Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа
Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.
Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.
ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ
Факультет психологии
Кафедра: общей и социальной
психологии
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ИХ СТАТУСА В ГРУППЕ
Работа допущена к защите _________
Заведующий кафедрой _____________
Дата представления _______________
Дата защиты _____________________
Оценка __________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……............………….... |
3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….………… |
7 |
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. |
7 |
1.2. Статусно-ролевая |
18 |
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… |
28 |
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. |
40 |
Выводы…………………..….……………….……………… |
49 |
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ………………………………………………………… |
51 |
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… |
51 |
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... |
59 |
Выводы…….……………………..……….………………… |
77 |
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков ………………………………………………………………… |
79 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…...... |
81 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....…………….... |
83 |
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………… |
88 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нынешняя ситуация в России парадоксальна: растёт число специалистов по работе с подростками, разрабатывается и внедряется огромное число разнообразных программ, по развитию тех или иных качеств и способностей, а количество подростков, имеющих сложности межличностного взаимодействия, не уменьшается.
Особенность подросткового возраста – глубокая и болезненная перестройка организма. Быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости»: повышает интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребёнок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые.
Одновременно с половым созреванием, у него формируется чувство взрослости: желание высвободиться из-под опёки, контроля, покровительства старших, связанные с борьбой за самостоятельность, самоутверждение личности.
Подросток ищет поддержки у сверстников, и именно их мнение становится для него более значимым.
Наиболее близкой к
человеку клеточкой общества, где
возникает и реализуется «
Общаясь в группе сверстников, участвуя с ними в различных общественных делах, подросток формирует различные представления о своём Я и это становится основой для становления его Я-концепции. В группе сверстников он находит идеал, который становится основой для формирования Я-идеального, в группе сверстников он получает возможность оценить свои реальные возможности сформировать представление о Я-реальном.
Подросток постоянно сравнивает себя со своими сверстниками, которые выступают в роли доступного эталона для самоанализа. Изучая себя в контексте свого круга общения, подросток стремится к признанию своего Я окружающими. Для него важно занимать высокий статус в группе, ведь это означает, что окружающие не просто признают и учитывают его индивидуальность, но и высоко оценивают его.
Считаясь переходным или переломным, подростковый период является одним из самых сложных в системе развития личности и вместе с тем именно на этой возрастной ступени закладывается не только внутренний потенциал и привычки человека, но и навыки психологического общения. Закомплексованность и чувство неполноценности, развившиеся у подростка, в результате каких-либо причин могут привести к серьезным психологическим отклонениям, а в дальнейшем и к необратимым последствиям.
Несмотря на то, что проблема самооценки и социального статуса достаточно часто выступает в качестве объекта социально-психологических исследований, она не теряет своей значимости, меняется общество, его требования к членам, а значит, трансформируются критерии оценки и самооценки.
Над проблемой развития самооценки в подростковом возрасте работали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Толстых и др.
Проблему социального
статуса в своих работах рассма
Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.
Объект исследования: самооценка и статус в группе в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь статуса и самооценки в группе в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-
2) изучение особенностей
формирования самооценки в
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование
взаимосвязи между статусом под
5) выработка психолого-
Методы исследования.
I. Теоретические: анализ научной литературы, синтез, обобщение.
II. Эмпирические:
1) социометрический тест, М. Битянова;
2) аутосоциометрический тест, М. Битянова;
3) методика «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан);
4) методика «Самооценка», А.С. Будасси;
5) методика «Уровень притязаний», Шварцлендера.
Гипотеза: мы предположили, что статус подростка в группе сверстников влияет на характер самооценки, чем выше статус, тем выше самооценка и уровень притязаний подростка.
Эмпирическая база исследования: Башкирская Республиканская гимназия интернат № 3. г. Кумертау. В исследовании приняли участие 36 подростков в возрасте 13-15 лет.
Практическая значимость работы состоит в выработке рекомендаций для педагогов по формированию адекватной самооценки. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами, работающими с подростками, для профилактики психологических трудностей, связанных с неадекватной самооценкой и неблагоприятным статусом в группе сверстников.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, психолого-педагогические рекомендации для педагогов, список литературы из 59 источников, приложение, общий объём работы без приложений 87 страниц.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Психологическая характеристика современного подростка
Для понимания подросткового возраста необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека или периодам возраста.
На протяжении всего ХХ века социологи уделяли много внимания подростковому возрасту, периоду «бури и натиска», как в своё время назвал эту пору жизни Холл [15].
П.Степанов считает, что словосочетание «современный подросток» подчёркивает специфичные особенности детей этого возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладывает отпечаток на подрастающее поколение [50].
В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть, и сопровождался определёнными обрядами.
В каждый возрастной период имеется своя взаимосвязь между возрастом и социальными возможностями индивида. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей.
Л.С. Выготский писал, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и средой, которое он назвал «социальной ситуацией развития в данном возрасте» [13].
Под социальной ситуацией развития понимается система отношений между ребёнком и средой. Однако, среду не следует рассматривать как условие, которое, благодаря заключённым в нём известным качествам и свойствам, уже, тем самым, чисто объективно определяет развитие ребёнка. Всегда надо учитывать, какое отношение существует между ребёнком и средой на данном этапе развития.
Вслед за Л.С. Выготским, термином «социальная ситуация развития» Л.И. Божович обозначает «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу». Понятие «социальная ситуация развития» взаимосвязано с понятием внутренняя позиция ребёнка, которая складывается из того, как ребёнок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений развивается [55; 27].
Именно эта внутренняя
позиция обусловливает
Характеризуя социальную ситуацию развития подростка, следует учитывать то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для данного возрастного этапа. Это, прежде всего, проявляется в изменении внутренней позиции подростка по сравнению с младшим школьником. Здесь следует отметить, что внешне и младший школьник, и подросток находятся в одинаковых условиях – учатся, ходят в школу, делают уроки и т.д. Сущность внутренних отличий заключается в том, что на основе более высокого уровня психического развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности подростка, определяющие изменения его психологических особенностей. Ему уже тесны рамки повседневной школьной жизни, у него возникает стремление к иной, более значительной и самостоятельной жизни.
Таким образом, одно из существенных
изменений внутренней позиции подростка
– возникновение особого
Следующий момент новой внутренней позиции – появление формирующейся потребности, стремление соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценке.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником, подросток должен поддерживать отношения со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). Все это, отмечает Л.И. Божович, определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными [9].
Э. Шпрангер выделяет три основных противоречия подросткового возраста, С. Холл – двенадцать, Л.С. Выготский пишет о том, что их можно было бы насчитать ещё в двенадцать раз больше. Но все сходятся в признании первостепенной важности одного из противоречий: с одной стороны, это возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего неповторимого «Я» [16].
Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе