Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа
В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78
Одним из кардинальных мероприятий в области народного образования в Бурятии, по мнению В. И. Андреева - исследователя истории развития бурятской школы, явилась перестройка в этот период существующей системы школ и содержания работы на совершенно новых началах, то есть духе «Положения о единой трудовой школе». Так, в «Положении о единой трудовой школе Буравтообласти ДВР» предусматривалась школа первой ступени с шести годичным сроком обучения, в отличие от единой школы, созданной для русского населения. В 1920 году в ДВР были впервые созданы светские средние школы – школы второй ступени для обучения бурятских детей. При этом бурятские школы в ДВР были преимущественно однокомплектными из-за низкой наполняемости. Такое положение было обусловлено сильным влиянием ламства в восточных аймаках и существованием в буддийских дацанах конфессионных школ, где обучалось до 300-400 человек.
30 июля 1923года постановлением
Центрального исполнительного
В 1923/24 учебном году в Бурятской АССР имелось 438 школ первой ступени, из них бурятских- 213, школ второй ступени-12, из них бурятских-7. Ко времени организации республики состояние народного образования было тяжелым. В условиях Бурятии имелись специфические трудности в развитии народного образования, которые заключались: во-первых, в крайне недоброжелательном отношении к светскому образованию со стороны старообрядческого (семейского) населения, обусловленное их религиозными взглядами; во-вторых, кочевой образ жизни бурят восточных аймаков республики и сильное влияние на них ламаистского духовенства. Кроме того, эти трудности возникали также из-за того, что в ведение Наркомпроса БурАССР перешли школы 3 административных единиц, имеющие различные типы школ, различные учебные планы и программы. Поэтому первоочередной задачей было достижение единства в типах школ, в учебных планах и программах. В последующие годы усиленно велась работа за перестройку содержания и методов работы согласно принципов трудовой школы и введена комплексная система преподавания.
В1924 году по инициативе Наркомпроса Бурятии были созданы районные опорные школы (РОШ), которые сыграли большую роль в перестройке содержания работы массовой школы. По республике было создано 42 районные опорные школы. Педагогический состав РОШ, состоящий из наиболее подготовленных учителей, руководил работой массовых школ района, планированием и учетом работы школ, консультированием учителей по вопросам педагогической деятельности, проводил в жизнь постановления педагогических конференций по улучшению учебно-воспитательной работы в массовых школах и т.д.
Однако, в те же годы школа второй ступени не нашла оптимальных путей связи с производством из-за хозяйственной разрухи и катастрофического сокращения промышленного производства в стране. Кроме того, проблема соединения обучения с производительным трудом не была разработана как в теоретическом, так и практическом плане. Поэтому соединение обучения с производительным трудом нередко понималось упрощенно, ограничиваясь введением в школу простейших видов труда по самообслуживанию: мытьё полов, работа на кухне, шитьё. В дальнейшем в школу вводится ручной и ремесленный труд в форме столярного, слесарного, портняжного дела, прядения, ткачества и т.д.
В этот период стали создаваться переходные типы школ как необходимое дополнение к единой трудовой школе. Так, в 1919 году в отдельных промышленных центрах нашей страны появились школы рабочей молодежи, которые решали задачи общеобразовательной и политехнической подготовки и носили название школ фабрично-заводского, сельскохозяйственного и конторско-торгового ученичества.
Таким образом, в 20-30гг. в Бурятии сложилась школьная система, основными органически связанными между собой звеньями которой являлись начальная школа (4 класса), семилетняя школа и школа второй ступени (девятилетняя школа). Характерной стороной этой школьной системы было то, что каждая ступень, ведущая вверх по общеобразовательной школьной лестнице, давала выход в практическую жизнь. Школа 1 ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования – профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п.; семилетняя школа являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений- техникумов; девятилетняя школа готовила в вузы и в то же время давала практическую подготовку.
Вместе с тем необходимо отметить, что в эти годы в организации трудовой подготовки школьников в Бурятии, как и в целом в России, существовало два подхода:
Первый – в условиях несовершенной материальной базы, а в некоторых школах фактического отсутствия и недостаточной квалификации учителей, реальная трудовая деятельность подменялась ее теоретическим изучением.
Второй - школьников привлекали к участию в различных видах обслуживающего, бытового, сельскохозяйственного труда, что привело к ухудшению уровня знаний, отрыву труда от процесса обучения.
Эта школьная система претерпевает позже некоторые изменения в связи с потребностью подготовки кадров для возрождающейся промышленности и сельского хозяйства. Так, например, возрождение сельского хозяйства, широкая пропаганда агротехнических знаний, внедрение агротехнического минимума в практику земледелия стимулировали создание школ крестьянской молодежи (ШКМ), которые не стали обособленным звеном в системе школьного образования. ШКМ являлась в общеобразовательном отношении продолжением школы 1 ступени и в то же время обеспечивала возможность для выпускников продолжать образование во втором концентре школы второй ступени или в техникуме. В 1924-1925 учебном году по РСФСР насчитывалось 224 ШКМ, где училось около 12 тыс. человек.
Первая ШКМ в Бурятии была создана в 1924 году в селе Мухоршибирь, а в 1932 г. Число ШКМ достигло 61.
Летом 1926
года Наркомпросом БурАССР в Верхнеудинске
были организованы специальные курсы
организаторов ШКМ и
ШКМ, как
новый тип школы, в которой
давалась трудовая подготовка, приобрела
в Бурятии большую
Наряду с организацией ШКМ в рассматриваемый нами период в Бурятии проводилась профессионализация 8 и 9 классов школ второй ступени. Школам республики были приданы следующие уклоны: педагогический, сельскохозяйственный, кооперативный, политико-просветительный и землеустроительный. Придание страшим классам второй ступени профессионального уклона, продиктовано следующими обстоятельствами: во-первых, в этот период выпускники школы второй ступени не имели возможности продолжать образование в вузе, куда принимались в первую очередь закончившие рабфаки; во-вторых, выпускники средних профессиональных учебных заведений не удовлетворяли потребности народного хозяйства в специалистах средней квалификации. А выпускники старших классов второй ступени в какой-то степени удовлетворяли эти потребности.
В 1925 г. в рабочих районах страны создаются первые фабрично-заводские семилетки, которые получили широкое распространение и стали основными общеобразовательными школами в период 1930-1934гг. В указанных школах дети получали общее и политехническое образование и принимали участие в производительном труде производственного коллектива, изучали основы технологии, машиноведения, станковедения, технический расчет и черчение.
Развитие сети ФЗС в РСФСР шло следующим образом: в 1925 году было всего две фабрично-заводские семилетки, а в 1927-1928 – 92, а 1929-1930 учебном году сеть ФЗС достигла 370 школ. Одним из главных обстоятельств ускоренного развития ФЗС было подсказанное жизнью требование перевода школы ФЗУ на базу семилетки, что и обеспечивало необходимую производственную подготовку будущему квалифицированному рабочему. Несмотря на отдельные недостатки, ФЗС сыграли положительную роль в разрешении проблемы соединения обучения с производительным трудом. Определенный вклад в разработку и практическое осуществление соединения обучения с производительным трудом внесли ШКМ, которым выделялись земельные участки. На этих участках устраивали показательные огороды, откуда крестьяне получали семена и рассаду. В ШКМ преподавали полеводство, животноводство, сельскохозяйственную механику и кооперацию, специально изучали огородничество, садоводство, пчеловодство, изучение которых носило сезонный характер, то есть в зимнее время значительно сокращалось, начиная с февраля – преподавание расширялось. Вместе с тем, учебный процесс в ШКМ строился таким образом, что общественные предметы утрачивали свое самостоятельное значение и почти целиком поглощались агрономией. Учащиеся приобретали навыки культурного ведения сельского хозяйства, работая на школьном участке и непосредственно в бригадах полеводов, животноводов, садоводов.
Однако
сельскохозяйственная подготовка учащихся
проходила успешно не во всех ШКМ.
В некоторых школах производственной
деятельности отводилось главное место
по сравнению с
В период
становления школы
В дальнейшем учебный план и программы учебных предметов неоднократно пересматривались и изменялись. Общая тенденция изменений учебных планов заключалась в увеличении времени на изучение учебных дисциплин, что превышало общеобразовательный уровень школьного образования.
В связи с перестройкой школьных программ важнейшим условием укрепления связи школы с жизнью стало осуществление политехнического принципа в преподавании учебных предметов и в трудовом обучении.
К концу 20-х годов в нашей стране наметилась тенденция преувеличения связи школы с производством, которая вылилась в отдельных регионах в движение за массовую политехнизацию и «врастание» школы в производство. На школы возлагалось участие в выполнении производственного плана базового предприятия. Эта тенденция стала перерастать в стремление перенести работу школы в цеха предприятий под лозунгом «Школа-цех завода».
Таким образом, в 20-х годах существовали различные подходы к педагогической проблеме – соединение обучения с производительным трудом и пути его реализации в практике работы массовой школы. В этот период усиленно проводились поиски более доступных, рациональных путей ее практического осуществления.
Замечательный пример соединения обучения с производительным трудом учащихся представляет собой педагогический эксперимент педагога-новатора А.С.Макаренко. За 16 лет работы в колониях имени Горького и имени Ф.Э.Дзержинского ему пришлось пережить очень сложную историю развития и своего отношения к воспитывающей роли труда, организации трудовых процессов и понимания сути трудового метода. В первые годы работы в колонии имени Горького он вынужден вводить трудовой принцип из необходимости, из обстановки нужды. Надо отметить, что передовые идеи и замечательный опыт А.С.Макаренко по соединению обучения с производительным трудом в те годы не получил должного признания и распространения.
30-е годы можно охарактеризовать как начало новой стратегии развития народного образования в нашей стране, свидетельством которого является пакет постановлений о начальной и средней школе, школе ФЗС и ШКМ, принятых в этот период.
На первом Всероссийском политехническом съезде (1930 г.) было предложено расширить трудовое обучение за счет создания школьных мастерских на предприятиях, где учащиеся включались бы в общественно полезный производительный труд. Съезд принял решение о прикреплении всех школ в городах и промышленных районах к предприятиям, а сельских – к колхозам и совхозам, МТС, также об организации в школах для начальных классов рабочих комнат, а для 5-7 классов – мастерских и лабораторий, связанных с производственным окружением. Эти решения съезда имели в то время большое значение для развития ФЗС и ШКМ.
25 августа 1932 г. ЦК ВКП (б) было принято постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором говориться, что в целях осуществления бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет, а также в целях скорейшего поднятия уровня общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся средней школы, расширения подготовленных контингентом для высшей школы и устранения возрастного несоответствия между средней и высшей школой приступить, начиная с 1932/33 учебного года, к реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю школу.
Упразднение профессиональных уклонов в средней школе, прекращение преподавания общеобразовательных предметов в школах фабрично-заводского ученичества, перестройка последних в чисто профессиональные учебные заведения устранили разноструктурность школ общего среднего образования. В 1934 году, было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», согласно которому была установлена следующая единая организационная структура: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа. В связи с этим были упразднены школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские семилетки и реорганизованы в неполные средние и средние школы. С установлением единой организационной структуры общеобразовательной школы производственное обучение молодежи было отделено от средней школы и передано профессиональным школам.
В крупных
и промышленных центрах и центральной
части страны реорганизация школьной
системы происходила