Гиперактивность младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективность использования подвижных игр как средств коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…………………………………….


8
Проблема гиперактивности в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………

8
Особенности гиперактивного поведения младших школьников и его основные причины…………………………………………………….

17
Подвижные игры как средство психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….


24
ГЛАВА 2. Реализация опытно-экспериментальной программы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


37
Диагностика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………………………….

37
Разработка и реализация программы, направленной на психолого-педагогическую коррекцию гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр…..


49
Анализ результатов экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………


70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Быструхиной Л.ю А..docx

— 283.20 Кб (Скачать файл)

«Поза покоя»

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится психолого медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Занятие №3

«Шарик»

Предложить ребенку представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается.

«Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (это может быть колокольчик, погремушка, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из круга.

«Солдат и тряпичная кукла»

Предложить детям представить, что они солдаты. Вспомнить вместе с ними, как солдаты стоят на параде или в почетном карауле – вытянувшись в струнку и замерев. Потренироваться с ними несколько раз, давая им команду «солдаты», по которой они должны изображать солдат. Также надо потренировать с ними еще одну команду перед выполнением упражнения – попросить детей вспомнить тряпичную куклу, – какая она мягкая, как у нее висит голова, руки. По команде «тряпичная кукла» дети должны представить себя такой куклой, слегка наклониться вперед, расслабить все мышцы, представить, что руки набиты ватой и свободно болтаются.

Заканчивать такие упражнения следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что дети достаточно отдохнули.

 

 

 

 

Занятие №4

«Гудок парохода»

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой,

звуком «у» (выдох удлинен).

«Колпак мой треугольный»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Участники садятся в круг на стулья . Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:

"Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак".

Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя).

При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

«Звуки прибоя»

Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.

Воспитатель: "Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать..."

Занятие №5

«Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получался звук ветра.

«Руки-ноги»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, развитие навыков удержания программы. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе - руки врозь.

Ноги врозь - руки вместе.

Ноги вместе - руки вместе.

Ноги врозь - руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

«Дерево»

Дети стоят. Воспитатель предлагает им представить себя в образе могучего дуба: "Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи. Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру".

Приложение 4

 

Анкета для родителей детей 7-11 лет для выявления гиперактивного поведения (Заваденко Н.Н., 2005)

Фамилия и имя ребенка

_________________________________________________________

Дата рождения ребенка (число, месяц, год)

_________________________________________________________

Пол (подчеркнуть нужное): мальчик; девочка

 

Ответы оцениваются следующим образом:

симптом отсутствует – 0 баллов;

выражен слабо – 1 балл;

выражен значительно – 2 балла;

выражен очень сильно – 3 балла.

Ваш ребенок

Симптом отсутствует

Выражен слабо

Выражен значительно

Выражен очень сильно

  1. Находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор», постоянно бегает, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо.
       
  1. Шумный, не может тихо и спокойно играть или заниматься  чем-либо.
       
  1. Не может сидеть спокойно: крутится, вертится, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
       
  1. Ребенок подвижен во время занятий и других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
       
  1. Часто бывает болтливым.
       
  1. Невнимателен, легко отвлекается.
       
  1. С трудом сохраняет внимание во время выполнения домашних и учебных заданий.
       
  1. Не может доводить дело до конца, самостоятельно выполнять задания.
       
  1. Отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их полностью.
       
  1. Теряет свои вещи в школе и дома.
       

 

 

Анкета содержит перечень вопросов по 2 симптомам, которые могут наблюдаться при гиперактивности. Опросник позволяет не только зафиксировать тс или иные симптомы, но и оценить степень их выраженности в баллах.

После того как один или оба родителя завершат заполнение таблицы, специалист анализирует полученные данные.

Вопросы сгруппированы по 2 шкалам Оценки по шкалам вычисляются путем суммирования баллов по отдельным симптомам, затем полученная сумма делится на число данных ответов (в некоторых случаях ответить на тот или иной вопрос не представляется возможным либо родители случайно пропускают отдельные пункты). Названия шкал и относящиеся к ним пункты опросника представлены в таблице. Нами были использованы вопросы по шкалам «гиперактивность» и «дефицит внимания».

Таблица 10

Названия шкал

Симптомы, относящиеся к шкалам

  1. Гиперактивное поведение

1-5

  1. Дефицит внимания

6-10


 

Индивидуальный анализ оценок по шкалам, рассчитанным для ребенка, может производиться с учетом статистических данных, полученных при анкетировании родителей больших групп детского населения различного возраста. В таблицах представлены описательные статистические данные для выборок мальчиков и девочек по каждой из шкал  симптомов, содержащихся в анкете для родителей.

Таблица 11

Средние показатели для выборки

 

Шкалы

Средние баллы оценки

мальчики

девочки

Гиперактивное поведение

0,81±0,05

0,54±0,04

Дефицит внимания

0,79±0,05

0,68±0,04


 

 

Низкий уровень

0,6 - 0,76

0,45 – 0,5

Средний уровень

0,77 - 0,86

0,51 – 0,6

Высокий уровень

0,87 – 0,95

0,61 – 0,85


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Краткая шкала оценки симптомов гиперактивности

Фамилия и имя ребенка

_________________________________________________________

Дата рождения ребенка (число, месяц, год)

_________________________________________________________

Пол (подчеркнуть нужное): мальчик; девочка

Обведи в кружок оценку, которая наиболее точно описывает поведение за последние 6 месяцев (или сначала учебного года).

Таблица 12

Симптомы

Никогда или редко

Иногда

Часто

Очень часто

  1. Не может сосредоточиться

на деталях, допускает ошибки  из-за небрежности и легкомыслия.

0

1

2

3

  1. Тяжело сохраняет внимание.

0

1

2

3

  1. Не слушает обращенную к нему речь.

0

1

2

3

  1. Плохо следует инструкциям; не доводит начатое дело до конца.

0

1

2

3

  1. Испытывает сложности в организации своей деятельности.

0

1

2

3

  1. Избегает дел, требующих значительного умственного напряжения.

0

1

2

3

  1. Теряет вещи.

0

1

2

3

  1. Легко отвлекается.

0

1

2

3

  1. Забывчив.

0

1

2

3

  1. Совершает беспокойные движения, сидя на стуле.

0

1

2

3

  1. С трудом может усидеть на месте.

0

1

2

3

  1. Постоянно бегает.

0

1

2

3

  1. Не может играть тихо и спокойно.

0

1

2

3

  1. Все время находится в движении.

0

1

2

3

  1. Слишком много говорит.

0

1

2

3

  1. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

0

1

2

3

  1. С трудом дожидается своей очереди.

0

1

2

3

  1. Перебивает людей, мешает им.

0

1

2

3


 

 

Уровни

Баллы

Низкий

0-8

Средний

9-17

Высокий

18-27




 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Результаты диагностического обследования до проведения программы

 

№ п/п

Испытуемые

Анкетирование родителей

(среднее знач. показателей в баллах)

Анкетирование педагогов

(общая сумма балов)

Тест

Люшера

(выбор цвета)

Гипер. повед.

Дефиц.

вним.

Гипер.

повед.

Наруш.

вним.

1

Витя Б.

0,75

0,6

20

12

 

2

Игорь Б.

0,75

0,56

14

15

 

3

Тимур Б.

0,86

0, 79

19

16

коричневый

4

Лиза Д.

0,48

0,41

11

6

 

5

Максим Е.

0,52

0,59

15

7

 

6

Алина З.

0,45

0,45

16

9

 

7

Эмилия З.

0,54

0,51

20

20

красный

8

Влад З.

0,91

0,75

24

25

черный

9

Ваня З.

0,76

0,62

11

10

 

10

Андрей К.

0,87

0,6

22

18

черный

11

Ева К.

0,52

0,45

13

7

 

12

Лера Ж.

0,48

0,44

15

7

 

13

Ксюша К.

0,5

0,5

14

12

 

14

Давид С.

0,79

0,79

17

19

 

15

Олеся О.

0,48

0,48

12

12

 

16

Света Х.

0,46

0,42

11

10

 

17

Илья Ш.

0,93

0,8

26

26

красный

18

Лиза Ш.

0,44

0,43

10

9

 

19

Саша Ю.

0,77

0,62

15

11

 

20

Дима Г.

0,87

0,78

22

23

коричневый

21

Настя Д.

0,62

0,68

24

22

желтый

22

Настя Б.

0,5

0,55

13

11

 

23

Маша А.

0,46

0,46

11

10

 

24

Егор Е.

0,73

0,76

18

16

 

25

Данил М.

0,89

0,85

25

25

коричневый

26

Алеша П.

0,82

0,79

21

18

черный

27

Никита Ш.

0,74

0,73

17

15

 

28

Вика Д.

0,49

0,5

14

18

 

29

Маша И.

0,62

0,58

21

24

красный

30

Матвей Ч.

0,77

0,73

16

19

 
 

Среднее

арифметическое

X=0,79

 

X=22,4

   

Информация о работе Гиперактивность младшего школьника