Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Учебно-материальная база (приложение №5) эффективно использовалась для осуществления трудовой и профессиональной подготовки учащихся, приобщения их к сельскохозяйственному труду. Кроме занятий по трудовому и профессиональному обучению, предусмотренных учебными программами, были организованы факультативы по углубленному изучению тракторов, сельхозмашин, основ агротехники, животноводства, кружки юных техников, натуралистов и др. К проведению факультативных занятий и руководству кружками привлекались специалисты совхоза и сортоиспытательного участка. Они помогали учащимся овладевать разнообразной сельскохозяйственной техникой, основами агрономии, зоотехнии и т.д.

В новых  условиях, когда происходит радикальные  перемены в сельском хозяйстве, необходимо поднять еще выше уровень обучения школьников сельскохозяйственной технике. Следует не только формировать у  учащихся знания, умения и навыки по профессии фермера, развивать творческое мышление.

В настоящее  время резко возрастает значение психолого-педагогического и дидактического аспектов трудовой подготовки трудовой подготовки. На первый план выдвигается  самоопределение и самореализация ученика, воспитание и самовоспитание у него у него трудового образа жизни. Поэтому в современных  условиях основная цель трудовой подготовки школьников – профессиональное самоопределение. Достижение этой цели возможно с решением следующих задач:

- подготовка  учащихся к рудовой деятельности  в условиях разных форм собственности  и конкуренции на рынке труда  и развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и  творческие способности;

- создание  оптимальных условий для развития  личности и нахождение ею своего  «Я», участвуя в различных видах  учебной и трудовой деятельности;

- воспитание  у учащихся трудолюбия, формирование потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему, стремления и умения постоянно совершенствовать свое мастерство;

- формирование профессионализма (профессиональной компетентности) в избранной деятельности в сочетании с широким политехническим кругозором и профессиональной мобильностью;

- включение  учащихся в реальные трудовые (производственные) отношения в процессе  созидательной деятельности;

- воспитание  культуры личности во всех  ее проявлениях (культуры труда,  эстетической, экологической, правовой  и др.), самостоятельности, инициативности, предприимчивости;

- создание  оптимальных условий для овладения  учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, включение в реальные экономические отношения;

- формирование  гибких умений, позволяющих учащимся  быстро осваивать новые виды  труда (деятельности) и готовности  принимать нестандартные решения.

В соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации в 1993 году был утвержден  базисный план общеобразовательных  школ, в котором трудовая подготовка представлена образовательной областью «Технология». Главная цель данной образовательной области – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Временный государственный стандарт этой предметной области предполагает ознакомление школьников с базовыми способами технологического освоения действительности, с общими принципами быстро меняющейся прогрессивной техники и технологий, организацией и управлением трудом и производством, экологизацией всех сфер человеческой деятельности, информатизацией и компьютеризацией трудовых процессов (В. А. Поляков, В. М. Казакевич). Стандарт содержит: образовательные минимумы содержания образовательной области «Технология», для городских и сельских школ с вариантами а) Техника (технический труд) и б) Культура дома (обслуживающий труд). Требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта. Программа «Технология» для сельской школы характерна непосредственной близостью к сельскохозяйственному производству и живой природе, что создает благоприятные возможности для формирования системы осознанных и конкретных знаний о научных основах производства и для систематического привлечения школьников к посильному производительному труду.

 В последние годы в системе теоретического освоения трудовых навыков, особенно в сельских школах, значительно обострились несоответствия и противоречия между: возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной подготовки учащихся ограниченностью возможностей сельской школы, отсутствием нормативно-правовой обеспеченности ее деятельности в изменившихся социальных условиях жизни. И возросшими потребностями аграрного сектора республики  в сельскохозяйственной подготовке школьников и отсутствием новой стратегии допрофессиональной подготовки для учащихся к сельскохозяйственному труду, нормативно правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового воспитания сельских школьников.

В условиях сложившейся многоукладности экономики  и рыночных отношений подготовка грамотных владельцев земли становится не только важным фактором обеспечения сельского хозяйства сферой образования, но и фактором защиты личности выпускника сельской школы.

Поэтому одним из ведущих направлений  Михайловской средней школы является подсистема, реформирование которой  мы осуществляем на основе следующих инновационных идей:

- гуманизации;

- профессионализации;

- научности учебного процесса.

Производительный  труд выполняет, как и процесс обучения, следующие функции: познавательную, развивающую, воспитывающую, но и также реализует принципиально новую функцию – производственную, которая направлена на практическую и психологическую подготовку к труду в сфере производства и на усиление политехнической функции процесса обучения в соединении с производительным трудом.

       По мнению М.П. Пальянова, процесс соединения обучения с производительным трудом можно представить в виде схемы №1, где отмечены основные направления этого процесса. Первое направление связано с тем, что соединение обучения с производительным трудом осуществляется на основе определения основных закономерностей трудовой деятельности (содержания, организации, производственных отношений) и органичного учета их в процессе обучения и воспитания. Второе направление этого процесса означает необходимость учета закономерностей процесса обучения в организации производительного труда учащихся.

Схема №1


 

 


 

Рассматривая эту педагогическую проблему, Ф. Ф. Королев и А. И. Янцов в коллективной монографии «Школа и труд» писали, что соединение обучения с производительным трудом – сложный и многосторонний процесс». П. Р. Атутов, рассматривая связь производственного обучения и производительного труда с изучением основ наук, отметил, что «соединение обучения с производительным трудом – понятие более широкое, включающее в себя не только связь общеобразовательных знаний учащихся с их трудом, но и процессы воспитания, физического развития учащихся, политехническое и профессиональное образование молодежи, материальные результаты труда и т.п. Проблемы соединения обучения с производительным трудом является многоаспектной и включает в себя не только связь изучения основ наук с трудом, но и связь политехнической и профессиональной подготовки, процесса воспитания человека, профессиональной ориентации с производительным трудом, которая является конкретным проявлением общего принципа единства теории и практики в учебно-воспитательном процессе и дидактическим аспектом рассматриваемого нами понятия.

Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что процессы обучения, воспитания, производительного труда влияют на сознание, деятельность, поведение личности, ее волю и эмоции и ведут в целом к общему развитию личности. Процесс обучения, влияя преимущественно на интеллектуальную сферу личности, обеспечивает умственное развитие; процесс воспитания, оказывая главным образом, воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу, формирует идейно-нравственную позицию и ценностные ориентиры личности; производительный труд способствует становлению личности как производителя материальных ценностей, обеспечивает социализацию личности учащихся и подготовку их к труду. Хотя каждый из этих процессов (обучение, воспитание, производительный труд) имеет свои доминирующие функции, но все они в диалектическом единстве обеспечивают целостный педагогический по формированию всесторонне развитой личности. Другими словами, соединение обучения с производительным трудом как педагогический процесс по формированию всесторонне развитой личности. Другими словами, соединение обучения с производительным трудом как педагогический процесс не есть механическая сумма процессов обучения, воспитания, производительного труда, а является самостоятельным целостным процессом, имеющим свои закономерности. В связи с этим возникает вопрос о разработке оптимального соотношения процессов обучения, воспитания, производительного труда в целях формирования всесторонне развитой личности. Опыт реализации соединения обучения с производительным трудом показал, каким не должно быть обучение (низкий теоретический уровень) и каким не должен быть производительный труд (узкоспециализированный и ремесленный). Кроме того, нужно иметь в виду, что роль производительного труда как одного из главных факторов всестороннего развития личности школьников не может быть заменена никакими другими воспитывающими факторами. В теории и на практике иногда происходит замена производительного труда другими средствами трудового воспитания. Так, например, в разряд производительного труда относят различные виды общественно полезного труда (сбор макулатуры и металлолома, труд по самообслуживанию в школе, домашний труд и т.д.). Более того, среди педагогов существовало мнение, что само учение есть труд, необходимый для производственной деятельности, а само учение – уже соединение обучения с производительным трудом. Такая позиция исходила из того, что трудовую деятельность школьников они рассматривали как один из элементов учебного труда, представленный учебным предметом – трудовое обучение и совокупностью разнообразных организационных форм по ознакомлению учащихся с производством, ролью труда для личности и общества (экскурсии, встречи с передовиками производства, представителями различных профессий и т.д.)

§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады


 

        Общепризнанно, что сложный процесс формирования и дальнейшего развития личности, непосредственного производителя благ, происходит в результате его взаимодействия с различными элементами социальной среды, через систему общественных связей и отношений, общение с другими членами общества в процессе совместного общественно полезного труда или учебы, отдыха и т.д. Эти важные положения необходимо иметь в виду при решении актуальнейшей задачи совершенствования всех элементов и направлений системы подготовки, воспитания и повышения квалификации рабочих кадров.

Изменения в экономической структуре народного  хозяйства требуют соответствующих  коррективов содержания подготовки к жизни и труду подрастающего  поколения. Недостаточный учет при  этом национальных, природно-географических, этнических, региональных условий, отсутствие преемственности и сотрудничества между звеньями системы образования, непродуманное сокращение времени  на трудовое обучение отрицательно влияют на подготовку учащихся к труду.

К 1996 году негативные тенденции на рынке труда  в Бурятии стали наиболее определенными. Ситуация на рынке труда характеризовалась  ростом численности населения, обратившегося  в органы службы занятости.

     Служба занятости, оказывая финансовую помощь работодателям в создании и сохранении рабочих мест, не имеет возможности всем дать работу, и роль государства в регулировании процессов на рынке труда не безгранична. Наша школа активно занимается подготовкой учащихся к трудовой деятельности, особенно к ведению крестьянского фермерского хозяйства. На базе Михайловской школы ведется работа по привлечению родителей в образовательный процесс. Так как, по данным анкетирования проведенного на 2009/2010 учебный год, родители наших учащихся имеют общее среднее образование – 48,5%; лиц с неполным образованием насчитывается – 29,5%; со средним специальным – 12%; с начальным образованием (4-6кл.)- 5%; и с высшим и незаконченным высшим образованием – 5%. Костяк нашего села – люди со средним и неполным средним образованием. Они составляют 78% взрослого населения. Анализ приложения №3 позволяет сделать вывод: в школе обучается большой процент детей из многодетных, социально-незащищенных и неблагополучных семей, поэтому необходимо развивать систему работы с данными категориями учащихся.

 Несмотря  на достаточно высокий уровень  образования, сложившийся сегодня  на селе, наблюдаются отрицательные  тенденции. Например, некоторые люди, выросшие на селе, не умеют  доить коров, ухаживать за животными,  косить сено, водить автомобиль, трактор и другую технику. Современному  владельцу крестьянских хозяйств  – фермеру нужны определенные  знания по зоотехнии, агрономии,  луговодству, механизации, юриспруденции,  управлению семенным хозяйством. Юноши Михайловской средней школы ежегодно получают свидетельства тракториста-машиниста 3-го класса. Курс «Трактора и сельхозмашины» введен в Учебный план школы. В программе запланирована осенне-полевая практика. Школа сотрудничает с БГСХА по программе «Школа-вуз».

 На базе школы открыты курсы по подготовке трактористов-машинистов и водителей категории АВС для взрослого населения (ПУ №14 г. Закаменск). От ПУ №14 на базе школы осуществляется дополнительная образовательная деятельность по программе профессиональной подготовки: «Секретарь-референт», «Тракторист-машинист III класса», «Кулинар», «Столяр», «Швея». Для того чтобы школьники могли сознательно выбрать профиль обучения, для девятых классов устраиваются лекции о профессиях, которые они могут получить. В пропаганде профессий широко используются все средства информации: Интернет-ресурсы, литературу и т.д.

В организации  производительного труда школьников большую заинтересованность проявляет базовое хозяйство СПК «Михайловка». По опросу проведенному нами, все 100% трактористов СПК «Михайловка» обучались в нашей школе и права тракториста-машиниста получили именно у нас. Осенне-весеннюю практику наши школьники проходят в СПК «Михайловка» непосредственно во время полевых работ. Наш опыт показывает, что организация производительного труда во время осенне-весенней практики соответствует задачам обучения и воспитания школьников, способствует формированию у них практических знаний, умений и навыков в условиях механизированного сельскохозяйственного производства, служит  надежной основой их трудового становления, формирования живого интереса к сельскохозяйственному труду.

Основной  проблемой трудового воспитания является профессиональная ориентация. Вот как распределились ответы учащихся 9-11 классов на вопрос «Какая профессия  тебе нравится?»:

  • профессии сферы образования, культуры, здравохранения (врач, педагог, воспитатель, тренер, музыкант, артист)……………...29,7%
  • профессии сферы обслуживания (продавец, швея, портниха, парикмахер, модельер, повар и др.)……………………………...7,3%
  • профессии сферы транспорта (машинист, шофер, тракторист-машинист и др.)…………………………………………………20,8%
  • строительные профессии…………………………………………..4,1%
  • сельскохозяйственные профессии (агроном, ветеринар, зоотехник и др.)…………………………………………………………………3,1%
  • прочие профессии и специальности………………………………13,0%
  • не смогли ответить……………………………………………….22,0%.

Вызывает  тревогу тот факт, что более 1/5 учащихся не смогли назвать интересующую их профессию. Доля неопределенности примерно одинакова у учащихся 9, 10, 11 классов (соответственно 36%, 38% и 22%). Беспокоит  низкий уровень престижности сельскохозяйственных, строительных профессий – основных профессий района, к которым относится около 43% его трудоспособного населения.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады