Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

П. Степанов так же указывает на то, что главная характеристика подросткового возраста – противоречивость. С одной стороны, подростки не желают участвовать в коллективной деятельности, уклоняются от школьных обязанностей, ленятся, пренебрегают групповыми интересами в угоду своим личным интересам, у них натянутые отношения с педагогами, родителями, другими взрослыми. Но в то же время, они испытывают потребность в общественно значимой деятельности, где они смогли бы самореализоваться; в группе сверстников, где происходит их социализация; в значимом для них взрослом – образце поведения и возможном варианте своей собственной жизни.

Можно предположить, что  эта противоречивость – следствие бурных изменений в организме подростка, причём, изменений скачкообразных и дисгармоничных. Непропорционально, угловато развивается тело, ломается голос, происходит половое созревание, вызывающее у подростка ранее неведомые ему ощущения и сильные переживания. Описывая эти явления, французский врач-психоаналитик Француаза Дольто называет подростковый возраст мутационной фазой развития человека. Депрессии или агрессивность, поиск защиты и понимания в группе сверстников или уединение и отстранённость, центрация на себе или на других, могут быть следствиями субъективных переживаний подростком этих биологических «мутаций».  

Однако не всё так  просто. Исследования М. Мид свидетельствуют, что в развитии подростков-аборигенов острова Самоа отсутствуют кризисы, конфликты, стрессовые состояния. Видимо, «проблемность» подросткового возраста в большей мере определяется всё же социокультурными факторами [50].

Но как утверждает В.И. Слободчиков, анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются путём социальных представлений о развитии, культурных традиций взросления, отношения к ребёнку других, сравнения себя с другими [48].

По всей видимости, неоднозначность поведения подростков можно объяснить противоречиями, связанными с особенностями их социализации. А так как их развитие сопряжено с формированием у них чувства взрослости, демонстрацией «взрослого» поведения, попытками войти во взрослый мир, то основные противоречия социализации подростков, надо полагать, будут связаны именно с этой особенностью возраста – взаимоотношениями с миром взрослых. Речь идёт о двух перетекающих один в другой процессах:

– обособлении подростка от мира взрослых, обретения чувства независимости, избавления от статуса ребёнка (противоречие между потребностью подростка в ощущении собственной независимости и реальной его зависимостью от взрослых);

– интеграции подростка в мир взрослых, обретения чувства причастности к миру взрослых (противоречие между потребностью подростка в утверждении себя, как личности в мире взрослых и недостаточно благоприятными условиями для её удовлетворения).

Личностный рост во многом будет зависеть от конструктивного разрешения этих двух противоречий. В противном случае возникает реальная опасность трансформации «противоречивого подростка» в «проблемного подростка», формирования у него антиценностных отношений к миру, к другим людям, к самому себе, осложнений в его взаимоотношениях с родителями, педагогами, сверстниками [50].

Л. Шнейдер анализируя кризисные состояния в подростковом возрасте, указывает на то, что и тридцать, и сто лет назад, и сегодня подростничество – особый период в жизни человека. На протяжении этого возрастного периода качественно изменяется весь человек – физически, эмоционально, интеллектуально, нравственно. Эти изменения характерны (при разной степени выраженности) для любого подростка [56].

Кардинальные изменения  в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими.

Ощущение собственной  взрослости может рождаться и в результате установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым (в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости). Ощущение собственной взрослости может возникнуть до начала полового  созревания. Существующая в настоящее время акселерация физического развития и полового созревания создает условия для более раннего, чем в прежние годы, сдвига в представлении ребенка о степени собственной взрослости, означающего вступление в подростковый возраст.

Это новообразование  самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии. Во множестве норм, правил, ограничений и в особой «морали послушания», которая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребенка многое, из доступного взрослым, еще запретно. В детстве ребенок овладевает нормами и требованиями, которые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. Возникновение у подростка представления о себе, как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые [18].

По мнению А.А. Реан, чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости социальной природы. Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Ранняя самостоятельность и доверие окружающих делают ребенка взрослым не только в социальном, но и субъективном плане. Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся, как к равному, товарищи, которых он считает намного старше себя. Ощущение собственной взрослости может рождаться и в результате установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым (в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости) [34].

Д.Б. Эльконин, рассматривая подростковую тенденцию к взрослости, высказывался следующим образом: «Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих» [58; 27].

Равнение подростка  на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться  к некоторым сторонам их жизни  и деятельности, приобрести их качества, умения, права и привилегии, причем, прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми [18].

Ряд существенных социальных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения к подросткам, а именно: 1) неизменность общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые, наряду с учителями, выступают в роли воспитателей; 3) привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости); 4) сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно. Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Однако такое отношение взрослого противоречит не только стремлениям подростка, но и задаче воспитания детей в этом возрасте, как переходном от детства к взрослости.

Развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни. Процесс этот сложный, он требует времени и возможен, если подросток начнет жить в системе норм и требований, существующих для взрослых, что связано с необходимым и обязательным увеличением самостоятельности, расширением обязанностей и прав. Только в таких обстоятельствах подросток может научиться «по-взрослому» действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми [16].

Если существенные изменения  в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с  учебной деятельностью, то в личностном развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л.И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся [9].

Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно- полезной деятельностью. Это обусловливается тем, что общественно- полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам,  правила поведения [16].

П. Степанов указывает  на то, что потребность жить в человеческом сообществе, самоутверждаясь в мире взрослых, актуализирует многоплановую общественно-полезную деятельность подростков. Однако дети (при том, что сегодня со стороны общества им предоставляется всё больше разнообразных благ) исключены из реальной социально значимой деятельности. Сегодня они изолированы от серьёзных дел общества. Поэтому, наверное, подростки, жаждущие «настоящей жизни» и «настоящих дел», не всегда удовлетворены зачастую формализованными занятиями на уроках и после них, в кружках, секциях, клубах, они непостоянны в своих увлечениях и выборе занятий. Для них важно участие в деятельности, которая имеет ценность для членов той общности, в которую они входят.

Именно в «настоящей»  деятельности подросток может ощутить себя личностью, значимой для других, полезной, нужной. В этой деятельности он самоутверждается, поступая не сообразно побуждениям извне, а исходя из собственных представлений о долге, совести и ответственности.

Интерес к взрослому  миру и желание заявить о своём мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии свидетельствуют о том, что подросток готов к осознанному обсуждению социальных, политических, религиозных, национальных проблем. Способность подростков со всей своей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущные проблемы нашей жизни – одна из важнейших предпосылок воспитания свободной, гуманистически ориентированной личности [50].

При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями всё же основу социальной ситуации развития современного подростка, по мнению А.М. Прихожан, составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он – школьник. Главное общественное требование к подростку – овладеть определённой суммой знаний, умений и навыков, без которой невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включённое в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости, чрезвычайно важной в этом возрасте [33].

Во всех своих  действиях и поступках подростки ориентируются, прежде всего, на мнение сверстников. Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка [35].

По мнению И.С. Кона, аффилактивная потребность в принадлежности какой-нибудь группе становится особенно ярко выраженной в подростковом возрасте [16].

Постоянное  взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в классном коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей, подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью  в самоутверждении можно объяснить  и многие факты нарушения норм и правил поведения, так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности, (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным» [16].

Как показывают психологические исследования М.А. Алемаскина, 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные «трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие таких групп внутри класса создает значительные трудности, как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними [34].

Существенное  значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и        общественно-полезной деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то, тем самым, они создают благоприятные условия для развития  подростка, как личности.

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе