Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78
Для успешной
начальной профессиональной подготовки
школа располагает неплохой материальной
базой. Усилиями педагогического коллектива,
базового хозяйства СПК «Михайловский»
создан материально-технический
Перспективу развития школы коллектив связывает с сотрудничеством на основе договоров с профессиональными училищами, вузами республики, РЦДЮТиК, эколого-биологическим центром МОиН РБ, базовым хозяйством. Только в комплексном решении учебных и трудовых процессов можно подготовить к жизни молодое поколение на уровне требований времени.
С 2001 г. школа является базовой школой БГСХА им. В. Р. Филиппова, в 2003/04 и 2004/05 учебных годах учащиеся 10-х классов занимали I-е места в республиканских конкурсах УПБ сельскохозяйственным профессиям. Самбуева Лариса, выпускница 2005 г., Базарова Ирина, выпускница 2006 г.- участники Всероссийских слетов УПБ в г. Ставрополе и г. Новосибирске.
Таким образом, выстраивается система непрерывной подготовки сельскохозяйственных кадров.
С 2005/06 учебного года педагогический коллектив разработал программу развития школы «Школа с ориентацией на общественно-активный образ жизни на селе». Основа образовательной деятельности – глубокое изучение истории, географии, литературы, культуры родного края. В данный учебный план мы внесли специфическое содержание, раскрывающее для учащихся школы сельский образ жизни, причем в лучших исторических традициях и перспективах современности. Нами были пересмотрены содержание программ по географии, истории, литературе, бурятскому языку в сторону, близкую сельским жителям. Местный материал должен быть приоритетным.
Учебный предмет «Технология» построен с учетом программы развития школы «Школа с ориентацией на общественно-активный образ жизни села» и возможностей образовательного учреждения. В 5-7-х классах мальчики изучают плотницкое и столярное дело, а девочки знакомятся с основами кулинарии и швейного дела. Но в данных программах предусмотрено сезонное изучение следующих тем (приложение№ 1): растениеводство и основы земледелия, защита растений и овощеводство, дизайн пришкольного участка. В 8-9-х классах в предмете «Технология» отводиться 1 час в неделю на программу «Хозяин усадьбы» и «Хозяйка усадьбы», где учащиеся знакомятся с основами ведения сельского хозяйства. Предусмотрено изучение следующих тем: «Сельский дом и сельская семья», «Семейный бухучет», «Биологические способы борьбы с вредителями растений» и т.п. В 10-11-х классах юноши изучают отдельный предмет «Трактора и основы сельскохозяйственной техники», а девушки – «Национальная кухня и народные промыслы» где они изучают кухню бурятского и русского народов, моделируют и шьют национальную одежду и знакомятся с народными промыслами сельских жителей. По окончании изучения этих предметов учащиеся получают свидетельства с присвоением квалификаций «Тракторист-машинист» и «Портной легкого платья.
В 10-м классе вводится предмет «Экономика и агробизнес», которому также уделяется большое значение. Ведь наши выпускники должны реализовать себя, если останутся в селе.
Из школьного компонента в учебный план 9-10-го класса введен курс «Человек, его жизнь и счастье», где будут даваться знания о гигиене, лекарствах, смысле и ценностях жизни, выбор будущего, планирование карьеры. На этих уроках будут проводиться профориентационная и социальная работы.
Структура учебного плана, набор образовательных условий для воспитания патриотических и гражданских чувств, для формирования мотивации к самореализации в условиях меняющегося села и для более осознанного профессионального и социального самоопределения. Данный учебный план обеспечивает педагогически грамотную и организационную переориентацию на исторические, нравственные, экологические ценности сельского образа жизни.
Глава III. Социально-экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом.
Изменение социальных структур общества, научно-технический прогресс выдвигают новые требования к образованию подрастающего поколения. Конкретизация этих требований и на их основе разработки по улучшению и совершенствованию подготовки к жизни и труду с учетом изменившихся условий являются одной из задач исследования в данной главе.
Период, охватывающий вторую половину 50-х – начало 90-х гг. ХХ века, характеризуется неустойчивыми тенденциями в общественно-политической и социально-экономической жизни нашей страны. В этот период наблюдаем, что пики подъёмов сменяются периодами торможений кризисными ситуациями.
Традиционно
Республика Бурятия (РБ) относилась
к числу наиболее проблемных
индустриально-аграрных
Экономика
Бурятии в предыдущие
Бурятия входила в число крупных производителей стекла, асбестоцементных изделий, электродвигателей переменного тока, авиационной техники, теплоизмерительных приборов, машин для животноводства и кормопроизводства, шерстяных тканей, мясопродукции и др.
Заложенная
ещё в годы социалистического
строительства
С
началом реформ экономическая
стратегия развития республики
претерпела существенные
Несмотря
на вышеперечисленные
Экономическая самостоятельность суверенной Республики Бурятия направлена на повышение уровня социального развития региона, более полное эффективное использование её природного и экономического потенциала. Экономическое развитие республики в условиях новых форм хозяйствования будет определяться, прежде всего, эффективным функционированием расположенных на её территории предприятий. Для роста и эффективного использования природного и ресурсного потенциала необходимо взаимодействие всех структур народного хозяйства Бурятии, важнейшими элементами которого являются машиностроение, приборостроение, легкая, пищевая, добывающая промышленности, агропромышленный и лесопромышленный комплексы.
В
структуре хозяйственного
Экономическая самостоятельность суверенной Республики Бурятия направлена на повышении уровня социального развития региона, более полное эффективное использование ее природного и экономического потенциала. Экономическое развитие республики в условиях новых форм хозяйствования будет определяться, прежде всего, эффективным функционированием расположенных на ее территории предприятий. В структуре хозяйственного комплекса республики одно из ведущих мест занимает агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство Бурятии, в силу своеобразных природно-климатических условий и сложившихся традиций, всегда ориентировалась на животноводство.
В условиях
перехода страны к рыночным отношениям
особую актуальность приобретает проблема
труда детей. Пути реализации принципов
политехнизма и соединения обучения
с производительным трудом определялись
в зависимости от потребностей общества,
наличия соответствующих
В апреле 1984 г. Верховным Советом СССР были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Одно из шести постановлений руководящих органов государства о реформе – «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», было посвящено трудовой подготовке. Реформой были предусмотрены: усиление политехнической и практической направленности преподавания всех предметов, коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников на основе соединения обучения с производительным трудом.
Значительная роль в подготовке реформы и ее осуществления отводилась педагогической науке. Концептуальным материалом и документом того периода по исследуемой нами проблеме является Комплексная академическая программа исследований на 1986-1990 гг. по проблеме «Соединения обучения с производительным трудом школьников», разработанная под руководством академика АПН СССР П. Р. Атутова. В теоретической части данной программы отмечалось, что в современных условиях соединение обучения с производительным трудом значительно расширяет связи школы с жизнью, окружающей социальной средой, способствует формированию научного мировоззрения, повышению уровня экономического и экологического воспитания. Как дидактическое средство производительный труд во взаимосвязи с обучением способствует применению и закреплению полученных учащимися знаний, расширяет общую ориентировку в общественном производстве и является важным источником знаний. При осуществлении соединения обучения с производительным трудом необходимо максимально учитывать достижения и перспективы развития, науки, техники, производства, новые формы организации общественного труда.
Другим документом, подтверждающим
основополагающий характер принципов
политехнизма и соединения обучения
с производительным трудом, является
«Концепция трудовой подготовки учащихся
общеобразовательных школ», разработанная
в 1988 году большим коллективом
В нашей
школе сложилось тесное содружество
с местным совхозом. Совхоз испытывал
острую нехватку в рабочих и специалистах.
Совместными усилиями школы и
производства было принято решение
– заинтересовать и закрепить
молодежь на селе, воспитать интерес
и любовь к родной земле, к профессиям
хлебороба, животноводства и т.д. С
помощью базового хозяйства в
школе была создана учебно-материальная
база: оборудованы учебные