Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Заключение


Рассмотрев методологические аспекты, изучив различные научно-методические источники, проанализировав учебно-методическую документацию МОУ Михайловской Средней  Общеобразовательной школы, проведя  анкетирование учеников и родителей, мы пришли к следующим выводам:

 1. Возрастает разнообразие видов труда детей в семье: хозяйственно-бытовой труд; работа на садово-огородном участке; помощь родителям, имеющим собственное дело. Такой труд перспективен при соответствующей его организации, иначе может привести к перегрузке детей работой, негативно сказывающейся на развитии детей.

2. Особое внимание должно быть обращено на проблему содержания и форм труда детей. Необходимо создать условия для привлечения их к разнообразной по содержанию и форме работе в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве, торговле и т.д.) При этом необходимо учитывать приоритет способов деятельности над ее результатом.

3. Сельская общеобразовательная школа обладает богатыми возможностями для привлечения учащихся к общественно полезному, производительному труду. Эти благоприятные возможности реализуются при наличии школьного подсобного хозяйства, учебно-опытных, пришкольных участков и соответствующей учебно-материальной базы для организации трудовой и профессиональной подготовки и общественного, производительного труда.

4. Проблемы труда детей  в современных условиях требуют  решения на государственном уровне, на основе объединения усилий  служб занятости, образовательных  учреждений, производственных коллективов,  молодежных организаций. 

       Проведенные нами исследования показывают, что гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, полностью нашла свое подтверждение: формирование и рост общеобразовательной и профессиональной подготовки членов учебной производственной бригады происходят более успешно непосредственно в процессе трудовой деятельности. При этом возрастает роль педагогического руководства при организации общеобразовательного и производительного труда, которое осуществляется по следующим направлениям:

- первое направление предполагает организацию учебного процесса, с учетом обеспечения образовательного процесса, соответствующего современным требованиям надлежащего материально-технического оснащения и состояния основных фондов; создание условий для творческой, научно-исследовательской деятельности учащихся;

- второе направление предполагает непосредственное участие школьников в составлении экономически обоснованного плана предстоящей трудовой деятельности; предусматривает обеспечение оперативного контроля и учета выполнения производственного плана;

- третье – относится к экономической подготовке учащихся в процессе производительного труда (выработка умения ценить рабочее время и беречь материальные ценности, умение определять затраты рабочего времени, имеющегося сырья и материалов на конкретную работу, умение использовать рациональные способы работы и т.д.);

- четвертое направление  предусматривает организацию поиска  резервов повышения эффективности производства (способствовать формированию предприимчивости, инициативности, бережливости, ответственности и творческого отношения к делу и т.д.)

        Приведенный перечень направлений указывает на двойственную функцию педагогов в руководстве производительным трудом: с одной стороны, он строит трудовой процесс и осуществляет руководство им; с другой стороны – он формирует знания, умения и качества личности школьника. Важнейшей целью общественно полезного, производительного труда школьников является не материализованный общественный результат трудовой деятельности, а формирование личности, а формирование личности, имеющей широкий политехнический кругозор, в совершенстве владеющий профессиональным мастерством и т.д. Для того чтобы общественно полезный, производительный труд способствовал политехническому и профессиональному становлению личности выпускника школы, содержание и организация труда должны отвечать следующим педагогическим требованиям:

- должен быть связан  с реальными производственными  задачами конкретного производства;

- органически связан с  производственной и общественной  жизнью производственных коллективов;

- содержание труда должно  отражать применение в данной  отрасли производства научных,  экономических и общественных  закономерностей, изучаемых на  уроках общеобразовательных предметов; 

- подбор видов и объектов  труда школьников должен обеспечить  закрепление и отработку умений  и навыков, предусмотренных программами  трудовой подготовки.

Наш опыт и исследования показывают, что соблюдение вышеуказанных требований способствуют достижению педагогической и экономической  эффективности производительного труда школьников в новых экономических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства/Ленин В.И. Полн.собр. соч., т.2, с.471-504. 
2. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников./П.Р. Атутов.- М.: Педагогика, 1976. 192 с.

3. Атутов П.Р. Политехническое  образование школьников: Сближение  общеобразовательной и профессиональной  школы./П. Р. Атутов.-М.: Педагогика, 1986.- 176с.  
4. Атутов П.Р. О содержании учебного предмета «Технология» / Перспективы развития общего среднего образования: Сборник научных докладов/П. Р. Атутов.-М.:ИОСОРАО,1998.15-19.  
5. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., т.17.

6. Дугаров С. Г. Развитие общего среднего образования в Бурятии (1958- 1968 гг.)/С. Г. Дугаров. -Улан-Удэ:Бурят,кн.изд-во,1972.276с.  
7. Крупская Н.К. Соединение обучения с производительным трудом в единой трудовой школе. Пед.соч. в 10-ти т./Н. К. Крупская-М.:1959,т.4,С.23-27. 
8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Текст. В 4 т. Т. 4. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко. - М.: 1984.-181с.  
9. Карачев А.А. Верный ориентир - востребованность знаний и умений/А.А.Карачев // Школа и производство.- 1999.- №4.

10. Котряхов Н.В. Современные  подходы к проблемам трудового воспитания/ Н.В.Котряхов // Школа и производство, 1999, №2.

11. Кругликов Г.И. Формы организации занятий по технологии. //Школа и производство.-1999.-№2.  
12. Кругликов Г.И. Дидактические средства на занятиях по технологии/Г.И.Кругликов//Школа и производство.-1999.-№4.-24-28.  
13. Кругликов Г.И. Системы обучения учащихся технологии/Г.И.Кругликов//Школа и производство,-1999.-№6.  
14. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат./О.Е.Лебедев //Контроль качества и оценка в образовании: Материалы междунар. конф., СПб, 1998.

15. Назаров Г.Н. Подготовка будущих учителей труда к осуществлению политехнического образования школьников//Совершенствование профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе./Г.Н.Назаров-Улан-Удэ, 1990. - 202-204.  
16. Назаров Г.Н. Связь обучения с производительным трудом в условиях сельской школы// Проблемы развития сельской общеобразовательной средней школы. - Улан-Удэ, Республика Бурятия/Рук. Д. Намсараев. -Улан-Удэ, 1994.-50с.

17. Назаров Г.Н. Подготовка будущих учителей труда к осуществлению политехнического образования школьников//Совершенствование профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе./Г.Н.Назаров. -Улан-Удэ, 1990. - 202-204.

18. Настольная книга учителя технологии: справ.-метод.пособие/сост. А.В.Марченко.-М.:Астрель,2005.-430с.  
19. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Книга для учителя./В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение, 1985. 223 с.

20.Школьная бригада – путевка в жизнь: к 45-летию ученической производственной бригады Михайловской средней школы./Сост.Г. Н. Злыгостева –Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг».2006. – 160 с., ил.

21. www.dic.academic.ru

22. www.hr-portal.ru

23. www.law.edu.ru

24. www.rcio.pzgu.ru

25. www.belnet.ru

26.www.andropovschool2.lik10.ru/

27. www/protshkola.narod.ru/documentation/22.html

28. http://www.biografia.ru/

 

 

Приложения

Приложение №1           

Образовательная программа по предмету

 «ТЕХНОЛОГИЯ.  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (АГРОТЕХНОЛОГИИ)»

Пояснительная записка

Программа по «Технологии. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с учетом регионального компонента.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о  целях, содержании, общей стратегии  обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного предмета, дает распределение учебных часов  по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных  связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Образовательная  область «Технология» имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить  им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. Концепция основного общего образования по предмету «Технология. Сельскохозяйственный труд» определяет в качестве конечной цели подготовку личности учащегося, владеющего опытом творческой деятельности, функциональной технологической грамотности (компетентности), инициативного и ответственного отношения к труду как основы для последующего успешного овладения  им различными видами деятельности и  осознанного профессионального  выбора в условиях рыночной экономики. Концепция развития и формирования личности растущего человека, из которой  вытекают основные принципы жизнедеятельности: гуманизации, природосообразности, развивающего обучения и принцип индивидуализации обучения.

Структура документа

Примерная программа включает три  раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности  «не менее») распределением учебных  часов по разделам курса и рекомендуемую  последовательность изучения тем и  разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

 

 

Характеристика  учебного процесса

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению  «Технология. Сельскохозяйственный труд»  предусматривается изучение материала  по следующим сквозным образовательным  линиям:

- культура  и эстетика труда;

- получение,  обработка, хранение и использование  информации;

- основы  черчения, графики, дизайна;

– элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

– знакомство с миром профессий, выбор  жизненных, профессиональных планов учащимися;

– влияние технологических процессов  на окружающую среду и здоровье человека;

– проектная деятельность

– история, перспективы и социальные последствия развития технологии и  техники.

Базовыми  для программы по направлению  «Технология. Сельскохозяйственный  труд» являются разделы:

- сельскохозяйственный  труд;

– кулинария;

– создание изделий из текстильных  и поделочных материалов;

- технология ведения дома;

– черчение и графика;

– современное производство и профессиональное образование.

Исходя  из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и  общества, конкретный учебный материал для включения в программу  отобран с учетом следующих положений:

- распространенность  изучаемых технологий в сфере  производства, сервиса и домашнего  хозяйства и отражение в них  современных научно-технических  достижений;

- возможность  освоения содержания на основе  включения учащихся в разнообразные  виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

- выбор  объектов созидательной и преобразовательной  деятельности, на основе изучения  общественных, групповых или индивидуальных  потребностей;

- возможность  реализации общетрудовой, политехнической  и практической направленности  обучения, наглядного представления  методов и средств осуществления  технологических процессов;

- возможность  познавательного, интеллектуального,  творческого, духовно-нравственного,  эстетического и физического  развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала  программы, связанного с практическими  работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий  технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.

              Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, проектные работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся их внимание акцентировано на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Особенностью  программы является то, что в процесс  изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок  лучших образцов, составления вариантов  композиций. Выполнение макетирования  предваряется подбором материалов по их технологическим требованиям, большое  внимание уделяется эстетическим, экологическим  и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры быта бурятского народа.  Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты,  практические и лабораторно-практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов  обработки почвы, посева, посадки, ухода  за растениями и животными,  технологических  расчетов. На лабораторно-практических  работах изучаются  свойства почвы, удобрений.  Практическая деятельность при обучении технологии включает в  себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает  также  включение  учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую  деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены  возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания  виды практической деятельности.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады