последующую жизнь, так как «подлинная личность определенностью своих отношений к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться» (С.Л. Рубинштейн). Самоопределение учителя в содержательном отношении рассматривается нами как свободный самостоятельный выбор педагогом гуманистических ценностей, реализация их в жизни и профессиональной деятельности.

 

 

§3.Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской общеобразовательной средней школе


Наша школа имеет славные  трудовые традиции, которые зародились в далекие 60 годы прошлого века и  получили новый виток в эпоху  перехода к рыночным отношениям. В  школе основой всех отношений  является труд, труд интеллектуальный, труд физический, труд наших детей  в спорте, на производственных площадях школы, общая площадь которых  составляет 102 гектара, труд  на сценической  площадке, в туристских походах…

В  нынешнем  учебном году  реализуется большой проект - возрождение  школьного фруктового сада, благоустройство  школьного двора, площадь которого составляет 5,1 гектара. Проект носит  название «Школа–оазис».  По проекту  предполагается на территории старой  снесенной школы разбить Аллею  выпускников, где будут произрастать голубые ели, рябина, кедр, сосенки. Сад разделен на разные отделы: овощных культур, плодово-ягодный, цветник, коллекционный. В течение 2009 года проведена организаторская работа по привлечению внебюджетных средств для успешной реализации проекта. Горячую заинтересованность проявил Семенов Б. Ц-Д., депутат Народного  Хурала, генеральный директор ООО «Росгосстрах-Сибирь» в Республике Бурятия, ИП «Доржиев», наши родители.

Сметная стоимость данного проекта 139000 рублей, из которых освоено 38320 рублей. Реализация проекта «Школа-оазис» значима  и несет огромное воспитательное значение, так как нынешний  школьный сад был заложен в конце 50-х  годов прошлого столетия и на протяжении многих лет являлся гордостью  села, школы, района. Забота о фруктовых  деревьях, цветах, парниках, садовых  дорожках, коллективная  работа в  учебно-производственной бригаде, уроки  на природе, опытническая работа, внедрение  своих опытов на домашних огородах - все это воспитывает и закладывает  положительный заряд в будущее  наших учеников. Педагогический коллектив  школы стремится к тому, чтобы  в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового  процесса – от осознания цели …  до глубокого удовлетворения его  результатами.

 Материальная база может  по-настоящему обогащаться лишь  тогда, когда для труда  характерно  своеобразное воспроизводство. Урожаи  на пришкольном опытном участке и на производственных площадях приносят значительные материальные ценности. Часть идет на удешевление горячего питания учащихся, часть - на приобретение сценических костюмов, спортивного инвентаря, а также на укрепление материальной базы школы. Ученики трудятся не только для того, чтобы научиться работать, но и для того, чтобы создать материальные условия для более сложного, интеллектуально насыщенного труда.

Из приложения №2 видно, что подавляющее большинство родителей удовлетворено деятельностью школы, но остаются проблемы, на решение которых направляет свои усилия педколлектив школы. Данный мониторинг организуется ежегодно по стандартным опросным листам. Исследования проводит родительская общественность классов, она же делает выводы и вносит предложения Управляющему Совету.

В МОУ Михайловская средняя общеобразовательная школа  имени Поповой В.С. выполняются  установленные лицензией нормативы, содержание и уровень обучения соответствуют  требованиям ГОС. Положительная  динамика развития школы, анализ потенциала школы и результаты итоговых аттестаций выпускников, результатов контроля знаний обучающихся при самообследовании, отзывов родителей и учащихся, позволяют сделать вывод о соответствии качества обучения и воспитания, обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

Условия реализации образовательного процесса (состав и укомплектованность педагогического  коллектива, их профессиональная квалификация, уровень организации учебного процесса, обеспеченность школьников информационно-библиотечными  ресурсами, материально-техническая  база школы) соответствуют требованиям  ГОС.

Качество  подготовки выпускников соответствует  требованиям государственного образовательного стандарта начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования (приложение №6).  Уровень воспитанности учащихся соответствует требованиям ГОС. В школе реализуются государственные типовые программы, которые носят общеобразовательный характер в 1-11 классах и направлены на реализацию начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.  

В школе  создаются все условия по осуществлению  всеобуча и сохранению контингента. Так, с целью профилактики второгодничества и отсева учащихся индивидуализирован и дифференцирован учебный процесс, ведется мониторинг всеобуча. Учащиеся, имеющие справки об индивидуальном обучении на дому, обучаются в щадящем режиме в основной школе по желанию родителей. Так мы вводим инклюзивное образование, чтобы дети-инвалиды могли жить в обществе и общаться со своими сверстниками.

Важнейшим показателем работы педагогического  коллектива является достаточный уровень  результатов обучения учащихся. Качество знаний учащихся  позволяет сделать  вывод о правильном выборе применяемых  учебных программ и методик. Освоение учащимися школы государственных  образовательных стандартов на базовом  уровне педагогическим коллективом  обеспечено.

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Всего учащихся

188

165

177

Хорошистов  и отличников

48 (25%)

58 (35%)

62 (34%)

Переведены 

188

164

177

Оставлены на повторный год

 обучения, не успевают

0

1

0




 

 

Обучающиеся осваивают обязательный минимум  базового образования: за прошедшие 3 года прослеживается стабильная успеваемость и рост качества обучения с 25% до 34%. Качественные показатели промежуточной  аттестации: отсутствие неуспевающих, второгодников, наличие отличников и хорошистов, медалистов. Количество успевающих в конце учебного года, как правило, составляет 99-100%.

Медалисты по годам обучения

Учебный год

1

Медаль

 

2

ФИО выпускника

3

Вуз

4

2002-2003

Серебро

Убанова Мэдэгма

Тулонова Анастасия

Цыбенова Галина

Дугаров Баир

ВСГТУ

БГУ

БГСХА

Московская государственная  академия управления

2003-2004

Серебро

Мункуева Ирина

БГУ

2004-2005

Серебро

Самбуева Лариса

Дамдинова Елена

Хубаркова Марина

Красноярский государственный медицинский  университет

Иркутская государственная  медицинская академия

 

2005-2006

2006-2007

 

Серебро

Золото

Серебро

 

Жундуева Юлия

Мункуева Виктория

Мункуева Эржена

Лубсанова Надежда

Шагдурова Марина

 

ВСГТУ

БГУ

БГУ

ВСГТУ

ВСГТУ

2007-2008

Серебро

Тулонова Сыбжит

Попова Ксения

ВСГТУ

БГУ

2009-2010

Серебро

Денисова Мария

БГУ


 

Хорошие показатели по следующим предметам: информатика, бурятский язык, обществоведение, география, история, биология, география. Степень обученности учащихся по этим предметам составляет 57-58%.

О хорошем  уровне подготовки обучающихся в  школе свидетельствует тот факт, что ежегодно наши ученики становятся победителями и призёрами районных предметных олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов (приложение№6.7).

Мункуева Виктория – 2-е  место в региональном конкурсе «Русский медвежонок».

Тулонова Дулма – 3-е  место в олимпиаде РАО-БГУ по английскому языку.

Мункуева Виктории – 2-е  место в олимпиаде РАО-БГУ по английскому языку.

Дахалаев Дамдин – 3-е место  в республиканской олимпиаде  по технологии.

Денисова Мария – 3-е  место в республиканской олимпиаде  по обществознанию.

Найданов Алдар – 1-е  место в олимпиаде РАО-БГУ по истории.

Денисова Мария – диплом 3-й степени на республиканской  научно-практической конференции «Сибирская весна» в секции «История Бурятии».

Хубаркова Марина – поощрительный  диплом за участие в республиканской  научно-практической конференции.

Янькова Анна – победитель районной научно-практической конференции  «Шаг в будущее» в секции «Обществознание».

 Гармаева Анна – победитель районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Экономика».

 Аюшеев Булат, участник республиканской научно-практической конференции «Великая Победа: наследие и наследники».

Работа «О чём писала газета «Огонёк» в феврале 1945 года».

Белов Никита, участник республиканской  научно-практической конференции «Великая Победа: наследи и наследники».

           Активность учащихся в исследовательской работе формируется за счёт работы научного общества учащихся «Созвездие».

Цель научного общества: Пропаганда научно-исследовательской образовательной деятельности, и расширение исследовательское деятельности учащихся в области достижений современной науки.

Задачи школьного научного общества учащихся:

1.Выявление  наиболее одарённых учащихся  в  разных областях науки   и развитие их творческих способностей.

2. Активное  включение учащихся школы в   процесс самообразования и саморазвития.

3. Включение   в исследовательскую деятельность  учащихся 5-11-х классов школы.

4. Совершенствование  навыков  и умений  самостоятельной  работы учащихся, повышение уровня  знаний и эрудиции  в интересующих  областях науки.

5. Организация  научно-исследовательской деятельности  учащихся для усовершенствования  процесса обучения  и профориентации.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады