Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей взаимосвязи между самооценкой и статусом в группе подростков.

Задачи исследования:
1) обзор основных психолого-педагогических исследований по проблеме психического развития и межличностных отношений в подростковом возрасте;
2) изучение особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте;
3) теоретический анализ проблемы самооценки и статуса в подростковом возрасте;
4) эмпирическое исследование взаимосвязи между статусом подростка в группе сверстников и самооценкой;
5) выработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……............………….........………………..………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА В ГРУППЕ У ПОДРОСТКОВ ………………………………………………….…………
7
1.1. Психологическая характеристика современного подростка ……. 7
1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп ..……… 18
1.3. Формирование самооценки в подростковом возрасте ..…………… 28
1.4. Взаимосвязь самооценки и статуса в группе подростков ………. 40
Выводы…………………..….……………….………………….. 49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ …………………………………………………………
51
2.1. Организация и методы исследования ……………….……………… 51
2.2. Анализ результатов исследования ………….…..…………………... 59
Выводы…….……………………..……….……………………………….. 77
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, направленные на формирование межличностных отношений у подростков …………………………………………………………………
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………..…..................…………………. 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....……………................…..…………..……… 83

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, личностное развитие современных подростков во многом обусловлено социальной ситуацией развития. Стремление выйти из-под контроля взрослых и на равных вступить с ними в новые отношения является стимулом для развития в данном возрасте. В этом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников, поэтому невозможно рассматривать формирование личности подростка отдельно от тех процессов, которые происходят в группе.

 

1.2. Статусно-ролевая характеристика подростковых групп

 

Группа, в которой развивается  и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традиционно в психологии рассматривается малая группа – объединение взаимодействующих лиц, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Малая группа – это общность, скреплённая эмоциональными связями: симпатиями, антипатиями, безразличием и т.д. [2].

Важнейшей основой классификации  групп является степень, или уровень  их развития. Уровень группового развития – характеристика  сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, её ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений.

Высший уровень развития группы – коллектив, межличностные отношения опосредованы задачами и целями совместной личностно- значимой для каждого члена общественно ценной деятельности [57].

Не все коллективы одинаковы, показатели, по которым можно  определить хороший или плохой коллектив, следующие: сплоченность группы, коллективистское самоопределение, эмоциональная  идентификация, эталонность в восприятии членов группы.

Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа в своем развитии. На начальной стадии формирования группы выбор характеризуется непосредственной эмоциональной окраской, а ориентации в выборе партнера направлены в большей степени на его внешние достоинства (общительность, внешняя привлекательность, манера одеваться и т.п.). Выбор же в группе более высокого уровня развития осуществляется не только на основании чувств, возникающих при первом впечатлении, но исходя из оценки более глубоких личностных качеств, которые проявляются в совместной деятельности и в значимых для личности поступках.

По мере развития группы повышается «цена» таких качеств личности, которые характеризуют мировоззрение и отношение к труду, т.е. особенностей, формирующихся и проявляющихся в совместной деятельности [47].

Уровень развития коллектива представляет собой лишь одну сторону межличностных взаимодействий, складывающихся в группе. Это так называемый процесс интеграции – объединения, сплочения коллектива. Наряду с ним, постоянно происходит другой процесс – дифференциации взаимоотношений между учениками, выделение в структуре группы «звёзд», изолированных и группировок [45].

Если рассматривать  социально-психологический уровень  взаимоотношений, в которых всегда участвует каждая личность, то можно увидеть, что у каждой личности может быть своё положение. С этим конкретным положением оказывается напрямую сопряженными большая или меньшая совокупность психологических связей – положительных, отрицательных, нейтральных.

Каждый член группы в  соответствии со своими деловыми и  личностными качествами имеет свой статус в группе. Когда в класс приходит новый педагог, его сразу же знакомят с тем, «кто есть кто» в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся. За этой легко различимой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в процессе наблюдения, либо экспериментально [6].

В психологии различают  две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.

Внутригрупповые отношения  имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые индивиды вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержений и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания в контексте изучения проблем общения и совместной деятельности. Чувство, как аналитическая единица определения межличностных отношений, рассматривалось многими психологами (Т. Шибутани, Дж. Морено,                    А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Несмотря на то, что люди ведут себя в соответствии с конвенциональными нормами, чувства, определяя особенности восприятия и интерпретации событий, в большей степени регулируют поведение индивидов. Чувства изучаются социальной психологией именно потому, что они детерминируют межличностные отношения в различных социальных ситуациях [4].

Американский психолог Джекоб Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений членов группы, разработал всемирно известную теорию социометрии. Социометрия – это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе [40].

Социометрическая структура  группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Каждый индивид в  группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе.

Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие: внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык); успехи в ведущей деятельности; некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.); соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является; положение в других социальных группах [6].

В результате активного взаимодействия с другими членами группы, индивид, решая конкретные задачи, перед нею поставленные, обретает свои ценностные ориентации. Их усвоение предполагает и своего рода контроль над личностью, реально осуществляемый группой или приписываемый личностью группе. Ориентация на ценности группы, на ее мнение заставляет индивида выделять круг лиц, позиция и оценка которых для него особенно существенны. Эти люди выступают в качестве своего рода призмы, благодаря которой он стремится осуществлять акты социальной перцепции - видеть и оценивать значимые для него объекты, цели, задачи и способы деятельности других людей. Они становятся для него зеркалом, в котором он начинает видеть самого себя.

Люди, которых индивид  избирает, чтобы справляться с  их мнениями и оценками, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа.

Предпочтительность по признаку референтности  существенно отличается от предпочтительности в социометрии. Референтность лежит в более глубоких слоях внутригрупповой активности, опосредствуемой ценностями, принятыми в данном сообществе. Индивид получает возможность не только воспринять окружающий мир сквозь призму ценностных ориентации (убеждения, взгляды, мнения) его партнеров, но также откорректировать благодаря этому свое отношение к окружающему. С помощью референтного круга личность, как субъект познания, становится объектом самопознания, осознанно или неосознанно выделяя индивидов, способных оценить ее по параметрам, которые она сама считает важнейшими [4].

Хорошо, если требования, ожидания, интересы, идеалы и все прочие ценностные ориентации всех референтных для данной личности групп более или менее совпадают или оказываются близкими и, что особенно важно, связаны с общественно значимыми целями и идеалами. Однако нередко бывает и так, что компания подростков одобряет и всячески поддерживает такие оценки, интересы, поступки и желания, которые совершенно неприемлемы для семьи, идут вразрез со всем тем, на что его ориентируют родители. Между тем, подросток считается и с теми, и с другими. В результате личность, принадлежащая двум противоположно направленным референтным группам, переживает тяжелый внутренний конфликт [36].

Подросток может быть членом групп различных типов: складывающихся в большинстве своём стихийно, на основе привносимых каждым членом норм и ценностей (неструктурированных, событийных общностей) или организованных по заранее определённой структуре с преимущественно заданными нормами поведения (социальных структур, социальных организованностей). В чистом виде подобные объединения людей редко встречаются. В рамках формальной, структурированной организации часто складывается событийная общность. А неструктурированная событийная общность часто имеет тенденцию к структурированию.

Стремление молодых  людей к объединению в группы в подростковом возрасте настолько  велико и типично, что оно рассматривается  в качестве еще одной характерной  для этого возраста реакции, получившей название реакции группирования [28].

В образовании подростковых групп наблюдается определенная возрастная динамика: в младшем подростковом возрасте это почти исключительно однополые группы; в период, совпадающий по времени с первыми свиданиями, к однополой группе целиком присоединяется группа противоположного пола, после чего происходит процесс дальнейшей дифференциации и группирования, и группы становятся смешанными.

А.А. Реан и Коломенский указывают  на то, что значение взаимоотношений личности с коллективом возрастает от младшего возраста к старшему [36].

В каждом классе, для каждого  ученика существуют три круга  общения. В этот первый наиболее важный для ребенка круг входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, – те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто, в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть первый круг желаемого общения отсутствует. В каждом классе есть дети, не имеющие первого круга желаемого общения, то есть те, у кого в коллективе нет устойчивых привязанностей, нет ни постоянных товарищей, ни детей, которые вызывали бы устойчивую симпатию, что говорит об отклонениях во взаимоотношениях этих учеников с одноклассниками.

Чем старше дети, тем шире у них первый круг желаемого общения, тем с большим числом одноклассников они стремятся установить близкие отношения.

Среди шестиклассников  гораздо больше учеников, у которых  в первый круг общения входят 3-4 одноклассника. Объем первого круга общения зависит не только от возраста, но и от воспитания: чем лучше организована совместная деятельность детей, чем лучше ведется в классе воспитательная работа, тем больше устойчивых связей завязывается между учениками, тем к большему числу одноклассников школьник испытывает постоянную симпатию.

Все одноклассники, в  отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию, составляют второй круг общения. Для большинства учеников 3-6 классов второй круг желаемого общения составляет 6-8 одноклассников. Сравнительно редки случаи, когда в этот круг входит 10 и более школьников.

Третий круг общения – идентичен понятию класса. Интересен вопрос о взаимоотношениях мальчиков и девочек в школьном коллективе. Исследования показывают, что мальчики и девочки и в третьих, и в шестых классах разобщены: взаимные выборы встречаются крайне редко. Как правило, мальчики чаще выбирают девочек, а не наоборот. Также необходимо отметить распространенную боязнь мальчика обнаружить свою симпатию к девочке, и наоборот. Чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений [52].

Тот или иной статус в  системе личных взаимоотношений  ученик получает на основании симпатий со стороны представителей его пола. Иными словами, мальчик занимает благоприятное положение, потому что пользуется, прежде всего, симпатиями мальчиков, а девочка, – потому что пользуется расположением девочек. Отсюда следует, что представителей противоположного пола выбирают те ученики, которым не симпатизируют представители одного с ними пола. Здесь находит свое проявление следующая общепсихологическая тенденция: не находя удовлетворения своей потребности в общении с представителями своей среды, человек стремится удовлетворить эту потребность в какой-либо иной, отличной среде. Функцию иной среды в данном случае выполняют одноклассники противоположного пола [34].

В исследованиях, проведённых  А. Реан, при сопоставлении ответов  испытуемых о числе ожидаемых  ими выборов с числом действительных выборов, были получены более точные показатели, характеризующие самоосознание личности в коллективе. Здесь выявились следующие категории:

1)  человек ожидал  большего, нежели действительно  получил, – ошибка преувеличения (переоценивающее положение);

Информация о работе Исследование взаимосвязи самооценки подростков и их статуса в группе