Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

На основании проведённого нами исследования, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, межличностные  отношения в группе сверстников  в подростковом возрасте достаточно сложны. Несмотря на то, что большая часть подростков имеют в группе взаимные выборы, не все могут полностью реализовать свою потребность в общении. Подростковые группы отличаются чёткой дифференциацией статусов, преобладают в них среднестатусные и низкостатусные подростки. При этом, низкостатусным подросткам сложно удовлетворить в группе претензии на признание среди равных, имеющиеся у них связи в группе сверстников зачастую ограничены одним взаимным выбором.

Во-вторых, у подростков активно формируются социально-рефлексивные навыки. С помощью аутосоциометрии нами установлено, что большая часть подростков адекватно осознают своё место в системе межличностных отношений группы, они безошибочно определяют тех, кто выберет их и тех, кто их отвергнет. При этом, предполагаемые результаты совпадают с реальными результатами социометрического исследования. В то же время, остальные подростки плохо ориентируются в мире социальных отношений. Они неадекватно оценивают своё положение в группе сверстников, считают, что их выберут многие, а в реальности получают отвержения от тех, кого выбирали.

В-третьих, изучение самооценки показало, что большинство подростков не умеют оценивать себя адекватно. Их самооценки, преимущественно, неадекватно высокие, либо высокие. Реальный и идеальный образ у многих подростков практически не различаются, что указывает на неадекватность самовосприятия. Подростки слишком завышают собственные оценки в отношении внешности, уверенности в себе, ума, умения делать что-либо собственными руками. В сравнении с данными результатами показателей по шкалам, авторитет у сверстников и характер указывают на то, что подростки начинают задумываться о собственных возможностях и не оценивают себя по максимуму.  

В-четвёртых, подростки  максималисты, они желают получить от жизни много, им хочется стать  самыми умными, красивыми, уверенными в себе, при этом не у всех уровень притязаний основывается на реальных достижениях.  В целом, большая часть подростков начинает осознавать свои претензии к жизни, и это приводит к адекватности притязаний.

В-пятых, статистический анализ результатов с применением критерия Пирсона показал, что существует только две близких к достоверным взаимосвязи между статусом и самооценкой, это взаимосвязь общего уровня самооценки и самооценки ума, чем выше статус, тем выше самооценка. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов показал, что у подростков с различным социометрическим статусом характер самооценки существенно отличается. Так, нами установлено, что высокостатусные подростки оценивают себя высоко, но адекватно, у них достаточно реальные притязания. Среднестатусные подростки имеют высокие притязания в сочетании со средней самооценкой. Самооценки низкостатусных подростков неадекватны, в данной группе чаще всего встречаются подростки с очень низкими и с очень высокими самооценками, при этом уровень притязаний очень высокий. Всё это позволяет нам сделать вывод о том, что самооценка влияет на статус подростков в группе сверстников.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что статус подростка в группе сверстников влияет на характер самооценки, чем выше статус, тем выше самооценка и уровень притязаний подростка, подтвердилась частично.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов,  направленные на формирование межличностных отношений  у подростков

 

Общение в группе сверстников – это уникальный жизненный опыт. Коррекция межличностных отношений может быть как в направлении развития в группе отношений на более высоком уровне, так и в направлении коррекции положения конкретного ребёнка в системе межличностных отношений.

Если у ребёнка низкий статус в группе, то предметом коррекции становится непопулярность ребёнка в группе сверстников, а основными направлениями психокоррекционной  работы – переориентация недоброжелательных отношений к нему детей и выработка системы положительных оценок. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности.

Для того, чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможности для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена, прежде всего,  на интеллектуальные и  социальные способности. Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников. Что касается экспрессивных, инструментальных и физических способностей, то они явно недооценены в современной системе образования. Учащимся, обладающим данными способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому при попытке изменения статуса ученика необходимо организовывать различные виды деятельности, чтобы молодые люди имели возможность проявить свои способности перед сверстниками.

Можно использовать прием, который называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами, как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы частично передается низкостатусному и отношение окружающих становится более благожелательным.

Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника  в каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребенка остается низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чем причина, и попытаться работать с ней. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы, обеспечат эффективность применения того или иного метода.

Проявляя заботу о  социально-психологическом состоянии  класса,  важно помнить о том, что неизменность социометрического статуса ученика может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека. Поэтому необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни.

В целях коррекции  можно использовать референтную  группу. Педагогическое воздействие  на индивида, который является референтным  для тех, кто наделяет его этим качеством, позволяет оказывать  косвенное, но достаточно сильное влияние на всю данную группу лиц.

 

 

Заключение

 

Целью нашего исследования являлось: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования показал, что проблема формирования самооценки и положение подростка в системе сверстников - это актуальная проблема.

Обусловлена она возрастными  особенностями подросткового возраста и социальной ситуацией развития в данном возрасте.

Особенность подросткового  возраста – глубокая и болезненная перестройка организма. Быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости»: повышает интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребёнок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё это расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости и даже неврозу. Подросток стремится к тому, чтобы его внешний вид соответствовал определенному идеалу.

Одновременно с половым  созреванием у него формируется  чувство взрослости: желание высвободиться из-под опёки, контроля, покровительства старших, связанные с борьбой за самостоятельность, самоутверждение личности. Чувство взрослости проявляется в том, чтобы оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Значительное  влияние на формирование чувства взрослости оказывает осознание подростком своего нового социального положения в обществе.

Вместе с потребностями  в самостоятельности формируется  потребность в уважении, доверии, признании человеческого достоинства.

Желание слиться с  группой отвечает потребности в  эмоциональной безопасности. Именно в круге сверстников подросток может удовлетворить потребность в самоутверждении, самоуважении и признании своей социальной значимости. Он лихорадочно ищет верного друга (или друзей), который поможет не только лучше разобраться в себе, но и преодолеть неуверенность в своих силах, сомнение в собственной ценности, почувствовать себя личностью.

Подросток ищет поддержки  у сверстников, и именно их мнение становится более значимым.

Отношения с окружающими  – наиболее важная сторона жизни  подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.

Личность и самооценка человека формируются там, где он общается и может проявить себя через  отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами и ценностями данного общества осваивает его мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сенситивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Именно этот возраст является тем самым периодом, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительно состоявшегося взрослого. Важную роль в этом играют отношения со сверстниками.

Наше эмпирическое исследование показало, что самооценка и статус подростка в группе сверстников  взаимосвязаны. Подростки с высоким социометрическим статусом имеют высокий уровень самооценки, считают себя в достаточной степени умными и умелыми. Они выдвигают высокие, но реальные претензии к жизни. Среднестатусные подростки оценивают себя реально, но претендуют на большее. Низкостатусные подростки оценивают себя не всегда неадекватно, при этом у них завышенные притязания к жизни.

 

Список литературы

 

  1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
  2. Андреева, Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2002. – 416с.
  4. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.
  5. Бережковская, Е. Чем и как увлекаются подростки// Школьный психолог. – 2005. – № 1. – 7-10.
  6. Битянова, М. Как измерить отношения в классе. – М.: ООО Чистые пруды, 2005. – 32с.
  7. Боболчану, А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми// Вопросы психологии. – 2004. – № 4. С. 63-69.
  8. Бодалев, А.А. Психология общения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 320с.
  9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 352 с.
  10. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект// Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116-126.
  11. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (Младший школьный и подростковый возраст): Дис. … канд. Психол. Наук: Сургут, 2000. – 175 с.
  12. Буртный, В.Н. Самооценка и ее влияние на социальный статус личности. Сургутский государственный педагогический институт. Сургут, 1999.
  13. Выготский, Л.С. Психология. – М. ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  14. Калитиевская, Е.Р., Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н., Бородкина, И.И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков// Вопросы психологии. – 2007. – №. 2. – С. – 68-79.
  15. Капрара, Дж.В., Сервон, Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2004. – 640с
  16. Кон, И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  17. Князев, Г. Г., Слободская, Е. Р. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) // Психологический журнал. – 2005. – № 6. – С. 27-51.
  18. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера. 2001. – 464с.
  19. Либерман, А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков// Вопросы психологии. – 2005.– № 3. – С.117-124.
  20. Леванова,  Е.А.Воспитательная система адаптивной школы // Школьный психолог, 2004. - № 4.
  21. Медведева, И., Шишова, Т. Троянский конь ювенальной юстиции// Народное образование. – 2009. – № 6. – С. 229-238.
  22. Михайлюк, Р. Воспитание родителей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.
  23. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 300с.
  24. Мухина, В., Проценко, Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях// Развитие личности. – 2001. – № 2. – С.
  25. Мясников, И. Подростки в киберпространстве// Народное образование. – 2009. – № 6. – 267-271.
  26. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416с.
  27. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448с.
  28. Павлова, М.К. Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте// Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 46-54.
  29. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  30. Погудина, И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте, как объект психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск.
  31. Подольский, А. Подросток в современном обществе: заметки психолога. – М.: Каро, 2007. – 246 с.
  32. Практикум  по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
  33. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. – 80с.
  34. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред.                 А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
  35. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 376с.
  36. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО Издательство Питер, 1999. – 425с.
  37. Родионов, В.А., Ступиницкая, М.А., Кардашина, О.В. Я и другие. – Ярославль, 2001. – 325 с.
  38. Родионов, В., Ступницкая, М., Кирилина, Т., Кандрашина, О. Экспресс-консилиум//Школьный психолог. – 2000. - № 26. – С. – 40-42.
  39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720с.
  40. Руденский, Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 224 с.
  41. Сачкова, М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах//  Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 58-63.
  42. Селиванова, Н. Современный детский класс: становление коллектива// Народное образование. – 2007. – № 4. – 192-201 с.
  43. Середа, Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
  44. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО Речь, 2003. – 350с.
  45. Сидоренков, А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция// Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 58-68.
  46. Сидоренков, А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии и «Психологический журнал»// Вопросы психологии. – 2004. – № 15. – С. 63-42.
  47. Синягин, Ю.В. Динамика процесса коллективообразования// Вопросы психологии. – 1992, № 1-2.
  48. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психологического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38-50.
  49. Собкин, В.С., Маркина, О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка// Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 44-54.
  50. Степанов, П. Подростки// Народное образование. – 2006. – № 8. – 212-220.
  51. Степанов, П. Специфика возраста – специфика воспитания, или научимся вместе взрослеть// Народное образование. – 2006. – № 7. – 240-258.
  52. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 544с.
  53. Толстых, Н.Н. Формирование личности, как становление субъекта развития// Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 134-141.
  54. Фоппель, К. На пороге взрослой жизни: психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и инте<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" f

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе