Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78
Рассмотрев методологические
аспекты, изучив различные научно-методические
источники, проанализировав учебно-
1. Возрастает разнообразие видов труда детей в семье: хозяйственно-бытовой труд; работа на садово-огородном участке; помощь родителям, имеющим собственное дело. Такой труд перспективен при соответствующей его организации, иначе может привести к перегрузке детей работой, негативно сказывающейся на развитии детей.
2. Особое внимание должно быть обращено на проблему содержания и форм труда детей. Необходимо создать условия для привлечения их к разнообразной по содержанию и форме работе в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве, торговле и т.д.) При этом необходимо учитывать приоритет способов деятельности над ее результатом.
3. Сельская общеобразовательная школа обладает богатыми возможностями для привлечения учащихся к общественно полезному, производительному труду. Эти благоприятные возможности реализуются при наличии школьного подсобного хозяйства, учебно-опытных, пришкольных участков и соответствующей учебно-материальной базы для организации трудовой и профессиональной подготовки и общественного, производительного труда.
4. Проблемы труда детей
в современных условиях
Проведенные нами исследования показывают, что гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, полностью нашла свое подтверждение: формирование и рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов учебной производственной бригады происходят более успешно непосредственно в процессе трудовой деятельности. При этом возрастает роль педагогического руководства при организации общеобразовательного и производительного труда, которое осуществляется по следующим направлениям:
- первое направление
- второе направление предполагает непосредственное участие школьников в составлении экономически обоснованного плана предстоящей трудовой деятельности; предусматривает обеспечение оперативного контроля и учета выполнения производственного плана;
- третье – относится к экономической подготовке учащихся в процессе производительного труда (выработка умения ценить рабочее время и беречь материальные ценности, умение определять затраты рабочего времени, имеющегося сырья и материалов на конкретную работу, умение использовать рациональные способы работы и т.д.);
- четвертое направление
предусматривает организацию
Приведенный перечень направлений указывает на двойственную функцию педагогов в руководстве производительным трудом: с одной стороны, он строит трудовой процесс и осуществляет руководство им; с другой стороны – он формирует знания, умения и качества личности школьника. Важнейшей целью общественно полезного, производительного труда школьников является не материализованный общественный результат трудовой деятельности, а формирование личности, а формирование личности, имеющей широкий политехнический кругозор, в совершенстве владеющий профессиональным мастерством и т.д. Для того чтобы общественно полезный, производительный труд способствовал политехническому и профессиональному становлению личности выпускника школы, содержание и организация труда должны отвечать следующим педагогическим требованиям:
- должен быть связан
с реальными производственными
задачами конкретного
- органически связан с
производственной и
- содержание труда должно
отражать применение в данной
отрасли производства научных,
экономических и общественных
закономерностей, изучаемых на
уроках общеобразовательных
- подбор видов и объектов
труда школьников должен
Наш опыт и исследования показывают, что соблюдение вышеуказанных требований способствуют достижению педагогической и экономической эффективности производительного труда школьников в новых экономических условиях.
Библиография
1. Ленин В.И. Перлы народнического
прожектерства/Ленин В.И. Полн.собр. соч.,
т.2, с.471-504.
2. Атутов П.Р. Политехнический принцип
в обучении школьников./П.Р. Атутов.- М.:
Педагогика, 1976. 192 с.
3. Атутов П.Р. Политехническое
образование школьников: Сближение
общеобразовательной и
4. Атутов П.Р. О содержании учебного предмета
«Технология» / Перспективы развития общего
среднего образования: Сборник научных
докладов/П. Р. Атутов.-М.:ИОСОРАО,1998.15-19.
5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е
изд., т.17.
6. Дугаров С. Г. Развитие общего
среднего образования в Бурятии (1958- 1968
гг.)/С. Г. Дугаров. -Улан-Удэ:Бурят,кн.изд-во,
7. Крупская Н.К. Соединение обучения с
производительным трудом в единой трудовой
школе. Пед.соч. в 10-ти т./Н. К. Крупская-М.:1959,т.4,С.23-27.
8. Макаренко А.С. Педагогические
сочинения. Текст. В 4 т. Т. 4. Проблемы школьного
советского воспитания / А.С. Макаренко.
- М.: 1984.-181с.
9. Карачев А.А. Верный ориентир - востребованность
знаний и умений/А.А.Карачев // Школа и производство.-
1999.- №4.
10. Котряхов Н.В. Современные подходы к проблемам трудового воспитания/ Н.В.Котряхов // Школа и производство, 1999, №2.
11. Кругликов Г.И. Формы организации
занятий по технологии. //Школа и производство.-1999.-№2.
12. Кругликов Г.И. Дидактические средства
на занятиях по технологии/Г.И.Кругликов//
13. Кругликов Г.И. Системы обучения учащихся
технологии/Г.И.Кругликов//
14. Лебедев О.Е. Образованность учащихся
как цель образования и образовательный
результат./О.Е.Лебедев //Контроль качества
и оценка в образовании: Материалы междунар.
конф., СПб, 1998.
15. Назаров Г.Н. Подготовка
будущих учителей труда к осуществлению
политехнического образования школьников//Совершенствование
профессиональной направленности учебно-воспитательного
процесса в педагогическом вузе./Г.Н.Назаров-Улан-Удэ,
1990. - 202-204.
16. Назаров Г.Н. Связь обучения с производительным
трудом в условиях сельской школы// Проблемы
развития сельской общеобразовательной
средней школы. - Улан-Удэ, Республика Бурятия/Рук.
Д. Намсараев. -Улан-Удэ, 1994.-50с.
17. Назаров Г.Н. Подготовка будущих учителей труда к осуществлению политехнического образования школьников//Совершенствование профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе./Г.Н.Назаров. -Улан-Удэ, 1990. - 202-204.
18. Настольная книга учителя
технологии: справ.-метод.пособие/сост.
А.В.Марченко.-М.:Астрель,2005.
19. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация
учащихся в процессе трудового обучения:
Книга для учителя./В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение,
1985. 223 с.
20.Школьная бригада – путевка в жизнь: к 45-летию ученической производственной бригады Михайловской средней школы./Сост.Г. Н. Злыгостева –Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг».2006. – 160 с., ил.
21. www.dic.academic.ru
22. www.hr-portal.ru
23. www.law.edu.ru
24. www.rcio.pzgu.ru
25. www.belnet.ru
26.www.andropovschool2.lik10.
27. www/protshkola.narod.ru/
28. http://www.biografia.ru/
Приложения
Приложение №1
Образовательная программа по предмету
«ТЕХНОЛОГИЯ. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (АГРОТЕХНОЛОГИИ)»
Пояснительная записка
Программа по «Технологии. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом регионального компонента.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного предмета, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Образовательная область «Технология» имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. Концепция основного общего образования по предмету «Технология. Сельскохозяйственный труд» определяет в качестве конечной цели подготовку личности учащегося, владеющего опытом творческой деятельности, функциональной технологической грамотности (компетентности), инициативного и ответственного отношения к труду как основы для последующего успешного овладения им различными видами деятельности и осознанного профессионального выбора в условиях рыночной экономики. Концепция развития и формирования личности растущего человека, из которой вытекают основные принципы жизнедеятельности: гуманизации, природосообразности, развивающего обучения и принцип индивидуализации обучения.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Характеристика учебного процесса
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение,
обработка, хранение и
- основы черчения, графики, дизайна;
– элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
– знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
–
влияние технологических
– проектная деятельность
– история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы:
- сельскохозяйственный труд;
– кулинария;
– создание изделий из текстильных и поделочных материалов;
- технология ведения дома;
– черчение и графика;
– современное производство и профессиональное образование.
Исходя
из необходимости учета
- распространенность
изучаемых технологий в сфере
производства, сервиса и домашнего
хозяйства и отражение в них
современных научно-
- возможность
освоения содержания на основе
включения учащихся в
- выбор
объектов созидательной и
- возможность
реализации общетрудовой, политехнической
и практической направленности
обучения, наглядного представления
методов и средств
- возможность
познавательного,
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, проектные работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся их внимание акцентировано на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Особенностью программы является то, что в процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим требованиям, большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры быта бурятского народа. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.