Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Одним из кардинальных мероприятий в области народного образования в Бурятии, по мнению В. И. Андреева - исследователя истории развития бурятской школы, явилась перестройка в этот период существующей системы школ и содержания работы на совершенно новых началах, то есть духе «Положения о единой трудовой школе». Так, в «Положении о единой трудовой школе Буравтообласти  ДВР» предусматривалась школа первой ступени с шести годичным сроком обучения, в отличие от единой школы, созданной для русского населения. В 1920 году в ДВР были впервые созданы светские средние школы – школы второй ступени для обучения бурятских детей. При этом бурятские школы в ДВР были преимущественно однокомплектными из-за низкой наполняемости. Такое положение было обусловлено сильным влиянием ламства в восточных аймаках и существованием в буддийских дацанах конфессионных школ, где обучалось до 300-400 человек.

30 июля 1923года постановлением  Центрального исполнительного Комитета  Российской Федерации была образована  Бурятская АССР, в состав которой  вошли Буравтообласть Сибири, Буравтообласть  ДВР и часть районов Прибайкальской  губернии ДВР.

        В 1923/24 учебном году в Бурятской АССР имелось 438 школ первой ступени, из них бурятских- 213, школ второй ступени-12, из них бурятских-7. Ко времени организации республики состояние народного образования было тяжелым. В условиях Бурятии имелись специфические трудности в развитии народного образования, которые заключались: во-первых, в крайне недоброжелательном отношении к светскому образованию со стороны старообрядческого (семейского) населения, обусловленное их религиозными взглядами; во-вторых, кочевой образ жизни бурят восточных аймаков республики и сильное влияние на них ламаистского духовенства. Кроме того, эти трудности возникали также из-за того, что в ведение Наркомпроса БурАССР перешли школы 3 административных единиц, имеющие различные типы школ, различные учебные планы и программы. Поэтому первоочередной задачей было достижение единства в типах школ, в учебных планах и программах. В последующие годы усиленно велась работа за перестройку содержания и методов работы согласно принципов трудовой школы и введена комплексная система преподавания.

В1924 году по инициативе Наркомпроса Бурятии  были созданы районные опорные школы (РОШ), которые сыграли большую  роль в перестройке содержания работы массовой школы. По республике было создано 42 районные опорные школы. Педагогический состав РОШ, состоящий из наиболее подготовленных учителей, руководил работой массовых школ района, планированием и учетом работы школ, консультированием учителей по вопросам педагогической деятельности, проводил в жизнь постановления педагогических конференций по улучшению учебно-воспитательной работы в массовых школах и т.д.

Однако, в те же годы школа второй ступени  не нашла оптимальных путей связи  с производством из-за хозяйственной разрухи и катастрофического сокращения промышленного производства в стране. Кроме того, проблема соединения обучения с производительным трудом не была разработана как в теоретическом, так и практическом плане. Поэтому соединение обучения с производительным трудом нередко понималось упрощенно, ограничиваясь введением в школу простейших видов труда по самообслуживанию: мытьё полов, работа на кухне, шитьё. В дальнейшем в школу вводится ручной и ремесленный труд в форме столярного, слесарного, портняжного дела, прядения, ткачества и т.д.

        В этот период стали создаваться переходные типы школ как необходимое дополнение  к единой трудовой школе. Так, в 1919 году в отдельных промышленных центрах нашей страны появились школы рабочей молодежи, которые решали задачи общеобразовательной и политехнической подготовки и носили название школ фабрично-заводского, сельскохозяйственного и конторско-торгового ученичества.

         Таким образом, в 20-30гг. в Бурятии сложилась школьная система, основными органически связанными между собой звеньями которой являлись начальная школа (4 класса), семилетняя школа и школа второй ступени (девятилетняя школа). Характерной стороной этой школьной системы было то, что каждая ступень, ведущая вверх по общеобразовательной школьной лестнице, давала выход в практическую жизнь. Школа 1 ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования – профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п.; семилетняя школа являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений- техникумов; девятилетняя школа готовила в вузы и в то же время давала практическую подготовку.

       Вместе с тем необходимо отметить, что в эти годы в организации трудовой подготовки школьников в Бурятии, как и в целом в России, существовало два подхода:

       Первый – в условиях несовершенной материальной базы, а в некоторых школах фактического отсутствия и недостаточной квалификации учителей, реальная трудовая деятельность подменялась ее теоретическим изучением.

        Второй - школьников привлекали к участию в различных видах обслуживающего, бытового, сельскохозяйственного труда, что привело к ухудшению уровня знаний, отрыву труда от процесса обучения.

Эта школьная система претерпевает позже некоторые  изменения в связи с потребностью подготовки кадров для возрождающейся промышленности и сельского хозяйства. Так, например, возрождение сельского хозяйства, широкая пропаганда агротехнических знаний, внедрение агротехнического минимума в практику земледелия стимулировали создание школ крестьянской молодежи (ШКМ), которые не стали  обособленным звеном в системе школьного образования. ШКМ являлась в общеобразовательном отношении продолжением школы 1 ступени и в то же время обеспечивала возможность для выпускников продолжать образование во втором концентре школы второй ступени или в техникуме. В 1924-1925 учебном году по РСФСР насчитывалось 224 ШКМ, где училось около 12 тыс. человек.

Первая  ШКМ в Бурятии была создана  в 1924 году в селе Мухоршибирь, а в 1932 г. Число ШКМ достигло 61.

Летом 1926 года Наркомпросом БурАССР в Верхнеудинске  были организованы специальные курсы  организаторов ШКМ и преподавателей специальных дисциплин, на которых  изучали вопросы организации  ШКМ, содержание учебных программ, методы учебно-воспитательной работы с учащимися.

ШКМ, как  новый тип школы, в которой  давалась трудовая подготовка, приобрела  в Бурятии большую популярность. Так, например, в первый год организации  в Осинской ШКМ Боханского района число претендентов достигало 8-9 человек  на одно место, а в 1925 году на 30 мест претендовало  более 200 человек.

Наряду  с организацией ШКМ в рассматриваемый  нами период в Бурятии проводилась профессионализация 8 и 9 классов школ второй ступени. Школам республики были приданы следующие уклоны: педагогический, сельскохозяйственный, кооперативный, политико-просветительный и землеустроительный. Придание страшим классам второй ступени профессионального уклона, продиктовано следующими обстоятельствами: во-первых, в этот период выпускники школы второй ступени не имели возможности продолжать образование в вузе, куда принимались в первую очередь закончившие рабфаки; во-вторых, выпускники средних профессиональных учебных заведений не удовлетворяли потребности народного хозяйства в специалистах средней квалификации. А выпускники старших классов второй ступени в какой-то степени удовлетворяли эти потребности.

       В 1925 г. в рабочих районах страны создаются первые фабрично-заводские семилетки, которые получили широкое распространение и стали основными общеобразовательными школами в период 1930-1934гг. В указанных школах дети получали общее и политехническое образование и принимали участие в производительном труде производственного коллектива, изучали основы технологии, машиноведения, станковедения, технический расчет и черчение.

       Развитие сети ФЗС в РСФСР шло следующим образом: в 1925 году было всего две фабрично-заводские семилетки, а в 1927-1928 – 92, а 1929-1930 учебном году сеть ФЗС достигла 370 школ. Одним из главных обстоятельств ускоренного развития ФЗС было подсказанное жизнью требование перевода школы ФЗУ на базу семилетки, что и обеспечивало необходимую производственную подготовку будущему квалифицированному рабочему. Несмотря на отдельные недостатки, ФЗС сыграли положительную роль в разрешении проблемы соединения обучения с производительным трудом. Определенный вклад в разработку и практическое осуществление соединения обучения с производительным трудом внесли ШКМ, которым выделялись земельные участки. На этих участках устраивали показательные огороды, откуда крестьяне получали семена и рассаду. В ШКМ преподавали полеводство, животноводство, сельскохозяйственную механику и кооперацию, специально изучали огородничество, садоводство, пчеловодство, изучение которых носило сезонный характер, то есть в зимнее время значительно сокращалось, начиная с февраля – преподавание расширялось. Вместе с тем, учебный процесс в ШКМ строился  таким образом, что общественные предметы утрачивали свое самостоятельное значение и почти целиком поглощались агрономией. Учащиеся приобретали навыки культурного ведения сельского хозяйства, работая на школьном участке и непосредственно в бригадах полеводов, животноводов, садоводов.

Однако  сельскохозяйственная подготовка учащихся проходила успешно не во всех ШКМ. В некоторых школах производственной деятельности отводилось главное место  по сравнению с общеобразовательной  подготовкой, недостаточное внимание уделялось при изучении общеобразовательных дисциплин осуществлению связи с основами сельского хозяйства. В результате наблюдался разрыв между знаниями по естественным наукам и практическими работами в сельском хозяйстве. Неудовлетворительно было поставлено изучение сельскохозяйственной техники в большинстве школ.

В период становления школы утверждалось, что основным предметом изучения в школе должна быть окружающая действительность, а не учебные предметы как в  старой школе. Поэтому школьные программы  строились по схеме: природа и человек  труд  общество. Весь материал синтезировался и располагался по трем разделам, а стержнем являлся труд и различные формы трудовой деятельности людей на различных стадиях общественного развития. Это привело к растворению учебных предметов в комплексных темах. Комплексно-проектная система организации учебных занятий привела к созданию искусственных связей между учебным процессом и трудом учащихся, к недооценке изучения основ наук и получению систематизированных знаний по основным общеобразовательным предметам.

В дальнейшем учебный план и программы учебных  предметов неоднократно пересматривались и изменялись. Общая тенденция изменений учебных планов заключалась в увеличении времени на изучение учебных дисциплин, что превышало общеобразовательный уровень школьного образования.

В связи  с перестройкой школьных программ важнейшим  условием укрепления связи школы  с жизнью стало осуществление  политехнического принципа в преподавании учебных предметов и в трудовом обучении.

К концу 20-х годов в нашей стране наметилась тенденция преувеличения связи школы с производством, которая вылилась в отдельных регионах в движение за массовую политехнизацию и «врастание» школы в производство. На школы возлагалось участие в выполнении производственного плана базового предприятия. Эта тенденция стала перерастать в стремление перенести работу школы в цеха предприятий под лозунгом «Школа-цех завода».

       Таким образом, в 20-х годах существовали различные подходы к педагогической проблеме – соединение обучения с производительным трудом и пути его реализации в практике работы массовой школы. В этот период усиленно проводились поиски более доступных, рациональных путей ее практического осуществления.

Замечательный пример соединения обучения с производительным трудом учащихся представляет собой педагогический эксперимент педагога-новатора А.С.Макаренко. За 16 лет работы в колониях имени  Горького и имени Ф.Э.Дзержинского ему пришлось пережить очень сложную  историю развития и своего отношения  к воспитывающей роли труда, организации трудовых процессов и понимания сути трудового метода. В первые годы работы в колонии имени Горького он вынужден вводить трудовой принцип из необходимости, из обстановки нужды. Надо отметить, что передовые идеи и замечательный опыт А.С.Макаренко по соединению обучения с производительным трудом в те годы не получил должного признания и распространения.

        30-е годы можно охарактеризовать как начало новой стратегии развития народного образования в нашей стране, свидетельством которого является пакет постановлений о начальной и средней школе, школе ФЗС и ШКМ, принятых в этот период.

На первом Всероссийском политехническом  съезде (1930 г.) было предложено расширить  трудовое обучение за счет создания школьных мастерских на предприятиях, где учащиеся включались бы в общественно полезный производительный труд. Съезд принял решение о прикреплении всех школ в городах и промышленных районах  к предприятиям, а сельских –  к колхозам и совхозам, МТС, также  об организации в школах для начальных  классов рабочих комнат, а для 5-7 классов – мастерских и лабораторий, связанных с производственным окружением. Эти решения съезда имели в то время большое значение для развития ФЗС и ШКМ.

25 августа  1932 г. ЦК ВКП (б) было принято постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором говориться, что в целях осуществления бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет, а также в целях скорейшего поднятия уровня общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся средней школы, расширения подготовленных контингентом для высшей школы и устранения возрастного несоответствия между средней и высшей школой приступить, начиная с 1932/33 учебного года, к реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю школу.

Упразднение профессиональных уклонов в средней  школе, прекращение преподавания общеобразовательных предметов в школах фабрично-заводского ученичества, перестройка последних в чисто профессиональные учебные заведения устранили  разноструктурность  школ общего среднего образования. В 1934 году, было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», согласно которому была установлена следующая единая организационная структура: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа. В связи с этим были упразднены школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские семилетки и реорганизованы в неполные средние и средние школы. С установлением единой организационной структуры общеобразовательной школы производственное обучение молодежи было отделено от средней школы и передано профессиональным школам.

§2.Создание и развитие ученических производственных бригад в Бурятии (1923-1954гг.)


 

В крупных  и промышленных центрах и центральной  части страны реорганизация школьной системы происходила значительно  быстрее, чем в Бурятии. До 1930-1932 гг. в республике школьная сеть состояла главным образом из начальных  школ, семилетних школ было мало, а еще  меньше  было средних общеобразовательных  школ. В 20-30 годах политехническое  и трудовое обучение осуществлялось в виде практических занятий школьников в учебных мастерских, производственной практики учащихся некоторых школ на предприятиях. Школы крайне слабо были оснащены оборудованием, а во многих школах не было даже мастерских и рабочих комнат. Так, например, в Эхирит-Булагатском аймаке из 55 начальных школ учебные рабочие комнаты имели 9 школ, в Селенгинском аймаке из 68 школ – 42, в г. Верхнеудинске в фабрично-заводских семилетках было всего 4 учебных мастерских. 

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады