Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

 

Особенности реализации программы «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)»

Программа по предмету «Технология. Сельскохозяйственный труд» предназначена для обучения  в сельской школе, где традиционно  изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного  производства. В программу включены разделы по агротехнологиям, а также  базовые разделы по «Технологии. Сельскохозяйственный труд». Комплексный  учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

В связи перераспределением времени  между указанными разделами по направлению  «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» уменьшается объем  и сложность практических работ  с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения и комплексного освоения темы «Творческая, проектная деятельность» и раздела «Современное производство и профессиональное образование».

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного  времени.  Продолжительность проекта  определяется биологическими особенностями  выращиваемых растений и животных. Поэтому проектная деятельность  организуется не как завершающий  этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть  проектных работ будет выполняться  во внеурочное время, в том числе  во время летней практики. По методу проектов может быть организована и  традиционная для сельской школы  опытническая работа. 

 

Цели

Изучение  предмета направлено на достижение следующих  целей:

    • Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
    • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использование технологической информации, проектирования и создания и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства. Самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасным приемам труда;
    • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитание  трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения  к людям различных профессий  и результатам их труда;

Получение опыта применения политехнических  технологий и знаний и умений в  самостоятельной практической деятельности.

 

Задачи

Изучение  предмета направлено на достижение следующих  задач:

 Обучающие:

- Развивать  стремление к углублению знаний;

- Формировать  интерес к декоративно-прикладному  творчеству;

- Развивать  художественный вкус и ориентировать  на качество изделий;

Воспитательные:

- воспитывать  уважение к труду;

- формировать  чувство коллективизма, гражданственности;

- воспитывать  нравственные качества детей  (взаимопомощь, добросовестность, честность);

- формировать  чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Познавательные:

- развивать  познавательный интерес к сельскохозяйственному  труду, к элементам домашней  и прикладной экономики и предпринимательству.

Развивающие:

- развивать  личностное самообразование, активность, самостоятельность; 

- формировать  интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

- содействовать  формированию всесторонне развитой  личности;

- создавать  условия для социального, профессионального  самоопределения обучающихся.

Мотивационные:

- создавать  комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

-развивать  активную деятельность.

Эстетические:

-воспитывать  аккуратность, культуру поведения;

- формировать  умение видеть красоту посредством  демонстрации и изготовления  изделий декоративно прикладного  творчества.

Социально педагогические:

- формирование  общественной активности, реализации  в социуме;

-формирование  профессионального интереса к  сельскохозяйственным технологиям,  декоративно-прикладному творчеству.

 

примерный Тематический план

5-9 классы,  80 часов

 

             Разделы и темы                                  

Кол-во часов по классам

 

55

66

77

8

9

РАСТЕНИЕВОДСТВО

18

18

18

8

8

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур

18

54

-

-

 

Выращивание плодовых  и ягодных культур

-

4

33

   

Выращивание растений рассадным способом

и в защищенном грунте

8

 

33

2

 

Выращивание декоративных деревьев и  кустарников 

-

-

32

2

 

Использование  сельскохозяйственной техники в растениеводстве 

-

-

3

2

 

Охрана  и улучшение почв

-

-

-

2

4

Организация производства продукции  растениеводства на пришкольном  участке и в ЛПХ 

-

-

-

 

4

Дизайн пришкольного дизайна

88

88

88

8

8

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

55

55

55

4

4

ИТОГО

321

321

321

21

21


 

 

Требования  к уровню подготовки выпускников

 

РАЗДЕЛ «агротехнологии»

 

Знать/понимать

полный  технологический цикл получения 2-3-х  видов наиболее распространенной растениеводческой  продукции своего региона, в том  числе рассадным способом и в  защищенном грунте; агротехнические  особенности основных видов и  сортов сельскохозяйственных культур  своего региона; сформировать знания о  приемах декорирования микроландшафтов; посадочных материалах

Уметь

  разрабатывать и представлять  в виде рисунка, эскиза планировки  микроландшафтов размещения культур  на приусадебном или пришкольном  участке; проводить фенологические  наблюдения и осуществлять их  анализ; выбирать покровные материалы  для сооружений защищенного грунта; планировать работы с учетом  имеющихся ресурсов и условий;  распределять работу при коллективной  деятельности.

Использовать  приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для:

обработки почвы и ухода за растениями; выращивания  растений рассадным способом; расчета  необходимого количества семян и  доз удобрений с помощью учебной  и справочной литературы; выбора малотоксичных  средств защиты растений от вредителей и болезней; оформлению микроландшафтов и ландшафтов; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Программа разработана для обучения школьников V-IX классов:

5 класс  – 2 часа в неделю. Итого за 1 учебный год 70 часов.

6 класс  – 2 часа в неделю. Итого за 1 учебный год 70 часов.

7 класс  – 2 часа в неделю. Итого за 1 учебный год 70 часов.

8 класс  – 2 часа в неделю. Итого за 1 учебный год 70 часов.

9 класс  – 2 часа в неделю. Итого за 1 учебный год 70 часов.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2.

 2.1. Позитивное отношение родителей к школе

 

Исследуемая проблема

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Устраивает ли Вас

1

Качество обучения

88%

91%

89%

2

Качество преподавания

82%

87%

89%

3

Качество организации УВП

98%

100%

100%

 

Качество организации учебно производственной бригады «Бригантина»

97%

100%

100%

4

Качество воспитательной, внеклассной  работы

91%

95%

97%

5

Качество работы дополнительного  образования

97%

98%

98%

6

Качество организации школьного  пространства

98%

100%

100%

7

Уровень дисциплины

97%

98%

98%

8

Качество организации безопасности в школе

97%

97%

98%

9

Уровень психологического комфорта в  школе

99%

100%

100%

10

Качество выполнения программы «Здоровье»

85%

90%

90%

11

Качество организации питания

80%

82%

88%


 

 

 

 

 

 

 

2.2. Позитивное отношение учащихся к школе

 

Исследуемая проблема

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Устраивает ли Вас

1

Расписание уроков

87%

88%

87%

2

Преподавание уроков

93%

95%

96%

3

Дизайн школы и учебных кабинетов

87%

91%

92%

4

Внеклассные и общешкольные мероприятия

92%

94%

95%

5

Работа кружков, секций и клубов

89%

92%

96%

 

Работа учебной производственной бригады «Бригантина»

92%

97%

99%

6

Работа школьного самоуправления

78%

82%

82%

7

Уровень дисциплины в школе

94%

96%

97%

8

Качество организации безопасности в школе

98%

100%

100%

9

Уровень психологического комфорта в  школе

96%

96%

98%

10

Качество организации питания

87%

89%

93%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3.

 Сведения  о родителях (законных представителях) обучающихся

 

Социальный  состав родителей

 

Количественный состав

Образовательный уровень родителей

Характеристика  семей

Многодетных семей - 22%

Малообеспеченных  семей - 43 %

Неблагополучных  семей - 24%

 

 

Занятость родителей

 Семьи, где 1 родитель имеет  работу  - 81%

Семьи, где оба родителя безработные – 19%

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Участие учащихся школы в республиканских конкурсах «Лучший по сельскохозяйственным профессиям»

2005 год

1-е общекомандное место

Самбуева  Л. – 1-е место в конкурсе садоводов

Хубаркова М. – 3-е место в конкурсе животноводов

Бадмаева  С. – 3-е место в конкурсе овощеводов

2006 год

1-е общекомандное место

Базарова  И. – 1-е место в конкурсе овощеводов

(участие во  Всероссийском конкурсе «Лучший   по    сельскохозяйственным профессиям»)

Банданов  Б. – 3-е место в конкурсе пахарей

2007 год

3-е общекомандное место

Шагдуров  В. – 1-е место в конкурсе бригадиров

       Жундуев В. – 3-е место в конкурсе овощеводов

 

Доходы  от реализации продукции овощеводства

 

Наименование

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Реализация картофеля, капусты,

свеклы, моркови

44378 рублей

50314 рублей

56367 рублей

60321 рублей

70657 рублей


 

 

 

 

Приложение №5.

План работы учебно-производственной бригады на 2010-2011учебный год

сроки

Объем работ

Ответственные классы и группы практики

Ответственные руководители

1

Сентябрь

Первая декада

Выставка цветов.

1-4 классы

Классные руководители

Подготовка овощехранилища

9-11 классы

Классные руководители

Вторая декада

Сбор урожая ранета, картофеля, столовых корнеплодов.

5-9 классы

Классные руководители

Третья декада

Уборка капусты. Учет урожая картофеля, закладка на хранение.

5-11 классы

Классные руководители

2

Октябрь

Первая декада

Закладка капусты, столовых корнеплодов на хранение

5-11 классы

Классные руководители

Вторая декада

Выборка клубней и луковиц  многолетних цветочных культур

4-5 классы

Классные руководители

Третья декада

Уборка территории сада, дендрария

5-11 классы

Классные руководители

3

Ноябрь

Первая декада

День урожая

 

Администрация

4

Март

Вторая декада

Подготовка семян, луковиц, почвы для посадки цветочных  культур 

1-11 классы

Классные руководители

Третья декада

Посев семян цветочных культур  на рассаду

1-11 классы

Классные руководители

5

Апрель

Первая декада

Закладка клубней георгинов, луковичных на отрастание

1-11 классы

Классные руководители

Вторая декада

     

Третья декада

 

 

Прореживание рассады, пересадка  в горшки,

1-11 классы

Классные руководители

Подготовка парника для  капусты.

10 класс

6

Май

Первая декада

Подготовка клубней картофеля  для посадки (переборка, проращивание); посев капусты в парники.

5-10 класс

Классные руководители

Подготовка почвы для  посева столовых корнеплодов; посев  моркови;

7,8,10 классы

Посадка ранета (5 кустов);

 

Вторая декада

Посев свеклы.

7,8,10 классы

Классные руководители

Третья декада

Трудовая неделя

 

Посадка картофеля

5,6,7,8,10 классы

Классные руководители

Перекопка приствольных кругов; полив ранета;

Посадка огородных культур, столовых корнеплодов на пришкольном  участке

1-4 класс;5,6,7,8 классы

7

Июнь

Первая декада

Посадка капусты;

5,6,7,8,10 классы

Классные руководители

полив капусты

1-я группа овощеводы

Ежедневный полив огородных  культур.

  

1-я группа пришкольный  участок;        

Руководитель 1 группы;

 Высадка цветочных культур.

1-4 класс

Классные 

руководители начальных  классов

Вторая декада

Полив капусты, подкормка

2-я группа овощеводы

Руководители групп

Ежедневный полив огородных  культур, прополка растений.

Полив ранета

2-я группа пришкольный  участок

Третья декада

Прополка приствольных кругов ранета; шаровка столовых корнеплодов

3-я группа пришкольный  участок

8

Июль

Первая декада

Прополка картофеля

1-я группа картофелеводы

Руководители групп

Прореживание, шаровка, прополка огородных культур

4-я группа пришкольный  участок

Вторая декада

Окучивание картофеля

2-я группа картофелеводы

Полив, прополка огородных  культур. Сбор урожая крыжовника

5-я группа пришкольный  участок

Третья декада

 

 

 

Полив, прополка огородных  культур. Сбор урожая смородины

6-я группа пришкольный  участок

9

Август

Первая декада

Полив, прополка огородных  культур. Сбор урожая смородины

7-я группа пришкольный  участок

Руководители групп

Вторая декада

Сбор урожая черемухи. Полив огурцов, томатов в теплице; ежедневный сбор урожая.

8-я группа пришкольный  участок

Руководители групп

Третья декада

Полив огурцов, томатов в  теплице; ежедневный сбор урожая.

9-я группа пришкольный  участок

Руководители групп

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады