Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

В 1993 г. по инициативе директора Даниловой  И.С., стараниями и усилиями учителя  бурятского языка Дондоковой М. Д., библиотекаря Злыгостевой Г.Н., учителя русского языка и литературы Лупсановой К.Ц. начали составлять коллекцию экспонатов для школьного музея.

Школьный музей был открыт 28 декабря 1996 г. Систематизация, оформление собранного материала, подготовка старого школьного здания для музея была проведена Тамарой Содномовной Шагдуровой. Большую организационную и поисковую работу продолжает Бадмаева А. А., учитель истории.

Новые экономические  условия, вызвавшие коренную перестройку  в жизни школы, заставили коллектив  под руководством Галины Доржиевны  Данзановой по-новому строить учебно-воспитательный процесс. С 1993 г. учитель английского  языка, а теперь директор школы, Данзанова Г.Д. продолжает славные традиции своих предшественников, но и вводит много нового в жизнь школы. Можно с уверенностью сказать, что Михайловская средняя школа во главе с директором Данзановой Г.Д. прочно стоит на земле.

Производительный  труд школьников получил новое обоснование, связанное с формированием личности сельского хозяина – культурного, просвещенного земледельца, подготовленного к новым экономическим условиям, способного на коренные преобразования уклада жизни на селе.

Михайловская  школа под руководством директора  Данзановой Г.Д., завуча по научно-методической работе Убановой С.Д. и заместителем директора по воспитательной работе Злыгостевой Г.Н. разработали региональную модель технологической подготовки сельских школьников, в основе которой  труд на земле, связь с окружающей средой, умение беречь ее, чувствовать, жить с ней в согласии. В 1998 г. школа стала республиканской экспериментальной площадкой (научный руководитель – ректор БИПКиПРО Г. Н. Назаров, доктор педагогических наук), приняв участие во Всероссийских конкурсах, была удостоена дипломов «Школа года России»(1998, 1999 гг.).

Наша  школа  - учебное заведение нового типа, осуществляющее профессиональную подготовку молодежи, открывающее возможность для получения профессии на месте, без выезда в город, что очень удобно для сельских подростков, недостаточно созревших как социально, так и физически для жизни в городе. Михайловские ученики, покидая порог родной школы, помимо аттестата о среднем образовании, имеют свидетельства секретаря-референта, кулинара, овощевода, резчика поддереву, удостоверение тракториста-машиниста III класса.

Михайловская  средняя школа - школа с трудовым обучением. Главным для всего коллектива школы является труд, который в настоящее время требует все большего внимания. Знания становятся престижными. Современные школьники понимают это. Администрация школы принимает новые шаги, новые программы, ищет новые пути повышения качества знаний:

 1.Составлен учебный план, имеющий два компонента: базовый и профильный. Базовый компонент включает учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования.

Для реализации профильного образования с 1996 г. включены предметы: «Автодело и тракторы», «Секретарь-референт», «Овощеводство», «Народные промыслы».

В начальных  классах продолжается изучение предметов: логика, развитие творческого мышления, интегрированный курс «Художественный  труд», «ИЗО» - с 4-го класса; информатики, экономики – с 5 – 11 кл.

        2.Все методические объединения работают по плану.

3.Оперативность  внутришкольного контроля – одно  из условий эффективности работы школы.

4.Работа  по улучшению материально-технической  базы кабинетов.

5.Работа  по организации учебно-воспитательного  процесса носит научно-методический  характер и построена на диагностической  основе.

Для решения  стратегической задачи школы: предоставление базового образования в сочетании  с вариативными компонентами образования, обновление его содержания, главным  направлением в работе стало осуществление  комплексного подхода к трудовому, экономическому и политехническому образованию.

Продолжается  работа по методической теме школы  – «Интегрированно-дифференцированный  подход в обучении, развитии и профильной ориентации учащихся».

Основные  направления методической работы:

- повышение  мотивации педагогов школы на  участие в освоении передового  педагогического опыта;

- повышение  учебной мотивации слабоуспевающих  учащихся;

- сохранение  мотиваций и её повышение у  сильных учащихся.

На решение  поставленных задач была нацелена работа НМС школы по совершенствованию профессионального уровня педагогов через:

- заседание  НМС по вопросам освоения новых  педагогических технологий;

- индивидуальные  методические консультации с  молодыми педагогами, педагогами, испытывающими  затруднения в освоении новых  педагогических технологий;

- педагогические  советы «Новые педагогические  технологии. Проектная технология  обучения», «Мониторинг школьного  образования».

Учащиеся  школы принимают активное участие в районных и республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях.

В школе  проводятся предметные недели, олимпиады, различные конкурсы. В 2001 г. школа  заключила договор с БГСХА  им. В. Р. Филиппова по программе «Школа – ВУЗ».

Администрация школы во главе с Данзановой Г. Д. пришлось преодолевать путь, прокладывать тропинки, отыскивать способы, подбирать средства и устанавливать взаимоотношения с родителями. Сколько было проведено родительских собраний, на которых директору приходилось убеждать родителей, что только при близком взаимодействии и сотрудничестве может выжить школа. Надо сказать, что такая работа не была напрасной. Родители становятся союзниками школы в воспитании и обучении детей. Постепенно к ним, родителям, приходит понимание того, что школа нужна только им, что, только, оказывая помощь и поддержку школе, можно дать своим детям достойное воспитание и обучение. Об этом говорят обустроенные классы, совместные мероприятия, походы и поездки. Много старания было приложено Данзановой Г.Д. в организации питания детей в школьной столовой, хотя хотелось бы рассчитывать на еще большую поддержку со стороны родителей.

Для коллектива школы близка педагогическая идея – духовно развивать детей, включая их в художественно-творческую деятельность, давая возможность принимать участие в различных творческих конкурсах

как районного, так и республиканского уровней. Благодаря этому дети приобретают немалый социальный опыт.

Школа развивается  в труде. Это позволило на прибыль, полученную с подсобного хозяйства, закупить для школы комплект мебели, холодильник для столовой, видеоаппаратуру, музыкальный центр «Караоке», цифровую видеокамеру, оргтехнику и многое другое, без чего школа в настоящее  время существовать не может. В то же время крепнет материально-техническая  база школы. В 1997 г. школа получила собственный микроавтобус «Газель», трактор МТЗ-82.

Все это  явилось результатом успешной работы школы. В подтверждение тому –  Грамота Народного Хурала РБ и  премия в 2,5 млн. рублей за III место в республиканском смотре-конкурсе лагерей труда и отдыха в 1997 г.

Постоянно обновляется сад. В 2000 г. было закуплено  и посажено 23 двулетних саженца  ранета сортов «Сеянец Пудовщины», «Янтарная», «Ермолаева-23». В2004 г. посадили 5 сортов полукультурок «Красные щечки», «Аленушка», «Вега», «Юность». Также закуплены и посажены в школьном дендрарии следующие кустарники: калина, жимолость, бересклет, был разбит сиреньгарий. Школа закупила картофель сорта «Гранат» и получила хороший урожай.

Согласно  эксперименту школы, образовательная  программа предполагает не только и не столько усвоение учебных предметов, сколько производственную деятельность детей, которая помогает им ощутить себя вовлеченными в конкретный профессиональный труд: выращивание, обработка, сбор урожая и продажа сельхозпродуктов.

Ученическая бригада – это прекрасная, разносторонняя школа, в которой учатся и трудиться, и управлять, и заниматься научной  работой, и строить отношения  в коллективе. Сфера деятельности ученических бригад – сельское хозяйство, отрасль, определяющая лицо нашего региона, стержень его экономики. Мы, учителя, должны заботиться о том, чтобы дети, подрастая, не относились пренебрежительно к труду хлебороба и животновода, мы должны стремиться к тому, чтобы  с юных лет дети овладели этими  профессиями, полюбили их и смогли в  будущем продвигать аграрную отрасль  района, республики на передовые позиции. Ученическая бригада стала стартовым  этапом в учебно-образовательном процессе профильной подготовки, и она же, с детства прививая любовь к труду на земле, активнее всего работает на конечный результат – закрепление кадров на земле. Цели и задачи ученической производственной бригады.

Ученическая бригада:

  • способствует повышению общеобразовательной подготовки учащихся на основе связи теории с практикой сельского хозяйства;
  • является базой производственного обучения и профессиональной подготовки учащихся по сельскохозяйственным профессиям и специальностям;
  • позволяет широко привлекать учащихся к участию в опытнической работе.

      До начала 90-х годов прошлого столетия трудовое обучение и воспитание в Михайловской средней школе проходило по отлаженной системе: с базовым хозяйством – совхозом «Михайловский» - заключались договоры и на этой основе, круглогодично работала ученическая производственная бригада. В связи с переменами, происходящими в политической, экономической жизни России, вхождения ее в рыночные отношения, изменением финансирования в образовании, в школах Закамны по инициативе Семенова Б.Ц., бывшего директора совхоза «Михайловский» в 1986-1990 гг., работавшего главой местного самоуправления Закаменского района, были созданы подсобные хозяйства. И наша школа, конечно, не явилась исключением. СПК «Михайловский» (директор Ардаев В.Д-Ц.) подарил школе 200 голов овец, которые были переданы в собственность школе, и земли в местности Бургултай. Таким образом, в 1992 году под руководством директора школы, молодой энергичной Ирины Сергеевны Даниловой было создано подсобное хозяйство Михайловской средней школы, которое имело 3 направления: животноводство, овцеводство и уже достаточно развитое садоводство. Время диктовало свои жесткие требования, необходимо было менять не только объект труда, но и пересмотреть и определить сами подходы к труду. Учащие и работники школы стали работать на собственных, принадлежащих школе полях, на своей подсобной ферме. Начались поиски путей финансово-экономической поддержки новой трудовой ассоциации, новых трудовых отношений.

Михайловская  средняя школа сумела сохранить  и развить трудные постперестроечные  годы основной принцип педагогики А. С. Макаренко «Спасение в труде».

В настоящее  время мы имеем следующую структуру  подсобного хозяйства школы:

  

 

 

 





 

 



 

      


 

 

 

 В 1994 г. один из наших шефов – СПК «Михайловка» безвозмездно передал школе 20 голов молодняка КРС, было получено Свидетельство на владение землей площадью 102 га в местности Амалат, в 3-х км. от с. Михайловка.

Долгие  годы (1992-2003гг.) руководителем общественно-полезного  труда, руководителем учебной производственной бригады «Бригантина» работала Юлия Ивановна Перунина, учитель истории, веселая, быстрая, отзывчивая, любимая всеми.

Заведующим  школьным садом в 1990-е годы работал Злыгостев А.И., учитель географии, очень ответственный, трудолюбивый, достойный сын Ильи Кузьмича Злыгостева – заместителя директора по производственному обучению в 1970-80-е гг.

Ежегодно  учащиеся под руководством учителей-наставников  получают неплохой урожай овощей.

В 1999 г. по рекомендации главы местной администрации  Базарова С. Б., агронома по профессии, школа расширила площади посевов моркови, свеклы, картофеля.

Часть полученного  урожая идет в школьную столовую, что  является хорошим подспорьем для  удешевления питания учащихся и  работников школы, излишки реализуются  населению.

В нынешней сложной для сельскохозяйственного производства экономической ситуации нелегко вести хозяйственную деятельность так, чтобы ежегодно получать прибыль. Рост цен на горюче-смазочные материалы, запасные части к сельхозтехнике, энергоносители осложняют дело, ведут к увеличению затрат, снижению доходности.

Но сегодня  с уверенностью можно сказать, что  на средства, заработанные ученической производственной бригадой, содержится трехэтажное здание школы. Ежегодный косметический ремонт обходится в 105 тыс. рублей, приобретается оргтехника, музыкальная аппаратура, концертные костюмы, спортивный и туристский инвентарь, методическая и художественная литература и многое другое.

Производственная  деятельность учащихся школы определяется планом, утвержденным на Совете школы. Это обоснованный режим разнообразных  видов деятельности учащихся: учеба, труд, досуговая деятельность, спорт, который снимает нагрузку, возникающую  в результате однообразной длительной деятельности.

«Труд, по словам А. С. Макаренко, - без идущего рядом образования и воспитания, вне системы воспитательного процесса, остается «нейтральным процессом».

«Самореализация», «саморазвитие», «самоопределение» - это  для нас не только слова, это наше внутреннее содержание. Мы добиваемся того, чтобы наши выпускники смогли адаптироваться во взрослой жизни, стать конкурентоспособными на рынке труда. В 1996 г. наша школа стала филиалом учебно-производственного комбината Закаменского района. Учащимся 10-11-х классов был предоставлен выбор индивидуальных образовательных программ: секретарь-референт со знанием компьютера (Дахалаева Г. Г.), овощевод (Гармаева Т. Б.), кулинар (Жаркова Т. В.), портной легкого платья (Гармаева Ц-Е. Д.), тракторист машинист III класса (Бакшеев Д. Д.), столяр (Манжиханов А. К.). Это один из самых оптимальных вариантов профильного обучения на селе. Он носит социализирующий характер, что обусловлено спецификой школы, которая является центром образования и культуры на селе, тесно сотрудничает с сельским КСК, библиотекой, детско-юношеской спортивной школой, центром дополнительного образования. Выпускники школы знают, куда приложить свои силы, умения и навыки, так как наряду с аттестатом о полном среднем образовании они получают удостоверения о присвоении профессии.

В 1999г. Михайловская средняя школа защитившись, на коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия от 30 апреля, становится республиканской экспериментальной площадкой по теме «Региональная модель технологической подготовки учащихся сельской школы». Научным руководителем был Назаров Г. Н., ректор БИПКиПРО, к большому сожалению, безвременно ушедший из жизни. В школу часто приезжали работники БИПКиПРО: кандидат педагогических наук Мамунова Т. М., Бардымова Э. А. Они читали лекции педагогическому коллективу школы, проводили тренинги, оказывали большую методическую помощь.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады