Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа
Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.
Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.
ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83
Анализ совпадений притязаний и самооценки показывает, что у 53% они совпадают по уровню, у 25% самооценка выше притязаний, у 8,3% притязания выше самооценки и у 13,9% прослеживается большой разрыв между самооценкой и притязаниями (самооценка ниже). В данном случае, небольшой разрыв самооценки и притязаний является стимулом к саморазвитию, в то же время, слишком большой разрыв приводит к пустым мечтаниям и оторванности от реальности. Формула Джеймса гласит, что самооценка = успех/притязания, для того, чтобы добиться успеха, необходимо либо усилить успешность, либо снизить притязания. Если притязания слишком велики, то сложно добиться успеха. Когда притязания выше самооценки, может проявиться неадекватность, хочу многого, но я не достоин, поэтому ничего делать не буду, так же, как и в случае совпадения самооценки и притязаний, зачем стремиться к чему-либо, например, менять свой характер, если он и так идеален.
Рассмотрим общий показатель самооценки и притязаний.
Рисунок 4. Общий уровень самооценки и притязаний в группе подростков
Мы видим, что общий уровень самооценки по данным шкалам у подростков достаточно высокий, только у 52,8% (средний и высокий уровень) самооценка адекватна, подростки замечают свои недостатки и реально оценивают свои достоинства. У 44,4% самооценка очень высокая, данные подростки считают себя самыми лучшими, оценивают по максимуму наличие у себя социально желаемых качеств. У 2,8% самооценка занижена, они считают себя недостаточно хорошими.
Анализ уровня притязаний показывает, что только у 30,6% он реален, в то время, как остальные подростки выдвигают свои претензии к жизни без веских на то оснований. Подростки просто желают быть авторитетными, умными, не прикладывая к этому никаких усилий. В данном случае, прослеживается подростковый максимализм, хочу от жизни всё.
Таким образом, мы видим, что уровень самооценки и притязаний большинства подростков, исследуемых с помощью шкал: ум, характер, авторитет у сверстников, умелость, внешность и уверенность в себе, находится на высоком уровне.
Для дальнейшего исследования самооценки нами была использована методика «Самооценка», С.А. Будасси. Полученные результаты представлены в приложении 9. Рассмотрим полученный результат.
Рисунок 5. Общий уровень самооценки, исходя из ранжирования «Я»-реального и «Я»-идеального
Полученный в ходе ранжирования результат указывает на то, что 30,6% подростков не могут дифференцировать свой реальный и идеальный образ. Образ реального и идеального у них настолько слит, что сложно различим. В данном случае это является показателем неадекватного самовосприятия. При неадекватно высокой самооценке подростки затрудняются правильно оценивать свои личностные особенности и ситуацию в целом. Они завышают свои возможности, считают, что во всём всегда правы, им сложно корректировать своё поведение, они склонны во всех неудачах винить других. При завышенной самооценке возникают сложности взаимодействия, часто возникают споры, ведь человек выступает в роли обвинителя.
Адекватный уровень самооценки, являющийся залогом личностного благополучия, выявлен у 55,6% подростков. Для данных подростков характерно умение оценивать себя реально, они знают свои сильные и слабые стороны, понимают, что для того, чтобы стать лучше, необходимы усилия над собой. В отношениях с людьми они достаточно лабильны, так как осознают, что каждый ответственен за сложившиеся ситуации.
Низкая и неадекватная самооценка в подростковом возрасте является показателем личностного неблагополучия и заслуживает самого пристального внимания. Когда идеальный образ слишком высок или реальный слишком низок, человек теряет ориентиры для движения вперёд. Низкая самооценка проявляется в том, что человек склонен во всём принижать свои возможности, он не верит в то, что может сделать что-либо лучше других, считает себя виноватым во всех своих неудачах. В данной группе выявлено 2,8% с неадекватно низкой самооценкой и 5,6% с низкой самооценкой. Неадекватно низкая самооценка – это проявление комплекса неполноценности, отсутствие веры в себя, поэтому в данном случае необходима психологическая поддержка.
Таким образом, подводя итоги по данной методике, можно сделать вывод о том, что большинство подростков имеют высокий и адекватный уровень представлений о своём Я. В данном возрасте это является хорошим показателем, ведь у подростка столько сомнений и тревог, для того, чтобы их преодолеть, необходимо проявить определённую долю самоуверенности. Нереально завышенная и заниженная самооценка не позволяет человеку адекватно оценивать свои поступки, поэтому может способствовать возникновению недопонимания не только себя, но и других людей.
С помощью методики «Определение уровня притязаний Шварцландера», нами исследовался общий уровень притязаний подростков. Первичные данные представлены в таблице приложения 10. Рассмотрим полученный результат.
Рисунок 6. Выраженность общего уровня притязаний у подростков
Мы видим, что большинство подростков имеют средний уровень притязаний, это проявляется в реалистичности выдвигаемых целей. Реалистичность данных целей хорошо прослеживается в ходе эксперимента. После первого достоверного результата данные подростки начинают определять сложность целей, исходя из реально достижимых результатов. Таким образом, данная категория подростков определяет сложность целей, исходя из знания собственных возможностей.
Совсем иначе ведут себя подростки с высоким уровнем притязаний, они, не достигая первоначального достоверного результата, увеличивают степень сложности собственных предполагаемых результатов. Данные подростки выдвигают для себя чрезмерно высокие цели, постоянно наращивая уровень их сложности. Например, Х. Гульгина. Первоначально она предположила, что сможет зачеркнуть 20 маленьких квадратиков в прямоугольнике, реально смогла только 13, но при повторном выборе степени сложности задания отмечает, что сможет зачеркнуть 19 маленьких квадратиков, реально сделала только 15, и снова выдвигает более высокие цели – 17, достигает 16 и предполагает, что сможет 18. Девочка реально ни разу не смогла достичь предполагаемого результата, все её претензии по степени сложности безосновательны.
Сложнее дело обстоит у подростков с низким и очень низким уровнем притязаний. Они, напротив, достигая определённых реальных результатов, снижают сложность следующего задания. Их притязания также безосновательны, они повышают уровень собственного самоуважения за счёт снижения требований к себе.
Таким образом, данная методика позволяет нам сделать вывод о том, что только половина подростков имеют адекватные притязания, основанные на знании собственных возможностей. Остальные подростки недостаточно реалистичны при выборе степени сложности собственных целей, они либо снижают планку достижений, либо постоянно повышают её без веских на то оснований, я хотел, но у меня не получилось, но я ведь хотел так много - вот мотив их поступков.
Следующей задачей нашего исследования является анализ взаимосвязи между статусной позицией подростка в группе сверстников и самооценкой. Для этих целей нами был применён метод математического анализа полученных данных «Коэффициент линейной корреляции Пирсона». Первичные данные представлены в приложении 11.
Нами не выявлено ни одной достоверной связи между самооценкой и социометрическим индексом. Получены близкие к достоверным связи между уровнем самооценки, измеренным с помощью методики «Самооценка» С.А. Будасси и социометрическим индексом, чем выше самооценка, тем выше индекс и между самооценкой по шкале «ум», и социометрическим индексом.
Можно предположить, что в данном случае это связано с тем, что чрезмерно высокая самооценка может основываться на истинных достоинствах и достижениях и тогда подросток лидер. В то же время, она может быть просто безосновательно высокая, в таком случае отношения подростка с миром выстраиваются на амбициях и претензиях к окружающим, что приводит к нарушению взаимопонимания и частым конфликтам, соответственно такой подросток будет отвергаться группой.
Произведём сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования отдельно в каждой группе, в зависимости от социометрического статуса. Рассмотрим самооценку подростков.
Рисунок 7. Сравнительный анализ показателей самооценки в группах подростков с различным социометрическим статусом (методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, в интерпретации А.М. Прихожан)
Из рисунка видно, что самые высокие показатели самооценки по шкалам методики выявлены у высокостатусных подростков, далее следуют низкостатусные и среднестатусные. Анализ показывает, что самооценка в группе среднестатусных находится преимущественно в диапазонах среднего значения. Особенно явно прослеживается отрыв в самооценке ума и умений у высокостатусных подростков, они считают себя и умнее, и компетентнее в сфере практических достижений, в сравнении со всеми остальными подростками.
Таблица 3
Сравнительный анализ самооценки по методике «Самооценка» А.С. Будасси
Уровень |
Значение, % | ||
Низкостатусные |
Среднестатусные |
Высокостатусные | |
Неадекватно низкий |
- |
6,7 |
- |
Низкий |
6,7 |
6,7 |
- |
Ниже среднего |
6,7 |
16,7 | |
Средний |
13,3 |
6,7 |
16,7 |
Выше среднего |
- |
6,7 |
- |
Высокий |
33,3 |
40 |
66,7 |
Неадекватно высокий |
40 |
33,3 |
- |
Анализ результатов по методике «Самооценка» А.С. Будасси показывает, что у высокостатусных подростков самооценка, преимущественно, высокая и средняя, в группе среднестатусных и низкостатусных подростков самооценка более высокая, при этом у низкостатусных подростков выявлено большее число исследуемых с неадекватно высокой самооценкой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самооценка высокостатусных подростков, преимущественно, высокая, у среднестатусных высокая и очень высокая, у низкостатусных подростков показатели самооценки неоднородны, у одних очень высокая, у других низкая.
Рассмотрим значения притязаний.
Рисунок 8. Сравнительный анализ показателей притязания в группах подростков с различным социометрическим статусом (методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн, в интерпретации А.М. Прихожан)
Из рисунка видно, что у высокостатусных подростков притязания достаточно высокие, за ними следуют среднестатусные и далее низкостатусные. Можно также заметить, что низкостатусные подростки снижают планку притязаний в отношении характера, ума, если учитывать, что самооценки у них преимущественно очень высокие, то можно предположить, что они, таким образом, создают себе ложную успешность. У меня хороший характер, поэтому меняться не стоит. При этом нельзя не отметить, что низкостатусные и среднестатусные подростки не удовлетворены своим положением в группе сверстников, они желали бы занимать боле высокие позиции. В отношении уверенности в себе показатели всех трёх подгрупп практически одинаковы, но всё же среднестатусные подростки желают быть более уверенными в себе. В отношении внешности различий не выявлено.
Рассмотрим общий уровень притязаний.
Таблица 4
Сравнительный анализ самооценки по методике «Определение уровня притязаний Шварцландера»
Уровень |
Низкостатусные |
Среднестатусные |
Высокостатусные |
Очень низкий |
- |
13,3 |
16,7 |
Низкий |
20 |
20 |
16,7 |
Средний |
40 |
40 |
50 |
Высокий |
26,7 |
26,7 |
16,7 |
Очень высокий |
- |
- |
- |
Из представленной таблицы видно, что общий уровень притязаний у подростков существенно не различается, единственное, что у низкостатусных подростков не выявлено ни одного показателя, соответствующего очень низкому уровню притязаний.
В целом, можно сделать вывод о том, что подростки достаточно адекватны в отношении претензий к жизни и к себе.
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что самооценка и статус в подростковом возрасте имеют некоторую взаимообусловленность, так нами установлено, что высокостатусные подростки имеют высокую, но адекватную самооценку, которая основывается на оценке собственных реальных достижений. Они предъявляют к себе высокие требования в отношении повышения уровня собственного интеллекта и умения делать что-либо своими руками, т.е. практических достижений.
Среднестатусные подростки достаточно реалистичны и в оценках и в притязаниях, но имеются среди них и те, кто оценивает себя нереально.
У низкостатусных подростков показатели самооценок неоднородны, но отчётливо прослеживается неадекватность самовосприятия: неадекватно низкие и неадекватно высокие самооценки. Прослеживается некоторая несбалансированность притязаний в чём-то, например, в отношении уверенности в себе и авторитета, они высокие, а в чём-то низкие, например, характер. Это указывает на то, что они, не имея желания меняться, стараются изменить окружающих, т.е. у них недостаточно сформированы оценочные и рефлексивные способности.
Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе