Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

В 2009-2010 учебном  году нами было проведена школьная научно-практическая конференция «Этот  день Победы».

В 2009-2010 учебном  году в школе был проведен интеллектуальный марафон по всем предметам, в котором  участвовало 56 учеников 5-11-х классов. Пятиклассники наравне с десятиклассниками  решали сложные тесты по разным областям. Самыми интеллектуально образованными  оказались: 1-е место – Денисова М. (11 класс), 2-е место – Петухова С. (7 класс), 3-е место – Юмжапов  К. (10 класс).

    На  Всероссийском Летнем чемпионате  «Эрудиты 2009» участвовало 18 учащихся.  Ученица 8-го класса Бадмаева  Татьяна заняла 9-е место. Ещё  5 учеников вошли в число лучших  эрудитов страны.

    1-е  место на II-м Открытом Первенстве по интеллектуальным играм Закаменского района «Эрудит-2010» Лагконова Ксения – ученица 8-го класса заняла 1-е место в индивидуальной игре «Своя игра».

   В целях  повышения качества учебного  процесса, совершенствования системы  контроля образовательной деятельности  школа принимала участие в  независимых экспертизах учебных  достижениях по математике (5 класс), русский язык (4 класс), биология (8 класс).

 

Предмет

Класс

Год

Учитель

Средний балл

Математика

5

2007

Попова Л.И.

3,5

Русский язык

4

2007

Цыденжапова Н.Д.

3,3

Биология

8

2008

Злыгостев А.И.

3,6


        

В 2010 году обучающиеся 4-го класса также прошли внешнюю экспертизу обученности.  Результаты оценки знаний учащихся представлены в таблице.

 

Предмет

5

4

3

2

СОУ

Качество

Успеваемость

Математика

1

3

1

-

65%

80%

100%

Русский язык

1

2

2

-

58%

60%

100%

Чтение

1

2

2

-

58%

60%

100%

Окружающий  мир

1

3

1

-

65%

80%

100%


       

       В преддверии подготовки к ЕГЭ одиннадцатиклассники участвовали в компьютерных тестированиях по математике, проводимых МЦОИ через Интернет.

Результативность  выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих  требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми  исследованиями качества обученности  учащихся.

Вместе с  тем, проведенный в ходе самообследования анализ, показывает необходимость решения  ряда приоритетных задач:

- развитие  системы предпрофильной и профильной  подготовки на старшей ступени  обучения;

- совершенствование  работы с одаренными детьми  и выполнение высоких показателей  по качеству знаний;

- активизация  работы по повышению квалификации  учителей, развитие системы стимулирования  и поддержки учителей, показывающих  высокие показатели;

- развитие  сотрудничеств с научными учреждениями;

      - укрепление и совершенствование материальной базы школы в части модернизации учебного оборудования, дальнейшее развитие социальной структуры, особенно спортивной и эстетической.

        Вся работа Михайловской средней школы строится на сотрудничестве педагогов и учащихся, активном творческом участии учителей и учеников в образовательно-воспитательном процессе. По мнению Л. С. Выготского, именно сотрудничество дает возможность определить зону ближайшего развития ребенка: «то, что ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно». Одним из обязательных условий формирования трудовых ценностных ориентации сельских школьников является создание социально-психологической службы, включающей в свою структуру психологическую диагностику, консультирование, коррекцию, профилактику, просвещение и способствующую выявлению, развитию трудовых ценностных ориентации.

         Изучение опыта работы Михайловской средней школы показывает преемственность во внеурочной деятельности. Практически вся кружковая работа ориентирована на индивидуальные склонности и способности учащихся, их знания по любимому предмету. На уроках формируются знания, умения, навыки, а в кружках приобретается разнообразный практический опыт. В Михайловской средней общеобразовательной школе работает 4 кружка, 3 спортивные секции и 6 клубов по интересам. Это кружки хореографический (детский образцовый ансамбль «ТОНУС»), туристский, краеведческий.

         Возможности школьного курса физики для осуществления профессиональной ориентации очень большие. Основное место в профориентационной работе учителя физики, Будаева Б. Ц. занимает профпросвещение и профессиональное воспитание. Профпросвещение состоит в ознакомлении школьников с содержанием трудовой деятельности конкретных профессий, условиями труда, требованиями, предъявляемыми профессией к личности человека, возможностями их приобретения, а также в определении возможности использования физических законов для нужд человека, для производства и в трудовой деятельности различных профессий. Профессиональное воспитание включает воспитание стойких интересов, мотивов выбора профессии, трудовых ценностных ориентации, любви к избираемому виду трудовой деятельности. Курс физики в школе предусматривает объяснение теоретического материала, лабораторные работы и физический практикум. Все виды работы Б. Ц. Будаев связывает с сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными профессиями. Например, тему "Сложение и разложение сил" он объясняет на примере жатки зерноуборочного комбайна, где зуб бороны должен быть расположен при бороновании почвы под определенным углом к горизонту. Во время лабораторных работ плотность вещества ученики определяют на примере плотности картофеля, которая является показателем наличия в картофеле крахмала. Очень интересны, связаны с жизнью, сельскохозяйственным производством физические практикумы. Приведем пример одного такого практикума. Учитель ставит перед учащимися проблему: "Возможно ли строительство на местной реке Джиде гидроэлектростанции?". Учащиеся повторяют теоретический материал, идут с учителем на реку, измеряют массу воды, определяют скорость течения реки, высоту будущей плотины, рассчитывают мощность предлагаемой гидроэлектростанции и делают выводы, что потенциал реки достаточен для строительства гидроэлектростанции и освещения села Михайловка. На уроках физики учитель стремится постоянно поддерживать интерес к учебе, увлекает учащихся, использует методы развивающего обучения, по существу исследовательские методы, объединяющие теорию и практику в общий познавательный процесс, способствующий самостоятельности, творческой активности, формированию трудовых ценностных ориентации школьников.

         Предметы гуманитарного цикла, в том числе русский язык и литература, обладают большими возможностями для формирования трудовых ценностных ориентации. Учитель русского языка и литературы, С. Б. Буянтуева придает большое значение профориентационной работе на своих уроках. Наиболее продуктивными формами такой работы являются: составление словаря профессионализмов, описание иллюстраций с трудовым содержанием, сочинения. Работу по усвоению учащимися нравственной ценности труда С. Б. Буянтуева проводит на материале местных сказок, былин, пословиц, поговорок.

        Учитель высшей категории Ж. С. Банданова на своих уроках литературы акцентирует внимание учащихся на том, что человек труда является главной силой общественного развития, актуализирует вопросы поиска героями своего призвания, осмысления и мотивов выбора жизненного и профессионального пути, отношения к людям труда. Профориентация на уроках русского языка и литературы, проводимая учителями Ж. С. Банданова и С. Б. Буянтуева, способствует накоплению сведений о различных профессиях, формированию у школьников положительного отношения к любому виду трудовой деятельности, осмыслению ими понятия «социальная значимость труда», а также в значительной мере содействует нравственной подготовке школьников к выбору профессии.

         Профессиональная ориентация, проводимая на уроках литературы и русского языка, дополняется в Михайловской средней школе профессионально ориентированным содержанием кружковых занятий. Так, С. Б. Буянтуевой разработана авторская программа кружка "Юный журналист". Она рассчитана на детей 12-16 лет, предусматривает 3 года обучения и направлена на решение задач начального допрофессионального обучения журналистике. Занятия ведутся по следующим темам: основы журналистики, основы издательского дела, оформительский практикум, основы стилистики, элементы грамматики, работа редакции. Преподаватель использует словесные, наглядные, практические методы и различные формы: лекции, круглые столы, пресс-конференции, деловые игры, рейды, встречи с интересными людьми (художником Ц. Ц. Найдановым, работниками редакции "Знамя труда", работниками Закаменского телевидения). Как известно, интерес к предмету перерастает в интерес к профессии, если особое внимание уделяется самостоятельному применению теории на практике. Члены кружка один раз в четверть выпускают школьную газету «Всем привет!». На уроках истории учитель высшей категории А. А. Бадмаева воспитывают понимание роли труда как главного фактора исторического процесса. Человек становится создателем истории и себя, участвует в общественном труде, для более глубокого изучения истории своего края, традиций, известных людей села, их трудовой деятельности. Одно из направлений в работе учителя математики Д. Ц. Самбуевой по формированию трудовых ценностных ориентаций связано с обеспечением научно-мировоззренческой подготовки учащихся к труду в условиях современного производства, оснащенного вычислительной техникой. Это направление включает раскрытие роли математики и вычислительной техники в развитии современного производства; формирование понимания общественной значимости математических знаний и умений в трудовой деятельности людей разных профессий; знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми к уровню математической подготовки работников разных профессий. Второе направление в работе Д. Ц. Самбуевой связано с практической (допрофессиональной) подготовкой учащихся к трудовой деятельности. Оно включает: раскрытие конкретных способов применения математических знаний в различных жизненных  и производственных ситуациях.

       Решение проблемы производственных кадров села, их постоянства, успешное выполнение тех сложных задач, стоящих перед сельским хозяйством, зависит от того, как поставлена работа в УПБ по формированию у школьников профессиональной ориентации на сельскохозяйственный труд. Методологической и теоретической основой является историзм и научная объективность, рассматривающие исторические события и явления в их становлении, развитии и взаимообусловленности на основе определённых объективных закономерностей. По результатам итоговой аттестации (приложение №6) можно сделать следующие выводы:

1. В школе  отработана система организации  и проведения  итоговой аттестации  выпускников.

2. В ходе  итоговой аттестации было установлено  соответствие уровня и качества  подготовки выпускников требованиям  государственных образовательных  стандартов.

3. Итоговая аттестация в 9, 11 классах проходит на высоком уровне, на экзаменах был создан благоприятный психологический микроклимат

4. Качество обученности по предметам стабильно.

5. По итогам сдачи ЕГЭ в рейтинге Закаменского района наша школа занимает 3-4-е места.

6. Благодаря ЕГЭ прослеживается высокий процент поступления в вузы выпускников, которые при наличии сертификата о результатах ЕГЭ, легко поступают в желаемые вузы.

7. Все выпускники, поступившие в вузы, использовали экзаменационный сертификат.

8. Наблюдается положительное отношение родителей к ГИА и ЕГЭ. Из диаграмм (приложение №6) видно, что освоение программ идёт стабильно. Наблюдается положительная динамика коррекции мотивационных установок. Учащиеся успешно осваивают учебные программы и участвуют в интеллектуальных конкурсах различного уровня и вида. За период с 2007 по 2010 гг. включительно средний процент выпускников, сдавших на «хорошо» и «отлично» государственный экзамен, составил 32-59%.  В целом показатели по годам стабильны. Высокое качество подготовки учащихся наблюдается по  русскому языку и математике.

§3.Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в УПБ


        Работы в УПБ выполняются работниками и обучаемыми в процессе трудового и производственного обучения, трудовой и производственной практики. Для обеспечения качественного выполнения механизированных работ должно быть организовано предварительное обучение по профессиям: приемам вождения трактора, комплектования машинно-тракторных агрегатов и отработки соответствующих заданий по технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Продолжительность рабочего времени обучаемых в УПБ должна соответствовать времени, предусмотренному учебным планом.

        Содержание УПБ осуществляется по смете, утвержденной с учётом годового производственно-финансового плана, а также за счёт собственной хозяйственной деятельности.

Обеспечение УПБ удобрениями, средствами защиты растений, сортными семенами, ГСМ и  запасными частями осуществляется Михайловской средней школой. Расчеты  за приобретенное оборудование, материалы  и услуги производятся за счет доходов  от учебно-производственной деятельности УПБ.

Сельскохозяйственная  продукция направляется на следующие  цели:

1. Общественное питание обучаемых и работников МОУ Михайловская       СОШ;

2. Продажу и реализацию оптом и в розницу другим организациям и частным лицам;

  1. Заработную плату.

Основным  показателем производственной деятельности УПБ является доход. Доход от деятельности УПБ остается в распоряжении МОУ  Михайловская СОШ и расходуется  по решению педагогического совета на:

  1. Расширение материально-технической базы ОУ (общеобразовательное учреждение);
  2. Капитальные затраты;
  3. Развитие УПБ;
  4. ремонт и строительство производственных помещений;
  5. На улучшение культурно-бытового обслуживания обучаемых и работников ОУ;
  6. Материальное поощрение и заработную плату работникам УПБ и ОУ;
  7. Оздоровительные мероприятия учащихся и работников.

       Показатели, размеры и сроки премирования работников УПБ и ОУ по результатам учебно-производственной деятельности УПБ определяются директором учреждения и педагогическим советом.

        Содержание работы ученической бригады определяется задачами учебно-воспитательной работы школы, в частности, программами профессиональной и трудовой подготовки учащихся, а также учебно-производственными планами (приложение №5).

        Ученические бригады на закреплённых за ними участках проводят весь цикл сельскохозяйственных работ в соответствии с программами профессиональной подготовки.

        Кроме того, учащиеся выполняют работу по уходу за тракторами и комбайнами, а также участвуют в ремонте сельскохозяйственных машин.

Учебно-воспитательная работа в ученических бригадах и  звеньях осуществляется на базе политехнического принципа,  который предполагает связь производственного обучения и производственного труда с  изучением наук. На период проведения сельскохозяйственных работ педагоги составляют учебные задания, помогающие учащимся связывать свои теоретические знания с процессами производства. Инструкторы и преподаватели производственного обучения разъясняют научно-технические, агротехнические и организационные основы предстоящей работы. В учебное время и в период полевых работ педагоги знакомят учащихся с достижениями науки в сельскохозяйственном производстве.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады