Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Для успешной начальной профессиональной подготовки школа располагает неплохой материальной базой. Усилиями педагогического коллектива, базового хозяйства СПК «Михайловский» создан материально-технический комплекс для трудового обучения и профориентации: оборудованы кабинеты «Трактора и автодело», «Секретарь-машинист» со всей современной оргтехникой; «Кулинария», мастерские по обслуживающему и техническому труду со всем необходимым оборудованием (10 швейных ножных, 10 ручных машин, оверлог, производственная швейная машина, электропечи, станки). В хозяйстве школы имеется микроавтобус «Газель», 2 трактора - МТЗ-80, МТЗ-82, грузовой автомобиль, сварочный аппарат.

Перспективу развития школы коллектив связывает  с сотрудничеством на основе договоров с профессиональными училищами, вузами республики, РЦДЮТиК, эколого-биологическим центром МОиН РБ, базовым хозяйством. Только в комплексном решении учебных и трудовых процессов можно подготовить к жизни молодое поколение на уровне требований времени.

С 2001 г. школа  является базовой школой БГСХА им. В. Р. Филиппова, в 2003/04 и 2004/05 учебных годах учащиеся 10-х классов занимали I-е места в республиканских конкурсах УПБ сельскохозяйственным профессиям. Самбуева Лариса, выпускница 2005 г., Базарова Ирина, выпускница 2006 г.- участники Всероссийских слетов УПБ в г. Ставрополе и г. Новосибирске.

Таким образом, выстраивается система непрерывной подготовки сельскохозяйственных кадров.

С 2005/06 учебного года педагогический коллектив разработал программу развития школы «Школа с ориентацией на общественно-активный образ жизни на селе». Основа образовательной деятельности – глубокое изучение истории, географии, литературы, культуры родного края. В данный учебный план мы внесли специфическое содержание, раскрывающее для учащихся школы сельский образ жизни, причем в лучших исторических традициях и перспективах современности. Нами были пересмотрены содержание программ по географии, истории, литературе, бурятскому языку в сторону, близкую сельским жителям. Местный материал должен быть приоритетным.

       Учебный предмет «Технология» построен с учетом программы развития школы «Школа с ориентацией на общественно-активный образ жизни села» и возможностей образовательного учреждения. В 5-7-х классах мальчики изучают плотницкое и столярное дело, а девочки знакомятся с основами кулинарии и швейного дела. Но в данных программах предусмотрено сезонное изучение следующих тем (приложение№ 1): растениеводство и основы земледелия, защита растений и овощеводство, дизайн пришкольного участка. В 8-9-х классах в предмете «Технология» отводиться 1 час в неделю на программу «Хозяин усадьбы» и «Хозяйка усадьбы», где учащиеся знакомятся с основами ведения сельского хозяйства. Предусмотрено изучение следующих тем: «Сельский дом и сельская семья», «Семейный бухучет», «Биологические способы борьбы с вредителями растений» и т.п. В 10-11-х классах юноши изучают отдельный предмет «Трактора и основы сельскохозяйственной техники», а девушки – «Национальная кухня и народные промыслы» где они изучают кухню бурятского и русского народов, моделируют и шьют национальную одежду и знакомятся с народными промыслами сельских жителей. По окончании изучения этих предметов учащиеся получают свидетельства с присвоением квалификаций «Тракторист-машинист» и «Портной легкого платья.

        В 10-м классе вводится предмет «Экономика и агробизнес», которому также уделяется большое значение. Ведь наши выпускники должны реализовать себя, если останутся в селе.

        Из школьного компонента в учебный план 9-10-го класса введен курс «Человек, его жизнь и счастье», где будут даваться знания о гигиене, лекарствах, смысле и ценностях жизни, выбор будущего, планирование карьеры. На этих уроках будут проводиться профориентационная и социальная работы.

        Структура учебного плана, набор образовательных условий для воспитания патриотических и гражданских чувств, для формирования мотивации к самореализации в условиях меняющегося села и для более осознанного профессионального и социального самоопределения. Данный учебный план обеспечивает педагогически грамотную и организационную переориентацию на исторические, нравственные, экологические ценности сельского образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Глава III. Социально-экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом.

§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады.


Изменение социальных структур общества, научно-технический  прогресс выдвигают новые требования к образованию подрастающего  поколения. Конкретизация этих требований и на их основе разработки по улучшению  и совершенствованию подготовки к жизни и труду с учетом изменившихся условий являются одной  из задач исследования в данной главе.

Период, охватывающий вторую половину 50-х –  начало 90-х гг. ХХ века, характеризуется  неустойчивыми тенденциями  в  общественно-политической и социально-экономической жизни нашей страны. В этот период наблюдаем, что пики подъёмов сменяются периодами торможений кризисными ситуациями.

 Традиционно  Республика Бурятия (РБ) относилась  к числу наиболее проблемных  индустриально-аграрных регионов  РФ. Основу её экономики составили  предприятия горнодобывающей и  металлообрабатывающей промышленности, наиболее крупные  из которых входят  в военно-промышленный комплекс (ВПК), а также лесопромышленный и сельскохозяйственный секторы.

 Экономика  Бурятии в предыдущие десятилетия  развивалась как составная часть  единого народнохозяйственного  комплекса бывшего СССР. Две трети объёма промышленного производства республики вывозилось в другие регионы России и в страны СНГ, а 80% потребляемой в республике промышленной продукции ввозилось из других регионов страны.

         Бурятия входила в число крупных производителей стекла, асбестоцементных изделий, электродвигателей переменного тока, авиационной техники, теплоизмерительных приборов, машин для животноводства и кормопроизводства, шерстяных тканей, мясопродукции и др.

 Заложенная  ещё в годы социалистического  строительства производственная  структура республики была ориентирована  на экстенсивное освоение природных  ресурсов Восточносибирского региона. Основной производственный потенциал республики оказался жестко привязан к определённой модели развития экономики страны и не обладал необходимой самодостаточностью для самостоятельного и автономного функционирования, что и стало впоследствии причиной серьёзного кризиса республиканской экономики.

 С  началом реформ экономическая  стратегия развития республики  претерпела существенные изменения,  была предпринята попытка перейти к экстенсивной модели развития экономики на интенсивную, основанную на рыночных механизмах. В период перехода к рынку стартовые условия республики были намного хуже, чем в большинстве соседних регионов. Большая часть производственного потенциала республики оказалась невостребованной. Сокращение федеральных законов на большинстве предприятий и неконкурентоспособность их продукции на общероссийском и внешнем рынке привели к резкому свертыванию производства.

 Несмотря  на вышеперечисленные объективные трудности и плохие стартовые условия республиканское руководство предприняло большие усилия по выводу и Бурятии из кризиса.

 Экономическая самостоятельность суверенной Республики Бурятия направлена на повышение уровня социального развития региона, более полное эффективное использование её природного и экономического потенциала. Экономическое развитие республики в условиях новых форм хозяйствования будет определяться, прежде всего, эффективным функционированием  расположенных на её территории предприятий. Для роста и эффективного использования природного и ресурсного потенциала необходимо взаимодействие всех структур народного хозяйства Бурятии, важнейшими элементами которого являются машиностроение, приборостроение, легкая, пищевая, добывающая промышленности, агропромышленный и лесопромышленный комплексы.

 В  структуре хозяйственного комплекса  республики одно из ведущих  мест занимает агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство Бурятии, в силу своеобразных природно-климатических условий и сложившихся традиций, всегда ориентировалось на животноводство. При дальнейшем углублении аграрной реформы, в условиях самоокупаемости и самофинансирования, поиска эффективных путей и методов увеличения производства продукции животноводства и снижения её себестоимости актуальным становится применение технологии, учитывающей хозяйственно-биологические особенности разводимых пород животных в зависимости от природно-климатических условий и состояния естественных пастбищ.

Экономическая самостоятельность суверенной Республики Бурятия направлена на повышении  уровня социального развития региона, более полное эффективное использование  ее природного и экономического потенциала. Экономическое развитие республики в условиях новых форм хозяйствования будет определяться, прежде всего, эффективным функционированием расположенных на ее территории предприятий. В структуре хозяйственного комплекса республики  одно из ведущих мест занимает агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство Бурятии, в силу своеобразных природно-климатических условий и сложившихся традиций, всегда ориентировалась на животноводство.

В условиях перехода страны к рыночным отношениям особую актуальность приобретает проблема труда детей. Пути реализации принципов  политехнизма и соединения обучения с производительным трудом определялись в зависимости от потребностей общества, наличия соответствующих материально-кадровых условий, опыта и достижений педагогической науки. Педагогическая наука и практика убедительно показывают, что в  ряду наиболее эффективных средств  целенаправленного воздействия  на формирующуюся личность было и  остается соединение обучения с производительным трудом. Поэтому соединения обучения с производительным трудом неизменно включалось в число важнейших средств формирования личности, основополагающих принципов деятельности трудовой политехнической школы.

В апреле 1984 г. Верховным  Советом СССР были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Одно из шести постановлений руководящих органов государства о реформе – «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», было посвящено трудовой подготовке. Реформой были предусмотрены: усиление политехнической и практической направленности преподавания всех предметов, коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников на основе соединения обучения с производительным трудом.

Значительная  роль в подготовке реформы и ее осуществления отводилась педагогической науке. Концептуальным материалом и  документом того периода по исследуемой нами проблеме является Комплексная академическая программа исследований на 1986-1990 гг. по проблеме «Соединения обучения с производительным трудом школьников», разработанная под руководством академика АПН СССР П. Р. Атутова. В теоретической части данной программы отмечалось, что в современных условиях соединение обучения с производительным трудом значительно расширяет связи школы с жизнью, окружающей социальной средой, способствует формированию научного мировоззрения, повышению уровня экономического и экологического воспитания. Как дидактическое средство производительный труд во взаимосвязи с обучением способствует применению и закреплению полученных учащимися знаний, расширяет общую ориентировку в общественном производстве и является важным источником знаний. При осуществлении соединения обучения с производительным трудом необходимо максимально учитывать достижения и перспективы развития, науки, техники, производства, новые формы организации общественного труда.

Другим документом, подтверждающим основополагающий характер принципов  политехнизма и соединения обучения с производительным трудом, является «Концепция трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ», разработанная  в 1988 году большим коллективом специалистов под руководством академиков АПН СССР П. Р. Атутова и В. А. Полякова. В концепции указывалось, что теория и практика трудовой подготовки учащихся должны базироваться на идеях соединения обучения с производительным трудом и политехнического образования и подчеркивалась необходимость «наполнения» их современным содержанием. Так, при осуществлении соединения обучения с производительным трудом очень важно значительно усилить роль изучения основ наук, а обучение трудовым знаниям, умениям и навыкам – дифференцировать по различным видам труда, чтобы обеспечить подготовку к квалифицированному труду. Впервые в этом документе было выдвинуто требование о необходимости полноценного обеспечения педагогической и экономической эффективности соединения обучения с производительным трудом. Труд является главным средством воспитания, и он должен стать органичной частью жизнедеятельности учащихся. Организация трудового воспитания - это многогранный процесс, в результате которого учащиеся приобретают трудовой и социальный опыт и тем самым готовятся к труду, общественной деятельности, к управлению производством и государством. Решить эти сложные задачи случайными, не связанными между собой воспитательными средствами, безусловно, невозможно. Анализ практики профессиональной подготовки в школах Бурятии показал, что растить настоящего человека, хлебороба, любящего землю и знающего технику, нужно с детских лет, со школьной скамьи. Сельской школе отводиться важная роль в привитии учащимся любви к сельскохозяйственному труду, к сельхозтехнике.

В нашей  школе сложилось тесное содружество  с местным совхозом. Совхоз испытывал  острую нехватку в рабочих и специалистах. Совместными усилиями школы и  производства было принято решение  – заинтересовать и закрепить  молодежь на селе, воспитать интерес  и любовь к родной земле, к профессиям хлебороба, животноводства и т.д. С  помощью базового хозяйства в  школе была создана учебно-материальная база: оборудованы учебные мастерские, кабинеты по изучению трактора, основам  растениеводства и животноводства. Кабинет по изучению трактора был  оснащен двигателем трактора в разрезе, действующими стендами топливной аппаратуры, регулятора числа оборотов, коробки  скоростей, тренажерами гусеничного  и колесного тракторов, плакатами  и т.д. Также школа имела два  колесных и один гусеничный тракторы, два комбайна, два автомобиля, сеялки, косилки, плуги и другие сельскохозяйственные машины и орудия. Рядом со школой был сооружен трактородром для обучения школьников практическому вождению тракторов.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады