Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:20, дипломная работа

Описание работы

В условиях осуществления перехода к рыночным отношениям в экономике, изменяющиеся производственно-экономические условия в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, формирование многоукладного аграрного производства потребовали серьезных изменений в политике государства в отношении сельской молодежи. С учетом этого изучение и анализ проблем экономического положения и социального развития сельской молодежи, как основного канала воспроизводства аграрного сектора экономики, ее нравственного воспитания, подготовки к трудовой самостоятельной жизни, является актуальной задачей отечественной исторической науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории становления ученических производственных бригад в СССР………………………………………………………………………….....8
§1. Пути реализации соединения обучения с производительным трудом в истории нашей страны (1917-1954гг.)………………..……………………….8
§2. Создание и развитие ученических производственных бригад в республике Бурятия (1932-1954гг.)………………………………….............19
§3. Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы (1884г-1993г)………………………………………………………………….23
Глава II. Ученическая производственная бригада – стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки………………25
§.1. Трудовая эстафета длиною в 49 лет………………………….................25
Глава III. Социально – экономическая и педагогическая необходимость совершенствования соединения обучения с производительным трудом…40
§1. Переход к рыночной экономике в теории и практике соединения обучения в условиях учебной производственной бригады………………..40
§2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях учебной производственной бригады………………………………………………….52
§3. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в Михайловской средней общеобразовательной школе……………………57
§4. Организация производственно-образовательного процесса и хозяйственно-финансовая деятельность в учебной производственной бригаде…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………….…....73
Библиография…………………………………………………..……….…….76
Приложения…………………………………………………………………...78

Файлы: 1 файл

Диплом теория и практика соединения обучения).docx

— 359.94 Кб (Скачать файл)

Во многих ШКМ (Мухоршибирской, Загустайской, Осинской и др.) была создана хорошая учебно-материальная база, а к работе в них привлекались подготовленные кадры преподавателей, специалистов сельского хозяйства.

Осинская ШКМ Боханского аймака в 1929 году имела около 5 га огорода, 15 га зерновых, 4 дойные коровы холмогорской породы, 5 лошадей, несколько голов  молодняка, столярную мастерскую, кузницу, необходимый сельхозинвентарь.

        Впервые годы после выхода постановления ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. труд в мастерских, на пришкольных участках, производственная практика на предприятиях, МТС и в колхозах стали больше отвечать учебно-воспитательным целям. В школах республики стали создавать учебно-материальную базу. Все средние и неполные средние школы Баргузинского аймака имели учебные мастерские, многие начальные школы – рабочие комнаты. Почти все начальные, неполные средние и средние школы имели пришкольные участки, на которых выращивались зерновые, картофель, овощи.

В 30-е  годы школа подняла уровень общеобразовательной  подготовки учащихся, отказавшись от комплексных программ и метода проектов, основной организационной формой учебного процесса стал урок, который был ориентирован на формирование у учащихся систематизированных знаний по основам наук. При этом было ослаблено внимание к трудовому и политехническому обучению. После преобразования ШКМ и ФЗС в неполные средние школы и ликвидации профуклонов в школах второй ступени трудовая и политехническая подготовка была перенесена только в стены школы, ее мастерские и на учебный участок. Этим была ослаблена связь школы с жизнью, производством. Так, например, в Хоринской средней школе летом 1934 года стали привлекать к ведению своего хозяйства (34 га зерновых, 1,5га овощей, 9 голов крупного рогатого скота, 4 лошади, 3 свиньи, 5 овец, 4 кролика) взрослых работников, а не только школьников.

В марте 1937 года Наркомпрос РСФСР отменил  трудовое обучение в школе, считая главным – качество изучения основ наук. Отмена трудовой подготовки школьников в официальных органах управления образованием объяснялось низким уровнем преподавания, кустарным характером мастерских, невозможностью организации полноценного производительного труда и формирование у школьников правильных представлений о производстве. В связи с этим была прекращена производственная практика школьников на предприятиях и хозяйствах, стали закрываться мастерские.

Таким образом, впервые 15-20 лет после Октябрьской  революции наша школа уделяла  особое внимание претворению в жизнь  ведущего принципа – соединения обучения с производительным трудом, при этом иногда допуская переоценку роли трудового воспитания в ущерб усвоению систематических общеобразовательных знаний. А в конце 30-х годов стали придавать большое значение получению обширных знаний по основам наук, в результате чего учащиеся не вооружались производственными знаниями, умениями, навыками и не готовились непосредственно к общественно полезному, производительному труду. Все это привело к значительному отрыву школы от жизни, теории от практики.

       Тем не менее, во второй половине 30-х годов в школах проводились занятия с техникой, в том числе ее военно-техническими видами, конструирование и изготовление приборов и различного оборудования. Эти занятия проводились в школьных кружках и секциях, в детских технических лагерях и «энергетических ячейках» подростков и старшеклассников.

        В годы Великой Отечественной войны большинство внеклассных и внешкольных мероприятий приняли характер общественно полезной и производственной деятельности школьных коллективов. В это трудное для страны время стали расширяться пришкольные хозяйства для выращивания  сельскохозяйственных культур с целью снабжения школьных столовых и буфетов. Трудовая деятельность учащихся требовала возрождения школьных мастерских для удововлетворения в первую очередь внутренних хозяйственных потребностей школ. Во многих школах Бурятии проводилось обучение учащихся основам сельского хозяйства. Так в 1941/42 учебном году, по данным 8 аймаков республики, сельхозобучением было охвачено свыше 6830 учащихся, из них на курсах трактористов – 540 учащихся. Школьники широко привлекались к оказанию посильной помощи колхозам, совхозам, предприятиям, работали на заготовке дров для школы, ремонте школьных зданий и т.д. Так, за успешную работу на сельхозработах Мало-Куналейская средняя школа Бичурского района была удостоена переходящего Красного знамени руководства республики, а во Всероссийском соревновании школ ей была присуждена премия Наркомзема СССР.

В трудных  условиях военного времени усиление трудовых связей школ с жизнью происходило  в основном стихийно. К труду в  промышленности учащиеся в теоретическом  плане не готовились, так как в  учебном плане трудовое обучение, как предмет, отсутствовало. Поэтому  они получали трудовые навыки, работая  непосредственно на фабриках, заводах, колхозах, совхозах и т.д.

После Великой  Отечественной войны перед нашей  страной встала глобальная задача восстановления и дальнейшего развития народного  хозяйства и системы образования. Несмотря на огромные трудности, сеть школ в Бурятии была быстро восстановлена  и расширена. Так, если в 1945/46 учебном году работало 586 школ, в том числе 455 начальных, 91 семилетняя и 40 средних, то на начало 1950/51 учебного года в республике действовали уже 678 школ, в том числе начальных – 484, семилетних – 139, средних – 54. За шесть послевоенных  лет были значительно превзойдены не только показатели довоенного периода по сети школ, но и также по количеству контингента учащихся. В 1951/52 учебном году Бурятия добилась осуществления всеобщего семилетнего образования, значительного расширения общего образования. В этот период в школе была усилена работа по идейно-политехническому воспитанию в процессе преподавания основ наук, шла борьба с формализмом в обучении, перестройка преподавания биологии, движение юных мастеров высокого урожая.

Состоявшийся  в июне 1953 года второй съезд работников образования Бурятии подвел итоги  первых шагов осуществления политехнического обучения в школах республики. Съезд отметил, что лучшие школы и учителя проявляют большую творческую инициативу и настойчивость в решении вопросов политехнизации, в результате чего имеется некоторое улучшение в выполнении учащимися лабораторных работ, в организации производственных экскурсий, в проведении внеклассной и внешкольной работы, что способствует расширению политехнического кругозора учащихся.    

       Начиная с 1952 года, в нашей стране развернулась дискуссия о необходимости соединения обучения с производительным трудом в общеобразовательной школе. В 1954/55 учебном году в учебные планы школ был введен труд. Согласно этому в 1-4 классах были введены занятия по ручному труду,5-7 классах – практические занятия в учебных мастерских и на опытных участках, 8-10 классах – практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике.

Таким образом, к началу 50-х  г. проблема соединения обучения с производительным трудом, как в содержательном, так  и в процессуальном плане, была недостаточно разработана.

§3.Из истории Михайловской средней общеобразовательной школы.


Михайловская  средняя школа имеет свою славную  историю. В 1884 г. при церкви св. Михаила открылась церковно-приходская школа. Это была вторая школа в нашем крае. В ней обучались дети зажиточных казаков, которых готовили для несения пограничной службы. Девочки в школе не обучались, поэтому грамотных женщин в Цэжэ не было. Дети местных казаков изучали закон божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику с элементами геометрии и землемерия, черчение, русскую историю, географию, естествознание, чистописание и пение. С начала 1920-х годов все 6 церковно-приходских школ были преобразованы в единые трудовые школы. Директором Михайловской школы стал Г. А. Перевалов, выпускник Троицкосавской школы второй ступени.

Строительство первого школьного здания было начато в 1915 г. и закончено в 1923 г. В настоящее  время в этом здании расположен краеведческий  музей школы. Также в 1923году была открыта двухкомплектная начальная  школа, в которой обучалось 25 детей.

С 1936г. учителями  работали супруги Жаркой Николай  Семенович, погибший на фронте в годы Великой Отечественной войны, и  заслуженный учитель Бурятской  АССР Прасковья Дмитриевна Егорова.

В 1939 г. открылась  семилетняя школа, в которой уже  обучалось 120 учеников.

В 1941 г. было достроено второе здание школы, но до 1947 г. в нем не учились, так как  оно не было утеплено. К тому же не было необходимости заселяться в  новое здание, потому что шла война.

С 1945 г. директором семилетней школы стала работать Клавдия Кирилловна Фалилеева. Тогда в школе обучалось 130 учеников, а коллектив учителей состоял из 10 человек. В 40-е годы в школе преподавали Валерий Фирсович Байердин, Екатерина Георгиевна Максимова, Анна Георгиевна Кулеш, Нина Артемьевна Кочетова, Василий Леонидович Будин. В1950году школу посещало уже 265 детей.

В 1952/53 учебном году школа  была преобразована в среднюю. Именно в это время Клавдия Кирилловна организовала коллектив учителей и учеников, чтобы разбить на территории школы фруктово-ягодный сад. Именно эту дату можно считать неофициальной датой открытия УПБ. Были завезены саженцы ранета, смородины, абрикоса, крыжовника. Расцвел, разросся сад, который уже много лет является гордостью школы, ее визитной карточкой, а слова: «Где нет труда, cады   там не цветут, где нет любви к труду, там мир - пустыня» стали девизом школы.

В2002 г. школа отметила 40-летний юбилей школьного сада – дендрария, в котором было посажено силами учащихся 124 дерева и кустарников разных пород. Была открыта школьная экологическая тропа.

Глава II. Ученическая производственная бригада - стартовый этап в учебно-образовательном процессе профильной подготовки

§1.Трудовая эстафета длиною в 49 лет


 

С 1959 г. директором школы был назначен Сергей Павлович Дугаров, историк, заслуженный учитель  БурАССР. Он ввел в школе производственное обучение. Была организована ученическая производственная бригада.

        В 1964 г. директором школы была назначена Васса Степановна Попова. На этой должности она проработала 16 лет до ухода на заслуженный отдых. Именно она прославила Михайловскую среднюю школу на всю республику, которая на протяжении многих лет была образцовой. Школе Васса Степановна отдала ровно полвека. Правительство отметило ее заслуги в деле воспитания подрастающего поколения орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие». Ей были присвоены высокие звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Заслуженный учитель Республики Бурятия». Она награждена знаком «Отличник просвещения СССР», медалями «Ветеран труда» и юбилейной медалью «К 100-летию В.И.Ленина», многочисленными Почетными грамотами.

В то время  обучался 251 человек. Продолжала работать производственная бригада, но введено  было новшество – началось обучение учеников 9-10 классов работе на тракторах  и сельхозмашинах. Инструкторами по вождению работали Матвей Цырендоржиевич Намдаков и Василий Павлович Злыгостев, усилиями, которых вместе с учениками был оборудован кабинет машиноведения и построен гараж. Большую работу проводила агроном сортучастка Тамара Михайловна Боронова, совмещая свою работу с преподаванием агротехники, знакомя ребят с основами опытничества. Была создана крепкая материальная база школы.

Новый отсчет времени для Михайловской средней  школы начался с того момента, когда в 1988 г. было построено новое  здание на 624 места. С какой любовью  учителя и ребята с помощью  родителей начали обустраивать своё новое жилище. Наша школа - всегда чистая, красивая школа и очень отрадно, что эта традиция сохранилась до сих пор.

Большой вклад в строительство новой  школы внес Островский Ю.Ф., который  работал директором с 1979 по 1992 гг. Юрий Филимонович укомплектовал её новым  оборудованием, осуществляя перевозки  груза из Улан-Удэ, выполняя роли кладовщика и грузчика. Благодаря Юрию Филимоновичу, его таланту организатора мы учимся сейчас в большом и уютном здании. Все работники школы, учащиеся и родители должны знать и помнить, что школа построена благодаря усилиям директора совхоза «Михайловский», бывшего депутата Госдумы Семенова Б.Ц-Д., директоров Поповой В.С., Островского Ю.Ф.

Долгие  годы отдал профессиональному обучению глава семейной династии Злыгостевых,  заслуженный учитель Бурятской  АССР Илья Кузьмич Злыгостев. Мария  Филимоновна и Илья Кузьмич воспитали  четверых детей, которые пошли по стопам родителей: Галина – учитель русского языка и литературы, Виталий – истории, Валентина – биологии и химии, Александр - географии.

Илья  Кузьмич Злыгостев много сил  и времени отдал производственному  труду школьников. Этого человека отличала удивительная добросовестность, скромность и порядочность. Жена, Мария  Филимоновна, много лет работала воспитателем пришкольного интерната.

Школа продолжала работать, приближаясь к своему 100-летнему  юбилею. Особой вехой в истории  школы стала эта дата. На юбилей родной школы собрались выпускники из разных уголков страны. Был устроен  большой праздник, который продолжался 3 дня: парад выпускников в торжественный  момент встречи, большой концерт, поставленный силами учащихся и учителей, спортивные соревнования и коллективный выезд  разных поколений на природу.

Это был 1994 год. В то время школы района работали под руководством Владимира  Михайловича Бадмаева, деятельного, творческого, вдумчивого педагога, историка по образованию, впоследствии ставшего заслуженным учителем РСФСР, историка по образованию, впоследствии ставшего заслуженным учителем РСФСР, а в 2006 г.- кандидата педагогических наук.

В нашей  школе появился ветер перемен. Школой руководила молодая, энергичная и интересная Ирина Сергеевна Данилова. Ее энтузиазм, молодость послужили зарождению самых творческих, смелых свершений  учителей и учеников. Ирина Сергеевна  приложила много усилий, обустраивая  новую еще необжитую школу, готовя ее к 100 летнему юбилею. Ей удалось  мобилизовать весь коллектив на решение  этой задачи.

Информация о работе Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады