Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78
Учебно-материальная база (приложение №5) эффективно использовалась для осуществления трудовой и профессиональной подготовки учащихся, приобщения их к сельскохозяйственному труду. Кроме занятий по трудовому и профессиональному обучению, предусмотренных учебными программами, были организованы факультативы по углубленному изучению тракторов, сельхозмашин, основ агротехники, животноводства, кружки юных техников, натуралистов и др. К проведению факультативных занятий и руководству кружками привлекались специалисты совхоза и сортоиспытательного участка. Они помогали учащимся овладевать разнообразной сельскохозяйственной техникой, основами агрономии, зоотехнии и т.д.
В новых условиях, когда происходит радикальные перемены в сельском хозяйстве, необходимо поднять еще выше уровень обучения школьников сельскохозяйственной технике. Следует не только формировать у учащихся знания, умения и навыки по профессии фермера, развивать творческое мышление.
В настоящее
время резко возрастает значение
психолого-педагогического и
- подготовка
учащихся к рудовой
- создание
оптимальных условий для
- воспитание у учащихся трудолюбия, формирование потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему, стремления и умения постоянно совершенствовать свое мастерство;
- формирование профессионализма (профессиональной компетентности) в избранной деятельности в сочетании с широким политехническим кругозором и профессиональной мобильностью;
- включение учащихся в реальные трудовые (производственные) отношения в процессе созидательной деятельности;
- воспитание
культуры личности во всех
ее проявлениях (культуры
- создание
оптимальных условий для
- формирование
гибких умений, позволяющих учащимся
быстро осваивать новые виды
труда (деятельности) и готовности
принимать нестандартные
В соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации в 1993 году был утвержден базисный план общеобразовательных школ, в котором трудовая подготовка представлена образовательной областью «Технология». Главная цель данной образовательной области – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Временный государственный стандарт этой предметной области предполагает ознакомление школьников с базовыми способами технологического освоения действительности, с общими принципами быстро меняющейся прогрессивной техники и технологий, организацией и управлением трудом и производством, экологизацией всех сфер человеческой деятельности, информатизацией и компьютеризацией трудовых процессов (В. А. Поляков, В. М. Казакевич). Стандарт содержит: образовательные минимумы содержания образовательной области «Технология», для городских и сельских школ с вариантами а) Техника (технический труд) и б) Культура дома (обслуживающий труд). Требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта. Программа «Технология» для сельской школы характерна непосредственной близостью к сельскохозяйственному производству и живой природе, что создает благоприятные возможности для формирования системы осознанных и конкретных знаний о научных основах производства и для систематического привлечения школьников к посильному производительному труду.
В последние годы в системе теоретического освоения трудовых навыков, особенно в сельских школах, значительно обострились несоответствия и противоречия между: возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной, сельскохозяйственной, общекультурной подготовки учащихся ограниченностью возможностей сельской школы, отсутствием нормативно-правовой обеспеченности ее деятельности в изменившихся социальных условиях жизни. И возросшими потребностями аграрного сектора республики в сельскохозяйственной подготовке школьников и отсутствием новой стратегии допрофессиональной подготовки для учащихся к сельскохозяйственному труду, нормативно правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового воспитания сельских школьников.
В условиях
сложившейся многоукладности
Поэтому одним из ведущих направлений Михайловской средней школы является подсистема, реформирование которой мы осуществляем на основе следующих инновационных идей:
- гуманизации;
- профессионализации;
- научности учебного процесса.
Производительный труд выполняет, как и процесс обучения, следующие функции: познавательную, развивающую, воспитывающую, но и также реализует принципиально новую функцию – производственную, которая направлена на практическую и психологическую подготовку к труду в сфере производства и на усиление политехнической функции процесса обучения в соединении с производительным трудом.
По мнению М.П. Пальянова, процесс соединения обучения с производительным трудом можно представить в виде схемы №1, где отмечены основные направления этого процесса. Первое направление связано с тем, что соединение обучения с производительным трудом осуществляется на основе определения основных закономерностей трудовой деятельности (содержания, организации, производственных отношений) и органичного учета их в процессе обучения и воспитания. Второе направление этого процесса означает необходимость учета закономерностей процесса обучения в организации производительного труда учащихся.
Схема №1
Рассматривая эту
Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что процессы обучения, воспитания, производительного труда влияют на сознание, деятельность, поведение личности, ее волю и эмоции и ведут в целом к общему развитию личности. Процесс обучения, влияя преимущественно на интеллектуальную сферу личности, обеспечивает умственное развитие; процесс воспитания, оказывая главным образом, воздействие на мотивационную и эмоциональную сферу, формирует идейно-нравственную позицию и ценностные ориентиры личности; производительный труд способствует становлению личности как производителя материальных ценностей, обеспечивает социализацию личности учащихся и подготовку их к труду. Хотя каждый из этих процессов (обучение, воспитание, производительный труд) имеет свои доминирующие функции, но все они в диалектическом единстве обеспечивают целостный педагогический по формированию всесторонне развитой личности. Другими словами, соединение обучения с производительным трудом как педагогический процесс по формированию всесторонне развитой личности. Другими словами, соединение обучения с производительным трудом как педагогический процесс не есть механическая сумма процессов обучения, воспитания, производительного труда, а является самостоятельным целостным процессом, имеющим свои закономерности. В связи с этим возникает вопрос о разработке оптимального соотношения процессов обучения, воспитания, производительного труда в целях формирования всесторонне развитой личности. Опыт реализации соединения обучения с производительным трудом показал, каким не должно быть обучение (низкий теоретический уровень) и каким не должен быть производительный труд (узкоспециализированный и ремесленный). Кроме того, нужно иметь в виду, что роль производительного труда как одного из главных факторов всестороннего развития личности школьников не может быть заменена никакими другими воспитывающими факторами. В теории и на практике иногда происходит замена производительного труда другими средствами трудового воспитания. Так, например, в разряд производительного труда относят различные виды общественно полезного труда (сбор макулатуры и металлолома, труд по самообслуживанию в школе, домашний труд и т.д.). Более того, среди педагогов существовало мнение, что само учение есть труд, необходимый для производственной деятельности, а само учение – уже соединение обучения с производительным трудом. Такая позиция исходила из того, что трудовую деятельность школьников они рассматривали как один из элементов учебного труда, представленный учебным предметом – трудовое обучение и совокупностью разнообразных организационных форм по ознакомлению учащихся с производством, ролью труда для личности и общества (экскурсии, встречи с передовиками производства, представителями различных профессий и т.д.)
Общепризнанно, что сложный процесс формирования и дальнейшего развития личности, непосредственного производителя благ, происходит в результате его взаимодействия с различными элементами социальной среды, через систему общественных связей и отношений, общение с другими членами общества в процессе совместного общественно полезного труда или учебы, отдыха и т.д. Эти важные положения необходимо иметь в виду при решении актуальнейшей задачи совершенствования всех элементов и направлений системы подготовки, воспитания и повышения квалификации рабочих кадров.
Изменения
в экономической структуре
К 1996 году негативные тенденции на рынке труда в Бурятии стали наиболее определенными. Ситуация на рынке труда характеризовалась ростом численности населения, обратившегося в органы службы занятости.
Служба занятости, оказывая финансовую помощь работодателям в создании и сохранении рабочих мест, не имеет возможности всем дать работу, и роль государства в регулировании процессов на рынке труда не безгранична. Наша школа активно занимается подготовкой учащихся к трудовой деятельности, особенно к ведению крестьянского фермерского хозяйства. На базе Михайловской школы ведется работа по привлечению родителей в образовательный процесс. Так как, по данным анкетирования проведенного на 2009/2010 учебный год, родители наших учащихся имеют общее среднее образование – 48,5%; лиц с неполным образованием насчитывается – 29,5%; со средним специальным – 12%; с начальным образованием (4-6кл.)- 5%; и с высшим и незаконченным высшим образованием – 5%. Костяк нашего села – люди со средним и неполным средним образованием. Они составляют 78% взрослого населения. Анализ приложения №3 позволяет сделать вывод: в школе обучается большой процент детей из многодетных, социально-незащищенных и неблагополучных семей, поэтому необходимо развивать систему работы с данными категориями учащихся.
Несмотря
на достаточно высокий уровень
образования, сложившийся
На базе школы открыты курсы по подготовке трактористов-машинистов и водителей категории АВС для взрослого населения (ПУ №14 г. Закаменск). От ПУ №14 на базе школы осуществляется дополнительная образовательная деятельность по программе профессиональной подготовки: «Секретарь-референт», «Тракторист-машинист III класса», «Кулинар», «Столяр», «Швея». Для того чтобы школьники могли сознательно выбрать профиль обучения, для девятых классов устраиваются лекции о профессиях, которые они могут получить. В пропаганде профессий широко используются все средства информации: Интернет-ресурсы, литературу и т.д.
В организации
производительного труда
Основной проблемой трудового воспитания является профессиональная ориентация. Вот как распределились ответы учащихся 9-11 классов на вопрос «Какая профессия тебе нравится?»:
Вызывает тревогу тот факт, что более 1/5 учащихся не смогли назвать интересующую их профессию. Доля неопределенности примерно одинакова у учащихся 9, 10, 11 классов (соответственно 36%, 38% и 22%). Беспокоит низкий уровень престижности сельскохозяйственных, строительных профессий – основных профессий района, к которым относится около 43% его трудоспособного населения.