Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

 

Факультет психологии

Кафедра: общей и социальной

психологии

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ИХ СТАТУСА В ГРУППЕ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Работа допущена к  защите _________

Заведующий кафедрой _____________

Дата представления _______________

Дата защиты _____________________

Оценка __________________________

УФА – 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..…………………

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………

 

 

7

1.1. Психологическая характеристика современного подростка …….

7

1.2. Статусно-ролевая характеристика  подростковых групп ..………

18

1.3. Формирование самооценки  в подростковом возрасте ..……………

28

1.4. Взаимосвязь самооценки  и статуса в группе подростков ……….

40

Выводы…………………..….……………….…………………..

49

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………

 

51

2.1. Организация и методы исследования ……………….………………

51

2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………...

59

Выводы…….……………………..……….………………………………..

77

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов,  направленные на формирование межличностных отношений  у подростков …………………………………………………………………

 

 

79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................………………….

81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..………

83

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………

88


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Нынешняя ситуация в России парадоксальна: растёт число специалистов по работе с подростками, разрабатывается и внедряется огромное число разнообразных программ, по развитию тех или иных качеств и способностей, а количество подростков, имеющих сложности межличностного взаимодействия, не уменьшается.

Особенность подросткового  возраста – глубокая и болезненная перестройка организма. Быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости»: повышает интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребёнок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые.

Одновременно с половым  созреванием, у него формируется чувство взрослости: желание высвободиться из-под опёки, контроля, покровительства старших, связанные с борьбой за самостоятельность, самоутверждение личности.

Подросток ищет поддержки у сверстников, и именно их мнение становится для него более значимым.

Наиболее близкой к  человеку клеточкой общества, где  возникает и реализуется «социальная  ситуация развития личности» в подростковом возрасте является группа сверстников.

Общаясь в группе сверстников, участвуя с ними в различных общественных делах, подросток формирует различные представления о своём Я и это становится основой для становления его Я-концепции. В группе сверстников он находит идеал, который становится основой для формирования Я-идеального, в группе сверстников он получает возможность оценить свои реальные возможности сформировать представление о Я-реальном. 

Подросток постоянно  сравнивает себя со своими сверстниками, которые выступают в роли доступного эталона для самоанализа. Изучая себя в контексте свого круга общения, подросток стремится к признанию своего Я окружающими. Для него важно занимать высокий статус в группе, ведь это означает, что окружающие не просто признают и учитывают его индивидуальность, но и высоко оценивают его.

Считаясь переходным или переломным, подростковый период является одним из самых сложных  в системе развития личности и  вместе с тем именно на этой возрастной ступени закладывается не только внутренний потенциал и привычки человека, но и навыки психологического общения. Закомплексованность и чувство неполноценности, развившиеся у подростка, в результате каких-либо причин могут привести к серьезным психологическим отклонениям, а в дальнейшем  и к необратимым последствиям.

Несмотря на то, что  проблема самооценки и социального статуса достаточно часто выступает в качестве объекта социально-психологических исследований, она не теряет своей значимости, меняется общество, его требования к членам, а значит, трансформируются критерии оценки и самооценки.

Над проблемой развития самооценки в подростковом возрасте работали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина,                     В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Толстых и др.           

Проблему социального  статуса в своих работах рассматривали:                  А.А. Бодалев, М. Битянова, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, А.В.Петровский, А.А. Реан и др.

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Объект исследования: самооценка и статус в группе в подростковом возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь статуса и самооценки в группе в подростковом возрасте.

 

Задачи исследования:

1) обзор основных психолого-педагогических  исследований по проблеме психического  развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;

2) изучение особенностей  формирования самооценки в подростковом  возрасте;

3) теоретический анализ  проблемы самооценки и статуса  в подростковом возрасте;

4) эмпирическое исследование  взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;

5) выработка психолого-педагогических  рекомендаций для педагогов.

Методы исследования.

I. Теоретические: анализ научной литературы, синтез, обобщение.

II. Эмпирические:

1) социометрический тест, М. Битянова;

2) аутосоциометрический  тест, М. Битянова;

3) методика «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн в модификации            А.М. Прихожан);

4) методика «Самооценка», А.С. Будасси;

5) методика «Уровень  притязаний», Шварцлендера.

Гипотеза: мы предположили, что статус подростка в группе сверстников влияет на характер самооценки, чем выше статус, тем выше самооценка и уровень притязаний подростка.

Эмпирическая  база исследования: Башкирская Республиканская гимназия интернат № 3. г. Кумертау. В исследовании приняли участие 36 подростков в возрасте 13-15 лет.

Практическая  значимость работы состоит в выработке рекомендаций для педагогов по формированию адекватной самооценки. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами, работающими с подростками, для профилактики психологических трудностей, связанных с неадекватной самооценкой и неблагоприятным статусом в группе сверстников.

Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, психолого-педагогические рекомендации для педагогов, список литературы из 59 источников, приложение, общий объём работы без приложений 87 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ

 

1.1. Психологическая характеристика современного подростка

 

Для понимания подросткового  возраста необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к  так называемым критическим периодам жизни человека или периодам возраста.

На протяжении всего  ХХ века социологи уделяли много  внимания подростковому возрасту, периоду «бури и натиска», как в своё время назвал эту пору жизни Холл [15].

П.Степанов считает, что словосочетание «современный подросток» подчёркивает специфичные особенности детей этого возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладывает отпечаток на подрастающее поколение [50].

В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть, и сопровождался определёнными обрядами.

В каждый возрастной период имеется своя взаимосвязь между возрастом и социальными возможностями индивида. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей.

Л.С. Выготский писал, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и средой, которое он назвал «социальной ситуацией развития в данном возрасте» [13].  

Под социальной ситуацией  развития  понимается система отношений  между ребёнком и средой. Однако, среду не следует рассматривать как условие, которое, благодаря заключённым в нём известным качествам и свойствам, уже, тем самым, чисто объективно определяет развитие ребёнка.  Всегда надо учитывать, какое отношение существует между ребёнком и средой на данном этапе развития.

Вслед за Л.С. Выготским, термином «социальная ситуация развития»  Л.И. Божович обозначает «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу». Понятие «социальная ситуация развития» взаимосвязано с понятием внутренняя позиция ребёнка, которая складывается из того, как ребёнок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений развивается [55; 27].

Именно эта внутренняя позиция обусловливает определённую структуру отношения подростка  к действительности, к окружающим и к самому себе; через неё и  преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды.

Характеризуя социальную ситуацию развития подростка, следует  учитывать то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних  условий, которое является типичным для данного возрастного этапа. Это, прежде всего, проявляется в изменении внутренней позиции подростка по сравнению с младшим школьником. Здесь следует отметить, что внешне и младший школьник, и подросток находятся в одинаковых условиях – учатся, ходят в школу, делают уроки и т.д. Сущность внутренних отличий заключается в том, что на основе более высокого уровня психического развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности подростка, определяющие изменения его психологических особенностей. Ему уже тесны рамки повседневной школьной жизни, у него возникает стремление к иной, более значительной и самостоятельной жизни.

Таким образом, одно из существенных изменений внутренней позиции подростка  – возникновение особого комплекса  потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых [35].

Следующий момент новой  внутренней позиции – появление  формирующейся потребности, стремление соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценке.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в  том, что он включается в новую  систему отношений и общения  со взрослыми и товарищами, занимая  среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником, подросток должен поддерживать отношения со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). Все это, отмечает Л.И. Божович, определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными [9].

Э. Шпрангер выделяет три  основных противоречия подросткового  возраста, С. Холл – двенадцать, Л.С. Выготский пишет о том, что  их можно было бы насчитать ещё в двенадцать раз больше. Но все сходятся в признании первостепенной важности одного из противоречий: с одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения  своего неповторимого «Я» [16].

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе