Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа
Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.
Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.
ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83
Таким образом, самооценка подростка и его статус в группе взаимообусловлены. Референтная для подростка группа задаёт критерии самооценки, выступает призмой, через которую он оценивает себя и свои возможности. Высокий статус в группе, означает, что подросток принят большинством сверстников, его высоко оценивают, с ним желают общаться, это, в свою очередь, повышает уверенность в себе, способствует формированию высокой самооценки. Отвержение в группе сверстников приводит к изолированности, не позволяет ребёнку реализоваться в ведущей для него деятельности – общении, а, следовательно, страдает личностное благополучие. Подросток не имеет возможности проверить себя в общении, оценить свои сильные и слабые стороны в кругу сверстников.
Выводы
Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств, задающих в совокупности своеобразие структуры личности на определённой ступени онтогенеза. Психологические возрастные особенности связаны с комплексом обстоятельств, прежде всего, с общественными условиями и образом жизни человека, воспитанием и характером его деятельности, а, кроме того, с половыми, типологическими и индивидуальными характеристиками индивида. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. Изменения пронизывают все сферы жизнедеятельности подростка, но особенно меняется восприятие подростками себя и своего места в обществе. Новообразование подросткового возраста – «чувство взрослости», это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций.
В подростковом возрасте наиболее актуальной становится проблема группирования подростков, а в связи с этим, проблема статусно-ролевой иерархии в группе. Наряду с интеграцией подростков в группе, постоянно происходит процесс дифференциации, определения своего места в группе. Для подростка значимо положение в группе сверстников. У каждого подростка, в зависимости от его личностных и деловых качеств, формируется свой статус в группе. Статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.
Самооценка человека проходит длительный путь становления в онтогенезе. От осознания собственного имени человек продвигается к самоанализу собственных поступков и чувств. Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Именно в этот период проявляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично и самооценка подростка также неустойчива. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки, анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.
Стандарты самооценки закладываются в раннем детстве, а затем происходит их переосмысление. В процессе социализации группы сверстников выполняют функции приобщения человека к культуре общества и преобладающим в нём нормам, научения половозрастному ролевому поведению, а также поведению, соответствующему этнической, религиозной, социальной принадлежности группы. Здесь подросток находит благоприятные условия для самопознания (при поддержке значимых других), самореализации (на фоне значимых других), самоопределения (среди значимых других), самоидентификации (со значимыми другими). Для подростка группа сверстников становится тем референтным кругом общения, относительного которого оценивается всё то, что ему дорого. Группа задаёт не только критерии самооценки: внешность, ценности, интересы, но и способствует формированию уровня самооценки, в зависимости от статуса подростка.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.
Задачи эмпирической части исследования:
1) формирование выборки исследования;
2) выявление статуса подростка в группе сверстников;
3) определение особенностей самооценки и уровня притязаний подростков;
4) анализ взаимосвязи между статусной позицией подростка в группе сверстников и самооценкой.
В данной работе мы выдвигаем следующую гипотезу: мы предположили, что статус подростка в группе сверстников влияет на характер самооценки, чем выше статус, тем выше самооценка и уровень притязаний подростка.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 36 подростков, учащиеся 8-х классов Башкирской Республиканской гимназии интерната № 3 г. Кумертау. Возраст исследуемых 13-15 лет.
Нами исследовалась два класса, 8«В» гимназический класс – первая группа, второй класс, 8«А» – общеобразовательный.
В 8«А» классе обучается 10 девочек и 8 мальчиков, в 8«В» классе 12 девочек, 6 мальчиков.
Исследование проводилось с согласия детей, в эмоционально благоприятной обстановке.
В работе использованы следующие методы исследования.
Методика «Социометрический тест» в адаптации М. Битяновой
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Социометрическая техника применяется для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений.
С помощью теста можно выявить четыре параметра социометрической структуры группы.
1. Система
социометрических статусов
Статус человека в
структуре эмоциональных
В групповой статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы.
2. Взаимность социометрических выборов.
Реальное положение
человека в группе определяется не
только статусом, но и взаимностью
сделанных выборов и
3. Система отвержений в группе.
Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе. Необходимо выявить, кого отвергают, как распределяется эмоциональная «агрессия».
4.Наличие устойчивых
микрогрупп и их
Порядок исследования. Перед началом опроса – инструктаж тестируемой
группы (социометрическая разминка). В
ходе него следует объяснить группе цель
исследования, подчеркнуть важность
его результатов для группы, показать,
как нужно выполнять задания, гарантировать
сохранение тайны ответов.
Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.
Полный текст методики представлен в приложении 1.
Методика «
М. Битянова указывает на то, что аутосоциометрия не является самостоятельной диагностической процессом. Она естественным образом дополняет и углубляет данные классической социометрии и проводится одновременно с ней. В ходе данной процедуры члены группы вербализуют свои представления о том, как группа в целом и отдельные ее представители относятся лично к ним. Тем самым психолог может оценить, насколько верно каждый школьник представляет себе свое место в коллективе. В социальной психологии умение адекватно оценивать отношение к себе других людей называется социально-рефлексивными навыками. Уровень социально-рефлексивного развития важный показатель личностной зрелости, эмоционального благополучия человека.
Адекватность представлений о своем месте в группе является признаком положительным, даже если речь идет об отверженных или изолированных. Социально-рефлексивная неадекватность чревата различными проблемами, которые могут возникать у школьника в процессе общения. Связаны они могут быть с демонстрацией ребенком такого поведения, которое не соответствует ожиданиям группы и, соответственно, ею не поощряется или наказывается. Такой ребенок может ждать от сверстников иного к себе отношения. Причем одинаково болезненно он реагирует как на отсутствие ожидаемой от других агрессии в случае необоснованного субъективного занижения своею статуса, так и на отсутствие доброжелательности и поддержки при переоценке своей роли в коллективе.
Обработка данных осуществляется в два этапа.
На этапе первичного
анализа нужно уделить
На втором этапе осуществляется количественный анализ данных. Провести ею можно с помощью социометрической матрицы. Для этого данные аутосоциометрии нужно занести в вертикальный столбец под фамилией конкретного школьника.
Полный текст методики представлен в приложении 2.
Методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, в интерпретации
А.М. Прихожан
С помощью данной методики оценивается самооценка и уровень притязаний. Методика относится к числу опытно-экспериментальных методов.
Стимульный материал теста: вертикальные линии, размером 10 см, на краю каждой отмечены окончания и еле видно отмечена середина.
Методика невербальная, перед исследованием психолог проводит беседу о том, что любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Подросткам предлагается семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой необходимо отметить развитие у себя данного качества, стороны личности в данный момент времени. После этого предлагается крестиком отметить, при каком уровне развития этих качеств, сторон личности, подростки были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Результаты оцениваются как по каждому пункту, так и по общему профилю, полученные баллы переводятся в уровни, исходя из табличных значений.
По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высоту самооценки – от «0» до знака «-»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой;
г) среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки.
Методика может проводиться как фронтально с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с инструкцией, составляет 10-12 минут.
Полный текст методики представлен в приложении 3.
Методика «Самооценка», С.А. Будасси
Методика предназначена для выявления особенностей самооценки.
Методика выявляет самооценку испытуемых путём ранжирования качеств личности «идеал» и «Я – реальный». Реальное Я – представление о себе в настоящий момент. Идеальное Я – представление, «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».
Человек имеет более или менее адекватное представление о себе, что является его реальным Я-образом. Кроме того, каждый человек имеет представление о том, каким он мог бы быть или каким ему хотелось быть; таким образом, его Я-концепция содержит идеальный Я-образ.
Иногда идеальный образ реалистичен, иногда фантастичен. Реальные и идеальные Я-образы могут совпадать, но чаще они все же различаются, степень различия даёт представление о степени сформированности самооценки.
На бланке перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке испытуемый ранжирует эти качества в той мере, в какой они выражены в идеале. Затем в правой колонке эти качества ранжируются в той мере, в какой они выражены у самого испытуемого. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат. Затем подсчитывается сумма квадратов (d2) и по формуле: r- l-0,00075x d2 определяется коэффициент корреляции.
Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе